УМК Музыкальная грамота
учебно-методический материал по теме

Чупрова Галина Анатольевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

По разделу П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

по дисциплине

Музыкальная грамота

для специальности:

53.02.01 «Музыкальное образование»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 Музыкальная грамота

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                        

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ДРУГИХ ОПОП

11


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Музыкальная грамота

  1. Область применения программы

                Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла является частью программы подготовки специалистов среднего звена в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС СОО и получаемой специальности среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по специальности 053.02.01 Музыкальное образование.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

  1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Основной целью курса является: освоение студентами современных теоретических, методических основ процесса музыкального развития учащихся, изучение основных музыковедческих понятий, необходимых для профессиональной деятельности будущих учителей музыки.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК1, ОК4, ОК8

ПК 1.1-1.4

ПК 2.1-2.3

ПК 2.5

ПК 3.1-3.4

делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения

свойства музыкальных звуков, правила звукоряда, лада и тональности, нотной записи;

понятия метра и ритма;

интервалы и аккорды;

альтерация; отклонения и модуляция;

тональная и модальная системы

мелодия;

музыкальный склад;

типы фактур;

типы изложения музыкального материала;

общие законы музыкальной формы и элементы музыкального синтаксиса.

анализировать музыкальную ткань с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, метроритма, музыкального синтаксиса

использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде

определять на слух интервалы; определять на слух аккорды (в том числе тоновое видение аккорда)

определять типы и виды аккордов в музыкальном произведении; строить интервалы, аккорды, их обращения

осуществлять анализ ошибочных действий

корректировать исполняемый материал, в зависимости от результата выше изложенного пункта

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     Лабораторно-практические занятия

34

     контрольные работы  (тест, коллоквиум)

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме   экзамена

2.2         РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями,  включающими в себя способность:

КОД

Наименование результата обучения

ОК 1.  

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4.  

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8.  

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ПК 1.1

 Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.

ПК 1.2.  

Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях. 

ПК 1.3.  

Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.

ПК 1.4.  

Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия

ПК 2.1.  

Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.

ПК 2.2.  

Организовывать и проводить уроки музыки

ПК 2.3.  

Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении

ПК 2.5.  

Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.

ПК 3.1.  

Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

ПК 3.2.  

Управлять детским вокально-хоровым коллективом с использованием дирижерских навыков.

ПК 3.3.  

Аккомпанировать детскому составу исполнителей

ПК 3.4.  

Аранжировать произведения педагогического репертуара для различных составов, в т.ч. смешанных вокально-инструментальных


2.3. Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины Музыкальная грамота

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Нотное письмо

Тема 1. 1.

Введение.

Содержание учебного материала

1

Значение курса «Музыкальная грамота» в профессиональном музыкальном образовании. Содержание курса. Формы работы.

**

Тема 1. 2.

Музыкальный звук. Музыкальная система. Темперация. Нотное письмо.

Содержание учебного материала

Освоение музыкальной грамоты: Звук как физическое явление. Шумовые и музыкальные звуки. Свойства и качества звука. Музыкальная система. Звукоряд. Основные и производные ступени. Знаки альтерации. Обозначение ступеней. Диапазон. Регистр. Октава. Темперированный строй. Полутон, тон. Энгармонизм звуков. Нотный стан. Ключи. Обозначение длительностей и пауз. Знаки сокращения нотного письма.

**

Практические занятия

5

Слуховое восприятие мелодий, анализ нотного текста с точки зрения наличия: знаков альтерации, энгармонизма звуков, различных длительностей и пауз.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Осуществлять нотную запись, находить на инструменте звуки различных октав.

Раздел 2.

 Метр. Ритм

Тема 2.1.

Ритм. Метр. Размер. Темп.

Содержание учебного материала

2

Ритм. Длительности основного и произвольного деления. Метр. Такт. Затакт. Размер. Простые, сложные, смешанные размеры. Группировка длительностей. Темп. Обозначение темпов. Метроном.

**

Практические занятия

3

Ритмические диктанты, упражнения на группировку длительностей в простых, сложных и смешанных размерах, определение темпов на слух.

Контрольная работа

1

Выполнение упражнений на группировку длительностей в простых, сложных и смешанных размерах.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Определять темпы, типы размеров на слух в музыкальных произведениях, пользоваться метрономом.

Раздел 3.

Интервалы.

Тема 3.1.

Интервалы.

Содержание учебного материала

2

Интервал. Основание и вершина. Тоновая и ступеневая величины. Простые и составные интервалы. Обращения интервалов. Энгармонизм интервалов. Диатонические и хроматические интервалы. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы, разрешение. Интервалы в ладу.

Практические занятия

3

Построение интервалов, слуховой анализ.

Контрольная работа

1

Построение  всех видов интервалов от заданного звука и в ладу.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Письменные и устные упражнения на построение интервалов от звука и в тональности. Игра интервалов на инструменте. Анализ интервалов в музыкальных произведениях

Раздел 4.

Лад. Тональность.

Тема 4.1.

Лад. Тональность. Гамма.  Лады народной музыки.

Содержание учебного материала

1

Лад. Значение лада в музыкальном произведении. Устойчивые и неустойчивые звуки. Натуральный мажор, натуральный минор. Названия и обозначения ступеней лада. Гамма. Тетрахорды. Тональность. Обозначение тональностей. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. Виды мажора и минора (натуральный, гармонический, мелодический). Энгармонизм тональностей. Лады народной музыки: ионийский, дорийский, фригийский, эолийский, лидийский, миксолидийский. Увеличенный и уменьшенный лады. Пентатоника. Дважды гармонический мажор и минор.

Практические занятия

4

Слуховой анализ, построение всех видов ладов от звуков и в тональностях, определение в нотном тексте типов и видов ладов; определение на слух характерной окраски лада; исполнение на инструменте тональностей (гаммы).

Контрольная работа

1

Письменное построение всех видов мажора и минора.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Игра на инструменте всех видов ладов во всех тональностях квинтового круга.

Раздел 5.

Аккорды.

Тема 5. 1.

Аккорд.

Содержание учебного материала

3

Аккорд. Типы аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Виды трезвучий. Обращения трезвучий. Трезвучия в ладу. Главные и побочные трезвучия. Разрешение в Т (t). Консонирующие и диссонирующие аккорды. Обозначения аккордов. Септаккорд. Виды. Септаккорды в тональности: Д7, ДVII7, SII7. Обращения септаккордов, разрешение, перевод. Применение. Малоупотребительные септаккорды (I, III, IV, VI ступеней). Нонаккорд.

Практические занятия

4

Построение аккордов в ладу и от заданного звука, определение в нотном тексте типов и видов аккордов; определение аккордов на слух.

Контрольная работа

1

Построение аккордов в ладу и от заданного звука. Тестовое задание.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Построение аккордов в ладу и от заданного звука, игра аккордов на инструменте.

Тема 5.2.

Альтерация. Хроматизм. Типы тональных соотношений. Родство тональностей.

Содержание учебного материала

2

Хроматизм. Повышение и понижение всех ступеней лада. Ладовая альтерация (повышение и понижение неустойчивых ступеней). Хроматическая гамма. Правила ее написания (в мажоре и в миноре). Типы тональных соотношений. Родство тональностей. Тональности первой степени родства.

Практические занятия

2

Построение хроматической гаммы, анализ мелодий с отклонениями, модуляциями.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Строить хроматические гаммы, определять отклонения и модуляции в родственные тональности.

