Методическое пособие "экологические игры с младшими школьниками"
методическая разработка на тему

Смирнова Светлана Михайловна

В пособии изложены конспекты разнообразных игр на экологическую тему для младших школьников, которые можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx56.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Экологические игры с младшими школьниками

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА : «СВОЯ ИГРА»

 Тема: Разнообразие живых организмов на земле.

              Цели:

  • Воспитывающая: воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её, воспитать у детей экологического самосознания, чувства товарищества и милосердия.
  • Образовательная: активизировать познавательную деятельность, расширять объём природоведческих знаний
  • Развивающая: развивать сообразительность, любознательность, внимание

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, составленная учителем, карточки с файндвордом, дополнительно  - для мастер-класса после подведения итогов.

    Ход игры:

         Учитель:  Дорогие ребята!  Мы с вами побываем в на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов и других жителей Земли. Вас ждут интересные вопросы,  весёлые игры и мастер-классы.  От каждого класса представлена команда (заранее придумывают название). Давайте их поприветствуем!!! Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ.

                                                        «Своя игра».

За правильные ответы на 1-ые вопросы засчитывают по 10 баллов, за 2-ые  вопросы – по 20баллов, за 3-и -30баллов, 4-ые – 40баллов. Выигрывает команда, у которой большее количество баллов.

1тур.  Предлагаются категории вопросов для выбора. От команды по одному игроку.

растения

птицы

животные

грибы

1.На флаге, какого государства изображен кленовый лист? (Канада)

1.Птица, появляющаяся с первым снегом? (снегирь)

1.След, какого хищника похож на человеческий? (медведя)

1.Очень нарядный, но несъедобный? (мухомор)

2. Какие деревья растут в Африке? (баобабы)

2.К какому семейству птиц относят павлина? (куриных)

2.Кто  играл в «крыловском» квартете из города Бремен? (осел)

2.Что такое чертов табачок?(гриб-дождевик)

3.Когда цветет мох? (никогда)

3.Самые многочисленные птицы на земле? (курицы, воробьи)

3.Самый крупный зверь, который строит гнезда? (Африканская горилла)

3.Какие съедобные грибы появляются первыми? (сморчки и строчки)

4. Какое растение является смесью гриба и водоросли?

(лишайник)

4.Какая европейская страна раньше носила петушиное название? (Франция называлась Галлией, от лат. Галл-петух)

4.Какой зверь может распахнуть пасть на 180градусов? (бегемот)

4.Наука, изучающая грибы? (микология)

2 тур.  Озвучиваем название одной категории после выхода игроков.

насекомые

самый-самый

цветы

сколько

1.Паук-насекомое?(нет, у него 8ног, а у насекомых по 6)

1.Самая длинная стена в мире?(Великая китайская стена)

1.Что в хлебе родится, а  есть не годится?(василек)

1.Сколько башен у Московского Кремля?(20)

2.Какого испанца называют кукарача? (таракан)

2.Страна, в которой выпадает наибольшее количество осадков?(Индия)

2.Какого цвета  цветки растений, которые опыляются  ночными насекомыми? (белые, так их лучше видно)

2.За сколько дней Бог создал мир согласно библии?(6)

3.Почему паук-крестовик съедает свою паутину и строит новую? (питается налипшей пыльцой)

3.Самый распространенный язык на Земле? (китайский)

3. Какой цветок называют «царицей всех цветов»? (красная роза)

3.Сколько глаз у паука?(8)

4.В виде какого насекомого изображалась богиня охоты и плодородия Артемида? (пчела)

4.У людей какой профессии самая тяжелая обувь, связаны с водой? (водолазы)

4. Какой цветок весной распускается первым? ( мать-и-мачеха)

4.В древнерусском счете обозначалось сто тысяч? (легион)

3 тур. Не называем категорию вопросов. Игроки сперва выходят, затем узнают тему вопроса.

