К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА
статья

Согласно проведенным опросам, изучение иностранного языка является для студентов ссузов  одним из приоритетов после освоения основной

специальности, условием успешного функционирования в профессиональной среде, средством вживания в мир культуры страны изучаемого языка, приобщения к ее духовным ценностям и реалиям. Это в полной мере отвечает целям и задачам иноязычного образования как комплексно организованного процесса обучения и воспитания учащихся, цель которого состоит в развитии личности посредством иностранного языка, а содержанием – иноязычная культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ  ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

        Согласно проведенным опросам, изучение иностранного языка является для студентов ссузов  одним из приоритетов после освоения основной

специальности, условием успешного функционирования в профессиональной среде, средством вживания в мир культуры страны изучаемого языка, приобщения к ее духовным ценностям и реалиям. Это в полной мере отвечает целям и задачам иноязычного образования как комплексно организованного процесса обучения и воспитания учащихся, цель которого состоит в развитии личности посредством иностранного языка, а содержанием – иноязычная культура.

         В связи с этим актуализируется потребность в расширении арсенала

средств обучения иностранному языку в ссузе за счет интеграции в учебный процесс широкого круга аутентичных источников его усвоения, выступает как эффективный способ повышения мотивации к учению, подготовки к успешному межкультурному диалогу. Это также расширяет зону контакта учащихся с изучаемым языком во внеаудиторное время, во многом, решая проблему организации самостоятельной работы студентов, что отвечает современным требованиям к повышению их учебной самостоятельности. В практике обучения  иностранному языку  с   помощью   аутентичных  материалов, богатых внутренним содержанием, мотивирующих активную речевую деятельность собеседников, реализуются различные компетентностные цели, как то: коммуникативные, интеркультурные и т.д.   Характер песенных текстов как аутентичных материалов весьма многообразен. Они могут различаться по лингвистичной сложности, стилевой и исторической соотнесенности. Поэтому в зависимости от уровня  обученности учащихся, а также от конкретных промежуточных и конечных целей занятия песни используются по-разному.

         Песенный материал создает хорошую основу для работы с учащимися разных возрастных категорий. Он берет на себя учебную и развлекательную функции, что крайне важно для детской аудитории. Его систематическое использование повышает аудитивные навыки учащихся, причем происходит это в развлекательной, игровой форме.

         Методисты отмечают важность корреляции между музыкальным и речевым слухом ребенка: «музыкальный слух, как и речевой, развивается наиболее интенсивно примерно до 9 лет. Результаты наблюдений свидетельствуют в пользу необходимости тесного взаимодействия между учителями иностранного языка и пения, особенно в младших классах». Кроме того, доказано, что музыка, особенно пение, положительно влияет на развитие речевого слуха не только у детей, но и у взрослых.

         Т.Н. Гнилова описывает в своем исследовании возможности

оптимизации обучения иностранным языкам в ранневозрастной учебной

группе (4-7 лет) через интенсивное применение специально разработанного ею педагогического инструмента – музыкально-лингвопедагогического этюда.

          Музыкально-лингвопедагогический этюд соединяет в себе, с одной стороны, известную мелодию аутентичной песни, и, с другой стороны, дидактический стихотворный текст. Отказываясь от абсолютизации критерия аутентичности как основного при отборе песен для прослушивания в детской аудитории, она вводит в качестве основного критерий художественной ценности песенной мелодии, на которую затем накладывается специально сочиненное учебное стихотворение [Гнилова 2001].

          Отмечается, что на начальном этапе обучения детей иностранному языку с использованием песенного материала следует уделять особое внимание визуальной наглядности. Песня обретает наглядность с помощью знаков (например, символов страны, логотипов известных брендов и пр.), карт (страны, города, района), портретов (авторов песни, героя песни, актера из клипа, исполнителя), жостеров, иллюстраций и декораций в классе на тему используемых песен.

          Н.Н. Невежина посвятила свое исследование проблеме интеграции

музыки как вида искусства и английского языка как учебного предмета в

начальной школе. Ею выделены следующие компоненты содержания обучения иностранному языку на музыкально-ритмической основе:

лингвистический компонент (музыкальный материал как основа обучения

иностранному языку); речевой компонент (текст сказки, малые фольклорные

формы – стишки, считалки и т.д., являющиеся также одним из важнейших

средств обучения детей иностранному языку); психологический компонент

(речевые умения, обеспечивающие использование речевого материала в

процессе обучения аудированию и говорению); методический компонент

(тренировочные упражнения и коммуникативные задания, обеспечивающие

формирование речевых умений). Проведенное Н.Н. Невежиной опытное

обучение строилось на основе песен мажорного лада в стиле рэп с четким и

ярко выраженным ритмом, соответствующим просодической организации

английской речи. Полученные ею результаты показали, что использование

музыкального ритма в обучении иностранному языку детей способствовало

повышению уровня их владения иноязычными речевыми умениями

[Невежина 2000].

