Рабочая программа по литературе для 6 класса ФГОС
рабочая программа на тему

Харитонова Оксана Александровна

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королев Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 2«имени В.Н. Михайлова»

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол № 1____________

Руководитель школьного                                                                      

методического                                                                                        

объединения_____________

Денисюк В.М.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР__________________

Е.В.Козлова

от «____»________2017

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

№2 им. В.Н. Михайлова

_________________

О.Ф. Латыпов

Приказ №_____

от «____»________2017

Рабочая программа

по литературе

на 2017-2018 учебный год

 для 6-го класса

Учитель:

Харитонова О.А.

2017

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,
  • различные виды пересказа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
  • произведения для заучивания наизусть,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В системе предметов общеобразовательной школы курс литературы представлен в предметной области «Филология». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, что составляет 105 часов в год.

Таблица тематического распределения часов:

Содержание

Кол-во часов

Вн.

Чт.

Р\Р

Контр.

работа

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

1

1

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы ХVIII века

1

Из русской литературы XIX века.

49

5

6

3

Из русской литературы XX века.

26

3

3

1

Из литературы народов России

2

Зарубежная литература.

17

3

2

Уроки контроля и итоговые уроки

4

Всего часов

105

12

12

4

Требования ФГОС к результатам изучения предмета « Литература»

                                                                                                                                    в основной школе (к окончанию 6 класса)

Личностные результаты изучения предмета «Литература» должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными        результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые  предметные  результаты изучения литературы в 6  классе

Ученик научится:

  1. - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  2. - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  3. - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  4. - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
  5. - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  6. - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

  1. - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  1. - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  2. - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  3. - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления)


Календарно-тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

Тема и основное содержание

урока

Основные виды

деятельности учителя и учащихся

Домашнее задание

                            Введение ( 1ч )

1

Художественное произведение, автор, герои

Рассказ учителя. Беседа

Устное народное творчество ( 4ч )

2

Обрядовый фольклор

Рассказ учителя.

3

Пословицы и поговорки

Беседа

4

Вн.чт. Загадки

Практика

5

Р.Р.Урок-посиделки «Русский фольклор»

Практика

Из древнерусской литературы ( 1ч )

6

Русская летопись

Рассказ учителя.

Из литературы XVIII века ( 1ч )

7

Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха»

Беседа

Из литературы XIX  века ( 49ч )

8

1.И.А.Крылов. «Осёл и Соловей»

Беседа

9

2. И.А.Крылов. «Листы и Корни»

Беседа

10

3. И.А.Крылов. «Ларчик»

Беседа

11

4. Р.Р.Русские басни

Практика

12

5. А.С.Пушкин. «И.И.Пущину»

Рассказ учителя.

13

6. А.С.Пушкин. «Узник»

Беседа

14

7. А.С.Пушкин. «Зимнее утро»

Беседа

15

8. Вн.чт.А.С.Пушкин. «Зимняя дорога» и др.стихотворения

Практика

16

9. Р.Р.А.С.Пушкин. Двусложные размеры стиха

Практика

17

10. А.С.Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров

Рассказ учителя.

18

11. А.С.Пушкин. «Дубровский»:бунт крестьян

Беседа

19

12. А.С.Пушкин. «Дубровский»:история любви

Беседа

20

13. А.С.Пушкин. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского

Беседа

21

14. А.С.Пушкин. «Дубровский»: композиция романа

Беседа

22

15. К.Р. А.С.Пушкин. «Дубровский».

Практика

23

16. К.Р.А.С.Пушкин. «Дубровский»

Практика

24

17. А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня –крестьянка»: сюжет и герои

Рассказ учителя.

25

18. «Барышня –крестьянка»:особенности композиции повести

Беседа

26

19.Вн.чт.« Повести Белкина»: проблемы и герои

Практика

27

20. М.Ю.Лермонтов «Тучи»

Беседа

28

21. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Беседа

29

22. М.Ю.Лермонтов «Листок»

Беседа

30

23. М.Ю.Лермонтов «Утёс», «На севере диком стоит одиноко..»

Беседа

31

24. Р.Р.М.Ю.Лермонтов. Подготовка к сочинению. Лирика

Практика

32

25. Р.Р. М.Ю.Лермонтов. Сочинение

Практика

33

26. И.С.Тургенев . «Бежин луг»: образы автора и рассказчика

Рассказ учителя.