собаки

кошки

минералы

цветные вопросы

1. Как звали собаку, о печальной кончине которой рассказал Тургенев? (Муму)

1. Улыбка какого сказочного кота гуляла сама по себе? (Чеширского кота, «Алиса в стране чудес»)

1. Из какого материала  согласно Карану создал Бог человека? (глина)

1. Желто-багряное время года? (осень)

2. Имя пса Мальвины из «Буратино»?  (Артемон)

2. Родина домашних кошек? (Африка)

2. Какой камень можно отыскать в сказках Бажова? (малахит)

2. Самая известная картина Леонардо да Винчи? (Джоконда, или «Мона Лиза»)

3. Трехголовый пес, охранявший вход в царство мертвых у древних греков? (Цербер)

3. Как звали кота в у бабы Яги? (Вася)

3. Самый распространенный металл? (алюминий)

3. В Краной книге есть зеленые страницы. Какие животные там упоминаются? (которых удалось спасти)

4. Где живут Динго? (Австралия)

4. В средневековье кошку считали исчадием ада. Почему? (Не спаслись в Ноевом ковчеге, считают инопланетным существом, не упоминаются в библии)

4. Какие драгоценные камни знаете? Вариантов возможно несколько. (сапфир, рубин, изумруд, бриллиант)

4. В пустыне встречаются песчинки разного цвета, желтые, красные, белые. О чем это говорит? (О возрасте песка, темнее-старше)

                                         

                                       Игра для зрителей «Угадай-ка» .

Учитель подбирает фото, картинки различных обитателей нашей планеты. За правильный ответ – 1балл своей команде.

                                               ФАЙНДВОРД  «7 ПТИЦ» .

          Раздается текст командам, где нужно  отыскать 7спрятанных  названий птиц за 1-2 минуты. За каждое найденное слово – 1балл.

К Ляле пришли гости. Они собираются пить чай. Карамель и печенье лежат в вазочке. Ира и Стас разрезают торт. У  Ткачук  Юли в руках тарелка с пирожками. Федя Тельцов разламывает шоколад. Кот Васька – цап  Лялину конфету со стола! Васька совал свой нос даже в торт!  Федя отругал капризного кота.

           Подведение итогов. Награждение победителей.

                                                    Мастер-классы:

«Отходы в доходы» (изготовление броши-цветка из проволоки, ненужных капроновых колготок, бусин   или другие варианты).

«Рисуем листьями» (отпечатки окрашенных красками листьев разных деревьев).

«Экологическая открытка» (картон цветной, трафареты, фломастеры, фигурные дыроколы, клей).

                     СПОРТИВНО – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ИГРА

            «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

 Цели:

  • Воспитательная: показать значимость природы в нашей жизни;
  • Образовательная: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • Развивающая: способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Оборудование: маршрутные листы для учеников

Ход игры:

         Может участвовать от 2х команд и более по 5-6 человек в каждой. Каждой команде выдается маршрутный лист (смотрите в приложении) движения по станциям. На каждой станции команда выполняет задание теоретическое и почти на каждой практическое. За каждый ответ на вопрос команда получает балл, в том числе и за практическое исполнение по 5-тибальной системе (в зависимости от качества исполнения). Можно сделать только две команды, которые будут соревноваться между собой. Тогда вопросы будут поочередно называться то одной, то другой команде. Всего 6 станций.

         После каждой станции капитан подходит к жюри , которое выставляет заработанные баллы. В конце подводится общий итог и объявляется победитель.

1. Станция «Экологическая»

практическое задание: нарисовать плакат в защиту природы

           Вопросы:

  • Назвать основные источники загрязнения атмосферы.
  • Каковы последствия загрязнения воды?
  • 3.Что должен делать человек, чтобы сохранить исчезающие виды животных и растений?
  • Что такое «Красная книга»?
  • Назвать несколько исчезающих видов животных.
  • Назвать несколько исчезающих видов  растений.

