Личностно-ориентированные технологии обучения Обучение в сотрудничестве
учебно-методический материал по теме

Шевцова Ирина Ивановна

На занятиях физической культуре, тренировках, особенно в условиях соревновательной деятельности учащиеся переносят больше моральные и физические нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, преодоления сопротивления соперника; зависимости результата соревнований от усилий  каждого члена команды; умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил соревнований, уважительное отношение к сопернику – содействуют формированию и развитию волевых качеств: целеустремленности, владению собой, исполнительности, самостоятельности, энергичности, инициативности, внимая, настойчивости и усидчивости.

Что такое Личность?

Личностный рост

«Сильная личность, яркая личность, зрелая личность или просто — Личность» - говорим мы о некоторых людях, и конечно, хочется, чтобы так же говорили про нас. Также сейчас распространено такое словосочетание, как «личностный рост».

Но что же такое Личность? Если задуматься, то мы обнаружим, что представления о личности у нас более чем смутные.  Даже те, кто ведет тренинги по личностному росту. как правило, обходят этот вопрос стороной — считается, что он и так ясен. Но как же мы можем быть или стать личностью, или заниматься личностным ростом, если даже не знаем, что такое личность?

Индивид и индивидуальность — не личность

Первый вопрос, который здесь возникает, это рождаются личностью или становятся? Очевидно, что в юридическом смысле — как лицо, обладающее какими-то правами, мы личностями рождаемся, или становимся ими после оформления документов, «удостоверяющих личность». В этом случает от нас ничего в сущности не требуется — мы «личности» как граждане своей страны, единицы или индивиды. Ни о каком личностном росте здесь речи быть не может.

Есть трактовка личности, как успешно социализированного человека, который разделяет все нормы общества и состоит в различных социальных отношениях. Психология рассматривает личность как индивидуальность в совокупности отношений. Учебник обществознания учит:

Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями…

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализацию, так или иначе, проходят все. Но согласитесь, такую успешную социальную единицу трудно назвать яркой личностью или сильной личностью? Она как раз-таки обезличена, всегда заменима — ведь социальную роль по «образцу» может сыграть и  другой актер, будь то роль служащего фирмы или роль супруга. Так — как набор масок, личность понималась еще в античности.

Очень часто под личностью понимается индивидуальность. Ведь действительно, каждый человек индивидуален — он обладает неповторимыми чертами как внешне, так и внутренне. Если качества характера и психологические черты и можно как-то типизировать, то их сочетание в каждом человеке будет индивидуально.

Но является ли индивидуальность личностью? Индивидуальные черты, собственно, довольно случайны в человеке: одни врожденны, другие приобретаются при воспитании, или как реакция на какие-то обстоятельства жизни… Часто «индивидуальным» бывает букет болезней — как физических, так и психических.

Индивидуальность совершенно не зависит от человека, и заботиться о развитии индивидуальности бессмысленно. Даже если какие-то наши реакции и будут совпадать с реакциями какой-то группы — все равно найдутся те, что не будут. Да и непонятно, собственно, как это делать?

Человек, демонстративно выпячивающий свою «непохожесть», старающийся изо всех сил быть «не как все», выглядит смешно, и его вряд ли можно назвать сильной личностью — это скорее проявление инфантильности. А если говорить на языке вышеупомянутого учебника — он еще не дорос до социализации или подвергся десоциализации, что справедливо считается деградацией.

Личность — это внутренняя свобода и самобытность.

Личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей «историчностью».

Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы:  не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее.

(Н.О. Лосский)

Этот взгляд на личность, на сущность человека возник в 4 веке в христианском богословии и так или иначе присутствовал в сознании как европейских народов, так и у нас. Присутствует он и теперь. Наш менталитет необратимо христианизирован — независимо от нашего отношения к этой религии. Согласитесь, что наши смутные представления о личности соответствуют этому описанию?

Можно с уверенностью сказать, что в восточных философских системах  —  в Индии, Китае, Тибете, Японии представления о человеке совсем другие. Там «Я» — это то, от чего нужно избавиться, а истинная сущность человека безлична и должна раствориться в Абсолюте. Нас всегда поражает в китайских фильмах, например, то, насколько там отсутствует ценность личности, уважение ее самой и ее свободы — диковато для нашего взгляда…

Христианская (и постхристианская) философия утверждает богоподобность личности, безусловную ценность личности каждого человека и ее уникальности. Основные черты личности — свобода и самоопределение, присущие человеку после того, как он вырвется из оков природной и социальной условности.

Когда же мы говорим о Личности, мы также имеем в виду человека, который сумел сказать свое слово или сделать дело, превышающее то, что доступно каждому в естественном порядке вещей. Это не просто индивидуальность, а реализованная самобытность, подарившая человечеству нечто новое. В этом ключе мы говорим о безусловной ценности каждой неповторимой личности. Таких людей А. Маслоу назвал самоактуализированными личностями.

