Городское методическое объединение Тема: «Развитие логического мышления средствами декоративно-прикладного искусства «Дымка»
консультация на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dymka.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей  «Снегурочка»

Городское методическое объединение

Тема: «Развитие логического мышления средствами декоративно-прикладного искусства «Дымка»

Составила и провела

воспитатель: Петрова Т.В.

г. Югорск 2013 г.

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков.

Считается, что возник он  в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки.

Технология изготовления «Дымковской игрушки»:

Первое – это лепка игрушки из глины.

Второе – сушат и обжигают игрушку.

Затем обеливание и яркая роспись игрушки. Это достаточно трудоемкий и сложный путь.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.

Декоративно-прикладное искусство одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, а так же развивает логическое мышление у детей.

Через дымковскую игрушку формируем и развиваем элементарно-математические представления.

Закрепляем знания о геометрических фигурах таких как круг, овал, клетка, волнистая линия, закрепляем прием наложения т.е. кладем большой круг, затем поменьше и совсем маленький.

Можно закрепить счет до 10 при помощи точек, кружков.

Дети выкладывают на листе бумаги из деталей дымковской росписи геометрические узоры, орнаменты, где и развивается логическое мышление, ориентировка на листе бумаги, глазомер.

Дети могут подбирать элементы по цвету, по форме, по размеру и чередовать их друг с другом.

Так же дымковский стиль используется в художественных детских произведениях: мультфильм: «Вернулся служивый домой».

Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

В процессе обучения технике рисования дети учатся самостоятельно подбирать и сочетать цвета друг с другом.

Так постепенно развиваются их  творческие способности. После того как технические навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.

● Дидактическая игра «Картинки – близнецы»

Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

● Дидактическая игра «Декоративная мозаика»

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

● Дидактическая игра «Собери пазл»

Задачи: закреплять знания детей о «дымке»,  учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

Делаем вывод:

Дымковская роспись как искусство помогает детям дошкольного возраста овладеть способами выявления количественных и пространственных отношений, закрепить геометрические фигуры, счет, способ наложений.

Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления детей. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные  традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.

● Дети учатся анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».

● В процессе углубленного изучения  народно-прикладного  творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки,  его символичном значении, связи с окружающей природой.

● Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию:  глиняные игрушки  похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских  мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

● Многие элементы орнамента мы с ребятами экспериментировали, выкладывая элементы дымковской росписи на листах бумаги, как один из способов нетрадиционного рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на развитие логического мышления в контрольно оценочных средствах

В современном мире с его большим поступлением информации и быстротечностью человеку приходиться правильно ориентироваться и разбираться в той или иной жизненной ситуации, принимать решение, анализиров...

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

Презентация Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Презентация по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"....

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Доклад «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Развитие логического мышления у детей со сложной структурой дефекта  – это многоплановый процесс, отличающийся длительностью, системностью и целенаправленностью.Для мышления детей с ССД хар...

Сравнительный анализ развития логического мышления у дошкольников с ДЦП и их умственно-отсталых сверстников.

В статье освещаются закономерности формирования мышления в детском возрасте, особенности формирования элементов логического мышления у детей с особенностями развития и сравнительный анализ развития эл...

Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)

В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...