Раздел 6.

Мелодия.

Тема 6.1.

Мелодия. Элементы строения музыкальной речи.

Мелизмы.

Содержание учебного материала

1

Мелодия. Ее роль в музыке. Интонационная природа мелодии. Основные виды движения мелодии: поступенное, волнообразное, плавное, скачкообразное. Кульминация. Секвенция. Мотив. Звенья. Виды секвенции. Строение музыкальной речи. Цезура. Построение. Каденция. Виды каденций. Период. Виды периодов. Предложение. Фраза. Мотив. Мелизмы. Форшлаг. Мордент. Группетто. Трель. Арпеджиато. Правила расшифровки. Обозначение. Выразительное значение мелизмов.

Практические занятия

2

Анализ музыкальных произведений с определением интонационной природы мелодии, основных видов движения мелодии, структуры, видов каденций. Расшифровка мелизмов.

Самостоятельная работа обучающихся

1,5

Определение видов движения мелодии, ее структуры, каденций. Анализ музыкальных произведений с мелизмами, определение разновидностей мелизмов.

Всего:

59


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин, который должен соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  •  рабочее место преподавателя;
  • нотно-методические материалы;
  • музыкальный инструмент (фортепиано).

        Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор; интерактивная доска, средства звуковоспроизведения (музыкальный центр) Интернет.

        3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя – музыканта для общеобразовательной школы. / Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1973.

2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., Л., 1973.

3. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., 1999.

4. Афонина Н.Ю., Бабанина Т.Е. Упражнения по элементарной теории музыки. Л., 1999.

5.  Бершадская Т.С. Нетрадиционные формы письменных работ в консерваториях. – Л., 1982.

6. Блюм Д.А. Гармонические последовательности для слухового анализа. – М., 1991.

7. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. Л., 1993.

8..Дадиомов А.Е. начальная теория музыки. М., 2002.

9. Далматов Н. Музыкальная грамота. М.,1997.

10. Максимов С.Е. Музыкальная грамота М., «Музыка», 2004.

11. Островский А. Курс теории музыки. Л., 1998.

11. Привано Н.Г. Хрестоматия по гармонии. – Ч. 1, 2, 3. – М.,  1970.

13. Программа по музыке для общеобразовательной школы. – М., 1977.

14. Способин И. Элементарная теория музыки. М.. 1994.

15. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. – М., 1978.

16. Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. М.,1997.  

17. Шалина Л.А. Краткое пособие по теории музыки. Р-на-Д,. «Феникс», 2012.

Дополнительные источники:

1.Булаева О.П., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. С-П., 2003

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество и обучение.  – М., 1991.

3. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.,2002.

4. Зебряк Т.А. Основы музыкальной грамоты. М., «Кифара», 2006.

5. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.

6. Калугина М., Халабузарь П., Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. М., 1997.

7. Оськина С., Парнес  Д.  Аккомпанемент на уроках гармонии / Вып. 1. – М., 1989.

8. Педагогический поиск (аналогия передового опыта педагогов). Состав. Баженова И.Н. – М., 1989.

9. Сборник песен для детей дошкольного и школьного возраста.

10. Тельчарова Р.А. Урок музыкальной культуры. – М., 1991.

11. Щетинин М.П. Объять необъятное. – М., 1986.

12. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы (1-8 классы). – М., 1991.

Интернет ресурсы:

  1. www.music-theory.ru Теория музыки
  2. www.music-teoriy.ru Теория музыки 
  3. www.musicfancy.net Элементарная теория музыки  
  4. www.7not.net Теория музыки 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

уметь:

строить основные лады, интервалы, аккорды;

Письменные работы

Тестовые задания.

Экспертная оценка качества знаний.

анализировать строение мелодии в форме периода;

Устный опрос.

Письменные рабты.

Экспертная оценка качества практических знаний.

определять характер музыки, тип и вид музыкальной фактуры;

Письменные работы.

Устный опрос.

Экспертная оценка качества практических знаний.

определять средства музыкальной выразительности;

Устный фронтальный опрос.

Экспертная оценка качества знаний.

строить и разрешать аккорды в четырехголосном гармоническом изложении;

Игра гармонических последовательностей.

Экспертная оценка качества практических умений

подбирать аккомпанемент к песенной мелодии;

Подбор по слуху аккомпанемента к мелодиям.

Экспертная оценка качества в условиях творческой деятельности.

играть секвенции для распевания;

Игра секвенций.

Экспертная оценка качества практических умений

осуществлять гармонический анализ музыкальных произведений;

Письменные работы.

Экспертная оценка качества знаний.

знать:

основные элементы музыкального языка,

Тестовые задания.

Устный фронтальный опрос.

Экспертная оценка качества знаний

систему музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности,

Анализ музыкальных произведений.

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы по анализу.

основные гармонические закономерности

Слуховой анализ.

Экспертная оценка качества практических умений.

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП

ОП.05 История музыки и музыкальная литература

ОП.07 Анализ музыкальных произведений.

ОП.08 Сольфеджио

ОП.12 Хоровой класс

ОП.13 Музыкальный инструмент

ОП.14 Постановка голоса

ОП.15 Дирижирование

ПМ.01 Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в ДОУ

МДК 01.01Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ

ПМ.02 Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных занятий в общеобразовательных учреждениях

МДК 02.01 Теоретические и методические основы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях

МДК 02.02 Методические основы организации внеурочных музыкальных занятий в общеобразовательных учреждениях

ПМ 03. Педагогическая и музыкально-исполнительская деятельность

МДК 03.01 Вокальный класс

МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором

МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс

ПМ 04 Методическое обеспечение процесса музыкального образования

МДК 04.01 Основы методической работы учителя музыки и музыкального руководителя



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

По разделу П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

по дисциплине

Музыкальная грамота

для специальности:

53.02.01 «Музыкальное образование»

КУРС ЛЕКЦИЙ

(планы уроков)

План урока 1.1. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: Введение «Значение курса «Музыкальная грамота» в профессиональном музыкальном образовании»

Цель: познакомить с музыкальным искусством. Музыка как вид искусства. Изобразительные и выразительные возможности музыки. Связь музыки с другими дисциплинами. Учебно-методическое обеспечение. Содержание и формы работы.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Сообщение основных целей и значение курса в системе музыкального воспитания.
  2. Беседа о музыке как виде искусства. Изобразительные и выразительные возможности музыки. Связь музыки с другими дисциплинами.
  3.  Разъяснение содержания и форм работы: аудиторных и внеаудиторных.
  4. Итог урока.

 

План урока 1.2. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Освоение музыкальной грамоты: звук, музыкальная система, звукоряд, ступень»

Цель: познакомить студентов  со свойствами и качествами музыкальных звуков;  названием звуков. Понятием звукоряд, ступень, октава.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

 План урока:

  1. Звук, его свойства и качества (высота, тембр, громкость, длительность).
  2. Музыкальная система. Звукоряд.
  3. Ступень. Основные ступени звукоряда, их названия.
  4. Обозначение звука, Нотный стан, начальная черта.
  5. Ноты и современная система нотации.
  6. Итог урока.

  1.       Звук как физическое явление представляет бою колебательные движения какого-нибудь тела-источниа звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, пластинки, мембраны и т. д.), создающего звуковые волны периодические сгущения и разрежения в воздухе).

