Личностно-ориентированное обучение - как вариант педагогической технологии.
статья на тему

Соловьева Галина Вадимовна

 

Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является личностно-ориентированный подход в образовании. Исходный пункт концепции личностно-ориентированного образования: личность – это фактор образовательного опыта во время образования. Значительная часть педагогов представляет личностно-ориентированный подход как этико-гуманистический феномен, связанный с идеями уважения к личности ребенка, его свободы, достоинства, и здесь он во многом созвучен гуманистическому подходу. Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как: к личности; самосознательному ответственному субъекту собственного развития; субъекту воспитательного взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение – как вариант педагогической технологии.

       Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является личностно-ориентированный подход в образовании. Исходный пункт концепции личностно-ориентированного образования: личность – это фактор образовательного опыта во время образования. Значительная часть педагогов представляет личностно-ориентированный подход как этико-гуманистический феномен, связанный с идеями уважения к личности ребенка, его свободы, достоинства, и здесь он во многом созвучен гуманистическому подходу. Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как: к личности; самосознательному ответственному субъекту собственного развития; субъекту воспитательного взаимодействия.

       Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым студентом и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей.

Назначение личностно- ориентированного подхода в образовании состоит в следующем: содействовать становлению человека, его неповторимой индивидуальности, творческого начала. Е.В. Бондаревская отмечает, что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого студента. Таким образом, базовая ценность личности ориентированных технологий – личностный подход, т.е. совокупность взаимосвязанных социальных на отношения преподавателя к студенту, к самому себе и к организации педагогического взаимодействия. А выражается это – в учете и признании права каждого студента на своеобразие, неповторимость; в принятии его мнения и позиции; в готовности к безоценочному отношению к нему как к личности; в общении, основанном на равноправии равноценности личностных позиций педагогов и студентов; в сотрудничестве всех участников педагогического процесса.

         Прежде всего, педагогу необходимо развивать у студентов в процессе личностно-ориентированного взаимодействия, следующие личностные характеристики: субъективную позицию в образовательном процессе; стремление к достижению успеха; принятие гуманистических ценностных ориентаций; стремление к самоактулизации. Каждая из названных личностных характеристик является комплексной системой и свидетельствует об активности студента в своей жизни, в своей деятельности и общении.

Личностно-ориентированный урок состоит из стратегических целей, тактических позиций и методических приемов. К стратегическим целям можно отнести содействие освоению студентами субъективных позиций; оказание студенту необходимой психологической поддержки; обеспечение развития личности студента. В тактические позиции можно включить позитивное сотрудничество; индивидуализацию образовательного процесса; опору на самостоятельную познавательную деятельность и активность студента. И наконец, в методические приемы можно включить договор, диалог, создание ситуаций выбора, деловые и интеллектуальные игры, создание ситуаций успеха.

Используемая литература.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 273-ФЗ 2016г
  2. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности: учебное пособие / М.И. Лукьянова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
  3. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока: учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2013.

4. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. А.С.Агафонова СПб Питер, 2006г «Практикум по общей педагогике: Учебное пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии обучения Обучение в сотрудничестве

На занятиях физической культуре, тренировках, особенно в условиях соревновательной деятельности учащиеся переносят больше моральные и физические нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, преодоления соп...

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Внедрение в практику среднего профессионального  образования государственного образовательного стандарта третьего поколения значительно расширило возможности для более полного изучения личности с...

Педагогический проект "Применение личностно-ориентированного подхода как средство повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в школе."

Представленный проект содержит краткий анализ сущности и особенностей применения технологий личностно-ориентированного подхода как средства повышения познавательной деятельности при обучении гео...

Статья - использование технологий и методик личностно-ориентированного обучения.

В настоящее время актуальна проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных, стандартными требовани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКУМЕ

Интерактивное обучение - это, прежде всего, активное диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Однако, в современном образовательном процессе преобладает пассивная форма обуч...