       2. Станция  «Спортивная»

практическое задание: (девочкам) прокрутить обруч (учитывается длительность исполнения и умение вращать обруч не только на талии, но и на шее, руках и т.д. )

мальчикам: отжаться (учитывается качество и количество отжиманий), если играет две команды против друг друга – армрестлинг (вид спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок) среди мальчиков соревнующихся команд.

            Вопросы:

  • В каком спорте человек должен уметь передвигаться по волнам с помощью доски? (серфинг)
  • Как называется передача мяча в футболе? (пас)
  • Как называется борьба на руках? (армреслинг)
  • В какой игре пользуются самым тяжелым мячом? (баскетбол)
  • Как называют человека, лазающего по скалам? (скалолаз)
  • Как называется игра с мячом на воде ? (водное поло)

      3. Станция «Цветочная»

          практическое задание: участники прыгают через скакалку, при этом называют любое растение

                Вопросы:

  • Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (тюльпан)
  • Какую траву любят кошки? От каких болезней ее применяю? (Валериана)
  • Какой цветок в переводе на русский означает «звезда»? (Астра)
  • Как определить возраст дерева по спилу?
  • Какие растения помогают в случае получения раны?
  • Какой цветок называют цветком влюбленных? (Ромашка)

4. Станция «В гостях у Мойдодыра»

          Практического задания нет.

                  Вопросы:

  • В какой ситуации необходимо мыть руки и почему?
  • Назвать привычки, которые вредят здоровью человека.
  • Как переходить дорогу, если поблизости нет светофора?
  • Как загрязнение среды влияет на человека?

     5. Станция «Туристическая»

Практическое задание : найти ошибки в тексте о туристическом походе

                Вопросы:

  • Как ориентироваться в лесу?
  • Назовите ядовитые грибы.
  • Назовите съедобные грибы.
  • Из-за чего возникают лесные пожары?

5. Чем можно залечить рану в лесу?

6. Из перечисленных предметов назовите ненужные для похода: котелок, компас, палатка, аптечка, подушка, консервы, воздушный шарик, сапоги.

6. Станция «Капитанская»

Практическое задание: капитан должен без звука показать слово, а команда отгадать слова: охотник, рыболов, ручей и костер.

Итоговые вопросы по теме.

Подведение итогов. Выставление оценок.

                                      ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС»

     Тема «Экологические знания детей в области природоведения»

      Цели:

  • Воспитательная: воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения.
  • Образовательная:  раскрыть экологическую проблему.
  • Развивающая: развивать речь учащихся, развивать экологическое мышление , развивать познавательную культуру.

Оборудование: Барабан с разбитыми на части полями, на которых (на усмотрение учителя, будут изображены растения, и т.д.)

                                              Ход игры

         Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его- дом, в котором мы живем.

          У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и  большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

            В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.

Задание для I отборочного тура.

Загадки.

  • Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (Туман)
  • Пушистая вата плывет куда – то. (Облака)
  • На дороге переполох – с неба сыплется горох. (Град)

   Задание I тура.

   Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. (Камыш)                  

               

       

  К

  А

 М

 Ы

 Ш

Рекламная пауза.

Вопросы для зрителей ( дети могут принимать участие в ответах на вопросы):

  • Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
  • Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)
  • Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
  • У какого водоема бывают рукава? (У реки притоки)
  • В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал)
  • Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
  • В роднике вода – всегда. А откуда в нем она ? (Родник питают подземные воды)

Задания для II отборочного тура

  • Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  • Какое растение «говорит», где оно живет? (Подорожник)
  • 3.Это травянистое растение весной зацветает первым.

(Мать –и – мачеха)

Задания II  тура:

 Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)

К

Р

А

П

И

В

А

Рекламная пауза:

  • Как отличить дерево от кустарника? (У дерева один ствол, у кустарника – много)
  • Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (Растут ярусами)
  • Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается ее питание)
  • Почему дятла называют лесным доктором? (За один день уничтожает до 100 тысяч короедов)
  • Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы)
  • Чем полезны муравьи? (Муравьи уничтожают вредных насекомых)
  • Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки)

Тема третьего, тура «Какое небо голубое»

Задания для III отборочного тура:

  • Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер)
  • Что за чудо – красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти. (Радуга)
  • Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания живых существ.(Кислород)

Задание III тура.