Основные черты личности

Самостоятельность и независимость

Самостоятельность и независимость — непременная черта зрелой личности во всех смыслах этих слов. В первую очередь самостоятельность психологическая, во-вторую — самостоятельность мышления. Взгляды и действия такого человека определяются только им самим, если он и следует принятым нормам, то делает это сознательно для достижения своих целей, а не является рабом норм. Иными словами — личность внутренне свободна. Она спокойно переносит одиночество и даже временами стремится к нему.

Способность к творчеству

Творчество — это создание чего-то принципиально нового. Творчество может реализовываться в самых разных областях жизни — совсем не обязательно в искусстве.

Активность, целеустремленность

Зрелая Личность точно знает, чего она хочет и добивается этого. Такой человек — хозяин своей жизни, обладающий сильным характером и развитой волей. Он не разменивается на бессмысленные и праздные занятия

Адекватность, чувство юмора

Мудрое отношение к жизни не позволяет личности предаваться излишним эмоциям по ничтожным поводам и «делать из мухи слона». Личность не зациклена на себе, ее внимание направлено во вне — на дело, других людей или познание. А здоровое чувство юмора помогает спокойно справляться с житейскими неприятностями.

Стремление к развитию

Личность всегда учится, понимая, что «нет предела совершенству».  Такая черта, как открытость к новому нам хорошо знакома по детям, но, к сожалению, взрослея, человек часто застывает в узеньких рамках наспех сформированной картины мира. Личность не может быть «застывшей» — она динамична и никогда не успокаивается на достигнутом.

Четкая система ценностей  и нравственные ориентиры

Личность легко делает выборы на основании своей системы ценностей и благодаря этому быстро движется вперед. Различение добра и зла, правильного и неправильного, справедливого и несправедливого — обязательные черты личности. Даже если она и заблуждается в отдельных моментах этого понимании, основное направление движения будет все равно положительно нравственным. «Злую» личность представить трудно. Зло происходит от ущербности и слабости.

Личная миссия, выходящая за рамки эгоистических интересов

Ее цели не ограничиваются личными, а включают в себя заботу о других, выполнение некоей миссии посредством своих талантов.  Можно даже сказать о ее любви к людям и о том, что только зрелая личность способна на настоящую любовь.

Ответственность за себя и свою жизнь

Трудно представить личность, которая ищет причины того, что с ней происходит, вне себя. Жизненная позиция личности всегда активна — что не отменяет разумный учет обстоятельств.

Смелость и верность

Личность может постоять за себя, отстоять свои убеждения и позиции, пойти против отдельных людей и даже общества, если понадобится. Да, в отдельных случаях она может проиграть, но никогда — сдаться. Это не слепое упрямство или эгоизм, а верность себе и тому, что человек считает «правым делом»

Достоинство и самоуважение

Уважение себя и, как следствие, уважение других — неотъемлемое качество личности. Зрелый человек обладает достоинством, которое не имеет ничего общего с гордыней.

Надеюсь, я ничего не забыла в характеристике Личности? Я основывалась по большей части на теории самоактуализующейся личности А. Маслоу, но согласитесь, когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду примерно эти черты? Мы имеем в виду людей, которым удалось оставить свой след — в истории или в душах других людей, тех, кто запомнился, кого приводят в пример. Может, их и критикуют — но они не оставляют равнодушным.

Личность — это не просто наличие индивидуальности, но неповторимый вклад человека, и вклад не только каким-то-то открытием, произведением или делом. Не всех тех, кому выпало участвовать в истории помнят лично, помня их дела — но Личность помнят именно саму. И не важно, был это великий государственный деятель, ученый или художник — или это была прабабушка соседки, которая обладала такой мудростью, что вся округа ходила к ней за советом, и ее помнят и после смерти.

Личностью может стать каждый?

Да, масштаб личности может быть разный, но одна суть. И если честно подумать — каждый из нас хочет быть Личностью, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Именно жизнь личности можно назвать состоявшейся жизнью. Да, хотят все — но почему же становятся личностями единицы? Почему сейчас в такой моде обезличивающие духовные практики и философия Востока?

Хорошая новость — личностью может стать абсолютно каждый, потенциально мы все — личности. Нет никаких врожденных или приобретенных качеств и обстоятельств, которые бы всерьез могли помешать или помочь нам в становлении личности. Секрет тут только в одном — с нашей свободной воле. Именно в свободе самоопределения секрет личности. Невозможно научить быть личностью, привить или воспитать эти качества. Они зависят только от выбора самого человека. И мешает ему тоже его же воля, склоняющаяся к «легкому пути».

