Ученическое самоуправление в техникуме, как средство коммуникативных компетенций обучающихся
статья на тему

Коваль Лариса Александровна

В настоящеее время модернизация общего образования предполагает углубление его гуманизации, что в свою очередь актуализирует ориентацию на свободное, целостное развитие и саморазвитие личности, на ракрытие индивидуального потенциала обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-_samoupravlenie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное учреждение РХ

«Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

Доклад

            « Ученическое самоуправление в техникуме, как

           средство развития коммуникативных компетенций  

           обучающихся»

                                             Выполнила : Коваль Лариса Александровна

                                                      мастер производственного обучения

                                                                   высшая квалификационная категория

                                                     

                                                           

                                                   

                                                     

Абакан

 

 Цель доклада – обратить внимание слушателей на необходимость:

  • создания условий для участия обучающихся в активных формах общественной деятельности;
  • признания обучающихся в качестве субъектов жизни учебного заведения и потенциального ресурса развития общества;
  • подготовки квалифицированных кадров для практической реализации идеи участия обучающихся в общественной жизни.

   В настоящее время модернизация общего образования предполагает углубление его гуманизации, что в свою очередь актуализирует ориентацию на свободное , целостное развитие и саморазвитие личности, на раскрытие индивидуального потенциала обучающихся. Следовательно, необходима переориентация основной цели общего образования на личностное развитие, уточнение его содержания, которое является средством для достижения безопасного, комфортного существования личности в современном динамичном мире, способствующего её саморазвитию. В этом случае самореализация обучающихся становится мерой социального, гражданского и нравственного достоинства человека.

   На сегодняшний день учебные заведения столкнулись с серьёзным противоречием. С одной стороны – несформированность у обучающихся «САМости» (самостоятельности, самоконтроля, стремления к самореализации и самоактуализации); непринятие себя как «ответственного и значимого лица». С другой стороны, требования новой социокультурной ситуации в России, необходимость обществу инициативных, самостоятельных людей, новая целевая установка развития училища, новая модель выпускника (личность, политически грамотная, осознающая свои права и обязанности по отношению к стране, где человек родился, испытывающая потребность и способная проявлять общественную активность, строящая отношения с окружающим миром на основе товарищеской заботы, творческого содружества и созидательного труда). Данное противоречие вызывает необходимость создания условий для социально- личностного роста обучающихся. Таким условием стало становление системы самоуправления в учебном заведении.

   Современные общественные взаимоотношения между работодателем и специалистом требуют таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, с одной стороны, и инициативность, коммуникабельность – с другой. Эти качества сложно воспитывать без участия самого подростка, а лучшей школой для становления личности является участие в органах самоуправления того учебного заведения, в котором он получает профессию.

   

   В техникуме, в котором я работаю, каждая группа имеет право на самоуправление.

Ученическое самоуправление группы является составной частью воспитательной системы училища

   Ученическое самоуправление – это форма организации социально- обусловленной, общественной и личностно- значимой деятельности обучающихся, направленной на удовлетворение потребностей подростка в самостоятельности, общении, самореализации, самоопределении, изменении своего статуса и ориентированной на реализацию и достижение коллективной цели.

  Самоуправление нельзя дать, нельзя взять, нельзя просто ввести. Его приходится вырабатывать и отрабатывать. Самым сложным является первый период – период осознания самоуправления как необходимого средства развития и саморазвития личности обучающегося. Он включает в себя три этапа:

Этап воздействия – личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активы.

Этап взаимодействия – пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание группового и училищного самоуправления.

Этап соразвития – ориентация на личность, создание интегративной модели самоуправления.

       Видами деятельности ученического самоуправления является:

     - разработка и реализация социальных проектов, направленных на формирование      ценностных ориентаций обучающихся;

    - организация культурно- досуговых мероприятий;

     - организация мероприятий, направленных на формирование потребностей у подростков в здоровом образе жизни;

- организация самообслуживания.

   Целью ученического самоуправления в группе является создание формирования и развития обучающегося, способного принимать решения в ситуации морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, своими товарищами и педагогами и готового к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом. Создание благоприятных организационных социальных условий для самореализации, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой

   Задачами ученического самоуправления в группе являются:

- социализация и развитие ценностных ориентаций личности обучающихся;

- предоставление обучающимся возможностей осваивать различные социальные роли и позиции в среде их жизнедеятельности, в окружающей жизни со всеми ее проблемами, противоречиями, традициями;

- формирование у подростков потребности и готовности совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

- воспитание желания бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра, справедливости;

- формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

     

Высшим органом самоуправления в группе является групповое собрание.

  Групповое собрание:

  • избирает совет обучающихся группы, его командира и заместителя;
  • избирает представителей на конференцию обучающихся училища;
  • решает вопросы жизни коллектива обучающихся группы;
  • утверждает общественные поручения;
  • слушает отчеты об исполнении общественных поручений;
  • решает вопросы поощрения и наказания обучающихся группы;
  • вырабатывает предложения в адрес совета обучающихся группы.

Самоуправление в ученической группе функционирует через сектора по направлениям работы.

       Учебный сектор – привлекает обучающихся группы к участию в конкурсах, олимпиадах, предметных недель, декад; заполняет ведомость по успеваемости и подаёт сведения зам.директора по УР.

