К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА
статья
Согласно проведенным опросам, изучение иностранного языка является для студентов ссузов одним из приоритетов после освоения основной
специальности, условием успешного функционирования в профессиональной среде, средством вживания в мир культуры страны изучаемого языка, приобщения к ее духовным ценностям и реалиям. Это в полной мере отвечает целям и задачам иноязычного образования как комплексно организованного процесса обучения и воспитания учащихся, цель которого состоит в развитии личности посредством иностранного языка, а содержанием – иноязычная культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА
Согласно проведенным опросам, изучение иностранного языка является для студентов ссузов одним из приоритетов после освоения основной
специальности, условием успешного функционирования в профессиональной среде, средством вживания в мир культуры страны изучаемого языка, приобщения к ее духовным ценностям и реалиям. Это в полной мере отвечает целям и задачам иноязычного образования как комплексно организованного процесса обучения и воспитания учащихся, цель которого состоит в развитии личности посредством иностранного языка, а содержанием – иноязычная культура.
В связи с этим актуализируется потребность в расширении арсенала
средств обучения иностранному языку в ссузе за счет интеграции в учебный процесс широкого круга аутентичных источников его усвоения, выступает как эффективный способ повышения мотивации к учению, подготовки к успешному межкультурному диалогу. Это также расширяет зону контакта учащихся с изучаемым языком во внеаудиторное время, во многом, решая проблему организации самостоятельной работы студентов, что отвечает современным требованиям к повышению их учебной самостоятельности. В практике обучения иностранному языку с помощью аутентичных материалов, богатых внутренним содержанием, мотивирующих активную речевую деятельность собеседников, реализуются различные компетентностные цели, как то: коммуникативные, интеркультурные и т.д. Характер песенных текстов как аутентичных материалов весьма многообразен. Они могут различаться по лингвистичной сложности, стилевой и исторической соотнесенности. Поэтому в зависимости от уровня обученности учащихся, а также от конкретных промежуточных и конечных целей занятия песни используются по-разному.
Песенный материал создает хорошую основу для работы с учащимися разных возрастных категорий. Он берет на себя учебную и развлекательную функции, что крайне важно для детской аудитории. Его систематическое использование повышает аудитивные навыки учащихся, причем происходит это в развлекательной, игровой форме.
Методисты отмечают важность корреляции между музыкальным и речевым слухом ребенка: «музыкальный слух, как и речевой, развивается наиболее интенсивно примерно до 9 лет. Результаты наблюдений свидетельствуют в пользу необходимости тесного взаимодействия между учителями иностранного языка и пения, особенно в младших классах». Кроме того, доказано, что музыка, особенно пение, положительно влияет на развитие речевого слуха не только у детей, но и у взрослых.
Т.Н. Гнилова описывает в своем исследовании возможности
оптимизации обучения иностранным языкам в ранневозрастной учебной
группе (4-7 лет) через интенсивное применение специально разработанного ею педагогического инструмента – музыкально-лингвопедагогического этюда.
Музыкально-лингвопедагогический этюд соединяет в себе, с одной стороны, известную мелодию аутентичной песни, и, с другой стороны, дидактический стихотворный текст. Отказываясь от абсолютизации критерия аутентичности как основного при отборе песен для прослушивания в детской аудитории, она вводит в качестве основного критерий художественной ценности песенной мелодии, на которую затем накладывается специально сочиненное учебное стихотворение [Гнилова 2001].
Отмечается, что на начальном этапе обучения детей иностранному языку с использованием песенного материала следует уделять особое внимание визуальной наглядности. Песня обретает наглядность с помощью знаков (например, символов страны, логотипов известных брендов и пр.), карт (страны, города, района), портретов (авторов песни, героя песни, актера из клипа, исполнителя), жостеров, иллюстраций и декораций в классе на тему используемых песен.
Н.Н. Невежина посвятила свое исследование проблеме интеграции
музыки как вида искусства и английского языка как учебного предмета в
начальной школе. Ею выделены следующие компоненты содержания обучения иностранному языку на музыкально-ритмической основе:
лингвистический компонент (музыкальный материал как основа обучения
иностранному языку); речевой компонент (текст сказки, малые фольклорные
формы – стишки, считалки и т.д., являющиеся также одним из важнейших
средств обучения детей иностранному языку); психологический компонент
(речевые умения, обеспечивающие использование речевого материала в
процессе обучения аудированию и говорению); методический компонент
(тренировочные упражнения и коммуникативные задания, обеспечивающие
формирование речевых умений). Проведенное Н.Н. Невежиной опытное
обучение строилось на основе песен мажорного лада в стиле рэп с четким и
ярко выраженным ритмом, соответствующим просодической организации
английской речи. Полученные ею результаты показали, что использование
музыкального ритма в обучении иностранному языку детей способствовало
повышению уровня их владения иноязычными речевыми умениями
[Невежина 2000].