Вторая новость плохая — личностью стать трудно. Но если мы соглашаемся с тем, что трудно стать хорошим профессионалом в какой-то области и готовы потратить на это время и силы, потому что это определяет наш социальный статус и заработную плату, то почему бы не потратить их то, что определяет всю нашу жизнь — нас самих, как людей?

Когда выбор в сторону развития личности сделан — кое-чему научиться можно, а в первую очередь нужна долгая работа по построения мировоззрения, становлению активной позиции, разрушению тех мысленных и волевых моделей, которые тянут в небытие, на безличный легкий путь. Это потребует времени и труда, нельзя однажды проснуться личностью, или решить — и тут же ей стать.

Более того, даже после «созревания» личности, процесс ее развития продолжается — ведь человек удивителен, в нем — бесконечность, и эта уникальная бесконечность может бесконечно разворачиваться и реализовываться в творчестве жизни. Согласитесь, игра стоит свеч?

У меня зреет идея марафона или тренинга по становлению личности. Очень важно ваше мнение — как вы считаете, стоит такое затевать? Много ли людей согласны покинуть тихую гавань «существования» и начать жить, отказаться от комфорта реактивной безответственности и выбрать путь самоактуализации?

А. Маслоу считает, что потребность в самоактуализации присуща каждому и является высшей потребностью человека, и в то же время только 0,5-1 % людей встают на этот путь, а остальные увлеченно занимаются бесконечным удовлетворением более низших потребностей, оставаясь в конце жизни «у разбитого корыта». Почему-то мне кажется, что среди моих читателей таких людей больше, чем 0,5-1 %. Жду ваших замечаний и предложений, и до новых встреч!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные технологии обучения

Обучение в сотрудничестве

из опыта работы преподавателя физической культуры

 И.И. Шевцова

Физкультура и спорт  влияют на процесс  самопознания  и самосовершенствования, формирование воли, культурно - нравственное воспитание, вырабатывание уверенности в себе и своих силах.

Год от года спорт становится сложнее и интереснее, активный интерес  к спорту проявляется  всё большее число людей. Доля влияния физической культуры и спорта на становление личности человека постоянно растет.

Современный спорт олицетворяет нашу жизнь, вбирает в себя её сложный характер, являясь её символом, образом, специфическим носителем её неоднозначных проявлений и проблем.

В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности можно понять, кто есть кто. Не только и не на столько через дифференцированную систему оценок и спортивной квалификации, а в большей степени, оценив то, что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования. Спортсмен, тренируя своё тело, прямо- пропорционально развивает физическое и волевое качество. Он учится планировать деятельность для достижения следующей цели, может заглянуть дальше. Контролировать движение, оценивать свою деятельность по срокам выполнения промежуточных задач и степени приближения перспективной цели. Это положительно влияет на формирование качеств характера и особенностей личности, уверенности в себе и своих силах, развития возможностей достижения намеченной цели.

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина  России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно нравственного развития и воспитания обучающихся.
http://ed-union05.ru/urconsalt/fgost/

Из опыта работы преподавателя физической культуры,  Шевцовой Ирины Ивановны, выяснилось следующее:

На занятиях физической культуре, тренировках, особенно в условиях соревновательной деятельности учащиеся переносят больше моральные и физические нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, преодоления сопротивления соперника; зависимости результата соревнований от усилий  каждого члена команды; умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил соревнований, уважительное отношение к сопернику – содействуют формированию и развитию волевых качеств: целеустремленности, владению собой, исполнительности, самостоятельности, энергичности, инициативности, внимая, настойчивости и усидчивости.

Студенты приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий; развивают наблюдательность, внимание, восприятие; повышают уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия и использовании позитивного мышления, физическая культура может стать важным средством в предупреждение переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам и в других жизненных обстоятельствах, связанным с утверждением человека в социуме. Так же, как и разрушить ранее приобретенный авторитет и снизить планку самооценки студентов, при грубом и непродуманном подходе преподавателя к использованию методов неадекватной оценки и нагрузки занимающихся.

Поднимая постепенно уровень подготовленности, обучающиеся изменяют свое отношение к самому себе и окружающим путем использования положительного переноса сначала малых, а за тем все более высоких достижений на спортивной площадке. Меняется отношение к нему у товарищей по учебе и преподавателей, способных по достоинству оценивать приложенные усилия студента. Приобретая навыки преодоления трудностей, учащиеся тренируют способность брать на себя ответственность за выполнение более сложных заданий, становятся надежными друзьями и членами коллектива , раскрываются, стремясь продемонстрировать свои лучшие стороны, становятся более коммуникабельными.

