Обмен опытом "Деятельностные технологии обучения"
консультация на тему

Работа содержит материал о возможностях  моделирования профессиональной деятельности в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostno-kompetentnostnye_tehnologii.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:


МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

«Знания только тогда знания,

когда они приобретены

усилиями мысли».

Л. Н. Толстой

Противоречие между теоретическим характером обучения и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности  - одна из проблем профессиональной подготовки специалистов. Выпускники СПО не всегда способны перенести в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания.

Совершенствовать профессиональную подготовку - значит обеспечить полноту практической подготовки обучающихся к выполнению всех основных профессиональных функций, готовность к выполнению не только отдельных операций, но и целостной деятельности.

Один из подходов к решению данной проблемы - моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе.

Моделирование профессиональной деятельности - это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебно-производственной  деятельности обучающихся, которое дает правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и позволяет обучающимся в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций).

В основе практического осуществления моделирования профессиональной деятельности лежит разработка модели профессиональной деятельности.

Данная модель предполагает вычленение всех составляющих элементов деятельности, установление их полного состава, определение значимости составляющих для продуктивного протекания процесса, установление взаимосвязей между ними, характеризующих структуру целостной деятельности.

Материальное выражение модели профессиональной деятельности - состав, содержание и последовательность предъявления обучающимся  учебно-производственных задач, которые в комплексе охватывают все основные действия, входящие в профессиональную деятельность (типовые профессиональные задачи). Задача - цель, заданная в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий («типовая профессиональная задача» и «учебно-производственная задача»).

Модель дает обучающимся представление о целостном содержании профессиональной деятельности, ее внутренней структуре, взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов.

Разработка модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных курсах учебных дисциплин и профессиональных модулей, и уже тем самым создает возможности для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего материала.

Обучающийся осваивает новую для него деятельность от простых элементов к более сложным и, наконец, переходит к овладению полноценной профессиональной деятельностью.

В качестве моделей выступают общие и профессиональные компетенции (требования к умениям, знаниям и личностным качествам специалистов), учебные планы и учебные программы (содержание учебной информации и комплекс учебных задач, обеспечивающих формирование системы знаний, умений, способствующих выработке профессионально значимых личностных качеств и компетенций).

Разрабатывая модель, преподаватель, мастер производственного обучения двигается в обратном направлении - от целостной деятельности к составным ее частям и элементам:

-выявляет типовые  профессиональные  задачи, которые  предстоит решать специалисту при выполнении своих трудовых обязанностей;

-разрабатывает на их основе учебно-производственные задачи;

-определяет  место этих задач в содержании обучения;

-осуществляет выбор форм и методов обучения, наиболее отвечающих каждой задаче.

Последовательность  реализации  моделей должна соответствовать как логике обучения, так и закономерностям профессионального становления студентов.

Типовая профессиональная задача достаточно обобщена, она представляет собой формулировку цели без указания условий; типовыми профессиональными задачами выступают функции специалиста.

Так, например, для ПМ.01. Продажа непродовольственных товаров

по профессии  38.01.02 «Продавец, контролёр-кассир» таковыми будут задачи  приобрести и совершенствовать компетенции:

ПК 1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Для ПМ.02. Продажа продовольственных товаров это:

ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 2.6. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ПК 2.7. Изучать спрос покупателей.

Для ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями:

ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

Учебно-производственная задача разрабатывается на основе типовой профессиональной задачи, но имеет другую цель. Если решение профессиональной задачи - это действие, направленное на выполнение конкретной производственной цели в заданных условиях, то решение учебно-производственной задачи направлено не собственно на достижение производственной цели, а на овладение способом ее достижения.

Учебно-производственная задача -  физический аналог (прообраз) тех реальных задач, с которыми студентам неизбежно придется встретиться в профессиональной деятельности.

Методика разработки моделей профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает 5 этапов.

1-й этап. Разработка модели профессиональной деятельности специалиста. На основе ФГОС, анализа данных по трудоустройству выпускников выявляются должности, на которых применяется труд специалиста. С учетом должностных обязанностей определяется совокупный профиль деятельности (совокупность профессиональных функций, выполняемых специалистом при использовании его на основных должностях).Соответственно профессиональным функциям устанавливаются типовые профессиональные задачи, которые приходится решать специалисту.

2-й этап. Оценка значимости и сложности выявленных типовых задач. Выделенные задачи ранжируются; предпочтение отдается тем, которые часто встречаются в процессе труда и являются наиболее сложными, требующими специальной подготовки.  

Осуществляется выбор системы задач, выполнение которых имеет наибольшую практическую значимость для будущего профессионала.

3-й этап. Разработка на основе типовых профессиональных задач, соответствующих учебно-производственных задач.

Типовая  профессиональная  задача  -  это обобщенная задача, характерная  для большинства производственных ситуаций. Такая задача не содержит конкретных параметров, не имеет решения.  Может быть определен только путь ее решения (обозначены способы, последовательность).

Учебно-производственная задача в отличие от типовой профессиональной, являясь в определенной мере обобщенной (она содержит лишь основные параметры), в то же время конкретна, так как включает в себя количественные и качественные характеристики (показатели), которые дают возможность решить ее в соответствии с имеющимися методиками. Выполняя задачу, обучающийся имитирует профессиональную деятельность: анализирует сложившуюся ситуацию, выбирает пути и способы ее решения в соответствий с поставленным вопросом или сформулированным заданием, делает необходимые расчеты или операции, проверяет правильность выполнения.