Летательный аппарат легче воздуха. (Аэростат)

А

Э

Р

О

С

Т

А

Т

Рекламная пауза.

  • Где будете собирать лекарственные растения – возле дороги или лесу? (Возле дороги лекарственные растения собирать нельзя, так как они впитали в себя все вредные выбросы)
  • Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет мотор включенным? (Нет. За сутки автомобиль способен выбросить до 20 килограммов вредных выхлопных газов)
  • Почему в закрытом тесном помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода)
  • Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается наверх)
  • Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых, которыми они кормятся, к земле.)

Игра со зрителями.

      Какое насекомое зовется на Руси запечным соловьем? (Сверчок)

                                         

                                           

   С

    В

    Е

    Р

    Ч

    О

   К

Финальная игра

      Какая птица является самой маленькой в мире пернатых? (Колибри)

                                     

   К

    О

    Л

    И

   Б          

     Р

     И

Суперигра.

     Из какого дерева сделаны внутренние постройки Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет. (Лиственница)

Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

         Быстро летит время. Вы закончите школу, Станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?

Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

         Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

Подведение итогов. Награждение победителей.

           

             ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА  

                                 "ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ"

     Цели: 

  • Образовательная: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы;
  • Воспитательная:  воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивающая: формировать умение работать в команде, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды.

Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3),  иллюстрации с изображением растений и животных (иллюстрации в презентации).

                                             Ход игры

         Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре. Игра посвящена природе родного края. В сегодняшней игре принимают участие 2  команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

1. Первый тур “ Наши пернатые”

Первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы первого тура

Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)

Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

2. Второй тур “ Животные”

Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы второго тура

  • Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Разных гнёзд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти. И это не роскошь, – устраивая частые “новоселья”, зверёк спасается от паразитов. (Речь идёт о белке.)
  • Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)
  • Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)
  • Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

3. «Что ты знаешь о них?»

Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы третьего тура.

  • У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)
  • Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)
  • Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)
  • Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

4.“Зеленые друзья”

Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 6. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Будет зачитываться вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы

  • Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым.
  1. Осина.
  2. Ольха.
  3. Дуб.
  • Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.
  1. Клен.
  2. Береза.
  3. Рябина.
  • Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
  1. Черемуха.
  2. Липа.
  3. Калина.
  • Этот сильно пахнущий кустарник широко распространен на болотах, в заболоченных хвойных лесах. Нередко образует обширные заросли. Веточками или листьями этого растения перекладывают одежду для предохранения от моли. Обладает лечебными свойствами.
  1. Смородина.
  2. Багульник.
  3. Шиповник.

5. “Экологический”

Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

2 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

1 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

2 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6. “По страницам Красной книги”

Этот тур посвящен редким животным и растениям. Сейчас будут зачитывать описание, а вы за минуту обсуждения должны определить, о каком растении или животном идет речь. В этом туре можно заработать дополнительный балл. Если команда, которой задавался вопрос, ответила неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает один балл.

- Описание животных и растений, ответы:

  • В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)
  • Этому растению приписывали чудодейственную силу, его называли одолень–травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих водоемах, а сорванный цветок, быстро закрывается и вянет. (Кувшинка белая.)
  • В отличие от других хищников – настоящий морской зверь, редко выходящий на сушу. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Это самый крупный из наземных хищников. (Белый медведь.)
  • Дикая кошка. Обитает на Дальнем Востоке. Численность зверей приближается к 150.(Амурский тигр.)

7.  “Гонка за лидером”

(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.) Каждая команда отвечает на 4 блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 4 дополнительных баллов.