           Проведенная экспериментальная проверка подтвердила целесообразность регулярного и целенаправленного использования песен для улучшения психологического климата на уроках иностранного языка, повышения уровня владения речевыми навыками и коммуникативными умениями, расширения лингвострановедческого кругозора учащихся. В ходе экспериментального обучения наблюдалось значительное снижение количества частотных произносительных ошибок в речи учащихся (оглушение звонких согласных, отсутствие аспирации, краткое произнесение долгих гласных) и сокращение числа интонационных ошибок (неверное членение на синтагмы, нелогичность в расстановке пауз, невыделение смыслового эмфатического ударения).

          Работая во взрослой аудитории, Г.А. Китайгородская предложила метод активизации возможностей личности и коллектива, ориентированный, прежде всего, на обучение общению. В ее интенсивном курсе перед занятиями и в перерывах звучали песни, популярные в стране изучаемого языка, которые студенты исполняли с большим энтузиазмом.

Это позволяло лучше запоминать новые слова, угадывать значение незнакомых слов и конструкций [Китайгородская 1992].

Развивающая функция песни в курсе иностранного языка реализуется

через ее ярко выраженную эстетическую направленность.

          При прослушивании, заучивании и исполнении песен у учащихся развивается особый вид восприятия – эстетическое, представляющее собой способность человека чувствовать красоту окружающего мира, при этом средством формирования эстетического восприятия выступает музыкальная составляющая песенного произведения: «музыка по-своему формирует ценностные ориентации <…>, отношение к миру, т.е. выполняет эстетическую функцию» [Орлова 1991].

Н.Ф. Орлова исследовала возможности совершенствования устной речи

студентов-лингвистов старших курсов с использованием музыкальной

наглядности и пришла к выводу, что ее использование в отработке отдельных

речевых навыков не раскрывает всех потенциальных возможностей песни как средства обучения. Фонограммы вокальной музыки

эффективно использовались ею в целях совершенствования устной речи будущих учителей иностранного языка на основе трехэтапного анализа англоязычной песни: 1) анализ вербального текста; 2) анализ музыкального текста; 3) анализ манеры исполнения песни. Степень сформированности у учащихся устноречевых умений определялась по следующим параметрам: 1) объем высказывания в элементарных предложениях; 2) количество элементарных предложений в речи студента, касающихся: характера музыки, темы песни, ее идеи и сюжета, особенностей исполнения, отношения к песне/исполнителю; 3) количество употребленных определений, относящихся к средствам музыкальной выразительности; 4) общий темп речи (слогов в минуту) [Орлова 1991].

          А.А. Иванов также рассматривал песенный материал как средство

совершенствования устной английской разговорной речи на старших курсах

языкового вуза. Им предложен лингвосоциокультурный подход к проблеме

развития продуктивных навыков, реализованный в пятиэтапной

лингводидактической модели. В ее основу положен комплекс упражнений с

использованием средств песенной музыкально-образной наглядности,

отобранной на основе ряда принципов: социокультурной аутентичности

песни; учета эмоционального и мотивационного факторов;

лингвосоциокультурной содержательности; лингводидактической ценности.

Экспериментальные данные, полученные А.А. Ивановым, подтверждают

гипотезу о том, что регулярное целенаправленное использование песенного

материала повышает уровень сформированности навыков разговорной речи на иностранном языке. Это проявляется, во-первых, в фонетическом аспекте (за счет уменьшения количества ошибок в произнесении согласных и гласных под ударением и в безударном положении; в повышении экспрессивности речи благодаря правильному членению предложений на смысловые группы и выбору адекватного тона в их произнесении; в коррекции акцента в произношении); 2) в лексико-грамматическом аспекте (использование в речи неформальных сокращений и идиоматических оборотов, специфических грамматических конструкций); 3) в психолого-физиологическом аспекте (улучшение психологического климата в учебной группе; возросшая активность учащихся на уроках; активизация работы памяти учащихся и снижение их утомляемости; расширение лингвострановедческого кругозора учащихся) [Иванов 2006].

          Анализ исследований, посвященных работе с песенным материалом в дидактических целях, показал, что использование песен на занятиях по

иностранному языку играет положительную роль, способствуя улучшению

настроения, удержанию внимания, развитию памяти и усилению мотивации

учащихся. Песни отражают культуру страны, к которой они принадлежат, и

позволяют преподавателю эффективно сочетать учебный и развлекательный

материал, наблюдать за функционированием языковых реалий в речи, что в

целом обеспечивает развитие языковой и социокультурной компетенции

учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"

В статье  приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"...

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...

Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении

Проект "Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практитческом обучении" позволит сформировать общие и профессиональные компетенции. Для будующего медицинского работника к...

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС

  На современном этапе актуальным является вопрос подготовки  высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...