Разработка электронного ресурса для расчёта баллов рейтингово-накопительной системы
статья на тему

Данная статья описывает создание собственной  рейтингово-накопительной системы и содержит в приложении Excel-таблицу с алгоритм расчёта итогового балла, с её помощью преподаватель может вести дифференцированную оценку выполненных работ, а не усреднять баллы за разного рода деятельность. Кроме того, можно вводить разнообразные системы оценивания внутри одного курса: от обычной пятибалльной, зачёт/ незачёт до любой другой. Кроме того, и это, пожалуй, является самым важным, внутри таблицы не заложена методика выставления оценки за курс, это определяет преподаватель самостоятельно: что важнее посещение и конспект или обязательное выполнение абсолютно всех видов работ на оценку отлично или можно скомпенсировать посещение и неудачное выполнение самостоятельным проектом, заложенным в курсе,  в общем-то необязательным, и очной сдачей зачёта. Преподаватель может дать это решать студенту!

В статье приведен пример создания рейтингово-накопительной системы для конкретной дисциплины, преподаваемой автором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка электронного ресурса
для расчёта баллов рейтингово-накопительной системы на примере раздела математики «Линейное программирование»

Данная статья описывает создание собственной  рейтингово-накопительной системы и содержит в приложении Excel-таблицу с алгоритм расчёта итогового балла, с его помощью преподаватель может вести дифференцированную оценку выполненных работ, а не усреднять баллы за разного рода деятельность. Кроме того, можно вводить разнообразные системы оценивания внутри одного курса: от обычной пятибалльной, зачёт/ незачёт до любой другой. Кроме того, и это, пожалуй, является самым важным, внутри таблицы не заложена методика выставления оценки за курс это определяет преподаватель самостоятельно: что важнее посещение и конспект, обязательное выполнение абсолютно всех видов работ на оценку отлично или можно скомпенсировать посещение и неудачное выполнение самостоятельным проектом, заложенным в курсе,  в общем-то необязательным, и очной сдачей зачёта. Преподаватель может дать это решать студенту!

Предлагаемая разработка реализует 100 балльную систему дифференцированного расчёта итоговой оценки. Суммарный балл складывается исходя из сложности каждой выполненной работы. Вывод об успеваемости студента делается на основе определяемого преподавателем минимального достаточного балла по каждому виду работ. От преподавателя требуется установление  чётких критериев прохождения курса. Такие условия позволяют мотивировать одновременно разные группы студентов: с репродуктивным типом, творческим

Для работы с данной разработкой необходимо определить структуру курса:

  • решить какие виды работ будут оцениваться,
  • какие из них обязательны,
  • относительную сложность или «вес» каждой работы в общем 100 балльном рейтинге.

Файл с разработкой представляет собой документ EXCEL, содержащий два листа с таблицами расчётов:

  • лист «структура курса» с основными параметрами расчётов, которые определяют методику расчёта рейтингового балла за курс,
  • лист «рейтинг» с результатами прохождения курса студентами и итоговыми расчётами.

Последовательность работы с таблицами расчёта рейтинга студентов:

На листе «структура курса» Заполняем «Таблицу расчёта баллов рейтингово-накопительной системы»

  1. Заполняем столбец 1 «Вид работы». (Например: Посещение, Ведение конспекта, Контрольная работа1, Самостоятельная работа 1, Практическая работа1, Самостоятельная работа 2, Практическая работа2, Контрольная работа2 и т.д.)
    Количество оцениваемых параметров предусмотрено не более 30, из опыта оказывается этого вполне достаточно (изменение этого параметра возможно, если Вы знакомы с работой в EXCEL,либо обратитесь к автору таблиц).
    Автоматически подсчитывается количество Видов работ и, исходя из итогового 100 балльного рейтинга, рассчитывается «Рекомендуемый вес работы», столбец 2. При условии равнозначности сложности работ этот вес может быть выбран в качестве «Выбранный вес работы», столбец 3, однако, на практике преподаватель обычно при выставлении итогового балла приоритетными считает оценки за наиболее важные или трудоёмкие работы. Использование этой таблицы позволяет упростить работу преподавателя.
  2. Вносим в столбец 3 – «Выбранный вес работы» сложность  или «вес» каждой работы (исходя из того, что суммарный вес должен быть равен 100 баллам).
    Внизу в итоговой строке автоматически вычисляется общий итог (100 баллов).
    Если сумма по 3 столбцу не равна 100 весь столбец закрашивается красным цветом и выводится пояснение, что общее количество баллов должно равняться 100 и преподаватель повторяет попытки распределить 100 баллов по своим видам работ в столбце 3. В случае, когда всё сделано верно, столбец остаётся закрашенным голубым цветом.

