Статья " Моя Родина Россия"
статья на тему

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства. Оборудование и материалы: глобус, иллюстрации природы, городов России. Методы и приёмы: словесный (беседа, художественное слово); наглядный. Ход беседы: Воспитатель: - Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна? (Ответы детей). - Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия! Давайте повторим его вместе. - В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа (показ иллюстраций); красивые города (показ иллюстраций); удивительные люди. - Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Кто из вас может показать на глобусе территорию России? - Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии (показ на глобусе). - омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим (показ на глобусе). - Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. - Россия граничит с 16-ю государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. - Посмотрите на глобус: видите, границы России проходят и по суше, и по воде. - В нашей стране более тысячи городов. - Какие города вы знаете? (Ответы детей). - Самые крупные города нашей страны это Москва, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Новосибирск (показ иллюстраций) - А какие реки России вы знаете? (Ответы детей) - В России очень много рек – Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур. - Россия - наша Родина! В народе говорят: «Человек без родины не живёт». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне. Все горячо любим свою Родину! - Послушайте, как говорит об этом в своём стихотворении поэт Сергей Александрович Васильев: Россия…как из песни слово, Берёзок юная листва, Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа. Люблю тебя, моя Россия! За ясный свет твоих очей! За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть! Люблю всё то, что называют Одним широким словом Русь! - О России, о Родине писали многие поэты. В народе с давних времён любовь к Родине выражалась в пословицах и поговорках. - А вы, знаете пословицы и поговорки о Родине? (Дети вместе с воспитателем вспоминают поговорки и пословицы о Родине) - «Родина – мать, умей за неё постоять!»; - «Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»; - «Всякому мила своя сторона»; - «Скучно Афонюшке, на чужой сторонушке»; - «На чужой стороне и весна не красна» Итог беседы: - Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми. Приложение №2 Познавательная беседа «Главный город нашей страны» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии; д/ игра «Найди герб (флаг) России» Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ, художественное слово); наглядный (показ иллюстраций); игровой. Ход беседы: Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы живём? (В России) - Как можно сказать про нашу страну? Какая она? (Большая, великая, красивая) - Какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб) - Посмотрите, у меня на мольберте размещены флаги и гербы разных стран. Кто из вас найдёт флаг России? Герб России? - Ребята, на Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город – столица этой страны. Сегодня мы поговорим о самом главном городе нашей страны – Москве. Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и красивый город России. - Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Что вам запомнилось больше всего? (Рассказы детей) - В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Москва – один из самых древних городов России. Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы. На твоих церквах старинных Вырастали дерева. Глаз не схватит улиц длинных… Это – матушка Москва… Ф. Глинка - Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Показ иллюстрации). - В Кремле работают президент России и правительство. - Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. Бой именно этих часов, мы слышим с вами по телевизору в Новогоднюю ночь. Называются эти часы – Кремлёвские куранты. - Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). - В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» - значит Красивая площадь. - Посмотрите, какая она большая! (Показ иллюстрации). Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями. (Рассказы детей). - Мы можем приехать в Москву на поезде, прилететь на самолёте, приплыть на теплоходе. В Москве всегда очень много гостей! Кто-то приезжает в Москву по работе, в командировку, решать важные дела, кто-то едет в гости к друзьям, родственникам, многие приезжают в Москву в отпуск – полюбоваться её красотой, погулять по её улицам, площадям, побывать в музеях. А сколько в Москве иностранных туристов! В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий. Поэтому люди из других стран так хотят побывать в Москве. И действительно, Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше. Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций). У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси! Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций). Представляете, ребята, как много людей трудились, чтобы построить такую красоту. - В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации). Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты. Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы. Итог беседы: Воспитатель: - Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А.С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…». Современные поэты тоже не перестают восхищаться красотой Москвы: Здесь Кремль, Здесь Воробьёвы горы И площадь Красная видна. Такой большой старинный город. Гордится им моя страна! Всем городам она глава. Столица Родины – Москва. И. Векшегонова - И не важно, что мы с вами живём не в Москве, любим мы её так же сильно, как все россияне, потому что Москва – одна на всех, это наша столица! Домашнее задание. Воспитатель: - Для того чтобы нам лучше познакомиться с нашей столицей – Москвой, мы с вами оформим фото альбом о Москве. А для этого вы и ваши родители будете собирать информацию об этом прекрасном городе. Вам нужно будет найти и принести в детский сад открытки, фотографии, иллюстрации и рисунки из журналов о Москве, а родители помогут вам написать краткие сведения о той достопримечательности Москвы или о том памятном месте города, которое будет отражено на ваших иллюстрациях. Примечание: для закрепления материала беседы, в ближайшие дни с детьми проводится игра «Иностранец». Цель игры: В игровой форме закрепить знания детей о Москве. Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придёт иностранец, который ничего не знает о нашей столице Москве (в роли иностранца выступает приглашённое лицо – кто-то из родителей, другой воспитатель). Дети должны рассказать иностранцу самое главное. «Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать: - Как называется наша страна? - Что такое столица? - Как называется столица России? - Чем она знаменита? В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз.