"Многообразие мира профессий"
методическая разработка на тему

Конспект открытого занятия для детей с ОВЗ старшего школьного возраста по теме:

" Многообразие мира профессий"

Цель занятия: Формирование у воспитанников способности выбирать сферу профессиональной  деятельности. Создание адекватного представления о рынке труда, избираемой профессии и собственных возможностей. Помочь сделать правильный профессиональный выбор воспитанникам с ОВЗ.

Задачи занятия: Подготовить воспитанников к правильному выбору будущей профессии.

                               Сформировать ответственность, осознанность за выбор будущей    

                               профессии.

                               Учить соотносить свои интересы и склонности  с выбором профессии.

                               Развитие устной речи, через диалог и ответы на вопросы. 

    

Материально-техническое  обеспечение (оборудование):

Видеопроектор, экран, проспекты, таблицы, карточки с вопросами, цветные карандаши, маркеры.

Ход занятия :

- Здравствуйте, ребята. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится  принять решение, где продолжить дальнейшее образование, какую выбрать профессию. Очень многие  ребята и девушки, теряются в выборе профессии. И это не удивительно, так как многим из вас не хватает знаний о самих профессиях, требованиях, которые предъявляются к личности работающего, умений оценить собственные способности.

Сегодня  мы с вами познакомимся с многообразием мира профессий. Выбор профессии- сложный и ответственный  шаг в жизни каждого человека, от этого зависит будущая судьба, правильно выбрать профессию -значит найти свое место в жизни.

В мире существует более 10 тысяч профессий. Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Замечательный профессор Е.А.Климов разработал классификацию профессий, он разделил их на разновидности по четырем признакам. В соответствии с этими признаками, а именно  предмет труда, цель, орудия труда, условия деятельности и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.

По первому признаку - предмет труда- все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: " человек - техника" - все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. 

" человек - природа"-  все профессии ,связанные с изучением , охранной и преобразованием природы. "человек - знаковая система"-  все профессии , связанные с созданием и использованием знаковых систем (схемы, условные знаки, коды, значки, естественные или искусственные языки и т.д.)

" человек - искусство" - все профессии, связанные с музыкой, литературой, театром, изобразительным искусством.              

" человек- человек" -  все профессии ,связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением лечением людей, общением с ними.

Название типов профессий записываются на отдельных больших листах ватмана. Ребятам предлагаю  поиграть в игру " Аукцион". Группа делится на две подгруппы, от ребят требуется назвать профессии, относящие к определенному типу. Названные профессии записываются на больших листах ватмана( каждая подгруппа  записывает " свою" профессию " своим" цветом). Выигрывает та подгруппа воспитанников, которая назвала больше число профессий. Похвалить тех ребят , которые  хорошо ориентируются в мире профессий, остальным посоветовать - продолжать дальше изучить классификацию профессий.

Ребята, сейчас я вам предлагаю определить для себя главную цель: чем заниматься, кем быть. Проанализировать свои возможности, интересы, физическое состояние. Давайте каждый из вас  схематично представит свой профессиональный план в следующем виде.  Это задание вы будете делать пошагово , по моей команде и так начинаем.

Возьмите листок бумаги и напишите в круге " хочу" те профессии, которые вы хотели бы получить, исходя из своих склонностей и интересов. В круге " могу" напишите названия тех профессий, которые вы можете получить реально, обязательно, учитывая такие обстоятельства как, уровень образованности, физиологические возможности психического и физического состояний. В третьем круге " надо"  напишите названия тех профессий ,которые пользуются успехом на рынке труда.

Обсуждение: Скажите пожалуйста, у кого  профессии совпали в трех кругах? Как вы думаете почему? Ответы  детей.

Ребята- это означает, что именно эти профессии подходят вам больше всего. Если все факторы совпали " хочу", " могу", "надо", можно уверенно говорить о том, что  эту профессию надо выбирать. Именно  в этой профессии вы сможете себя реализовать, делать ее лучше других, получать  удовольствие от результатов своего труда и ваш труд всегда будет в цене.

Я предлагаю перейти к следующему заданию. Напишите на бумаге список всех известных вам профессий и специальностей по алфавиту. На экран вывела алфавит для помощи детям, в составление списка профессий.