Психологической предпосылкой формирования двигательного навыка является сознательное отношение к занятиям, активное участие в них. С первых попыток воспроизведения движения начинается процесс образования двигательного навыка, производящий отражение в сложных физиологических процессах, происходящих в организме. Для более быстрого образования двигательного навыка необходима  определённая степень физической подготовленности организма, сознательное (волевое ) отношение к предстоящей работе, правильное представление о данном движении (идеомоторная тренировка).

Доступность (лёгкость и трудность), наглядность (показ и инструкция) и  систематичность объединения в начале обучения , углубляясь, расширяясь и дифференцируясь  при дальнейших занятиях.

Физиологическое  усиление внимания повышает возбудимость коры больших полушарий. Правильное представление представление движения. Мысленное восприятие картинки и координации с мышечными ощущения качественного выполнения упражнения устанавливает новые связи между сенсорными областями коры больших полушарий, премоторной  и двигательной  областями мозга.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Двигательная активность человека, физические упражнения, навыки гигиены и здорового образа жизни являются незаменимыми средствами профилактики заболеваний; важными факторами совершенствования  физических качеств человека, укрепление здоровья ; поддержание работоспособности.

Роль физической культуры в укрепление и поддержания здоровья очень велика. Систематическое  выполнение физических упражнений способствует укреплению мускулатуры, развитию подвижности суставов и прочности связок; коррекции фигуры, повышению минутного выброса крови сердец и увеличения дыхательного объёма лёгких; стимуляция обмена веществ; благотворно действует на органы пищеварения; уравновешивая нервную систему, повышая сопротивляемость простудным заболеваниям.

Физические упражнения являются единственным средством расширения резервных возможностей всех органов и систем человеческого организма; способствует совершенствованию органов чувств, мышечно- двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия,  развитию памяти, собственно зрительно- двигательной (кинетической).

Продолжительность, интенсивность и координационная стоимость к различным видам спорта способствуют развитию специальной и общей выносливости, силы, ловкости, координации и гибкости.

Для развития общей выносливости нужны: хорошее сердце, здоровые лёгкие, достаточное  количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т. д..  Под влиянием рациональной и систематичной  тренировки  физиологические процессы   в организме повышают свои функциональные характеристики, обеспечивают длительную продуктивную работу сравнительно не высокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно продолжительного рабочего дня на производстве. Это связано с повышением устойчивости организма к утомлению в результате расширения возможностей функциональных систем организма.

В процессе систематических занятий студенты незаметно для себя и окружающих преображаются, меняют потребности и ценности личности, составляющие их внутренний мир, определяющие динамику эмоций и переживаний,  структурирующих и трансформирующих картину их мира и её ядро- мировоззрение.  Человек обретает смысл жизни.

В наше время потери чувства смысла жизни, кажущейся бессмысленности своего существования, прямым следствием которого является рост самоубийств, наркомания, насилия и психологических заболеваний, в том числе и ноогенных неврозов- неврозов смысло- утраты, физическая культура, как предмет естественно реальный, дает возможность ощутить реальность окружающего пространства. Показывая достигаемые результаты, открывая понимание, что возможен рост и эта возможность есть, студент обретает уверенность в себе и своих силах, постепенно становится полноценным членом коллектива, способным принести реальную пользу друзьям и преподавателям,  понимает необходимость своего существования. Обучающийся перестает паразитировать, у него появляется желание жить настоящей жизнью, слившись с жизнью общества, приносить людям радость.

Сформулировав смысл жизни- оценив её целиком, человек становится полноценным членом общества.

Обучающийся, потерявший смысл жизни, считающий что объективно она имеет недостойный, мелкий или, более того, аморальный смысл, становится на шаткий жизненный путь. Осознание этого ставит под угрозу самоуважение человека, что ведет к внутреннему бессознательному отречению от истинного смысла реальной жизни и заявлению, что жизнь еголишена смысла вообще, ибо не имеет достойного смысла.

СоздаетЭффект Пигмалиона — это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

E:\АТТЕСТАЦИЯ ШЕВЦОВА И И 2016\квантовая физика\эффект пигмалиона.jpeg

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон. Дети Розенталя:

Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-Франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» — заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь. У педагогов был повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «звезд с неба» тоже не хватали. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.

Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь — то и получишь.

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.

Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, — тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи — множатся.

С точки зрения квантовой физики, наша действительность – источник чистых потенциальных возможностей, источник сырья, из которого состоит наше тело, наш разум и вся Вселенная. Универсальное энергетическое и информационное поле никогда не перестает изменяться и преобразовываться, каждую секунду превращаясь во что-то новое.

"Все во Вселенной создается и существует благодаря силе. Мы должны предполагать, что за этой силой стоит сознательный разум, который является матрицей всякой материи". Материя состоит из энергии. Все создается  мыслью.

Эти открытия квантовой физики не содержат ничего нового. Все это было известно древним мудрецам. Во многих мистических учениях, которые считались секретными и были доступны только посвященным,  говорилось, что нет никакого различия между мыслями и предметами.