     В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки могут служить материалом для музыки.  

   Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают особыми свойствами; они отобраны и организованы в определенную систему, выработанную в процессе многовекового развития музыкальной культуры и служащую для выражения музыкальныx мыслей, музыкальных образов.

Звук обладает определенными свойствами и качествами. Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно - частоту колебаний, их продолжительность, амплитуду и состав колебаний.

К качествам относятся - высота, длительность, громкость И тембр.

Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний. Чем чаще колебания - тем выше звук; чем реже колебания - тем звук ниже. Высота может быть выражена с раз степенью ясности. Поэтому звуки разделяются на две группы

1) звуки, имеющие ясно выраженную высоту, и

2) звуки, имеющие ясно выраженной высоты.

Длительность звука зависит от продолжительности колебательного движения.

Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний.

Тембр, или окраска звука, зависит от состава звука. Благодаря разнице в тембрах мы отличаем голос одно человека от голоса другого, звук одного инструмента от другого и т. п.

 

  1. Музыкальная система. Звукоряд.

Совокупность употребительных в музыке звуков определенной высоты образует музыкальную систему.

Эта система является результатом длительно развивающейся музыкальной практики человеческого общества. В основу  данного курса положена система, принятая в европейской, а также в русской классической музыке.

Звукорядом называются звуки музыкальной системы         расположенные в восходящем или нисходящем порядке.          

Музыкальная система сложилась прежде всего в результате  певческой практики. Поэтому большая часть системы являются звуками, высота которых доступна человеческому голосу. Развитие музыки для инструментов повлекло пополнение системы еще некоторым числом звуков в указанных в пределах от 16 до 4000 колебаний в секунду.

Музыкальная система и ее звукоряд наиболее наглядно обозреваются на фортепиано (пианино, рояль). На современном фортепиано есть 88 звуков различной высоты.

  1. Ступенью называют звук музыкальной системы. Основными называются семь ступеней музыкальной системы (звукоряда), которым даны самостоятельные названия Основным ступеням соответствуют звуки, извлекаемые' белых клавишах фортепиано

На фортепианной клавиатуре имеется 52 таких белых клавиш и, и они соответствуют 52 основным ступеням звукоряда. Применяются же к ним лишь семь названий, которые периодически повторяются и относятся к соответственным ступеням высоким (справа на клавиатуре), низким (слева на клавиатуре) и средним. Каждая восьмая (подряд по счету) ступень дна с той, которая взята в качестве первой. Поэтому она носит одинаковое с первой ступенью название.

  1. Обозначение звука, Нотный стан, начальная черта.

Для обозначения звука принят овал, внутри пустой лил закрашенный. Овал, обозначающий звук, называется нотой. К овалу для обозначения длительности звука добавляется еще некоторые знаки. Нотным станом (нотоносцем) называется система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу

Вначале нотного стана (слева) ставится вертикальная линия и называется начальная. 

  1. Ноты в современной нотации. Часть нот размещается на линиях, а часть в промежутках между линиями.

Добавочные линии. Это короткие линии для одной ноты, помещаются выше или ниже нотного стана. Счет добавочных линий сверху ведется в восходящем направлении, а снизу в  низводящем порядке.

План урока 1.3. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Освоение музыкальной грамоты: звук, музыкальная система, звукоряд, ступень»

Цель: познакомить с основными и производными ступенями, понятием тон и полутон, со знаками альтерации и их функцией в музыке.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Октавная система.
  2. Ключи. Основные и производные ступени.
  3. Тон и полутон как расстояние между звуками (диатонические и хроматические полутоны и целые тоны).
  4. Знаки альтерации как способ повышения или понижения звука на полутон. Диез. Бемоль. Бекар. Ключевые и случайные знаки альтерации. Итог урока.
  5. Итог урока.
  1. Октавная система. Для обозрения звукоряда музыкальной системы снова будет удобно обратиться к фортепианной клавиатуре, т. к. ее 88 белых и черных клавиш соответствуют 88-ми звукам звукоряда и, как говорилось выше, охватывают его почти полностью. Семь основных ступеней с их самостоятельными названиями периодически повторяются на разных участках звукоряда. Основанием для этого является сходство ступеней.

На основе октавного сходства и отражающей его повторности названий звукоряд делится на участки, называем октавами. Каждая октава имеет свое название. Октава, лежащая посреди звукоряда, называется первой. Обозначения ее ступеней пишутся с малой буквы с цифрой справа сверху: до1, ре1, ми1 и т.д. Октавы, лежащие выше первой, нумеруются по порядку.  Обозначения их ступеней пишутся с малой буквы и справа сверху имеют номер октавы. Октавы, лежащие выше первой, нумеруются по порядку. Обозначения их ступеней пишутся с малой буквы и справа сверху имеют номер октавы

  1. Скрипичный и басовый ключи. Ключ - это знак который ставится на одной из линий нотного стана и дает ноте на этой линии название определенной ступени звукоряда. Основных ключей два: скрипичный и басовый. Скрипичный ключ обозначает соль первой октавы и ставится на второй линии нотного стана. Басовый ключ обозначает ноту фа и ставится на четвертой линии нотного стана.
  2. Двенадцатизвуковым (двенадцатиступенным) темперированным строем называется строй, делящий октавы на двенадцать равных частей - полутонов. Таким образом:
  • в октаве двенадцать полутонов;
  • полутон является наименьшим расстоянием по высоте возможным В двенадцатизвуковом темперированном строе

Целым тоном называется расстояние между двумя звуками, равное двум полутонам. Так как в октаве двенадцать полутонов, то целых тонов в ней шесть.

В результате двенадцатизвуковой темперации в каждой октаве звукоряда меется двенадцать разных звуков. Их как известно семь (до-ре-м-и-фа-соль-ля-си) Они считаются основными ступенями и имеют самостоятельные названия.

Производными называются ступени звукоряда, получаемые по средством повышения или понижения его основных ступеней. Каждая основная ступень звукоряда может быть как повышена, так и понижена. Таким образом, любая ступень моет быть представлена в разных видах, из которых каждый является, в сущности, самостоятельным звуком.

Повышение и понижение ступени называется альтераией.

Знаками альтерации называются знаки, ставящиеся слева ОТ .ноты и указывающие на повышение или понижение основной Ступени, которой соответствует эта нота. Знаки альтерации ставятся на той же высоте нотного стана, как и основная нота (т. е. на той же линии, над той же линией, под той же линией).

Знаков альтерации пять:

  • диез (#), обозначающий повышение на полутон;
  • дубль-диез, обозначающий повышение на целый тон;
  • бемоль обозначающий понижение на полутон;
  • дубль-бемоль, обозначающий повышение на целый тон;
  • бекар, отменяющий действие диезов и бемолей.

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные. Ключевые знаки действительны для всех октав звукоряда пока не введены новые. Случайные знаки ставятся непосредственно перед нотой.

План урока 2.1. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Ритм. Длительности основного и произвольного деления»

Цель: познакомить с понятием ритм, основными длительностями.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Ритм. Обозначение длительностей (овал, штиль, хвосты).
  2. Основное деление длительностей (правописание штилей).
  3. Основное деление пауз.
  4. Особые виды деления длительностей.
  5. Итог урока.

План урока 2.2. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Метр. Такт. Затакт. Размер. Простые размеры»

Цель: познакомить с понятиями метр, такт, размер. Разобрать простые размеры

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Метр.
  2. Размер. Такт.
  3. Простые размеры (2\4, 3\4)
  4. Итог урока.