      Спортивный сектор – его задача состоит в пропаганде здорового образа жизни и организации группы для  участия в спортивных мероприятиях.

    Культурно- массовый сектор и редколлегия – несут ответственность за подготовку к общетехникумовским мероприятиям, выпуск стенных газет и плакатов.

     Хозяйственный сектор- отвечает за составление графиков дежурств и их соблюдения ,  уборки закрепленных территорий в корпусе, уличной территории и кабинете.

 Информационный сектор- отвечает за сбор информации и проведение рубрики «В мире интересного», оформление информационного уголка группы.

      Староста  группы и заместитель старосты- ежемесячно посещают заседание Совета дела, отвечают за передачу информации, которая дается на Совете, помогают мастеру и классному руководителю в организации жизни коллектива группы,  обеспечивают вместе с мастером и классным руководителем участие представителей группы в организации общетехникумовских дел.  

 Я работаю с группами по специальности «Мастер столярного и мебельного производства». Отрабатывая на уроках производственного обучения приемы обработки древесины и древесных материалов возникла мысль, делать из отходов материала игрушечную мебель. Сделали и подарили воспитанникам детского садика. Так завязалась дружба нашей группы с ребятишками  группы «Солнышко» детского сада «Орленок».  

На групповом собрании приняли решение, что будем работать над проектом «Дом добра».

По инициативе ребят посещали на дому девочку- инвалида Аленку, общались, дарили школьные принадлежности. Предлагали свою физическую помощь по вскапыванию огорода и ремонту забора.

    Проводили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, слушали их рассказы о суровом военном времени, поздравляли их с праздниками.

    Постоянно принимаем участие в акциях добра : подарок солдату, сбор вещей малоимущим семьям.

    Другие группы техникума работают по направлениям «Закон и я», «Здоровье – это спорт», «Я – гражданин России», «Экология Хакасии зависит от меня» …

   На первом  групповом собрании предлагаем ребятам заполнить анкету обучающегося техникума, одним вопросом из которой является вопрос «Какие обязанности выполнял в школе, классе?». За исключением  2-4 человек из группы все пишут «ничего не делал». А на вопрос «Что хотел бы делать» пишут «ничего».

Дети с детства работают по алгоритму заданному взрослыми, они к этому привыкают и становятся инертными, безынициативными. Организовать их на какую- нибудь деятельность в техникуме очень тяжело, хотя возможно.

         В среде педагогов интенсивно обсуждается проблема развития государственно- общественной структуры управления образованием. Одной из форм которой является ученическое самоуправление. К сожаленью, качество участия обучающихся в самоуправлении на сегодняшний день оставляет желать лучшего:

- выборы на должности в техникумовском самоуправлении часто сводятся к игре,  «лишь бы не меня» или «зачем мне это надо», так как занять их не означает получить реальные полномочия в принятии решений по вопросам жизни техникума;

- законы  жизни техникума, выраженные в Уставе и Правилах поведения обучающихся, отчуждены от самих обучающихся и хотя создавались для них, но не ими и с многими положениями они не согласны;

- планирование  жизни техникума всё равно прерогатива зам.директора по воспитательной работе, классного руководителя и  мастеров производственного обучения, а обучающихся не всегда и не всех интересуют запланированные ими  мероприятия.

       Педагоги решают не только узко педагогические, но и широкие социальные задачи, организуя таким образом социальное становление подростков, способствуя обретению ими социальной зрелости (самостоятельности, инициативности, ответственности, коммуникабельности), так как нерешенность проблемы социального взросления обучающихся в учебном заведении порождает инфантилизм, иждивенчество, девиантное поведение. В этой связи встает вопрос о поиске эффективных механизмов воспитания. Одним из которых и является самоуправление в учебных заведениях.

      Опыт участия в управлении делами техникума – это бесценное достояние , приобретенное в молодые годы, которое принесет свои дивиденды в дальнейшей жизни. Это фундамент знаний и умений в управлении всеми сферами собственной жизни, в использовании своего ума и способностей.

                                         

Модель самоуправления группы

                                           

Литература

1.        Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера производственного обучения: Учебное пособие – М.,2008.

2.        Карпушин Н.Я., Маковеева В.Н. Научно-методический журнал // Самоуправление в воспитательной системе школы, 2005- №4.

3.        Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.- М., 2006.

4.        Фиофанова О.А. Школьное самоуправление как пространство социального взросления: Метод.пособие. – Ижевск, 2005.

         

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ученического самоуправления в общежитии Профессионального училища "Лидер"

Ученическое самоуправление в общежитии  - это сложный, но очень важный процесс социализации обучающихся. А главное - реализация программы дает возможность быть профессионально грамотными, коммуни...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

«Самоуправление как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся

Дети стремятся к самостоятельности,но не осознают ответственности и не имеют опыта.Цель проекта:привить учащимся навыки самоуправления. Дети учатся самостоятельно принимать решения и ответственно подх...

Положение об ученическом самоуправлении "Слагаемые успеха" МБОУ ДО "ДДТ" п.Пурпе

Документ регламентирующий деятельность ученического самоуправления "Слагаемые успеха"...

Образовательный проект " Ученическое самоуправление"

В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления.Лидерские качества становятся особенно важны для любого че...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

Согласно проведенным опросам, изучение иностранного языка является для студентов ссузов  одним из приоритетов после освоения основнойспециальности, условием успешного функционирования в профессио...