Все в мире наполнено энергией.

Вселенная реагирует на мысль.

Энергия следует за вниманием.

То, на чем ты фокусируешь свое внимание, начинает изменяться.

Эти мысли в различных формулировках даются  в Библии, древних гностических текстах, в мистических учениях, которые возникли  в Индии и Южной Америке. Об  этом догадывались строители древних пирамид. Эти знания являются ключом к новым технологиям, которые сегодня используются для управления реальностью.

Наше тело – это поле энергии, информации и разума, находящееся в состоянии постоянного динамического обмена с окружающей средой.

Импульсы разума постоянно, каждую секунду придают телу новые формы для приспособления к меняющимся требованиям жизни.

С точки зрения квантовой физики, наше физическое тело под воздействием нашего разума способно совершить квантовый скачок из одного биологического возраста в другой, не проходя через все промежуточные возрасты.

Группа студентов, направляемая рукой опытного преподавателя способна на чудеса преображения, поддержав эмоционально заблудившихся в своих исканиях и разочарованиях товарищей.

Позитивное мышление, на фоне эмоционального подъема, разрушает сложившиеся негативные стереотипы, закладывает реальные основы перспективного спортивного и профессионального роста,  духовного развитияобучающихся, формируя навыки командного взаимодействия,коллективного труда, взаимопомощи, моральной поддержки, чувства плеча товарища, способного поддержать и подбодрить в трудную минуту.

Физическая культура в руках грамотных преподавателей способна сломать сложившиеся стереотипы мышления, дать возможность самопознания, развития чувствительности своего тела, функциональных возможностей организма, способствовать подбору запутавшемуся студенту мотивации для самосовершенствования своего энергетического потенциала, определения своего места и самоутверждения в коллективе.

Новые личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина - Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. Отличие этих двух феноменов заключается в следующем: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к обучающимся. Это ответ на естественное доверие обучающихся, которые ищут у преподавателя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили:

· любить ребенка;

· очеловечить среду, в которой он живет;

· прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддержать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает этические нормы с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, рассмотрим: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и «Портфель ученика». Все указанные технологии органично взаимосвязаны и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему. Есть две причины, по которым, мы выбрали указанные выше технологии:

· во-первых, в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о гимназиях, лицеях и других типах учебных заведений, предусматривающих иное содержание, более углубленное, профильно-ориентированное, то данные технологии хорошо сочетаются и с этими образовательными системами. Это - технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик; во-вторых, указанные выше истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м гг. XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е гг. Обучение в сотрудничестве является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Джона Дьюи. Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970-х - начале 1980-х годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Западная Германия, Австралия, Нидерланды, Япония, Израиль и др.). Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж. Аронсона (1978, Калифорния), а также группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль (1988). Идеологии обучения в сотрудничестве в Северной Америке, с одной стороны, в Израиле и Европе - с другой, несколько отличаются. Вместе с тем, их объединяют общие принципы и подходы. В Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организацией дискуссий. Этот подход в большей мере, чем американский, базируется на методе проектов, предложенном Джоном Дьюи. Справедливости ради следует сказать, что оба варианта этого метода, как бы их авторы ни старались найти существенные отличия друг от друга, весьма успешно дополняют друг друга и на самом деле служат прекрасной подготовкой к собственно проектной деятельности учащихся.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.

Следует отметить, что целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ученики учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности учащихся, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от прямого принуждения, как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов, в идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В. Ф. Шаталова, в «опережении» С. Н. Лысенковой, в «крупных блоках» П. М. Эрдниева, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции технологий воспитания в современной школе:

· превращение школы Знания в школу Воспитания;

· актуализация личности школьника;

· гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

· развитие творческих способностей ребенка;

· возрождение национальных и культурных традиций;

· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

· постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит образовательную организацию в ведущее, ответственное положение среди других институтов воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления школой, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства.

Рассмотрим теперь наиболее интересные варианты технологии сотрудничества.

1. StudentTeamLearning или обучение в команде. Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве так или иначе используют идеологию этого варианта.

Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:

а) «награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительнее эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

Мы рассмотрим два варианта обучения в команде, которые могут быть применимы к любому школьному предмету и любой ступени обучения: совместное обучение в малых группах и обучение в командах на основе игры.

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Иначе говоря, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание дается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После выполнения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковым для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Такой метод может быть использован на занятиях по разным предметам, в начальных и старших классах. Это - чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые - со слабыми, сильные - с сильными). Задания опять же даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

2. Еще один подход в организации обучения сотрудничества был разработан профессором Эллиостом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу («встреча экспертов»). Затем они возвращаются в свои группы, и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю информацию по заданной теме - это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый индивидуально и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по заданной теме.