План урока 2.3. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: « Группировка длительностей в простых размерах»

Цель: познакомить с понятием  группировка длительностей. Разобрать принципы группировки длительностей в простых размерах.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Группировка, основные правила группировки длительностей.
  2. Группировка в простых размерах.
  3. Итог урока.

План урока 2.4. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Сложные и смешанные размеры»

Цель: познакомить с понятием сложный размер. группировка длительностей. Разобрать принципы группировки длительностей в простых размерах.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Сложные и смешанные размеры.
  2. Группировка длительностей в сложных размерах.
  3. Переменные метры и размеры.
  4. Затакт.
  5. Итог урока.

План урока 3.1. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Интервалы»

Цель: познакомить с понятием интервал в музыке, его тоновой и ступеневой величиной.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Интервал (мелодический, гармонический).
  2. Основание и вершина интервала.
  3. Тоновая и ступеневая величины.
  4. Основные и производные интервалы.
  5. Итог урока.

План урока 3.2. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Простые и составные интервалы. Обращения интервалов»

Цель: дать  понятие простой и составной интервал, показать принцип обращения интервалов.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Интервал простой и составной (принципы построения).
  2. Принципы обращения интервалов.
  3. Итог урока.

План урока 3.3. по предмету «Музыкальная грамота»

Тема урока: «Диатонические и хроматические интервалы»

Цель: познакомить с диатоническими и хроматическими интервалами, научиться определять устойчивые и неустойчивые, консонирующие и диссонирующие интервалы.

Методы  обучения:

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая  

План урока:

  1. Интервал диатонический и хроматический,  консонирующие и диссонирующие (их основные группы и правила обращения).
  2. Разрешение интервалов.
  3. Применение интервалов в музыке.
  4. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

По разделу П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

по дисциплине

Музыкальная грамота

для специальности:

53.02.01 «Музыкальное образование»

Методические указания

по  проведению самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Активным средством развития творческой деятельности студента на уроках музыкальной грамоты  являются выполнение домашней самостоятельной работы. Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество учащихся может развивать познавательный интерес в области музыкального искусства. Поэтому СРС должна являться составным элементом учебного процесса и проводится систематически, а не случайно и эпизодически.

СРС по музыкальной грамоте вводятся уже с самых первых уроков, что приучает к системе их выполнения и творческому подходу. Уже с первых уроков преподаватель направляет свое внимание на индивидуальность каждого учащегося, применяя и используя дифференцированный и индивидуализированные формы домашнего задания.

Задания для СРС составляются с учетом всех видов деятельности на уроке.

Примерные формы СРС:

  1. Работа с теоретической литературой (составление схем, конспектов, таблиц и пр.)
  2. Работа в нотной тетради по выполнению теоретических заданий.
  3. Игра на инструменте.
  4. Работа с ритмом (похлопывание, простукивание ритмических рисунков и пр.).
  5. Устная самостоятельная работа.

Методические рекомендации преподавателю:

. Задания для СРС необходимо давать систематически, соблюдая, при этом определенные «дозировки» и временные нормы для его выполнения. 2. Учащимся можно предложить групповую форму выполнения задания. Это способствует осуществлению активизации их деятельности в процессе урока, а также сплочению коллектива.

3. При выполнении СРС целесообразно использовать содружество и сотворчество учащихся, что способствует творческой обстановке, увлеченности и сотрудничеству.

4. Контроль за выполнением заданий осуществляется систематически. Это дает возможность преподавателю иметь представление о творческих возможностях каждого студента и отследить динамику развития его творческих способностей.

5. При необходимости дать консультацию, пояснение по выполнению определенного вида СРС.

Методические рекомендации студенту:

Самостоятельная работа студента над выполнением СРС – одно из важнейших условий успешных занятий по музыкальной грамоте. Причем, здесь важен процесс самостоятельной работы. Как и у многих других музыкальных дисциплин, значительная эффективность занятий музыкальной грамоте во многом возможна только при достаточно частой, а лучше – ежедневной работе над развитием необходимых навыков. Главная цель домашнего задания – это и закрепление знаний, полученные на уроке, и указание пути для достижения поставленной цели.

Письменные задания являются основным методом повторения и закрепления теоретического материала, поэтому их выполнение очень важно для закрепления пройденного материала. Для эффективного выполнения заданий по СРС советуем придерживаться следующего алгоритма:

  • Ознакомьтесь с содержанием задания;
  • Решите, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные задания должны чередоваться с письменными.
  • Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед выполнением задания (это поможет вспомнить изложение данной темы учителем).
  • Составьте (при необходимости) план выполнения задания. Составление плана позволяет достаточно легко справиться с его выполнением.
  • Не забывайте о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину. Проверять свои знания и способы действий требуется и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

Виды деятельности

Примерные формулировки заданий СРС

Работа  с теоретической литературой

  • Переписать схему основных длительностей и пауз;
  • Составить конспект по теме «Темп в музыке»;
  • Переписать таблицу «Тоновая величина интервалов»;
  • Составить схемы «»Мажорный лад, «Минорный лад»;
  • Составит структурно логическую схему «Главные трезвучия в ладу»;
  • Составить конспект по теме «Септаккорд».

Работа в нотной тетради по выполнению теоретических заданий

  • Прописать ноты одной октавы в скрипичном и басовом ключах;
  • Написать варианты группировки длительностей  в размерах  3/4, 4/4 (по аналогии с размером 2/4 сделанной в классе);
  • Прописать строчку:
  • длительностей (целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые);
  • пауз (целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые).
  • Выполнение работ (по темам) и решение теоретических задач из учебника Хвостенко В.Х. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. -  М. : Музыка, 1965. – 284 с.

Устная самостоятельная работа

  • Выучить название нот и их расположение на нотоносце;
  • Уметь строить и находить на инструменте тон и полутон;
  • Выучить название интервалов (их тоновую величину);
  • Выучить название и строение аккордов (трезвучий, септаккордов);
  • Выучить название и строение ладов (мажор, минор, гармонические и мелодические лады).

Работа с ритмом

  • Хлопать ритмические рисунки, записанные в тетради;
  • Читать ноты в ритме
  • Придумать самостоятельно ритм на заданный размер или формулу

Игра на инструменте

  • Научиться находить ноты на клавиатуре;
  • Научиться играть  гамму в скрипичном и басовом ключах, выучить расположение нот;
  • Уметь строить интервалы (диатонические и хроматические, составные);
  •  Уметь строить и играть аккорды, главные трезвучия, септаккорды.

Примерные задания для СРС

Тема  ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

ЗАДАНИЯ

А

1. назвать все простые интервалы от ч 1 до ч 8 и наоборот (дать название и обозначение)

2. назвать тоновую величину всех простых интервалов

В

построить все простые интервалы ↑ и ↓ от звуков: c,d,f,g

С

определить следующие интервалы (подписать обозначение) :

D найти и исправить три ошибки в записи интервалов:

м 6 б 3 ч 4 м 2 ум 5 м 6 м 7 б 3 ув 4 м 2

Е

сыграть на фортепиано:

все простые интервалы ↑ и ↓ от звуков: c,d,f,g

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА к теме

  1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Урок IX, §47 – 49. – Киев:
  2. Музична Украина, 1984.
  3. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. Глава четвѐртая, §27 – 29. – М.: Музыка, 1983.
  4. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. Глава шестая, §28, 29. – М.: Музыка,1983.
  5. Максимов С. Музыкальная грамота. Глава шестая, §36 – 41. – М.: Музыка, 1979.
  6. Способин И. Элементарная теория музыки. Глава IV, §38 – 44. – М.: Музыка, 1973.
  7. Курс теории музыки. Общая редакция А. Л. Островского. IV, §1 – 4. – Л.: Музыка, 1978.
  8. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. §33, 39, 41, 59, 62, 79, 102. – М.: Музыка, 1980.

