Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОС
рабочая программа на тему

Харитонова Оксана Александровна

Рабочая программа  по  литературе  для  5  класса  разработана  на основе авторской программы под редакцией Коровиной В.Я. (М.: Просвещение, 2016 г) в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королев Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 2«имени В.Н. Михайлова»

 

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол № 1____________

Руководитель школьного                                                                      

методического                                                                                        

объединения_____________

Денисюк В.М.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР__________________

Е.В.Козлова

от «____»________2017

«Утверждаю» 

Директор МБОУ СОШ

№2 им. В.Н. Михайлова

_________________

О.Ф. Латыпов

Приказ №_____

от «____»________2017

                                                                 

                             

Рабочая программа

по литературе

на 2017-2018 учебный год

 для 5-го класса

Учитель

Харитонова Оксана Александровна

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа  по  литературе  для  5  класса  разработана  на основе авторской программы под редакцией Коровиной В.Я. (М.: Просвещение, 2016 г) в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.              Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

 - овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.  

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

-обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,  определяющих пути и способы достижения  желаемого  уровня  (результата)   личностного   и  познавательного   развития обучающихся;

- ориентацию на достижение основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного  процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В системе предметов общеобразовательной школы курс литературы представлен в предметной области «Филология». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, что составляет 105 часов в год.

                 Содержание деятельности по предмету в 5 классе

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном  сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного  произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы  строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений,  решает  задачи  формирования  читательских  умений,  развития  культуры устной и письменной речи.

         Общая характеристика учебного предмета

Литература -  базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Одна из составляющих литературного образования литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Программа выстроена  с учётом  специфики  класса. Её реализация  обеспечивает  освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности,         в  том  числе,  способностей  передавать  содержание  текста  в  сжатом  или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое,                поисковое        и                др.),        создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, а от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.

Формы и методы преподавания: 1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой — технология смыслового чтения; 2. Проблемный диалог, беседа; 3. Элементы анализа текста; 4. Лингвистический эксперимент; 5. Редактирование. 6. Объяснительно-иллюстративный.7. Проектная деятельность; 8. Творческая мастерская; 9. Диспут, дискуссия; 10. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; 11. Просмотр фрагментов кинофильмов, театральных постановок, фонохрестоматия.  

Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.

Требования ФГОС к результатам изучения предмета « Литература» в

основной школе (к окончанию 5 класса)

Личностные результаты изучения предмета «Литература» должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными        результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые  предметные  результаты изучения литературы в 5  классе

5 класс

Ученик научится:

  1. - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  2. - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  3. - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

  1. - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  2. - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета.

Введение (lч.)

Писатель о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатель книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч)

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие  представлений).  

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть  временных  лет»  как  литературный  памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX ВЕКА (42ч)

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина  сюжетов, образов  и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму».  Реальная  основа  повести.  Повествование  о  жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).  

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая  характеристика  персонажей  (начальные  представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков.

«Зима»  (отрывок);  А. В. Кольцов.  «В  степи».  Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

                                      Из литературы XX века (29ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие  прекрасного.  Эстетическое  и  этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе  (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное  общество»  и  «дурные  дела».  Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

 «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.  

 «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения  (начальные  представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения  о  войне.  Патриотические  подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

                           ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе

 «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

 «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

                                      Учебно-тематическое

                             планирование по литературе

№ п/п

Название раздела

Количество часов

В том числе

К.Р.

Вн.чт.

Р.Р.

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

10

1

1

3

Древнерусская литература

2

4

Из русской литературы XVIII века

2

1

5

Из русской литературы XIX века

42

2

5

6

6

Из литературы XX века

29

2

3

2

7

Из зарубежной литературы

15

1

3

8

Уроки итогового контроля

4

2

2

Итого:

105

6

11

14

Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

Наименование разделов и тем

Основные виды

деятельности учителя и учащихся

Домашнее задание

                                             Введение ( 1ч )

1

 Книга в жизни человека и обществе.

Рассказ учителя.

Беседа

                            Устное народное творчество ( 10ч )

2

1.Фольклор-коллективное устное народное творчество

Рассказ учителя

3

2.Малые жанры фольклора

Рассказ учителя

4

3.Русские народные сказки. «Царевна –лягушка» как волшебная сказка

Беседа

5

4.Русская народная  сказка «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

Беседа

6

 5.«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

Беседа

7

6.«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Рассказ учителя

8

7.«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

Беседа

9

8.Сказка о животных «Журавль и цапля»

Рассказ учителя

10

9.Вн. чт. Мои любимые сказки. Бытовая сказка «Солдатская шинель».

Практикум

11

10.Р/р. Итоговый урок. Создание волшебной сказки на тему «Русские народные сказки».

Практикум

                                 Из древнерусской литературы ( 2ч )

12

1. «Повесть временных лет» как литературный памятник

Беседа

13

2. Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Беседа

                                   Из литературы XVIII века ( 2ч )

14

1.Вн.чт.  Из литературы XVIII  века. М.В. Ломоносов- учёный, поэт, художник, гражданин

Практикум

15

2.М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Беседа

                                       Из литературы XIX века ( 42ч )

16

1.Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе.

Практикум

17

2.И.А.Крылов. « Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Рассказ учителя

18

3.И.А.Крылов. «Волк на псарне».

Беседа

19

4.Р.Р. И.А. Крылов. Басни .

Практикум

20

5.В.А.Жуковский. «Спящая царевна»

Беседа

21

6.В.А.Жуковский. «Кубок»

Беседа

22

7.А.С.Пушкин. «Няне»

Беседа

23

8.«У лукоморья дуб зелёный…»

Беседа

24

9.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои

Рассказ учителя

25.