В 1986 году Р. Славин разработал модификацию этого метода, который предусматривал работы учащихся группами в 4 - 5 человек. Вместо того, чтобы каждый член получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая набрать наивысшее количество баллов, награждается.

3. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» был разработан в университете штата Миннесота в 1987 году. Согласно ему, класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 - 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы обучения в сотрудничестве - награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков этого метода, учитель должен уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

4. Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Таким образом, каждый учащийся должен внести свой вклад в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

При организации групповых дискуссий, в процессе работы над проектами, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в классе. А достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой - вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, из обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания/проекта, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем описанным выше вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Также это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково.

Как видно из описания, разница между предложенными вариантами обучения в сотрудничестве не столь существенна. Главное, что основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдается во всех случаях. Следует особо отметить, что совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различный педагогических ситуациях. Учитель, применяя данную технологию на практике, приобретает новую, важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Индивидуальная самостоятельная работа - совместная работа в группах - такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

Можно выделить три отличия работы в малых группах по технологии обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:

1. Взаимосвязь членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.

3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса «как» ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение, что удалось, а также намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Обучающиеся нашего колледжа с удовольствием занимаются физической культурой, показывая высокий уровень качественной успеваемости и посещаемости занятий, принимают участие в разнообразных соревнованиях и других мероприятиях, проводимых в колледже и за его пределами. Они добросовестноработают на уроках, демонстрируя высокий уровень моторной и общей плотности занятий,занимаются в спортивных секциях и участвуют в соревнованиях по баскетболу, мини-футболу, волейболу, легкой атлетике, настольному теннису, атлетической гимнастике, пулевой стрельбе и т.д., уже несколько лет занимая призовые места и выигрывая городские и областные соревнования.

Обучающиеся закрепленных за мной групп состоят в составе сборных команд колледжа по легкой атлетике, мини-футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, многоборью (легкая атлетика), участвуют и занимают призовые и первые места в городских и областных соревнованиях.

В результате участия обучающихся колледжа и выполнения нормативов  тестирования  по системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса « Готов к труду и обороне» (ГТО) в 2015-2016 учебном году получили золотые знаки отличия ВФСКГТО - 17 человек, серебряные знаки отличия ВФСК ГТО -35 человек, бронзовые знаки отличия ВФСК ГТО -20 человек. Всего приняло участие в мероприятиях по тестированию 324 обучающихся колледжа.

Обучающиеся закрепленных за мной  групп получили 12 - золотых; 14- серебряных и 8 - бронзовых знаков отличия ВФСК ГТО.

Ведущие спортсмены нашего колледжа успешно учатся и сдают экзамены, получая профессиональные навыки, становятся грамотными специалистами, полноценными членами общества.

Военно-патриотическому воспитанию и связи поколений способствуют проводимые регулярно мероприятия: Военно-спортивный праздник посвященный Дню Защитника Отечества, эколого-туристический слет, легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы над
немецко-фашистскими захватчиками, дни здоровья «Час ГТО».

На Военно-спортивный праздник приглашаются Ветераны Великой
Отечественной Войны, афганцы и офицеры запаса, которые с удовольствием
наблюдают за ходом соревнований, выступают с обращением перед студентами, участвуют в награждении призеров и победителей, фотографируются на память с участниками праздника ипринимают поздравленияс Днем Защитника Отечества.

Ведущие спортсмены колледжа ежегодно в канун празднования Дня Победы участвуют в легкоатлетическом пробеге с возложением цветов и венков на мемориалы «Курская дуга» и «Прохоровское поле».

С удовольствием участвуют наши студенты в эколого-туристическом слете «Люблю тебя и славлю, родное Белогорье». Студенты соревнуются в установке палатки, прохождении туристической  полосы препятствий, в эстафете 4х400 м., мини-футболе и подтягивании из виса на перекладине, исполняют песни и стихи на патриотические темы, выпускают тематические стенгазеты.

На воображение студентов эти соревнования и праздники производят
неизгладимое впечатление. Появляется желание участвовать в подобных

мероприятиях снова и снова, тренироваться, улучшать результаты, полностью выложиться в соревнованиях, чтобы помочь своей команде выиграть. Желание заниматься физической культурой в результате подобных мероприятий становится еще больше. Студенты обучаются организации своего досуга, получения положительных эмоций, укрепления своего физического и нравственного здоровья.

Возрастает значение внедрения физической культуры и спорта в
повседневную жизнь человека путём укрепления здоровья населения,

гармоничного развития личности, подготовки молодёжи к труду и защите Родины. Физкультурник с детства заботится о своём физическом и духовном
совершенствовании, овладевает знаниями в области самогигиены и медицинской помощи, ведёт здоровый образ жизни.

