"ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА"
статья на тему

Татьяна Владимировна Чебыкина

ДОКЛАД на тему: «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnaya_kultura_xix_veka.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГЛСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 1785 «ТАГАНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

____________________________________________________________

ДОКЛАД на тему:

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА»

Автор:

Чебыкина Татьяна Владимировна -

Педагог дополнительного образования,

учитель хореографии.

Москва

2017 – 2018 уч. год


В начале XIX века лидирующие положение в области танцевальной культуры и моды сохраняет Франция. Но в 40-е годы XIX столетия с ней начинают соперничать Австрия и Россия. В XIX веке Россия становится крупным хореографическим центром Европы. Самые знаменитые танцовщики и балетмейстеры стремятся работать в России. «Высоки уровень развития балетного театра влияет на стиль бальной хореографии. Артисты балета преподают танец в различных учебных заведениях, частных домах, открывают общественные классы… многие бальные танцы, созданные за рубежом, обрели в России вторую родину».

Первые десятилетия XIX века – период господства стиля «ампир» ( от французского empire – «империя»), по основным признакам напоминает классицизм, так как внешние формы также заимствует в античном искусстве, но не Древней Греции, а Рима. Идеи мирового господства римлян, пышные формы римской архитектуры были созвучны захватническим устремлениям императора Наполеона.

После свержения Наполеона во Франции произошло восстановление монархии. Начался период Реставрации. Противоречия в европейской культуре еще больше усугубляются. Неудовлетворенность действительностью, разочарование в возможности осуществления прогрессивных идеалов рождают новое направление в искусстве – романтизм.

Романтическое направление внесло много нового и в развитие бальной хореографии. Появились новые танцевальные формы, более свободные и непринужденные.

XIX век – век массовых бальных танцев, век вальса. Именно вальс определяет структуру и характер бальных танцев XIX столетия непринужденной манерой исполнения, основанной на свободном подчинении музыкальному ритму. Он отвечал новым нормам общественной жизни и поэтому стал тем танцем, который был близок самым широким кругам городского населения.

В конце XIX века прочно вошли в жизнь общества танцевальные вечера и балы, маскарады, карнавалы, гулянья и всевозможные праздники. Но самой большой популярностью пользовались общественные балы, которые открывались торжественным полонезом. « На общественных балах существовал свой церемониал, свои порядки. У входа в танцевальный зал каждая дама получала карточку – программу, где указывались названия танцев и порядок их исполнения. Кроме карточки дама получала какую-нибудь игрушку или украшение – эмблему бала. Новый танец полагалось танцевать с другим кавалером. Несколько танцев разрешалось танцевать только с женихом.

В середине бала, как правило, исполнялся котильон – галоп, после которого был длинный антракт для ужина. Котильоном, как и всеми остальными массовыми танцами, управлял танцмейстер – дирижер бала».

Наряду с вальсом, эксезом, французской кадрилью, котильоном широкое распространение получают танцы славянских стран – мазурка, краковяк, полька.

Значительное изменение происходит в технике бальных танцев. Движения рук становятся разнообразнее. Поклоны упрощаются, делаются более естественными. Этому способствовал новый покрой одежды, манера носить платье, держать руки.

Вальс вписал одну из самых замечательных страниц в историю танцевального искусства.

Народное происхождение вальса не вызывает сомнений, но установление непосредственных предшественников его – дело сложное. Одни считают предшественниками вальса вольту, другие – алеманду, третьи – лендлер. Для всех этих танцев характерно закрытое положение рук, скольжение и вращательные движения. Слово «вальс» вошло в употребление с середины XVIII века, в более древних документах «weller», что означает кружиться, скользить. Завоевав популярность в деревнях, вальс стал все чаще исполняться на городских танцевальных вечерах и балах. Многие учителя танцев, особенно немецкие, долгое время бойкотировали вальс. Во Франции против вальса выпускали даже специальные листовки, где называли этот танец безнравственным. Ввиду его «безнравственности» многие королевские дворы очень неохотно разрешали вальс. Екатерина II тоже была против вальса, и лишь после ее смерти он был введен при русском дворе.

«В становлении и развитии вальса огромную роль сыграли новые общественные порядки и нормы поведения, утвержденные французской буржуазной революцией… Но ничто так не совершенствовало и не пропагандировало вальс, как музыка. Всемирно известны вальсовые мелодии В. Моцарта, К. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, А. Глазунова. Судьба бального вальса связана с именами К. Ланнера и И. Штрауса. Благодаря Штраусу Вена вошла в историю как город, расцветал вальс. Штраус обессмертил вальс, сделав его королем танцев, и сам стал королем вальсов».

Наряду с вальсом широкое распространение в XIX веке имела французская кадриль – не что иное, как контрданс, получивший современную форму, более сложную композицию, затейливый рисунок. Первоначальная схема кадрили – каре, позже французская кадриль исполняется в две линии.

Поначалу кадриль включала ряд сложных движений, таких, как assemble, antre-chat, jete, но чем чаще исполнялся этот танец на больших общественных балах, тем более упрощенной становилась техника: даже pas chasse заменяется в кадрили простыми шагами. Название фигур были заимствованы из модных песен того времени. Многие из них свидетельствуют о том, что этот танец родился в деревне. С течением времени названия эти отмирают, и фигуры называют просто «первая», «вторая»,  и так далее.

Перед началом кадрили игралась « Ритурнель» на восемь или шестнадцать тактов. Она являлась как бы сигналом к тому, что надо занимать места. До начала каждой новой фигуры в течение восьми тактов исполнители делают друг другу поклоны. «Кадриль не только доставляла удовольствие танцующим, но в какой-то мере имела и воспитательное значение. Она приучала молодежь к хорошим манерам, умению музыкально, четко и непринужденно выполнять движения».

Популярным танцем XIXвека был и экосез. Это народный шотландский танец  разновидность контрданса. В России, в эпоху Петра I, он получил название «английский» и был любимым танцем на всех балах. Схема танца – колонна и круги.

Большой популярностью в середине XIX столетия пользовалась и другая разновидность контрданса – лансье. Лансье – это английская кадриль. Как и в старинных французских контрдансах, танцующие располагаются  в каре, т.е. квадратом : первая пара напротив второй ( эти пары называются визави), направо от первой – третья пара, напротив третьей – четвертая пара ( эти пары называются контрвизави). Лансье состоит из пяти фигур, и у каждой фигуры свое название:

1-я фигура – la Dorset.

2-я фигура – la Victoria.

3-я фигура – la Moulinets.

4-я фигура – les Visites.

5-я фигура – les Zanciers.

Движения лансье построены на pas chasse и pas eleve.

Балы и танцевальные вечера обычно открывались полонезом. Как бальный танец полонез стал известен еще в начале XVIII столетия. Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий неизменяющийся шаг. В танец входили реверансы и поклоны. «В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но, вместе с тем, ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».

·        Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;·        Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;·...

Приобщение детей к танцевальному искусству - приобщение их к мировой культуре.

АктуальностьУвлечение  народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танц...

Тема: « Культура и искусство первой половины XX века»

на прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии культуры, познакомимся с основными направлениями развития кул...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...

Культура и быт 19 века

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идей...

План-конспект открытого учебного занятия на тему: «Танцевальная культура народов Прибалтики. Особенности характерных танцев».

Танец какого-либо народа отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительным положением и переплетением рук в сочетании с четким ритмо...