Тема СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

ЗАДАНИЯ

А

1. назвать все составные интервалы от м 9 до ч 15 и наоборот

(дать название и обозначение)

2. назвать интервальный состав всех составных интервалов

В

построить все составные интервалы ↑ и ↓ от звуков: c,d,e,a,h

С

определить следующие интервалы (подписать обозначение):

D

найти и исправить три ошибки в записи интервалов:

          б 13        ув 11        м 9         б 14         м 9         ч 12         ум 12       ч 12       б 9         м 13

Е

сыграть на фортепиано:

все составные интервалы ↑ и ↓ от звуков: c,d,e,a,h

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА к теме

  1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Урок IX, §50. – Киев:
  2. Музична Украина, 1984.
  3. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. Глава четвѐртая, §31. – М.:
  4. Музыка, 1983.
  5. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. Глава шестая, §30. –
  6. М.: Музыка,1983.
  7. 4. Способин И. Элементарная теория музыки. Глава IV, §45. – М.: Музыка, 1973.
  8. Курс теории музыки. Общая редакция А. Л. Островского. IV, §4. – Л.: Музыка,
  9. 1978.
  10. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. §103. – М.:  Музыка, 1979.

Тема ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

ЗАДАНИЯ

А

назвать по порядку вверх и вниз взаимообратимые интервалы с указанием  обозначения, ступеневого и тонового состава

В

построить обращение интервалов ↑ и ↓ от звуков: c,e,a,h,g,f,d

С

определить интервал и сделать его обращение ↑ и ↓ (обращение также

подписать):

D

найти и исправить три ошибки в обозначении интервалов:

         б 3        м 6          ув 4        ч 5         б 7          б 2            м 3          б 6            ум 5         ч 4

Е

сыграть на фортепиано обращение интервалов ↑ и ↓ от звуков: c,e,a,h,g,f,d

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА к теме

  1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Урок IX, §51. – Киев:
  2. Музична Украина, 1984.
  3. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. Глава четвѐртая, §30. – М.: Музыка, 1983.
  4. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. Глава шестая, §29. – М.: Музыка,1983.
  5. Способин И. Элементарная теория музыки. Глава IV, §46. – М.: Музыка, 1973.

  1. Курс теории музыки. Общая редакция А. Л. Островского. IV, §5. – Л.: Музыка,
  2. 1978.
  3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. §64. – М.:
  4. Музыка, 1980.

Тема ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ

ЗАДАНИЯ

А

1. назвать ступени, на которых в натуральном и гармоническом

мажоре строятся все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

2. назвать ступени, на которых в натуральном и гармоническом

миноре строятся все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

В

1. построить все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

в мажорных тональностях:

  • с 1, 2, 3 знаками
  • с 4, 5 знаками
  • с 6, 7 знаками

2. построить все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

в минорных тональностях:

  • с 1, 2, 3 знаками
  • с 4, 5 знаками
  • с 6, 7 знаками

С

1. определить интервал и назвать все мажорные

тональности (натуральный и гармонический вид), на ступенях

которых он встречается:

Например: на I – Ля мажор

IV – Ми мажор

б 3 V – Ре мажор

VI - До # мажор гармонический

2. определить интервал и назвать все минорные

тональности (натуральный и гармонический вид), на ступенях

которых он встречается:

Например:

 на I – Ля мажор

IV – Ми мажор

б 3 V – Ре мажор

VI - До # мажор гармонический

2. определить интервал и назвать все минорные

тональности (н

атуральный и гармонический вид), на ступенях

которых он встречается:

D

найти и исправить ошибки в определении тональностей:

  1. интервал

               

встречается в тональностях Ре - , Ля  - , Соль- , Фа # мажор

2. интервал

встречается в тональностях Фа - , До - , Ля минор

3. интервал

встречается в тональностях Ми  - , Ре - , До  - , Си - , Ля - , Соль мажор

4. интервал

встречается в тональностях Ре # - , До # - , Соль - , Ми минор

Е

сыграть на фортепиано:

1. все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

в мажорных тональностях:

  • с 1, 2, 3 знаками
  • с 4, 5 знаками
  • с 6, 7 знаками

2. все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

в минорных тональностях:

  • с 1, 2, 3 знаками
  • с 4, 5 знаками
  • с 6, 7 знаками

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА к теме

  1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Урок IX, §54 – 56. – Киев:
  2. Музична Украина, 1984.
  3. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. Глава шестая, §40, 41. – М.: Музыка, 1983.
  4. 3.Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. Глава четырнадцатая,
  5. §57. – М.: Музыка,1983.
  6. 4. Способин И. Элементарная теория музыки. Глава IX, §83,84. – М.: Музыка, 1973.
  7. Курс теории музыки. Общая редакция А. Л. Островского. VII, §1 – 5. – Л.:
  8. Музыка, 1978.
  9. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. §40, 42, 44, 45, 49, 50, 60, 63, 81, 82, 95, 96. – М.: Музыка, 1980.

Тема ЧЕТЫРЕ ВИДА ТРЕЗВУЧИЯ ОТ ЗВУКА

ЗАДАНИЯ к теме

А

назвать четыре вида трезвучия, их обозначения, интервальный состав

В

1. построить четыре вида трезвучия ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

2. построить четыре вида трезвучия ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

С

определить следующие аккорды:

D

  1. найти и исправить ошибки в построении аккордов:  

Примечание: исправление не должно касаться нижнего звука (основания) трезвучия.

  1. найти и исправить ошибки в обозначении аккордов:

Е

сыграть на фортепиано:

1. четыре вида трезвучия ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

2. четыре вида трезвучия ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА к теме

  1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Урок X, §57. – Киев: Музична Украина, 1984.
  2. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. Глава седьмая, §43. – М.: Музыка, 1983.
  3. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. Глава седьмая, §31. – М.: Музыка,1983.
  1. Способин И. Элементарная теория музыки. Глава пятая, §51, 52. – М.:
  1. Музыка, 1979.
  1. Курс теории музыки. Общая редакция А. Л. Островского. V §1, 2. – Л.:
  1. Музыка, 1978.
  2. 6.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. §43, 61. – М.: Музыка, 1980.

Тема ОБРАЩЕНИЯ МАЖОРНОГО И МИНОРНОГО ТРЕЗВУЧИЙ

ОТ ЗВУКА

ЗАДАНИЯ к теме

А

1. назвать обращения мажорного трезвучия, их обозначения,

интервальный состав

2. назвать обращения минорного трезвучия, их обозначения,

интервальный состав

В

1. построить обращения мажорного трезвучия ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

2. построить обращения мажорного трезвучия ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

3. построить обращения минорного трезвучия ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

4. построить обращения минорного трезвучия ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

С

определить следующие аккорды:

D

  1. найти и исправить ошибки в построении аккордов:

Примечание: исправление не должно касаться нижнего звука (основания) аккорда.

