Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Учимся, играя».
план-конспект занятия на тему

Воротилина  Екатерина Александровна
Выполнение артикуляционной гимнастики. Ответы на вопросы. Проговаривание скороговорок с определенной интонацией. Договаривание предложений, дополнение чистоговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx52.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1174"

(ГБОУ Школа № 1174)

_________________________________________________________________________________

117216, г. Москва, ул. Феодосийская, д. 11а                                     Тел. (495) 712-03-45, E-mail: info@school1174.ru

Семинар-практикум для воспитателей

на тему: «Учимся, играя».

Составила: учитель-логопед

Тутулова Е. А.

Москва 2018


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекции речи дошкольников

Подготовительная работа:

  • На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
  • Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
  • Выбирается жюри из членов коллектива.

Задачи:

  • Мотивация педагогов к повышению своих профессиональных качеств, к обогащению и накоплению опыта в организации коррекционной работы с детьми.
  • Помочь педагогам освоить методы и приемы работы над коррекцией речи детей.
  • Способствовать успешности педагогической деятельности.

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лена). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, дальновидный, добрый, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, красивый, классный, ласковый, лиричный, мечтательный, милый, мудрый, модный, милосердный, необходимый, необыкновенный, привлекательный, аккуратный, юный, лучезарный,  признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, гениальный, гибкий, гостеприимный, гармоничный, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Участники семинара-практикума делятся на две команды.

Затем проводятсяконкурсы.

1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

Жили-были дедушка и бабушка.

К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые - лишь кожа да кости(втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись(губы тянутся вперёд).

Утром проснулись — в улыбочку губы(снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы(широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи(соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим(повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи(одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим - положат блины нам(широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик — не в щёки, не мимо(подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

На нос подули - мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили — никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак - мы губки оближем(кончик языка облизывает губы по кругу).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале(широкий язык - под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

Вот на опушке мы видим грибочки(присасываем язык к нёбу и открываем рот).

Вот из сарая стучит молоточек  д-д-д (язычок за верхними зубами)

Мотор очень громко как зарычит: Р-Р-Р-Р.

Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять будем гулять.

2. Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)

3. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

4. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

5. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).

6. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

7. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

8. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

9. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, т.к. не умеет разговаривать)

10. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

12. Дайте характеристику звуку «Р»(согласный, твердый, звонкий, непарный).

13. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

14. Какие наказания недопустимы? (телесные)

15.. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

16. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)

2 команда.

1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р,Л)

2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

6. Назовите признаки звука «Ш»(согласный, глухой, твердый, парный).

7. Сколько лап у двух котов? (восемь).

8. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна – …(детеныш обезьяны)

9. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).

10. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

11. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

12. Самое умное живое существо на планете (человек).

13. Чем отличается звук от буквы.

14. Что такое фонема? (звук).

15. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)

16. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

3. Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитателидолжны продолжить чистоговорку.

1 команда.

 Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).

Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

 Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).

Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

2 команда.

За – за – за — в поле… (бегает коза).

Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

Ор – ор – ор —. острый …. (топор).

Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

4. Конкурс «Закончи предложение».

 Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда.

1. Земля покрыта снегом, как…. 2. Лед блестит у берега, как … 3. Волны вздымаются, как… 4. Солнце нещадно палит, как… 5. Заря полыхает, как…. 6. Дверь в комнате скрипит, как … 7. Дети в группе галдят, как … 8. Девушка на обложке выглядит, как … 9. Мальчик плывет, как … 10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда.

1. Туман стелется над озером, как … 2. Дождинки текут по лицу, как … 3. Малыши прыгают по траве, как … 4. Машина, едущая, по дороге грохочет, как … 5. Балерина на сцене кружится, как … 6. Мысль в моей голове засела, как … 7. Человек подошел тихо, как … 8. Ветер завывает за окном, как … 9. На улице темно, как … 10. Девчонки порхают по группе, как …

5. Конкурс «Скороговорки»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Задания предлагаются на выбор.  Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Другая команда должна быстро отгадать интонацию.

• От топота копыт пыль по полю летит.(радостно)

• Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше.(грустно)

 • Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия.(удивленно)

 • Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары.(раздраженно)

6. Конкурс «Конкурс эрудитов»

Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: - правильность педагогического решения; - четкость объяснения.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

1 вариант.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант.

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья.

Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).

Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.

Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.

Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.

Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет.

Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнала… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: "Этноигры"

В семинаре-практикуме раскрыта тема: "Этноигры", где говорится о значение этноигр, об основных задачах,об условии организации, о методах и приемах педагогического воздействия, а также о видах традицио...

Семинар-практикум тема: Приготовление салатов-коктейлей по курсу МДК 06.01 Технология приготовления холодных блюд и закусок.

Цель: изучение и освоение демонстрации интересного опыта работы преподавателя в практической деятельности.Создание условий для формирования профессиональных компетенций участников семинара практикума....

Методическая разработка семинара-практикума МДК.02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов по теме «Инженерные сети и оборудование зданий и строительных площадок»

Методические разработки семинара-практикма предназначены для студентов средних специальных учебных заведений.Для специальности 08.02.01. "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Семинар – практикум «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»

Семинар – практикум«Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»Подготовила : Воспитатель Байбара Т.В.     Голос и речь играют большую роль в ра...

Семинар – практикум «Педагогическая этика «Воспитатель - родитель»

Семинар – практикум«Педагогическая этика «Воспитатель - родитель»...

Семинар –практикум для воспитателей «АРТ-ТЕРАПИЯ В ПОМОЩЬ»

В настоящее время специалисты по работе с детьми и со-взрослыми все чаще сталкиваются с такими состояниями как, агрессия, депрессивные состояния, с трудностями адаптации к меняющимся условиям нашей жи...