Вопросы 1-й команде

  1. Мелкая зимующая птица. (Воробей)
  2. Ребенок курицы. (Цыпленок)
  3.  Плод дуба. (Желудь.)
  4.  Насекомое, дающее мед. (Пчела.)

Вопросы 2-й команде

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога.)
  2. Корова в детстве. (Теленок.)
  3. Самое длинноногое животное. (Жираф.)
  4. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)

        Подведение итогов: команда, занявшая призовые места награждается грамотами, остальные – благодарностями.

 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»  

       

           Цели :

  • Образовательная : познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;
  • Воспитательная:  воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
  • Развивающая: развить у детей представление о охране природы.

                                                       Ход занятия:

          Дорогие ребята! Давайте начнём наше интересное занятие со стихотворения. Попробуйте подумать, о чём мы будем сегодня говорить?

Прочитайте тему и эпиграф нашего занятия: «Природа в опасности!»

- Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

  • Что такое «окружающая среда»?
  • Что изучает наука экология?

3. Приведите примеры экологических связей

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животные;

г) человек – природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?

4. Восприятие и осмысление нового материала

Учитель:  С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся в сё меньше лесов.

  Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик  в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…

  По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

  Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

    Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.

   По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.

   В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению  редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

    В Красную книгу России входят:

а) млекопитающие (выхухоль, сурок-байгак и др.);

б) птицы (чёрный аист, соколообразные – скопа, беркут балобан, курганник, могильник и др.);

в) рыбы (подкаменщик обыкновенный и др);

г) насекомые (бабочка аполлон, шмели – армянский, необыкновенный, степной и др.);

д) растения (орхидеи, ветреница, тимьян клоповый, и др.).

  С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

  Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком.

   В нашей стране около 155 заповедников.

На территории нашего района также есть заповедник «Белогорье». Здесь находятся особо охраняемые участки леса, где произрастает дуб.

б) Беседа

- Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ? (Высказывания детей).

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)

- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.

1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2. Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго  мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце,  душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

5. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

 Закрепление.

а) А сейчас придумайте и нарисуйте свой запрещающий знак.

(Работа детей)

б) Тест «Природа в опасности!»

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в)из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

  1. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и  человека?

а) прозрачные;

б) бесцветные;

в) чистые.

  1. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

  1. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

  1. Что такое заповедники?

а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

       Подведение итогов.

О чём вы узнали сегодня ?

- Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину»

                         ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

 Цели:

  • Воспитательная: уважительно относиться к сопернику.
  • Образовательная: познавать окружающий мир, узнавать новые слова.
  • Развивающая: развивать у детей моторику, мышление, речь.

 Оборудование: конверт со списками животных и растений, мешок с разными фруктами и овощами, карточки (или плакат) со словами для анаграмм.

                                          Ход игры.

 КВН начинается со взаимного приветствия команд, обращения к зрителям и традиционной разминки.

 Первый конкурс – разминка.

 Вопросы поочерёдно читаются каждой команде. Побеждает та команда, которая больше назовёт правильных ответов.

1.  Листочки между листочками – гербарий.

2.  Самая колючая жена на свете – ежиха.

3.  Коровье собрание – стадо.

4.  Окрылённый почтальон – голубь.

5.  Овощ, без которого не может обойтись снежная баба – морковь.

6.  Самый лопоухий – слон.

7.  Будущий лягушонок – головастик.

8.  Плавающий фонтан – кит.

9.  Нос, которым можно черпать воду – хобот.

            10. Клеевое дело – рыбалка.

            11. Лошадь в тельняшке –  зебра.

            12. Лесная «гадалка» --  кукушка.

            13. Собачья «однокомнатная квартира» -- конура.

            14. Лошадь на пенсии – кляча.

            15. Сухопутный осьминог – паук.

            16. Ёж в горшочке – кактус.

            17. Собачья радость – кость.

            18. Морская лежебока – камбала.

            19. Надутая птица – индюк.

            20. Косари трын-травы – зайцы.

           Второй конкурс – «живая пантомима».