Мои занятия проходят на высоком эмоциональном уровне, делаю акцент на разнообразие средств и методов проведения занятий, использую игровой и соревновательный методы обучения, рационально распределяю режим, нагрузки и отдыха, стимулируя познавательный рефлекс студентов, подаю теоретическую информацию в доступном для восприятия виде.

Правильная постановка задач урока и адекватная оценка умений и навыков студентов способствуют сохранению активности при освоении новых достаточно сложных технических приемов и упражнений. Использует стимулирующие активность студентов задания.

Устранение длительных пауз при обучении новым элементам упражнений, комплексам и техническим приемам позволяет сократить мобилизационную готовность студентов к выполнению упражнений, сохраняя интенсивность и эмоциональный фон занятий. Главной целью в таком случае становится для студентов получение удовольствия от совершаемой ими двигательной активности.

Обучение имеет характер не целенаправленного, а попутного, что  способствует хорошему запоминанию выполняемых действий и сохранению в остаточной памяти для повторного восприятия через длительное время.

Эффективно применяю современные педагогические
технологии, использую фронтальный, групповой, дифференцированный и
круговой методы проведения занятии. Включаю в занятия частично меняющиеся комплексы упражнений, соревнования с элементами спортивных игр, гимнастики и легкой атлетики. Проводит занятия на воздухе. Даю возможность студентам самостоятельно проводить разминки, следя при этом за качеством выполнения упражнений. Студенты становятся активными участниками уроков физической культуры. Выступая на них в роли помощников, организаторов проведения и судейства соревнований, более опытных и умелых товарищей, своего рода наставников, особенно для слабо успевающих по физической культуре или проявляющих низкую активность на уроке. У студентов развивается чувство ответственности за оказываемую ими помощь и за дальнейшее включение всего
коллектива в активную деятельность на занятиях.

Использую наглядную демонстрацию техники выполнения упражнений и технических приемов, в том числе и с помощью мультимедийнных технологий. Занимаюсь научно-исследовательской работой со студентами, провожу научно-практические конференции и беседы на спортивные темы и темы здорового образа жизни.

Уделю большое внимание развитию как физических, так и
волевых качеств обучающихся, учитывая наличие девяти волевых качеств только вспорте. Использую метод идеомоторной тренировки (визуализации) для воспроизведения и уточнения в воображении мышечных реакций.

Во время визуализации происходит активизация клеток коры головного мозга, вызывающая большой приток крови капиллярам, способствующий более качественной обработке информации и координации действий, а так же восстановлению работоспособности нервных центров.Прокрутив в воображении в течение нескольких секунд акробатическую комбинацию перед ее выполнением, студент, практически безошибочно на более высоком качественном уровне реализует ее в действии.

Я веду занятия в секции по многоборью (легкая атлетика). Занимаюсь подготовкой команд юношей и девушек колледжа по легкоатлетическому многоборью. Командысистематически занимают первые и призовые места в первенствах города и  области среди образовательных учреждений СПО: юноши: Iместо 2013-2014 уч. г.;

Iместо 2014-2015 уч.г.;

Iместо 2015-2016 уч.г;

девушки: IIIместо 2013-2014 уч.г.;

Iместо 2015-2016 уч.г.;

Сборная команда колледжа по многоборью ежегодно участвует в городской спартакиаде допризывной молодежи, заняла 3 местов 2013 году.

Являюсь куратор группы 33 ТЭО, занимаюсь воспитательной
работой, регулярно провожу классные часы и внеурочные мероприятия со своей группой, а так же открытые мероприятия совместно с другими группами: "День призывника", Военно-спортивный праздник, посвященый Дню Защитника Отечества – в 2015 году команда группы  заняла 1 место в комбинированной эстафете. Проводим научно-практические конференции, посещаем выставки в Экспоцентре, музее Энергетики.участвуют в олимпиадах и конкурсах по изучаемым предметам.

Актив группы принимает активное участие в общественной жизни колледжа. Аскольский Д. и Курганский В. участвуют в культурно-массовых мероприятиях колледжа с выступлениями в танцевальных номерах художественной самодеятельности и в качестве ведущего мероприятия. Курганский В. в 2015 году получил сертификат волонтера акции СПИД.

В состав сборных команд по видам спорта входило и успешно выступало 5 обучающихся группы: сборная команда по баскетболу – Штепа К., по мини-футболу – Созоненко Д., Черников А. и Кундиус М. – принимали участие и были призерами спартакиады области в 2014-2015 у. году и в 2015-2016 уч. году. НаВоенно-спортивном празднике, посвященном Дню Защитника Отечества –команда группы  заняла 1 место в комбинированной эстафетев 2015 году.

