Конспект урока по Окружающему миру "Планеты Солнечной системы"
план-конспект урока

Титаева Татьяна Викторовна

Конспект урока по Окружающему миру "Планеты Солнечной системы" с применением вида групповой работы "Охота за сокровищами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе на

тему « Планеты Солнечной системы».

Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Ч.1/ А.А.Плешаков

Цель: продолжить изучение нашей Солнечной системы; представление о планетах Солнечной системе.

Задачи урока:

1.Продолжить формировать представление о планетах Солнечной системы; познакомить обучающихся С тем, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года.

2. Расширять круг знаний; развивать внимание, мышление, память, умение воспринимать информацию и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к родной планете.

Формирование личностных УУД:

Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к окружающей среде. Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формирование познавательных УУД:

Развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.

Учить применять полученные знания на практике. Прививать любовь к родной планете, бережное к ней отношение, доброжелательное отношение к товарищам.

Формирование регулятивных УУД:

Развивать общеинтеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения).

Учить работать с алгоритмом действия при изучении нового материала, строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование коммуникативных УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. Договариваться с людьми, работая в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средства обучения: плакат с изображением планет Солнечной системы ; глобус, теллурий, детские энциклопедии «Космос» 7-8 штук.

Ход урока

1.Орг. момент.

-Добрый день! Начинаем наше путешествие в необъятный мир Вселенной. Вы готовы, ребята?

2.Актуализация знаний обучающихся.

1.Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (О Вселенной.)

А что такое Вселенная? (Это космос, это необъятное пространство со звездами, планетами и другими не телами.)

Скажите, а какая наука изучает Вселенную? (Астрономия.)

От каких двух греческих слов происходит слово «астроно­мия»? (Астрон - звезда, номос - закон.)

Какая звезда расположена ближе всех к Земле? (Солнце.)

Вспомните, а чем звезды отличаются от планет? (Планеты не ис­пускают собственного света, а отражают свет Солнца.)

Сколько планет составляют нашу Солнечную систему? (9 планет.)

Посмотрите на иллюстрации и назовите эти планеты. (Мер­курий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца? (30 км/с.)

Давайте вспомним, что мы с вами узнали о Солнце? (Солн­це - это огромное раскаленное тело, которое во много раз больше нашей Земли.)

Во сколько раз диаметр нашей планеты меньше диаметра Солнца? (В 109 раз.)

Почему с Земли Солнце нам кажется маленьким шариком? (По­тому что оно находится от Земли на большом расстоянии.)

Сколько километров составляет это расстояние? (150 млн км.)

Какова температура на поверхности Солнца? (6000°).

А каких отметок достигает температура в центре Солнца? (15-20 млн градусов.)

Ребята, а как вы думаете, можно ли невооруженным глазом смотреть на Солнце? Почему? (Нет, можно испортить зрение.)

Как вы думаете, мы всё узнали о Вселенной?( Нет, ещё много интересного мы не знаем)

2.Работа в тестовых тетрадях на с. 8.

Взаимопроверка с соседом по парте.

Да, ребята, мы с вами знаем пока не очень много о нашей Солнечной системе. Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить, что узнаем на уроке?( О планетах).

Правильно. Мы сегодня поговорим о планетах Солнечной системы, узнаем, почему день сменяет ночь, о временах года.

3. Формирование новых знаний и умений

Введение в тему урока.

Ребята, отгадайте загадку.

Восемь мамы бродят,

Отражая ее свет,

Хороводы водят. (Планеты и солнце.)

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить, что узнаем на уроке?( О планетах).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что бы вы хотели ещё узнать а планетах Солнечной системы?

- Какие перед нами стоят задачи на этом уроке?

-Да, ребята, мы с вами знаем пока не очень много о нашей Солнечной системе.

-Правильно. Мы сегодня поговорим о планетах Солнечной системы.

4.Открытие нового знания.

1. -Сегодня я предлагаю отправиться в космическое путешествие на планеты

- Поехали!

-Давайте посмотрим, какая планета расположена ближе всех к Солнцу? (Меркурий.)

Планета эта горяча,

К Солнцу ближе всех она. (Меркурий.)

Выступление учеников о планетах.

Меркурий

Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета по­лучила свое название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью - ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

Посмотрите, какая планета стоит на втором месте по мере отдаленности от Солнца? (Венера.)

Загадочна, в белой вуали

Летит она в дальние дали.

И, может быть, даже красива,

Но в дымке едва различима. (Венера)

Венера

Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, вы­глядит как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, поч­ти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Приближается к третьей планете:

Тепла, красива, зелена –

Для многих отчий дом она.

И много миллионов лет

От нас она хранит секрет. (Земля.)