Проведенная экспериментальная проверка подтвердила целесообразность регулярного и целенаправленного использования песен для улучшения психологического климата на уроках иностранного языка, повышения уровня владения речевыми навыками и коммуникативными умениями, расширения лингвострановедческого кругозора учащихся. В ходе экспериментального обучения наблюдалось значительное снижение количества частотных произносительных ошибок в речи учащихся (оглушение звонких согласных, отсутствие аспирации, краткое произнесение долгих гласных) и сокращение числа интонационных ошибок (неверное членение на синтагмы, нелогичность в расстановке пауз, невыделение смыслового эмфатического ударения).
Работая во взрослой аудитории, Г.А. Китайгородская предложила метод активизации возможностей личности и коллектива, ориентированный, прежде всего, на обучение общению. В ее интенсивном курсе перед занятиями и в перерывах звучали песни, популярные в стране изучаемого языка, которые студенты исполняли с большим энтузиазмом.
Это позволяло лучше запоминать новые слова, угадывать значение незнакомых слов и конструкций [Китайгородская 1992].
Развивающая функция песни в курсе иностранного языка реализуется
через ее ярко выраженную эстетическую направленность.
При прослушивании, заучивании и исполнении песен у учащихся развивается особый вид восприятия – эстетическое, представляющее собой способность человека чувствовать красоту окружающего мира, при этом средством формирования эстетического восприятия выступает музыкальная составляющая песенного произведения: «музыка по-своему формирует ценностные ориентации <…>, отношение к миру, т.е. выполняет эстетическую функцию» [Орлова 1991].
Н.Ф. Орлова исследовала возможности совершенствования устной речи
студентов-лингвистов старших курсов с использованием музыкальной
наглядности и пришла к выводу, что ее использование в отработке отдельных
речевых навыков не раскрывает всех потенциальных возможностей песни как средства обучения. Фонограммы вокальной музыки
эффективно использовались ею в целях совершенствования устной речи будущих учителей иностранного языка на основе трехэтапного анализа англоязычной песни: 1) анализ вербального текста; 2) анализ музыкального текста; 3) анализ манеры исполнения песни. Степень сформированности у учащихся устноречевых умений определялась по следующим параметрам: 1) объем высказывания в элементарных предложениях; 2) количество элементарных предложений в речи студента, касающихся: характера музыки, темы песни, ее идеи и сюжета, особенностей исполнения, отношения к песне/исполнителю; 3) количество употребленных определений, относящихся к средствам музыкальной выразительности; 4) общий темп речи (слогов в минуту) [Орлова 1991].
А.А. Иванов также рассматривал песенный материал как средство
совершенствования устной английской разговорной речи на старших курсах
языкового вуза. Им предложен лингвосоциокультурный подход к проблеме
развития продуктивных навыков, реализованный в пятиэтапной
лингводидактической модели. В ее основу положен комплекс упражнений с
использованием средств песенной музыкально-образной наглядности,
отобранной на основе ряда принципов: социокультурной аутентичности
песни; учета эмоционального и мотивационного факторов;
лингвосоциокультурной содержательности; лингводидактической ценности.
Экспериментальные данные, полученные А.А. Ивановым, подтверждают
гипотезу о том, что регулярное целенаправленное использование песенного
материала повышает уровень сформированности навыков разговорной речи на иностранном языке. Это проявляется, во-первых, в фонетическом аспекте (за счет уменьшения количества ошибок в произнесении согласных и гласных под ударением и в безударном положении; в повышении экспрессивности речи благодаря правильному членению предложений на смысловые группы и выбору адекватного тона в их произнесении; в коррекции акцента в произношении); 2) в лексико-грамматическом аспекте (использование в речи неформальных сокращений и идиоматических оборотов, специфических грамматических конструкций); 3) в психолого-физиологическом аспекте (улучшение психологического климата в учебной группе; возросшая активность учащихся на уроках; активизация работы памяти учащихся и снижение их утомляемости; расширение лингвострановедческого кругозора учащихся) [Иванов 2006].
Анализ исследований, посвященных работе с песенным материалом в дидактических целях, показал, что использование песен на занятиях по
иностранному языку играет положительную роль, способствуя улучшению
настроения, удержанию внимания, развитию памяти и усилению мотивации
учащихся. Песни отражают культуру страны, к которой они принадлежат, и
позволяют преподавателю эффективно сочетать учебный и развлекательный
материал, наблюдать за функционированием языковых реалий в речи, что в
целом обеспечивает развитие языковой и социокультурной компетенции
учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"
В статье приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-78958-1701817822.jpg)
Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа
Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...
Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении
Проект "Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практитческом обучении" позволит сформировать общие и профессиональные компетенции. Для будующего медицинского работника к...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-149656-1353773693.png)
Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".
Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-551895-1419318850.jpg)
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)
Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-978241-1538145044.jpg)
« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».
В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС
На современном этапе актуальным является вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...