Конспект урока по окружающему миру На тему: «Петр 1. Реформы в Российском государстве»
план-конспект урока на тему

урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

На тему: «Петр 1. Реформы в Российском государстве»

Выполнила студентка 32 группы

Андреева Ксения Александровна

Лицей № 37

Класс 4 «Б»____________

Учитель Суркова А.В.__________

Методист Маркин А.С.__________

Оценка _______________________

2018г.

Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.

  • Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
  • развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
  • воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • изучение понятия «среда обитания»;
  • формирование знаний об окружающей среде;
  • нахождение простейших взаимосвязей в живой природе; использование их для объяснения необходимости бережного отношения природе;

Коммуникативные:

- слушать и слышать друг друга и учителя,

- устанавливать рабочие отношения;

- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности,

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • развитие навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • проявление учебно-познавательного интереса к материалу урока.

Вид используемых на уроке средств

  1. Учебник Окружающий мир 4 класс в 2 частях. Ч. 2. / Е.В.Саплина Е. – М.: АСТ: Астрель, 2010.;
  2. презентация “Петр Великий”;
  3. .Саплина Е.В., Саплин А. И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №2 4 класс

Оборудование

Компьютер, проектор, доска,

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент/приветствие

Организация класса, проверка готовности обучающихся, знакомство с учениками:

«Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Александровна и я проведу у вас урок окружающего мира. Занимайте свои места и проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе и пенал. Все лишнее убрали с парт»

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история. Итак, мы отправляемся по страницам истории, и путь наш лежит в Российское государство.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Коммуникативные:

- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

- умение организовывать свое рабочее место;

II. Постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации  

В одном голландском городке на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.

Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- вы правы, тема нашего урока «Петр Первый. Реформы в Российском государстве».

Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий».

-Ребята, а что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

Петр Первый и его реформы.

*Почему Петр Первый получил прозвание «»Великий»?

*Узнать о детстве Петра.

*Каким правителем был Петр1?

*Что нового внес Петр 1 в жизнь страны? В жизнь русского народа?

III. Изучение нового материала.

Словарная работа:

Физминутка:

Закрепление:

Рефлексия

На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить. Давайте с вами прочитаем значение этих слов.

ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявит носителем каких – нибудь высоких качеств, званий;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;

ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;

ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;

РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;

Сенат – высший орган управления гос-вом.

 Так давайте узнаем биографию этого великого человека:

Петр I Великий — русский царь и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы в истории России.

Родителями Петра Первого были царь Алексей Михайлович Романов и царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Царю предсказали рождение сына Петра. Прорицатели утверждали, что именно Петру уготована удивительная судьба, он унаследует престол и станет героем, с которым не сравнится никто из современников. Побыв год с царицей, Пётр был отдан на воспитание нянькам.

На четвёртом году жизни Петра умер царь Алексей Михайлович, отец мальчика. Новым царём стал сводный брат Петра Фёдор Алексеевич.

Смерть царя Алексея Михайловича и воцарение его старшего сына Фёдора отодвинули царицу Наталью Кирилловну и её родню, Нарышкиных, на задний план. Царица Наталья вместе с сыном вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой.

По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Его учителем стал подьячий (мелкий чиновник) Никита Зотов. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками.

Когда Петру было десять лет, умер его брат Фёдор. Маленького Петра венчали на царство. Но, поскольку Пётр был слишком мал для царствования, власть перешла к их сводной сестре Софье. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.

Ради забавы Петру  построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной.

Позже были созданы два потешных полка Семёновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей. С точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира.

Позднее, в 1687 году Пётр I создал из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков Российскую императорскую гвардию. Свое боевое крещение русская гвардия получила в Северной войне 1700.

Таким образом, детские забавы  маленького Петра легли в основу  формирования  Российской         императорской гвардии.

   Весной 1688 царь Петр I обнаружил брошенную  в амбаре лодку и приказал её отремонтировать. Лодка была спущена в р. Яуза. На ней юный Пётр учился ходить под парусами. В 1701 лодку перевезли в Московский Кремль и установили под навесом у колокольни Ивана Великого, где она простояла 20 лет.

Плавание в детские годы пробудило в Петре Первом страстную любовь к

мореплаванию в будущем.

На своей личной печати Пётр Первый вырезал слова: «Я – ученик и нуждаюсь в учителях».

