Работа с подростками в кризисных ситуациях.
статья на тему

Смирнова Раиса Николаевна

обзор возможных кризисных ситуаций в подростковом возрасте и методы работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx12.65 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с подростками в кризисных ситуациях

             Опыт работы с подростками показывает, что довольно часто у них происходят срывы поведения, драки, они проявляют агрессивность, склонны к побегам. Для того чтобы более точно определить, есть ли у подростка кризис и какой это кризис, следует выяснить, что вызывает кризисное состояние, какие ситуации оказывают на него неблагоприятное воздействие и способствуют проявлению кризиса.

              Кризис меняет «направленность» ребенка в связи с изменением значимой для него социальной ситуации. Для работы с подростками в кризисных состояниях нужно знать все о типах кризисов в семье, понимать суть кризисов, а также знать, как изменяется поведение подростков в кризисной ситуации.

               Первое, на что необходимо обратить внимание при работе с подростками в кризисной ситуации, - системный подход. Довольно часто во время кризиса все внимание сосредоточено на чьей-то вине. Если обвиняемым становится ребенок, то нужно посмотреть на него как на часть некой системы, например семьи. Семья, в свою очередь, включена в систему взаимоотношений с родственниками, соседями, коллегами, друзьями и т.д. Все части в разной степени взаимодействуют между собой, и это взаимодействие вносит значимую лепту в события, приводящие к кризису.

                Второе ,что необходимо учитывать в работе с подростками, - природа кризиса. Любой кризис имеет определенные границы: начало, середину, конец. Начало кризиса сопровождается подъемом негативных эмоций, которые выплескиваются на окружающих. Негативные эмоции не позволяют ребенку спокойно реагировать на происходящее, и эта неадекватная реакция приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению. Середина кризиса характеризуется усилением негативных реакций, злостью, гневом и пр. из-за безуспешности попыток найти механизм преодоления кризиса. Завершающая стадия кризиса характеризуется тем, что человек либо решает проблему, либо находит способ уменьшить ее влияние.

                  Третье. Во время кризисных ситуаций человек с большей легкостью принимает помощь, так как он меньше всего защищен и нуждается в поддержке  для восстановления спокойствия.

                  Четвертое. Кризис заключает в себе потенциал для дальнейшего роста, могут появится возможности для приспособления, когда старые способы поведения, привычки разрушаются, а на их место приходят новые, более эффективные.

                    Пятое. Надо знать способы оказания помощи на разных этапах кризиса. На первом этапе – изучить событие, которое привело к кризису, уточнить влияние, оказанное на человека, разделить проблемы по значимости и решить, какая из них является самой важной. Для середины кризиса важно выделить составляющие кризиса (потеря себя, беспокойство, событие-испытание и др.), изучить способы, которые использует подросток, составить небольшой план, помогающий преодолеть некоторые проблемы.                

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом о воспитательной работе с подростками.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются  качественной перестройке, возникают и формируются новые психологически...

Буклет "Рекомендации классному руководителю по работе с подростками"

1.Правила сотрудничества классного руководителя с учащимися;2.классному руководителю по работе с учащимися состоящими на учетах3. Общаясь с подростком помни4. Изучая подростка помни...

Памятка классному руководителю по работе с подростками состоящими на учетах

1. Работа с учащимися группы социального риска2. Модель работы с учащимися состоящими на учете3.Организация мониторинга...

Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»

Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...

Родителям. Поддержка подростка в конфликтной ситуации

Для родителей.Взаимодействие с подростком в ситуации конфликта...

рабочая программа "Управление в кризисных ситуациях"

1.3   Цели    и    задачи   учебной   дисциплины   –    требования   к результатам освоения учебной...