           Из каждой команды выбирается по одному игроку. Они по очереди получают задание изобразить посредством пантомимы различных животных, растения, явления природы и т.д. Команды же должны узнать, кого изображает игрок.

         Третий конкурс – растеряшки.

         Каждой команде выдаётся конверт со списками животных и растений. В их названиях «исчезли» целые фразы. Их необходимо добавить к другим словам и определить предложенных животных и растения.

Примеры:

тень…(теньковка)  пан…(панда)  нар…(нарвал)  верти…(вертишейка)  вор…(ворона)  …тик  (полосатик)

кара…  (каракурт)  …сук  (барсук)  …вол  (буйвол)  газ…  (газель)  …лён  (паслён)  нос… (носуха). 

         Четвёртый конкурс – «чудесный мешочек».

        В мешочке лежат различные плоды и овощи (морковь, яблоко, огурец, помидор, картофель, груша, банан и т.д.). Участники команд на ощупь определяют, что находится в мешочке. Выигрывает та команда, которая определит большее количество плодов и овощей.

         Пятый конкурс – «найти животное».

         На плакате написаны слова. Используя правило анаграмм, определить, какие животные»спрятаны» в этих словах. На выполнение этого задания даётся 5 минут. Победит та команда, которая «расшифрует» больше слов.

            Примеры:

лиман – налим, навар – варан, скала – ласка, банка – кабан, тик – кит, барк – краб, топот – потто, сила – лиса,  пират – тапир.

          Шестой конкурс – «удивительные превращения».

          Каждой команде предлагается по 10 разных названий животных и растений. Командам необходимо, добавив по одной букве к предложенным названиям или заменив у них по одной букве, получить названия других животных или растений. Например, Ёж – Уж, Боб – Бобр. Победит команда, которая лучше справится с заданием.

           Примеры:

лещ – клещ, ворон – ворона, ага – гага, мара – марал, вол – волк, лён – клён, ирис – ирбис, ибис – чибис, сова – совка (добавили по одной букве);

кулан – калан, кайра – сайра, касатка – косатка, певун – ревун, пуночка – пеночка, фазан – сазан, пыжик – рыжик, совка – сойка, шмель – хмель (заменили по одной букве).

           Седьмой конкурс – «домашнее задание».

           Командам предлагается инсценировать одну из басен И.А.Крылова, среди героев которой есть животное. Название басен команды узнают за день-два до игры.

           Жюри оценивает этот конкурс по 10-бальной системе.

Восьмой конкурс – «тёзки».

          Командам вновь необходимо определить как можно больше предложенных названий растений и животных. Примечательность их

заключается в том, что так же могут называться какие-нибудь предметы, небесные тела, названия городов, имена и т.д. Например: птица и город в России – Орёл. Победит команда, которая лучше справится с этим заданием.

            Примеры:

            1.  Птица и парусный корабль. – Фрегат.

            2.  Бабочка и воинское звание. – Адмирал.

            3.  Домашнее животное и шахматная фигура. – Конь.

            4.  Птица и каша. – Овсянка.

            5..  Лесной жаворонок и детская игрушка. – Юла.

            6.  Птица и денежная единица Италии. – Лира.

            7.  Рыба и спутник Земли. – Луна.

            8.  Рыба и город в Липецкой области. – Елец.

            9. Злак и огонь, пламя. – Костёр.

            10. Садовый цветок и женское имя. – Лилия, Роза.

            11. Цитрус и обиходное название миллиона. – Лимон.

            12. Тропическая бабочка и собрание географических карт. – Атлас.

            13. Парнокопытное млекопитающее животное и буддийский монах. – Лама.

          Подведение итогов:

По итогам игры команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победителем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.

Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...

Недетские возможности детской игры (использование приёмов песочной терапии при работе с младшими школьниками)

В статье описывается возможность применения приёмов песочной терапии при работе с младшими школьниками....

Методическая разработка воспитательной практики младших школьников "Растим патриотов"

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь? Она начинае...