4-й этап. Определение места конкретных разработанных учебно-производственных задач в образовательном  процессе, которое зависит прежде всего от того, на знания из каких учебных дисциплин  и профессиональных модулей она опирается. Задача может быть поставлена лишь тогда, когда весь необходимый для ее решения теоретический материал изучен.

5-й этап. Разработка  вариантов  данных для учебно-производственных задач. С целью индивидуализации заданий, создаются условия для неоднократного решения типовых задач с варьирующимися данными, разрабатываются варианты данных для каждого типа профессиональных задач.

Накопление банка данных осуществляется постепенно. Исходные данные берутся, как правило, на базовых предприятиях и соответствуют реальным условиям. По мере изменения условий производства данные обновляются. Разработанные дидактические материалы отражаются в сборниках задач, фондах материалов для деловых игр, программах для тренажеров, учебно-методических комплексах по предмету.

Итак, мы выяснили, что суть методики сводится к выявлению типовых профессиональных задач, трансформации их в учебно-производственные задачи, определению места этих задач в контексте содержания обучения, выбору форм и методов обучения, наиболее соответствующих конкретному содержанию.

Основными принципами моделирования профессиональной деятельности являются:

1.Полнота разработанной модели.

2.Связь с теоретическим учебным материалом.
3. Обобщенность задач.

4.Типизация задач и учет возможности переноса умений из одной деятельности в другую.

5.Учет типичных затруднений и ошибок специалистов в процессе профессиональной деятельности.

6.Выбор целесообразных форм, методов и приемов обучения для решения учебно-производственных задач.

В практике обучения по профессии «Продавец, контролер-кассир»
 целесообразно использовать стереотипные задачи - задачи с жестким алгоритмом, предполагающие выполнение заданий в точном соответствии с предписаниями; диагностические задачи, предполагающие анализ ситуации и выбор решения из определенного числа возможных вариантов, заранее обусловленных; эвристические (творческие) - задачи, способ решения которых субъекту неизвестен и ее решение в большой степени связано с «оригинальностью» мышления, познавательной активностью.

Типизация задач может осуществляться и по признаку общности условий, связанных с профессиональной деятельностью.

Задачи с неопределенностью (неполнотой) условий. В реальной практике нередко для принятия решений не хватает какой-то информации и специалисту приходится с помощью вопросов, поиска в справочниках и нормативных документах сначала дополнять условия, а затем принимать решения. Решение задачи должно начинаться с целенаправленного сбора информации, активной постановки вопросов-уточнений или поисков; оценивается не столько собственно решение задачи, сколько умение вычленить недостающую информацию и собрать ее.

Задачи с избыточными для решения данными. Для принятия решения специалист должен уметь выделить из условия задачи «важные» и «второстепенные» данные.

Задачи с противоречивыми данными. В традиционных задачах не стоит вопрос о доверии к данным условий, в жизни он возникает часто. Ошибиться может составитель задачи, ошибка может произойти и во время сбора данных. Обучающийся должен осознанно относиться к представленным данным, уметь видеть возможность ошибки.

Задачи на обнаружение возможной ошибки в уже готовом решении. Содержанием задачи являются случаи из профессиональной практики, где была сделана тонкая ошибка.

Цепочка псевдооднородных задач. Психологический механизм ошибки бывает связан с инертностью мышления. Необходима тренировка способности подходить к решению профессиональной задачи без ситуативных установок, что может быть достигнуто последовательным предъявлением задач с внешне сходными условиями.

В зависимости от степени сложности формируемых умений задачи (задания) могут быть либо простыми, которые можно выполнять на занятии по отдельной учебной дисциплине в ходе изучения соответствующей темы, либо комплексными, которые следует выполнять или на межпредметных занятиях, или последовательно, по мере изучения разных учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Учебно-производственные задачи в зависимости от состава включенных в них действий можно разделить на задачи-операции и задачи-функции (действия).

Задачи-операции - это простые задачи, включающие в себя 1-2 действия, опирающиеся, как правило, на знания из одной учебной дисциплины, формирующие частные умения которые являются составными частями сложных (комплексных) умений.

Задачи-функции - это сложные задачи, включающие в себя комплекс действий (задач-операций), опирающиеся, как правило, на знания из нескольких учебных дисциплин, формирующие сложные (комплексные) умения, обеспечивающие выполнение профессиональных функций.

С учетом места учебно-производственной задачи в содержании учебного материала, ее объема (требующегося для ее решения времени), наличия специального оборудования для ее выполнения (тренажеры, стенды, специальные установки, электронно-вычислительная техника) выбираются формы организации учебного процесса.

Специфика самой учебно-производственной задачи требует соответствующего метода обучения. Это могут быть имитационные упражнения по образцу (алгоритму), упражнения на тренажерах, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, ролевые игры деловые игры, практические задания.

Для формирования устойчивых умений необходимы неоднократные повторения, поэтому при разработке комплекса задач следует учитывать возможность повторения тех или иных действий и операций путем выполнения однородных заданий с разными вариантами данных либо путем использования разных методов и форм обучения, предполагая при этом и включение задач-операций в состав задач-функций.

Таким образом, деятельностные технологии  включают обучающихся  в конкретную практическую профессиональную деятельность,  обеспечить полноту практической подготовки обучающихся к выполнению основных профессиональных функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Технология обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Д...

Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения

Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения...

Личностно-ориентированные технологии обучения Обучение в сотрудничестве

На занятиях физической культуре, тренировках, особенно в условиях соревновательной деятельности учащиеся переносят больше моральные и физические нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, преодоления соп...

Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО

План  занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической  технологии интерактивного обучения....

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".

Технологическая карта урока по дисциплине  "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"  с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....