-Правильно, Земля - это третья планета по мере удаления от Солнца.

-Именно на нашей планете возникли самые благоприятные условия для возникновения жизни. Земля стала домом для мил­лионов живых существ, хотя по сравнению с другими планетами она сравнительно небольшая. Диаметр нашей планеты составляет 12 740 км. Ученые относят Землю к группе земных планет. Эту груп­пу составляют также Меркурий, Венера и Марс. Кроме того, Землю часто сопоставляют с Луной. Происхождение, структура и развитие земных планет и Луны одинаковы.

- Посмотрите на плакат и назовите следующую планету Солнечной системы..( Марс)

Марс

Четвертой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны - за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника - Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.

- Пятой планетой нашей Солнечной системы выступает……. ( Юпитер)

Юпитер

Следующая от Солнца планета Юпитер - самая большая в Сол­нечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Одному, конечно, скучно,

Друга срочно вызвать нужно!

И не двух, не трех - за раз,

Тридцать - будет в самый раз.

Пусть кружат, летят вокруг.

Создавая плотный круг. (Сатурн.)

-Назовите шестую планету нашей Солнечной системы. (Сатурн)

Сатурн

Сатурн - вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множест­вом ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

Уран, Нептун и Плутон

Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает го­лубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на по­верхности Нептуна - минус 200 градусов.

Плутон  - планета, вызывающая множество споров. До 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. В 2006 году Международный астрономический союз установил новые критерии для понятия "планета", в связи с чем Плутон был переведен в категорию карликовых планет и отнесен к малым телам Солнечной системы.

-Давайте еще раз назовем планеты нашей Солнечной систе­мы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

-Огромное спасибо нашим астронавтам, которые помогли нам узнать много интересного про планеты.

- Сделайте вывод и ответьте на вопрос:

-Зачем нам нужно знать о планетах Солнечной системы?

- Ребята, оцените их работу, как они провели заочную экскурсию по планетам. Вам было интересно?

5.Физкультминутка

Стихотворение сопровождается движениями:

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними - Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон.

6. Групповая работа («Охота за сокровищами»)

Класс делится на группы по 5-6 человек, каждая группа получает лист с вопросами, энциклопедию «Космос» и учебник «Окружающий мир».

Вопросы:

  1. Какая планета Солнечной системы весит больше остальных  планет? (Юпитер)
  2. На какой планете Солнечной системы дуют самые быстрые ветры? (Скорость ветра на планете Нептун, измеренная в 1989 году космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2», достигала 2 400 километров в час)
  3. Какая бывшая планета Солнечной системы имеет самый большой по размерам спутник? (Спутник Плутона — Харон — имеет диаметр 1 270 километров, в то время как диаметр самого Плутона — 2 324 километра. Некоторые ученые считают систему Плутон—Харон двойной планетой)
  4. На поверхности какой планеты Солнечной системы самая высокая температура? (На Венере. Средняя температура там составляет 480 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы расплавить свинец)
  5. На какой из планет Солнечной системы находится самая высокая гора? (На Марсе. Это вулкан Олимп. Его высота — двадцать пять километров, что почти втрое выше Эвереста. )
  6. Назовите планету Солнечной системы с самым коротким днем. (Юпитер делает полный оборот вокруг своей оси за девять часов, 55 минут и 29,69 секунд)
  7. Какие две планеты Солнечной системы не имеют естественных спутников? (Меркурий и Венера)
  8. На поверхности какого небесного тела встречаются такие названия: море Спокойствия, океан Бурь, болото Сна, озеро Смерти? (Луна)
  9. Как по-научному называется звездопад? (Метеоритный дождь)
  10. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)

7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились, узнали много новой и интересной информации. Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам подумать и поработать творчески, все вместе составим картину звёздного неба, но звёздочки у нас будут особенные.

- Если вам на уроке было всё понятно, интересно, то поставьте зелёную . А если вам было интересно, но у вас остались ещё вопросы, то – синюю.

А если совсем ничего не понятно и трудно было на уроке, то- красную.

- Обоснуйте свой выбор, почему вы сделали именно так.

-Молодцы! Посмотрите, какое красивое у нас получилось звёздное небо!

- А центре мы, конечно, поставим самую главную для нас звезду – Солнце!

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...

Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь леса"

Интегрированный урок в четвертом классе ( Окружающий мир и Английский язык)Разработка содержит карту урока и презентацию к нему...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" 1 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму и бережном отношении к ней.Формы урока: фронтальная, групповая.Оборудование:...

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Разработка технологической карты  урока с использованием образовательной онлайн-платформы , где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме....

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Степь" 4 класс

Данный материал предназначается для урока в 4 классе, по программе окружающий мир....