Обсуждение результатов, выясняем, кто более информированный в мире профессий. Ребята, еще раз напомню вам, что в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, квалификации, специализации - свыше 50 тысяч. В связи с этим подходить к выбору профессии надо очень серьезно, учитывая свои интересы, склонности, физиологические, физические и психические возможности, уровень образованности.

Следующее задание в том, что вам надо закончить  семь предложений.

Люди работают ради    ...

В любом профессиональном труде самое важное     ...

Мое будущее кажется мне   ...

Я выбрал(а) эту профессию, потому что  ...

Моя профессия требует от меня   ...

Думаю, моя профессия позволит мне ...

Люди чаще всего выбирают профессию, потому что...

Обсуждение: ответы детей. В современном мире  человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя, в соответствии с формулой "хочу", " могу", " надо". Работа, особенно любимая, делает жизнь человека интересной, полноценной. Дает силы преодолевать все трудности, а главное преодолеть себя. Но никогда не забывайте , что главное в любом деле быть честным и добрым человеком.

Ребята, я предлагаю вам нарисовать схематично какими вы  представляете себя в своей будущей профессии и необходимые к ней атрибуты. Затем предлагаю прокомментировать свои рисунки.

Ребята,  если ваша цель - выбор профессии в соответствии с возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

- на какой уровень  образования я могу рассчитывать (среднее специальное, техникум, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности;

-каким должно быть содержание, чтобы мне было интересно работать;

- какое материальное вознаграждение я хочу получать за свой труд- реальный минимум заработной платы;

- какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время или свободный, позволяющий много времени отдавать семье,  друзьям и любимому делу;

-я хочу работать  рядом с домом, или мне это безразлично;

В этом огромном мире профессий вы должны будете выбрать одну, которая будет вас кормить целую жизнь Я желаю вам успехов в выборе профессии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_professiy.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для детей с ОВЗ старшего школьного возраста по теме:

" Многообразие мира профессий"

Цель занятия: Формирование у воспитанников способности выбирать сферу профессиональной  деятельности. Создание адекватного представления о рынке труда, избираемой профессии и собственных возможностей. Помочь сделать правильный профессиональный выбор воспитанникам с ОВЗ.

Задачи занятия: Подготовить воспитанников к правильному выбору будущей профессии.

                               Сформировать ответственность, осознанность за выбор будущей профессии.

                               Учить соотносить свои интересы и склонности  с выбором профессии.

                               Развитие устной речи, через диалог и ответы на вопросы.  

     

Материально-техническое  обеспечение (оборудование):

Видеопроектор, экран, проспекты, таблицы, карточки с вопросами, цветные карандаши, маркеры.

Ход занятия :

- Здравствуйте, ребята. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится  принять решение, где продолжить дальнейшее образование, какую выбрать профессию. Очень многие  ребята и девушки, теряются в выборе профессии. И это не удивительно, так как многим из вас не хватает знаний о самих профессиях, требованиях, которые предъявляются к личности работающего, умений оценить собственные способности.

Сегодня  мы с вами познакомимся с многообразием мира профессий. Выбор профессии- сложный и ответственный  шаг в жизни каждого человека, от этого зависит будущая судьба, правильно выбрать профессию -значит найти свое место в жизни.

В мире существует более 10 тысяч профессий. Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Замечательный профессор Е.А.Климов разработал классификацию профессий, он разделил их на разновидности по четырем признакам. В соответствии с этими признаками, а именно  предмет труда, цель, орудия труда, условия деятельности и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.

По первому признаку - предмет труда- все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: " человек - техника" - все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники.  

" человек - природа"-  все профессии ,связанные с изучением , охранной и преобразованием природы. "человек - знаковая система"-  все профессии , связанные с созданием и использованием знаковых систем (схемы, условные знаки, коды, значки, естественные или искусственные языки и т.д.)

" человек - искусство" - все профессии, связанные с музыкой, литературой, театром, изобразительным искусством.              

" человек- человек" -  все профессии ,связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением лечением людей, общением с ними.

Название типов профессий записываются на отдельных больших листах ватмана. Ребятам предлагаю  поиграть в игру " Аукцион". Группа делится на две подгруппы, от ребят требуется назвать профессии, относящие к определенному типу. Названные профессии записываются на больших листах ватмана( каждая подгруппа  записывает " свою" профессию " своим" цветом). Выигрывает та подгруппа воспитанников, которая назвала больше число профессий. Похвалить тех ребят , которые  хорошо ориентируются в мире профессий, остальным посоветовать - продолжать дальше изучить классификацию профессий.