Рисунок 1 Вид листа "структура курса"

  1. Заполняем столбец 4 – «Максимальный балл работы». Определяем систему оценок для каждой работы. Если это пятибалльная система, проставляем вручную «5».
    Посещение, например, удобно учитывать в реальных часах за курс.
    Большие проектные работы можно оценивать, например, по 100 бальной системе, однако в общий итог попадает значение пропорциональное весу работы из столбца 3.
    Этот столбец позволяет использовать различные системы оценивания, например, зачёт/ незачёт (1/ 0), не умаляя значения конкретного вида работы, так 1 бал зачёта может иметь вес 10 баллов в общей сумме.
    Автоматически рассчитывается «нормировочный коэффициент как «вес работы»/ «максимальный балл работы» т.е ценность каждого балла оценки (при пятибалльной системе и весе работы 10, цена каждого балла оценки равна 2 итоговым баллам, т.е при оценке3 получается 6 баллов к зачёту). Внизу таблицы в итоговой строке автоматически вычисляется суммарный максимальный балл за курс, т.е балл при абсолютно полном выполнении всех работ на наивысший балл, благодаря нормировочному коэффициенту эта величина равна всегда 100 баллам. (Вычисляется сумма произведений «максимального балла работы» и «нормировочного коэффициента». Это контрольное вычисление.)
  2. Заполняем столбец 5 – «Необходимый минимум». Определяем уровень успеваемости, то есть задаём количество баллов для каждой работы, за которые преподаватель готов поставить зачёт за курс. Если работа оказывается необязательной для выполнения (пожеланию) нужно поставить 0. Внизу таблицы в итоговой строке получится суммарный минимальный балл за курс, при котором преподаватель выставляет зачёт по курсу или допускает до экзамена.

На листе «структура курса» приведён пример оценивания одного студента  в этом столбце можно поэкспериментировать для создания собственной методики расчёта итогового балла: управление весами  и минимальными для зачёта баллами.

Работа по планированию курса и системы оценивания закончена, можно начинать работу по заполнению «Таблицы расчёта баллов в рейтингово-накопительной системы» на листе «Рейтинг».
Заголовки столбцов с названиями работ заполняются автоматически, коэффициенты, максимальный балл за работу и вес работы выводятся вверху таблицы для справки.

  1. В столбец «ФИО» добавьте фамилии студентов. Количество студентов предусмотрено не более 36 (изменение этого параметра возможно, если Вы знакомы с работой в EXCEL, выделите строку с последним студентом скопируйте её и вставьте ниже, либо обратитесь к автору таблиц).
  2. По мере выполнения работ и их оценивания выставляйте оценки в нужные столбцы.
    Автоматически баллы пересчитываются в соответствии с весом работы, и рассчитывается «общий балл». Общий балл округляется до целого. Если балл выше «минимального зачётного балла» ячейка закрашивается зелёным цветом.
  3. Преподаватель имеет возможность добавить «дополнительный балл», например за активность, коллективизм или творческий подход.
    В столбце «итоговый балл» формируется балл студента за курс, на основании которого может быть выставлена итоговая оценка или дифференцированный зачёт. Если балл выше «минимального зачётного балла» ячейка закрашивается зелёным цветом.

Работа с этой системой расчёта рейтинговых баллов после разработки структуры курса удобна для преподавателя, понятна и прозрачна для студентов.


Рисунок 2 Вид листа "Рейтинг"

Рисунок 3 Пример структуры курса и расчета баллов


В качестве примера использования разработки приведу расчёты для раздела «Линейное программирование» дисциплины «Математика», которую вела в течение 6 лет. Оценивала 11 различных работ. На раздел по учебному плану отводится 25 часов.

Перечень работ курса приведён на рисунке 3, а вес работы и минимальный балл устанавливаю таким образом, чтобы стимулировать практическую и проектную работу, Многие стараются избежать очного зачёта и это возможно в данной системе расчёта. Многие претендуют на хорошую оценку «автоматом» и это возможно при выполнении проекта и сдаче зачёта.

На рисунке приведены примеры вариантов получения зачёта без выполнения проекта, но с очным зачётом, без очного зачёта, но с проектом. Зачёт можно получить при полном посещении и выполнении всех практических работ без проекта и очного зачёта.

Достижимость цели, прозрачность оценки мотивирует студентов улучшать свой рейтинг и повышать балл за счёт дополнительных возможностей. Практически все стараются выполнить проект, который даёт большое количество баллов. В данном курсе это очень важно: проект охватывает все темы и использует навыки, полученные на практических работах, кроме того формирует творческий подход и самостоятельность в работе. Считаю, что во многом здесь помогает студентам рейтингово накопителтная система и моя методика дифференцированного оценивания, а мне как преподавателю в расчётах баллов помогает использование данной разработки. При использовании  моей разработки возможно создание и применение другой методики расчёта, например, с упором на посещение, конспектирование, и меньший обязательный уровень выполнения работ всё зависит от целей, которые ставит преподаватель и уровня подготовки студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Контроль знаний по теме "Альдегиды" с использованием рейтинговой накопительной системы.

Контроль знаний и умений по теме «Альдегиды» с использованием рейтинговой накопительной системы. Урок построен по модульной технологии. Разработка включает в себя: модуль, технологическую карту и конт...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО

Статья: "Рейтинговая  накопительная система оценки  знаний обучающихся СПО"...

Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки образовательных результатов

Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки образовательныхрезультатов...

Использование рейтинговой накопительной системы в педагогическом процессе (из опыта работы преподавателя материаловедения)

Публикация содержит материал по обмену опытом использования рейтинговой накопительной системы при обучении студентов по дисциплине ОП.04 "Основы материаловедения"...