2. найти и исправить ошибки в обозначении аккордов:

Е

сыграть на фортепиано:

1. обращения мажорного трезвучия ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

2. обращения мажорного трезвучия ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

3. обращения минорного трезвучия ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

4. обращения минорного трезвучия ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА к теме

  1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Урок X, §58. – Киев: Музична
  1. Украина, 1984.
  2. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. Глава седьмая, §43. – М.: Музыка, 1983.
  3. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М., 1983, Глава
  4. седьмая, §31. – М.: Музыка,1983.
  1. Способин И. Элементарная теория музыки. Глава пятая, §53. – М.: Музыка,
  1. 1979.
  1. Курс теории музыки. Общая редакция А. Л. Островского. Глава V, §1, 2. – Л.: Музыка, 1978.
  1. 6.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. § 43, 61. – М.: Музыка, 1980.

Тема СЕПТАККОРДЫ ОТ ЗВУКА

ЗАДАНИЯ к теме

А

1. назвать все виды септаккордов, их обозначения, состав

(вид септимы и вид трезвучия)

2. назвать, каким аккордам в ладу соответствуют м Б 7, м М 7,  м Ум 7, Ум 7.

В

1. построить все виды септаккордов ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

2. построить все виды септаккордов ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

С

определить вид септаккордов:

D

  1. найти и исправить ошибки в построении аккордов:

  1. найти и исправить ошибки в обозначении аккордов:

Е

сыграть на фортепиано:

1. все виды септаккордов ↑ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

2. все виды септаккордов ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА к теме

  1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Урок X, §59. – Киев: Музична Украина, 1984.
  2. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. Глава седьмая, §32. – М.: Музыка,1983.
  3. Способин И. Элементарная теория музыки. Глава V, §54, 55. – М.: Музыка, 1973.



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

По разделу П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

по дисциплине

Музыкальная грамота

для специальности:

53.02.01 «Музыкальное образование»

Варианты заданий

для проведения входного контроля

Студентов

1

курса дневного отделения


Пояснительная записка

Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности студента, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики

1.              Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.

2.              Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

3.      Педагогическая диагностика всегда персональна.

С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:

1.      изучение субъектных особенностей и возможностей студента в музыкальной деятельности;

2.      изучение своеобразия музыкального опыта студента и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений;

3.      изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию студентов, и индивидуально личности в реальном педагогическом процессе.

Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального развития учащегося, сделать его максимально результативным, базирующимся:

  • на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;
  • на представлениях о своеобразии учащегося как субъекта музыкальной деятельности;
  • на представлениях об особенностях музыкального опыта конкретного учащегося;
  • на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого студента;
  • на информации об условиях педагогического процесса.

Примерные задания для диагностики музыкальных способностей

Диагностика  чувства ритма

Цель: выявление уровня  развития чувство метра.

Педагог:  Прохлопай, пожалуйста, (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Звучит простая музыка (попевка) в размере 4/4 в умеренном темпе. Студент должен показать (простучать) сильные доли.

Критерии оценки:

* (3 балла) – точное повторение ритма и обозначение сильных долей на протяжении всех 4 «тактов»;

+ (2 балла) – повторение ритма с двумя, тремя нарушениями метрической координации и не точное обозначение сильных долей;

- (1 балл) – сбивчивое метрическое исполнение (от 9 до 12 несовпадений).

Диагностика музыкального (звуковысотного, динамического чувства) слуха

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков; определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Педагог:

  1. Послушай  и определи, пожалуйста, высоту звуков. Скажи низко или высоко звучат звуки.

Исполняются последовательно звуки.

№ задания

Предъявляемые звуки

Присуждаемый балл

1.1.

Ми1 – соль2

1

1.2.

Соль2 – фа1

2

1.3.

Фа1 – фа2

3

2.1.

Фа2 – соль1

1

2.2.

Ми2 – соль1

2

2.3.

Ля1 – ми2

3

3.1.

Ля1 – ре2

1

3.2.

Ре2 – си1

2

3.3.

До2 – си1

3

Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ студента оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

  1. Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Послушай, я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

- (1 набранный балл) – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

+ (2 – 3 набранных балла) - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

* (4 – 5 набранных баллов) - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Учебная   работа  имеет  исследовательскую  направленность, которая  включает  непрерывную диагностику, анализ  результатов  обучения и осуществление   необходимой  педагогической  коррекции. Традиционный  вид  деятельности   включает   в  себя:  входную  диагностику, промежуточную  и  итоговую. Входная   диагностика  состоит  из   заданий  на  определение  основных   музыкальных  способностей:

  1. Музыкальный   слух, чувство   высоты   звука
  2. Чувство   ритма
  3. Музыкальная  интонация
  4. Игра  на   инструменте (с  подготовкой)

Критерии   оценки:

«*» -  задание  выполнено  точно, после  первого  показа

«+»  - задание  выполнено   с небольшими  неточностями  

«-» - задание  выполнено  с   ошибками  



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

По разделу П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

по дисциплине

Музыкальная грамота

для специальности:

53.02.01 «Музыкальное образование»

Варианты заданий

для проведения текущего контроля

Пояснительная записка.

Музыкальная грамота как самостоятельный предмет подробно изучается на первом курсе. Тем не менее, элементарные теоретические знания ученик начинает получать с первых шагов обучения музыке. Происходит это на всех предметах и в первую очередь на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты. Каждый очередной год обучения содержит определѐнный объѐм новых теоретических сведений. С годами теоретические знания учащихся становятся всѐ более глубокими и обширными.

Цель текущего контроля по дисциплине – помочь учащимся овладевать знаниями по музыкальной грамоте, которые являются неотъемлемой составной частью предметов музыкальной грамоты и сольфеджио.

Задания на текущий контроль по своему содержанию делятся на пять видов. Задания «А» включают вопросы по теории музыки, на которые студент отвечает только после того, как прочитает теоретическое вступление и изучит содержание таблицы. Следующие задания, идущие под литерами «В», «С», «D», «Е», являются практическими упражнениями, которые проверяют, закрепляют теоретические знания и позволяют выработать ряд практических навыков: «В» - задания на построение музыкальных элементов;

«С» - задания на определение музыкальных элементов;

«D» - задания на нахождение ошибок в записи и в определении музыкальных элементов;

«Е» - задания на игру музыкальных элементов на фортепиано.

Задания «В» содержат два или три уровня сложности. Уровень сложности выбирает сам ученик или это делает учитель, ориентируясь на степень подготовленности группы или конкретного ученика.

Задания «В», «С», «D» желательно выполнять письменно, хотя не исключается и устная их проработка.

Задания «D» содержат, наряду с неправильными, и верные ответы, что повышает самоконтроль учащихся при их выполнении.

Особое внимание в заданиях («В») уделяется построению интервалов и аккордов от звука с разрешением в тональности. Как известно, такой способ построения вызывает у учащихся особые затруднения, потому что требует умения хорошо строить интервалы и аккорды от звука и знания тонального значения и нахождения данного музыкального элемента.