10.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

Беседа

26.

11.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки

Беседа

27.

12.Р.Р . «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Практикум

28.

13.К.Р. по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

Практикум

29.

14.Анализ творчества И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

Практикум

30.

15.Вн.чт.  А.С. Пушкин. Сказки

Практикум

31.

16.Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

Беседа

32.

17.«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

Беседа

33.

18.М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения

Рассказ учителя

34.

19.«Бородино»: проблематика и поэтика

Беседа

35.

20.Вн.чт. «Ашик – Кериб» как литературная сказка

Практикум

36.

21.Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ  Диканьки». «Заколдованное место»

Беседа

37.

22.« Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести

Беседа

38.

23.Вн.чт.  «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

Практикум

39.

24.Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» ( отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Рассказ учителя

40.

25.«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

Беседа

41.

26.«Крестьянские дети». Язык стихотворения

Беседа

42.

27.И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве

Рассказ учителя

43.

 28.«Муму» как протест против рабства

44.

29.«Муму»: система образов

Практикум

45.

30.Р.Р.  И.С. Тургенев-мастер портрета и пейзажа

Практикум

46.

31.А.А.Фет. Лирика

Беседа

47.

32.Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев

Беседа

48.

33.«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

Беседа

49.

34.Л.Н.Толстой  «Кавказский пленник»

Практикум

50.

35.Р.Р.  Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Практикум

51.

36.Р.Р.  Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Практикум

52.

37.А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ

Рассказ учителя

53.

38.Р.Р. «Хирургия»

Практикум

54.

39.Вн.чт. Рассказы Чехова

Практикум

55.

40.Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

Рассказ учителя

56.

41.А.Н.Майков. «Ласточки»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок)Контрольный тест

Беседа

57.

42.К.Р.  Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе

Практикум

                                                    Из литературы XX века ( 29 ч )

58.

1.И.А.Бунин. «Косцы»

Рассказ учителя

59.

2.Вн.чт. И.А. Бунин. «Подснижник»

Практикум

60.

3.В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети

Рассказ учителя

61.

4.«В дурном обществе»: семья Тыбурция

Беседа

62.

5В дурном обществе»:  «дурное общество» и «дурные дела»

Беседа

63.

6.Р.Р. «В дурном обществе»

Практикум

64.

7.С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Беседа

65.

8.П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы

Рассказ учителя

66.

9.«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы

Беседа

67.

10.К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки

Рассказ учителя

68.

11.«Тёплый хлеб»: язык сказки

Беседа

69.

12.Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы

Практикум

70.

13.Вн.чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей

Практикум

71.

14.«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

Рассказ учителя

72.

15.«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа

Беседа

73.

16.Р.Р. «Двенадцать месяцев»

Практикум

74.

17.Контрольная работа

Беседа

75.

18.Контрольная работа

Беседа

76.

19. А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа

Беседа

77.

20 .«Никита»: быль и фантастика

Беседа

78.

21. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

Практикум

79.

22. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя

Практикум

80.

23.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Беседа

81.

24.К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»

Беседа

82.

25.И.А.Бунин. «Помню-долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы»

Беседа

83.

26.Д.Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»;      Н. Рубцов. «Родная деревня»

Рассказ учителя

84.

27.Саша Чёрный. «Кавказский пленник»

Рассказ учителя

85.

28.Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон»

Беседа

86.

29.Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

Беседа

                                              Из зарубежной литературы (15ч)

87

1.Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков

Рассказ учителя

88

2.Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя

Рассказ учителя

89

3.Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя

Беседа

90

4.Д.Дефо. «Робинзон Крузо» :  произведение о силе человеческого духа

Беседа

91

5.Х.-К.Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика

Рассказ учителя

92

6.Х.-К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

Беседа

93

7.Х.-К.Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?»

Беседа

94

8.Вн.чт. Х.-К.Андерсен. Сказки

Практикум

95

9.Р.Р. Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов

Практикум

96

10.Р.Р. Х.-К. Андерсен. Сказки.

Практикум

97

11.М. Твен. «Приключения Тома  Сойера» : неповторимый мир детства

Рассказ учителя

98

12.М. Твен. «Приключения Тома  Сойера» : дружба героев

Беседа

99

13.Р.Р. М. Твен. «Приключения Тома  Сойера»

Практикум

100

14.Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

Рассказ учителя

101

15.Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя

Беседа

102

Урок контроля. Итоговая К.Р

Практикум

103

Урок контроля. Итоговая К.Р.

Практикум

104

Р.Р. «Путешествие по стране Литературии»

Практикум

105

Р.Р. «Путешествие по стране Литературии»

Практикум

Итого: 105

Перечень учебно-методического обеспечения

Для учащихся:

  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
  4. Репродукции картин художников
  5. Словарь литературных терминов

Для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2014. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
  4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
  6. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

Средства обучения

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
  2. Раздаточный материал по темам курса
  3. Репродукции картин художников
  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
  5. Экранные пособия

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

Рабочая программа по литературе (10 класс, профильное обучение)

Рабочая программа по литературе для 10 классов(профильный уровень) позволит расширить читательский кругозор учащихся,углубить литературоведческие знания....

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.

Рабочая программа по литературе 5 класса к предметной линии учебников В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева разработана с учетом ФГОС. В ней отражены все главные составляющие рабочих программ.Тематическое план...

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература" предназначена для учащихся 5 классов...

Рабочая программа по литературе для 6 класса ФГОС

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...

Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС

Рабочая программа учебного предмета  «Литература»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ...