Программа сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации
материал на тему

Семакова Юлия Игоревна

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

Паспорт Программы

Пояснительная записка

Цели и задачи Программы

Основные мероприятия Программы

Координация и контроль за реализацией Программы

Прогнозируемый результат реализации Программы

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

Разработчик Программы

Семакова Ю.И – педагог-психолог

Сроки реализации Программы

2017-2020 уч.год

 Основание для разработки Программы

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями);

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

Согласно Федеральному закону от13-/6-0887M013,ФЗ!Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации!

Цель Программы

Осуществление психологических - педагогических системных мероприятий для  сопровождения студентов обучающихся в колледже, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи Программы

  1. Выявить несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в колледже:
  2. Выявить семьи находящиеся в социально опасном положении;
  3.  Разработать меры по реализации программ и методик направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
  4. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
  5. Сформировать у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Ожидаемые результаты

Снижение количества студентов оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Используемые формы и методы работы в ходе реализации программы

Индивидуальные консультации, тренинги, диагностика.                                                                        Наглядные методы – презентации; словесные методы – беседы, консультации.

Участники реализации Программы

Студенты колледжа попавшие в трудную жизненную ситуацию, кураторы групп, педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, родители.

Программа является документом, открытым для изменений и дополнений.

2. Пояснительная записка

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

При осуществлении сопровождения необходимо опираться на следующие принципы:

 · рекомендательный характер советов сопровождающего (необходимость развития самостоятельности ребенка в решении проблем);

 · приоритет интересов ребенка (специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка);

 · непрерывность сопровождения (специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда когда проблема будет решена или тенденция решения будет очевидна);

 · мультидисциплинарность сопровождения (согласованная работа специалистов владеющих единой системой методов).

Основные мероприятия программы

Направления деятельности

Содержание направлений деятельности

Студенты

Педагоги

Родители

Психодиагностика

Анкета на студента

Шкала семейной адаптации и сплоченности

(Позволяет быстро, эффективно и достоверно оценить процессы, происходящие в семейной системе, и наметить мишень психотерапевтического вмешательства). 

Рисунок семьи (Предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений)

  • Посещение уроков с целью наблюдения за поведением на занятиях и обучением студентов попавшие в трудную жизненную ситуацию

Аналитические беседы с преподавателями, кураторами,

  • Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным (См. Адаптация)
  • Анкетирование по условиям проживания и воспитания

Развивающая и психокоррекционная  работа

  • Индивидуальные и групповые коррекционные беседы со студентами попавшие в трудную жизненную ситуацию.
  • Организация свободного времени

(привлечение к участию в спортивных соревнованиях, кружках и секциях, турпоходах и т.д).

- Организация занятости обучающихся во время зимнего и летнего отдыха (трудоустройства).  

Проведение (по возможности) совместных игротренинговых занятий для обучающихся попавшие в трудную жизненную ситуацию и их родителей.

Организация лекции для родителей с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, психологами

Психологическое консультирование

Проведение консультаций с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

Проведение индивидуальных консультаций по вопросам социальной и учебной адаптации обучающихся, оказавшихся в социально тяжелом положении

Проведение индивидуальных консультаций с родителями

Психологическое просвещение

Выступления на тематических классных часах.

"Детям - заботу взрослых" «Насилие и закон»,  «Толерантность и мы»

Выступления на педагогических советах по теме  «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»  

  • Выступления на родительских собраниях «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
  • Собрание с родителями «Ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних подростков»
  • Проведение встреч родителей с представителями ПДН

Подготовка буклетов для педагогических работников и родителей. Подготовка благодарственные письма родителям, «Тревожные» письма родителям.

Экспертная работа

Участие в заседаниях малых педагогических советов и советов по профилактике с участием студентов и их родителей по следующим вопросам: трудности в обучении, неуспеваемость и плохая посещаемость. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ НА ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ "Передай добро по кругу"

Дети созданы для любви и добра. Оторвавшись от обыденной   и школьной жизни, они обязательно должны попасть к опытным специалистам. Именно такую обстановку готовы создать  для сво...

Аттестационный лист студента по ПМ 03 МДК 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Аттестационный лист студента по ПМ 03 МДК 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,по бально-рейтинговой системе...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Из опыта работы руководителя группы 1К по профессии «Повар», с обучающимися находящимися в трудной жизненной ситуации

Из опыта работы руководителя группы 1Кпо профессии «Повар», с обучающимися находящимися в трудной жизненной ситуации...

1.5. Работа с детьми находящимися в трудных жизненных ситуациях

Справка о работе с детьми находящимися в трудных жизненных ситуациях...

Алгоритм Центра поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации

Алгоритм работы мобильной бригады ,работающей с семьями,находящимися в трудной жизненной ситуации...

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации"...