34

27. И.С.Тургенев. Образы крестьянских детей

Беседа

35

28. И.С.Тургенев. Картины природы

Рассказ учителя.

36

29.Вн.чт.И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» и др. рассказы из «Записок охотника»

Практика

37

30. Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…»

Беседа

38

31. Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…»

Беседа

39

32. Ф.И.Тютчев. «Листья»

Беседа

40

33. А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Рассказ учителя. Беседа

41

34. А.А.Фет. «Ёще майская ночь…»

Беседа

42

35. А.А.Фет. «Учись у них –у дуба,у берёзы…»

Беседа

43

36. Р.Р.Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Лирика

Практика

44

37. Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ

Беседа

45

38. Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.

Беседа

46

39. К.Р. Творчество И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Практика

47

40. Н.С.Лесков «Левша»: народ и власть

Рассказ учителя.

48

41. Н.С.Лесков «Левша»:понятие об иронии

Беседа

49

42. Р.Р.Н.С.Лесков «Левша»

Практика

50

43.Вн.чт.Н.С.Лесков «Человек на часах»

Практика

51

44. А.П.Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа

Беседа

52

45. А.П.Чехов .Источники комического в рассказе

Рассказ учителя.

53

46.Вн.чт.А.П.Чехов. Рассказы

Практика

54

47. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIXвека. Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Рассказ учителя.

55

48. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А.Баратынский, А.К.Толстой

Рассказ учителя.

56

49. Романсы на стихи русских поэтов. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Подготовка к сочинению

Рассказ учителя.

Из русской литературы XX века( 26ч )

57

1. А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип

Беседа

58

2. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Беседа

59

3. А.С.Грин.  «Алые паруса»: мечта и действительность

Беседа

60

4. А.С.Грин. «Алые паруса»: Ассоль и Грей

Беседа

61

5. А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке

Беседа

62

6.Вн.чт. А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и д.р.

Практика

63

7. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Рассказ учителя.

64

8. Д.С. Самойлов. «Сороковые»

Беседа

65

9. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

Беседа

66

10. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев

Беседа

67

11. Р.Р.В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Практика

68

12. В.Г.Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

Рассказ учителя.

69

13. В.Г.Распутин «Уроки французского»: стойкость главного героя

Беседа

70

14. В.Г.Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна

Беседа

71

15. В.М.Шукшин. «Критики»: образ странного героя

Рассказ учителя.

72

16.Вн.чт.В.М.Шукшин. «Чудик», «Срезал»

Практика

73

17. Ф.И.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» : школа, учитель, ученики

Рассказ учителя.

74

18. Ф.И.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»:юмор в рассказе

Беседа

75

19. К.Р.Сочинение по произведениям

Практика

76

20. Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Беседа

77

21. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

Беседа

78

22. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Беседа

79

23. Н.М.Рубцов  «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная

Беседа

80

24.Вн.чт.Н.М.Рубцов «Листья осенние», «В горнице», человек и природа

Практика

81

25.Р.Р.Родная природа в лирике русских поэтов XIX иXX веков

Практика

82

26.Р.Р.Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе

Практика

Из литературы народов России ( 2ч )

83

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»

Рассказ учителя.

84

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»

Беседа

Из зарубежной литературы ( 17ч )

85

1. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции

Рассказ учителя.

86

2. Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя

Беседа

87

3.Вн.чт.Древнегреческие мифы

Практика

88

4. Геродот. «Легенда об Арионе»

Рассказ учителя.

89

5. Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма

Рассказ учителя.

90

6. Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма

Беседа

91

7. Вн.чт.Гомер. «Одиссея»

Практика

92

8.М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» жизнь героя в воображаемом мире

Рассказ учителя.

93

9.М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы

Беседа

94

10.М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: нравственный смысл романа

Беседа

95

11. «Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве

Беседа

96

12. Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести

Рассказ учителя.

97

13.П.Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация

Рассказ учителя.

98

14. «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе. Проблемы чести и предательства

Беседа

99

15. А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые

Беседа

100

16. А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: как философская сказка-притча

Беседа

101

17.Вн.чт.А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке

Практика

102

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся

Практика

103

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся

Практика

104

Р.Р.Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 6 класса» Задания для летнего чтения

Практика

105

Р.Р.Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 6 класса» Задания для летнего чтения

Практика

ИТОГО : 105 часов ; контрольных работ -4 часа, развития речи -12 часов, Вн.чт -12 часов

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.

Для учителя:

 Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

 Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

 Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

 Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

 Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

 В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

 Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль,  2005

 Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.

Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"

Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"...