В результате участия обучающихся группыи выполнения нормативов  тестирования  по системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса « Готов к труду и обороне» (ГТО) в 2015-2016 учебном году получили:  золотой знак отличия ВФСКГТО – Созоненко Д., серебряные– Бондаренко А., Голованев С., Приходько М.,  бронзовый – Кундиус М.. Всего получили 5 знаков отличия ВФСК ГТО,  приняло участие в мероприятиях по тестированию 17 обучающихся группы.

Все студенты моей группы, имеющие медицинский допуск по здоровью, участвовали в военно-полевых сборах в Патриотических лагерях «Смена» - сентябрь 2015 года и «Прометей» - май 2015 года и принимали активное участие в соревнованиях и мероприятиях сборов.

В результате успешного обучения по итогам года 3 студента переведены на бюджетную форму обучения.

Студенты группы оказывают помощь по уборке территории прилегающей к колледжу территории, проводят работу по благоустройству клумбы, прилегающей к спортивному комплексу, активно участвовали в экологических десантах города.

Регулярно провожу родительские собрания и беседы с
отстающими студентами и их родителями, оказываю помощь в подборе
мотивации к обучению студентов на более высоком качественном уровне с
помощью ориентации студента на само-мотивацию и развитие познавательного рефлекса.

Веду пропаганду здорового образа жизни в быту студентов и их семьях, делаю акцент на профессиональную ориентацию и спортивный стиль жизни, подбор здоровой социальной среды окружения студентов и их родителей, на постоянную активную жизненную позицию.

Являлась председателем цикловой комиссии физической культуры и безопасности жизнедеятельности с 2014 по 2016 год. Разработала и внедрила программы обучения, методические указания для выполнения практических работ обучающихся, методические указания для выполнения самостоятельныхработ обучающихся и комплектов оценочных средств по физической культуре для 1–х курсов и 2- 4 курсов по всем 11 специальностям колледжа.

Индивидуализация воздействия с учетом возможностей, психологических особенностей студента, его стараний и адекватной оценки его усилий, позволяете не затронуть самооценку ранимых студентов, а, наоборот, приподнять ее, внушая позитивное мышление студенту, недооценивающему свои возможности, стимулируя при этом развитие познавательного рефлекса и мотивацию к самосовершенствованию физических и волевых качеств.

Метод поощрения и наказания позволяет подобрать мотивацию к обучению.Использование низких оценок в редких случаях, помогает подстегнуть обладающего хорошими данными, но не использующего своих возможностей, не проявляющего должного старания студента, вызвав у него желание доказать преподавателю, что он был не прав, усиливает его активность на занятиях.

Резюме

Педагогический такт - доброжелательность, чуткость, отзывчивость и
искренность; терпеливое отношение к студенту; использование качественной обратной связи, естественность и простота в общении, без фамильярности; доверие без попустительства; серьезность тона, без натянутости, ирония и юмор без насмешливости; требовательность и деловой тонбез раздражительности; своевременность воспитательного воздействия без поспешности, принципиальность и сдержанность без упрямства, отдача распоряжений без упрашивания, обучение без подчеркивания своегопревосходства в знаниях и умениях; выслушивание без выражения безразличия вот основные слагаемые успеха в деле подготовки физически здоровых, эмоционально-устойчивых, толерантных и объективно оценивающих свои достижения студентов.

Использованная литература:

Статьи в ведущих научных журналах:

1. Тимофеев В.П. Педагогические условия совершенствования управления качеством образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях // Среднее профессиональное образование. 2011. № 2. С. 13.

2. Тимофеев В.П. Пути повышения эффективности образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях технического профиля // Образование и общество (журнал Орловского государственного университета). №2. 2011. С. 56—68.

Научные статьи и материалы конференций:

1. Тимофеев В.П. Старооскольский геологоразведочный техникум им. И.И. Малышева / В.П.Тимофеев, Н.В.Дятлова. Воронеж: Творческое объединение Альбом, 2004. 160 с.

2. Тимофеев В.П. Развитие СО ГРТ в новых социально-экономических условиях / В.П. Тимофеев // От качества образования – к качеству жизни: Материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Старооскольского геологоразведочного техникума. Белгород: БелГУ, 2004. С. 12-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...

Личностно-ориентированное обучение - как вариант педагогической технологии.

Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является личностно-ориентированный подход в образовании. Исходный пункт концепции личностно-ориентированного образования: личность...

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Внедрение в практику среднего профессионального  образования государственного образовательного стандарта третьего поколения значительно расширило возможности для более полного изучения личности с...

Статья - использование технологий и методик личностно-ориентированного обучения.

В настоящее время актуальна проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных, стандартными требовани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКУМЕ

Интерактивное обучение - это, прежде всего, активное диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Однако, в современном образовательном процессе преобладает пассивная форма обуч...

Открытый урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения

технологическая карта урока по теме "Принципы кредитования"...