Когда учащиеся научились быстро и правильно строить и определять музыкальные элементы, следует переходить к заданиям по игре их на фортепиано: («Е»). Эти задания в основном совпадают с заданиями группы «В» и также имеют разные уровни сложности. Задания этого типа следует играть в среднем темпе, в умеренной динамике, внимательно вслушиваясь в звучание. Это подготовит учащихся к освоению таких практических навыков, как интонирование музыкальных элементов и слуховой анализ. Во время игры музыкальных элементов полезно одновременно пропевать то, что звучит. Это способствует развитию слуха и выработке чистоты интонации. Необходимо также требовать давать точную нотацию пропеваемых звуков, что уберегает от формального, зрительного восприятия музыкальных элементов.

В задачу педагога входит грамотно сориентировать ученика и направить его внимание на нужный раздел. Кроме того, педагог должен объяснить ученикам принцип пользования. Учитель должен на простых и доступных примерах показать выполнение практических заданий. Выполнение контрольно-проверочных заданий происходит под контролем учителя.

ИНТЕРВАЛЫ

Тема  ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Интервал – сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или один за другим (мелодический интервал).

Основание – нижний звук интервала.

Вершина – верхний звук интервала.

Две величины интервала:

1 – ступеневая (количественная), указывает на количество ступеней, заключѐнных в интервале, обозначается цифрой и имеет латинские названия (прима, секунда и т. д.).

2 – тоновая (качественная), указывает на количество тонов, заключѐнных в интервале и обозначается словами малая, большая, чистая, уменьшѐнная, увеличенная (буквы м, б, ч, ум, ув).

Простые интервалы – интервалы, образованные в пределах октавы.

Таблица № 1. ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

название

обозначение

ступени

тоны

чистая прима

ч 1

1

0

малая секунда

м 2

2

½

большая секунда

б 2

2

1

малая терция

м 3

3

большая терция

б 3

3

2

чистая кварта

ч 4

4

увеличенная кварта

ув 4

4

3

уменьшѐнная квинта

ум 5

5

3

чистая квинта

ч 5

5

малая секста

м 6

6

4

большая секста

б 6

6

малая септима

м 7

7

5

большая септима

б 7

7

чистая октава

ч 8

8

6

Простые интервалы ↑ от звука (образец построения):  

                   0 т       0,5 т    1 т   1,5 т    2 т   2,5 т    3 т      3 т     3,5 т   4 т     4,5 т   5 т    5,5 т  6 т

              ч 1          м2        б2      м3    б3      ч4       ув 4   ум 5   ч5       м6    б6       м 7     б 7    ч 8

Простые интервалы ↓ от звука (образец построения):

 

                 0 т       0,5 т         1 т           1,5 т   2 т   2,5т    3 т      3 т    3,5 т  4 т   4,5 т  5 т    5,5 т  6 т  

               ч 1          м 2             б 2       м 3   б 3     ч 4    ув 4   ум5    ч 5    ум 6    б 6   м 7    б 7    ч 8

ЗАДАНИЯ

А    1. назвать все простые интервалы от ч 1 до ч 8 и наоборот (дать

название и обозначение)

       2. назвать тоновую величину всех простых интервалов

В     построить все простые интервалы ↑ и ↓ от звуков: a,c,d,h,g

  • основных
  •  с диезом
  •  с бемолем

С определить следующие интервалы (подписать обозначение):

Тема СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Составные интервалы – интервалы, образованные путѐм прибавления к октаве простого интервала.

Таблица № 2. Составные интервалы

название

обозначение

состав

малая нона

м 9

ч 8 + м 2

большая нона

б 9

ч 8 + б2

малая децима

м 10

ч 8 + м 3

большая децима

б 10

ч 8 + б 3

чистая ундецима

ч 11

ч 8 + ч 4

увеличенная ундецима

ув 11

ч 8 + ув 4

уменьшѐнная дуодецима

ум 12

ч 8 + ум 5

чистая дуодецима

ч 12

ч 8 + ч 5

малая терцдецима

м 13

ч 8 + м 6

большая терцдецима

б 13

ч 8 + б 6

малая квартдецима

м 14

ч 8 + м 7

большая квартдецима

б 14

ч 8 + б 7

чистая квинтдецима

ч 15

ч 8 + ч 8

ЗАДАНИЯ

А      1. назвать все составные интервалы от м 9 до ч 15 и наоборот  (дать название и обозначение)

        2. назвать интервальный состав всех составных интервалов

В      построить все составные интервалы ↑ и ↓ от звуков: e,f,g,c,d

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем  

С    определить следующие интервалы (подписать обозначение):

D     найти и исправить три ошибки в записи интервалов:

           б 13        ув 11   м 9         б 14        м 9           ч 12        ум 12      ч 12         б 9       м 13

Тема ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Обращение интервала – перенос его нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взаимообратимые интервалы в сумме образуют октаву.

Качественная величина интервалов при обращении переходит в противоположное значение. Исключение – чистые интервалы обращаются в чистые.

Сумма цифр (ступеневых величин) взаимообратимых интервалов равна 9.

Таблица № 3. ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

обозначение

ступени

тоны

ч 1↔ч 8

1↔8

0↔6

м 2↔б 7

2↔7

½↔5½

б 2↔м 7

2↔7

1↔5

м 3↔б 6

3↔6

1½↔4½

б 3↔м 6

3↔6

2↔4

ч 4↔ч 5

4↔5

2½↔3½

ув 4↔ум 5

4↔5

3↔3

ум 5↔ув 4

5↔4

3↔3

ч 5↔ч 4

5↔4

3½↔2½

м 6↔б 3

6↔3

4↔2

б 6↔м 3

6↔3

4½↔1½

м 7↔б 2

7↔2

5↔1

б 7↔м 2

7↔2

5½↔½

ч 8↔ч 1

8↔1

6↔0

Обращение интервалов ↑ от звука (образец построения):

               ч 1     ч 8       м 2    б 7     б 2   м 7     м 3    б 6    б 3   м 6     ч 4   ч 5     ув 4 ум 5

ЗАДАНИЯ

А      назвать по порядку вверх и вниз взаимообратимые интервалы с  указанием обозначения, ступеневого и тонового состава

В          построить обращение интервалов ↑ и ↓ от звуков:

  • основных
  • с диезом
  • с бемолем

С     определить интервал и сделать его обращение ↑ и ↓ (обращение также

подписать):

D найти и исправить три ошибки в обозначении интервалов:

            б 3       м 6       ув 4        ч 5          б 7         б 2           м 3          б 6          ум 5         ч 4

Тема ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ

Интервалы в ладу или диатонические интервалы – интервалы, образованные между ступенями натурального и гармонического мажора и минора. К ним относятся все малые, большие, чистые интервалы, а также тритоны.

Таблица № 4. ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ

интервал

мажор (на ступенях)

минор (на ступенях)

м 2

III, VII, V(г)

II, V, VII #

б 2

I, II, IV, V, VI

I, III, IV, VI, VII

м 3

II, III, VI, VII, IV(г)

I, II, IV, V,VII #

б 3

I, IV, V, VI  

III, VI, VII, V(г)

ч 4

I, II, III, V, VI,VII

I, II, III, IV, V, VII

ч 5

I, II, III, IV, V, VI

I, III, IV, V, VI, VII

м 6

III, VI, VII, I(г)

I, II, V, VII #

б 6

I, II, IV, V, VI ♭

III, IV, VI, VII, II(г)

м 7

II, III, V, VI, VII

I, II, IV, V, VII

б 7

I, IV, VI ♭

III, VI, I(г)

Примечание: в таблицу не включены тритоны.