Ему всё было нужно знать: как корабль строить, как на станке столярном работать, как сапоги шить… Не умел он сидеть без дела. А за лень, нечестность и недобросовестность подчинённых строго наказывал.

В 17 лет Пётр Первый стал полноправным правителем Российского государства, отстранив от правления свою сестру Софью. 

Какие же еще провел реформы император?

 

Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям.  Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Начало её построения было в 1699 году. В тот год вышел указ. Набирались: охотничьи люди – свободные подданные, служившие за 11 рублей в год; даточные люди – рекруты, набираемые из крестьян. Рекрутов набирали следующим образом: от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов; дворяне на гражданской службе поставляли в армию 1 рекрута с 30 дворов, дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов

А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте около своих мест, так чтобы вам было удобно.

 

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Молодцы! Садитесь.

 

Откройте свои тетрадки на печатной основе.

Давайте вспомним исторические даты России.

Упр 48, стр30

Упр 49, стр30

А теперь послушайте что еще сделала Петр Первый для своей страны.

Петр I считал, что Россия сильно отставала в своем развитии от западно-европейских стран, царь открыто признавал это. Желая перенять европейский опыт, модернизировать страну и найти союзников в борьбе против Османской Империи, он снаряжает в Европу Великое посольство.

В 1700 г. царь Пётр I начал войну со шведским королём Карлом XII. Она длилась 21 год и вошла в историю под названием Северной.

русские взяли Нотебург

после штурма покорилась выстроенная шведами у впадения реки Охты в Неву крепость Ниеншанц.

Однако, чтобы «ногою твёрдой стать у моря», необходимо было иметь здесь город-крепость, торговую гавань и верфи для строительства флота. Царь сам обследовал топкие, низкие берега Невы и выбрал для крепости небольшой островок Заячий, по-шведски — «Люст эйленд», т.е. «Весёлый остров». Именно это послужило началу великого города Санкт-Петербурга.

Город Санкт-Петербург был основан 16 (27) мая 1703 г., в день православного праздника Святой Троицы, в центре исконно русской Ижорской земли  — на берегу реки Невы. В течение почти десяти веков селились русские люди на этих землях.

При Петре был открыт первый в России музей — Кунсткамера и первая в стране публичная библиотека. Сбор редкостей за границей и внутри страны тоже был связан с инициативой Петра. Была выпущена первая печатная газета «ведомости».

Значение Петербурга было многогранным. Это, прежде всего, столица империи и резиденция царя и его семьи. Петербург, кроме того, крупнейший в стране торгово-промышленный центр и ее главный порт, обслуживавший огромную периферию. Петербург — средоточие градостроительных новшеств, город монументальных сооружений гражданского назначения. В столице империи были открыты первые в России научно-просветительные учреждения, здесь же действовало первое в стране высшее специальное учебное заведение — Морская академия.

Петербург постепенно становился культурным центром империи. Здесь были созданы новые школы, готовившие специалистов, ранее нанимавшихся за рубежом. К ним относились: Хирургическая школа, открытая при военном госпитале; Инженерная школа; Архитектурная школа; Карповская школа Феофана Прокоповича, готовившая из детей сирот и бедняков образованных священников.

Ассамблеи, балы открывали новую форму общения людей, по мнению Петра, должны были служить школами светского воспитания. Но непринужденность в общении, неподдельное веселье установились далеко не сразу. Главное значение ассамблей состояло в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Постепенно и русские дамы, еще недавно грубые и необразованные, так изменились к лучшему, что стали мало уступать немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости.

 А теперь выполним 51 упр в тетрадке на стр 31.

Ну что ж, ребята, время подводить итоги:

Что нового вы сегодня узнали?

Что вас больше всего удивило сегодня на уроке?

Вы отлично сегодня поработали. Молодцы!

Запишите д/з: стр 32-33 упр 52, 53. Читать параграф в учебнике стр 60-65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...

Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь леса"

Интегрированный урок в четвертом классе ( Окружающий мир и Английский язык)Разработка содержит карту урока и презентацию к нему...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" 1 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму и бережном отношении к ней.Формы урока: фронтальная, групповая.Оборудование:...

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Степь" 4 класс

Данный материал предназначается для урока в 4 классе, по программе окружающий мир....

Конспект урока по Окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Конспект урока по Окружающему миру "Планеты Солнечной системы" с применением вида групповой работы "Охота за сокровищами"...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД"

Конспект занятия, как часть проекта " Мой любимый город"...