Ребята, сейчас я вам предлагаю определить для себя главную цель: чем заниматься, кем быть. Проанализировать свои возможности, интересы, физическое состояние. Давайте каждый из вас  схематично представит свой профессиональный план в следующем виде.  Это задание вы будете делать пошагово , по моей команде и так начинаем.

Возьмите листок бумаги и напишите в круге " хочу" те профессии, которые вы хотели бы получить, исходя из своих склонностей и интересов. В круге " могу" напишите названия тех профессий, которые вы можете получить реально, обязательно, учитывая такие обстоятельства как, уровень образованности, физиологические возможности психического и физического состояний. В третьем круге " надо"  напишите названия тех профессий ,которые пользуются успехом на рынке труда.

Обсуждение: Скажите пожалуйста, у кого  профессии совпали в трех кругах? Как вы думаете почему? Ответы  детей.

Ребята- это означает, что именно эти профессии подходят вам больше всего. Если все факторы совпали " хочу", " могу", "надо", можно уверенно говорить о том, что  эту профессию надо выбирать. Именно  в этой профессии вы сможете себя реализовать, делать ее лучше других, получать  удовольствие от результатов своего труда и ваш труд всегда будет в цене.

Я предлагаю перейти к следующему заданию. Напишите на бумаге список всех известных вам профессий и специальностей по алфавиту. На экран вывела алфавит для помощи детям, в составление списка профессий.

Обсуждение результатов, выясняем, кто более информированный в мире профессий. Ребята, еще раз напомню вам, что в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, квалификации, специализации - свыше 50 тысяч. В связи с этим подходить к выбору профессии надо очень серьезно, учитывая свои интересы, склонности, физиологические, физические и психические возможности, уровень образованности.

Следующее задание в том, что вам надо закончить  семь предложений.

Люди работают ради    ...

В любом профессиональном труде самое важное     ...

Мое будущее кажется мне   ...

Я выбрал(а) эту профессию, потому что  ...

Моя профессия требует от меня   ...

Думаю, моя профессия позволит мне ...

Люди чаще всего выбирают профессию, потому что...

Обсуждение: ответы детей. В современном мире  человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя, в соответствии с формулой "хочу", " могу", " надо". Работа, особенно любимая, делает жизнь человека интересной, полноценной. Дает силы преодолевать все трудности, а главное преодолеть себя. Но никогда не забывайте , что главное в любом деле быть честным и добрым человеком.

Ребята, я предлагаю вам нарисовать схематично какими вы  представляете себя в своей будущей профессии и необходимые к ней атрибуты. Затем предлагаю прокомментировать свои рисунки.

Ребята,  если ваша цель - выбор профессии в соответствии с возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

- на какой уровень  образования я могу рассчитывать (среднее специальное, техникум, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности;

-каким должно быть содержание, чтобы мне было интересно работать;

- какое материальное вознаграждение я хочу получать за свой труд- реальный минимум заработной платы;

- какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время или свободный, позволяющий много времени отдавать семье,  друзьям и любимому делу;

-я хочу работать  рядом с домом, или мне это безразлично;

В этом огромном мире профессий вы должны будете выбрать одну, которая будет вас кормить целую жизнь Я желаю вам успехов в выборе профессии.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профориентациии "В мире профессий"

Занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида...

Занятие "В мире профессий"

Данное занятие разработано для учащихся коррекционных школ 8 вида, выпускные классы. Ребята показывают свои знания о мире профессий, выполняют отределенные задания. к занятию создана презентация....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме;Многообразие животных

Урок окружающего мира в 3 классе по программе "Перспектива"Тема урока; Многообразие животных Урок с презентацией по теме урока...

Мастер-класс "В мире профессий. Операционная логистика" для школьников 8-11 класс

Мастер-класс разработан для ознакомления школьников с миром новых, современных профессий а так же подготовки школьников к сознательному выбору профессии, создание условий для успешной профориентации п...

Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...

Методическая разработка " Я в мире профессий"

Советы и рекомендации учащимся и родителям при выборе профессии...

Методическая разработка онлайн урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников по профессии: 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» номинация: «Знакомство с миром профессий» тема: «Значимость электронных устройств в жизни

Данная методическая разработка составлена для проведения урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников.  Тема урока: «Значимость электронных устройств в жизни современног...