Интервалы в мажоре (образец построения):

До мажор

         м 2                       б 2                                         м 3                                     б 3

          III  VII  V(г)        I         II    IV     V     VI      II     III       VI    VII  IV(г)   I      IV     V    VI

ЗАДАНИЯ

А       1. назвать ступени, на которых в натуральном и гармоническом

мажоре строятся все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

           2. назвать ступени, на которых в натуральном и гармоническом

миноре строятся все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

В      1.построить все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

в мажорных тональностях: D, C, F, G

  • с 1, 2, 3 знаками
  • с 4, 5 знаками
  • с 6, 7 знаками

          2. построить все м 2, б 2, м 3, б 3, ч 4, ч 5, м 6, б 6, м 7, б 7

в минорных тональностях: d,e,a

  • с 1, 2, 3 знаками
  • с 4, 5 знаками
  • с 6, 7 знаками

С       1. определить интервал и назвать все мажорные тональности (натуральный и гармонический вид), на ступенях которых он встречается:

2. определить интервал и назвать все минорные  тональности (натуральный и гармонический вид), на ступенях которых он встречается:

Тема ПУЛЬС В МУЗЫКЕ. ДВУХДОЛЬНЫЙ И ТРЁХДОЛЬНЫЙ ПУЛЬС

ЗАДАНИЕ № 1: Послушайте эти фрагменты и прохлопайте в ладоши пульс.

Во всех словах, как вы знаете, есть ударные и безударные слоги. В словах

«кошка», «птичка», «Катя», «Юра» за первым ударным (сильным) слогом следует второй безударный (слабый) слог. А в словах «заинька», «ласточка», «Ирочка», «Димочка» за первым ударным (сильным) слогом следуют второй и третий безударные (слабые) слоги.

ЗАДАНИЕ № 2: Придумайте свои слова, чтобы в них было два и три слога, причем ударение должно падать именно на первый слог.

В музыкальном пульсе, как и в словах, чередуются сильные и слабые слоги,

которые называются сильными и слабыми долями. Если доли в музыке можно посчитать как «раз-два», то такой пульс называется двухдольным пульсом. Если можно посчитать как «раз-два-три», то – трёхдольным пульсом.

Записать эти пульсы можно следующим образом: двухдольный пульс – ∨ ∩;

трѐхдольный пульс – ∨ ∩ ∩. 

ЗАДАНИЕ № 3: Прослушайте музыкальные фрагменты в жанре марша, вальса и польки. Определите и покажите пульс следующим образом: в двухдольном пульсе на первую сильную долю ударяйте ладошами по столу, на вторую слабую долю делайте лѐгкий хлопок в ладоши. В трѐхдольном пульсе на сильную долю также делайте удар по столу, а на вторую и третью слабые доли – лѐгкие хлопки в ладоши .

Тема РИТМИЧЕСКИЕ ДЛИТОЛЬНОСТИ: ЧЕТВЕРТИ, ВОСЬМЫЕ

ЗАДАНИЕ № 1: Спойте песню «Звонок» со словами и покажите ритмический

рисунок (ладони кладутся на стол).

ЗАДАНИЕ № 2: Спойте песню «Котя-коток» ритмослогами (ТИ-ТИ и ТА) и покажите ритмический рисунок (короткие хлопки и руки на столе).

Ритмический рисунок мелодии связан с ритмическим рисунком стихотворения. Посмотрите, как можно записать ритм песни «Звонок»:

Звенит звонок, звенит звонок, он всех зовѐт нас на урок! (четверти)

ЗАДАНИЕ № 3: Запишите ритмический рисунок песни «Котя-коток» по образцу до конца: (восьмые)

Котя, котенька-коток, Котя – серенький хвосток!

Приди, Котя, ночевать, нашу деточку качать.

Я тебе, Коту-коту, за работу заплачу:

Дам кусочек пирога, полну миску молока.

Тема ДВУХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР. ПОЛОВИННАЯ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Для лучшего освоения сильной и слабой долей научимся дирижировать (тактировать) в размере: 2/4 на сильную долю – «раз» – опускать руки вниз (немного в стороны), на «два» – возвращать в исходное положение.

ЗАДАНИЕ № 1: Вспомните, что ритмический рисунок песни связан с ритмом стихотворения. Запишите ритмический рисунок запева песни «На морозе девочка» по образцу до конца:

На морозе девочка песенку запела,

Горлышко у девочки сразу заболело.

Ребятишки бегают – только снег скрипит,

А больная девочка в комнате лежит.

ЗАДАНИЕ № 2: Расставьте тактовые черты в размере 2/4 в каждой стихотворной

строке песни «На морозе девочка». Ещѐ раз спойте песню с тактированием на 2/4,

глядя на запись ритмического рисунка.

ЗАДАНИЕ № 3: Спойте гамму До-мажор в следующих ритмических  рисунках с дирижированием на 2/4:

а)

б)

в)

г)

ЗАДАНИЕ № 4: Простучите мелодии с ритмическим аккомпанементом. Ритмическую строку показывайте руками:

                        Оживлѐнно                                                                                     Н. Корецкий

ТАНЕЦ

ЗАДАНИЕ № 5: Расставьте тактовые черты в предложенной ритмической последовательности до конца. Сочините на данный ритмический рисунок мелодию



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

По разделу П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

по дисциплине

Музыкальная грамота

для специальности:

53.02.01 «Музыкальное образование»

Варианты заданий

для проведения итогового контроля

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Музыкальная грамота»

  1. Звук: его свойство и качество. Музыкальная система.
  2. Квинтовый круг. Диезные мажорные тональности.
  3. Октавная система. Диапазон. Регистр. Ключи.
  4. Квинтовый круг. Бемольные мажорные тональности.
  5. Основные и производные ступени. Знаки альтирации.
  6. Ритм. Длительности основного и производного деления.
  7. Метр. Такт. Размер (простые, сложные размеры).
  8. Группировка длительностей. Темп.
  9. Интервалы. Тоновая и ступеневая величина интервалов.
  10. Обращение интервалов. Увеличенные и уменьшенные интервалы.
  11. Простые и составные интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы.
  12. Лад. Значение лада в музыке. Ступени лада.
  13. Устойчивые и неустойчивые звуки (тоника, тяготение, разрешение).
  14. Мажор. Виды мажора.
  15. Минор. Виды минора.
  16. Минор. Параллельные тональности.
  17. Аккорд. Типы аккордов (трезвучия, септаккорды, нонаккорды)
  18. Трезвучие. Виды трезвучий, обращение трезвучий.
  19. Септаккорд. Виды. Обозначение. Обращение септаккордов.
  20. Лад.  Пентатоника.
  21. Трезвучие. Виды трезвучий, обращение трезвучий.

Задания практической работы

  1. Работа с ритмокартами (решение ритмических задач, группировка длительностей, записать ритм на стихотворение, мелодию, придумать ритм к заданной схеме).
  2. Строение интервалов, их обращение.
  3. Строение аккордов.
  4. Определение лада, работа в ладу (строение аккордов, интервалов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (1 КЛАСС)

В работе представлен основной музыкальный материал, дающий возможность познакомиться учащимся первого класса с основными понятиями музыкального мира....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНаЯ ГРАМОТА

       Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных  требований к дополн...

Основы музыкальной грамоты

Программа практикума   «Основы музыкальной грамоты» является дополнительной к программе общепрофессионального цикла ОП 06. «Элементарная теория музыки, гармония» по с...