Презентация МДК "Теория и методика математического развития"
презентация к уроку на тему

Сашнева Ольга Александровна

Необходимое учебно-методическое сопровождения междисциплинарного курса "Теория и методика математического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timmr.pptx234.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория и методика математического развития

Слайд 2

Литература: Фрейлах , Н.И. Методика математического развития: учеб. пособие.- М.: Форум, 2006 + электронная версия Соловьева, Е.В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет: метод. пособие.- М.: Просвещение, 2010 Репнина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления.- М.: ТЦ Сфера, 2008 Михайлова, З.А и др. Образовательная область «Познание»: учебно-метод . пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2012 + электронная версия

Слайд 3

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ Цель математического развития дошкольников Всестороннее развитие личности ребенка. Подготовка к успешному обучению в школе. Коррекционно-воспитательная работа. Задачи математического развития дошкольников 1. Формирование системы элементарных математических представлений. Формирование предпосылок математического мышления. Формирование сенсорных процессов и способностей. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Слайд 4

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОО

Слайд 5

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

Слайд 6

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

Слайд 7

Принципы обучения математике Сознательность и активность. Наглядность. Деятельностный подход. Систематичность и последовательность. Прочность. Постоянная повторяемость. Научность. Доступность. Связь с жизнью. Развивающее обучение. Индивидуальный и дифференцированный подход. Коррекционная направленность и др

Слайд 8

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Слайд 9

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Слайд 10

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Слайд 11

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Слайд 12

Особенности практического метода выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий; широкое использование дидактического материала; возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом; выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.); использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Слайд 13

Особенности наглядного метода Виды наглядного материала: демонстрационный и раздаточный; сюжетный и бессюжетный; объемный и плоскостной; специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); фабричный и самодельный. Методические требования к применению наглядного материала: новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала; по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности; одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала; новый наглядный материал лучше показать детям заранее

Слайд 14

Требования к самодельному наглядному материалу: гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала); эстетичность; реальность; разнообразие; однородность; прочность; логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.); достаточное количество...

Слайд 15

Особенности словесного метода

Слайд 16

Приемы ФЭМП Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний). Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе). Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок). Вопросы к детям. Словесные отчеты детей. Предметно-практические и умственные действия. Контроль и оценка.

Слайд 17

Формы работы по математическому развитию дошкольников Форма Задачи время Охват детей Ведущая роль Занятие Дать, повторить, закрепить и сис­ тематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регуляр­но, систематично (длительность и регу­лярность в соответст­ вии с программой) Группа или под­ группа (в зави­симости от воз­ раста и проблем в развитии) Воспитатель (или дефек- толог) Дидактическая игра Закрепить, при­менить, расши­ рить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под­ группа, один ре­ бенок Воспитатель и дети Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про­ белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель Досуг (математи­ ческий утренник, праздник, викто­ рина и т. п.) Увлечь математи­кой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или не­ сколько групп Воспитатель и другие специалисты Самостоятельная деятельность Повторить, при­менить, отрабо­ тать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседнев­ной деятельности Группа, под­группа, один ребенок Дети и вос­ питатель Занятие Дать, повторить, закрепить и сис­ тематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регуляр­но, систематично (длительность и регу­лярность в соответст­ вии с программой) Группа или под­ группа (в зави­симости от воз­ раста и проблем в развитии) Воспитатель (или дефек- толог) Дидактическая игра Закрепить, при­менить, расши­ рить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под­ группа, один ре­ бенок Воспитатель и дети

Слайд 18

Средства ФЭМП Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счет­ная лесенка, фланелеграф , магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.). Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.). Литература (методические пособия для воспитателей, сбор­ники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...

Слайд 19

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду. Примерная структура традиционных занятий Организация занятия. Ход занятия. Итог занятия.

Слайд 20

Организация занятия C бор вокруг воспитателя Проверка внешнего вида Привлечение внимания Рассаживание Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты. В старших группах : целесообразно использовать проблемные ситуации. В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Слайд 21

Ход занятия Примерные части хода математического занятия Математическая разминка (обычно со старшей группы). Работа с демонстрационным материалом. Работа с раздаточным материалом. Физкультминутка (обычно со средней группы). Дидактическая игра.

Слайд 22

Ход занятия В младшей группе : в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра). В средней группе : обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка). В старшей группе : до пяти частей. В подготовительной группе : до семи частей.

Слайд 23

Ход занятия Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Слайд 24

Итог занятия В мла дшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».) В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. (« Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В г подготовительной руппе : дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных. Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Слайд 25

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения) 1.Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи. 2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме. Используется разнообразный наглядный материал. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию). Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Слайд 26

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии Словесная активизация. Чередование различных видов деятельности. Смена наглядного материала. Физкультминутки и релаксация. Трудный новый материал дается через 3—5 минут от нача­ла занятия до 15— 18-й минуты.

Слайд 27

Навыки работы с раздаточным материалом Бережное отношение к наглядному материалу. Самостоятельная подготовка раздаточного материала к за­нятию. Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету. Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Слайд 28

Навыки учебной деятельности ( начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать) Соблюдать дисциплину на занятии. Сидеть, сохраняя правильную осанку. Тихо вставать и садиться, подходить к доске. Поднимать руку, только когда знаешь ответ. Отвечать, только когда тебя спросят. Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям. Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чу­жие ошибки, необходимо это правильно использовать). Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его. Выполнять задания самостоятельно после указания воспи­тателя. Владеть навыками работы с раздаточным и демонстраци­онным материалом и др.

Слайд 29

Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В ди­дактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.

Слайд 30

Классификация дидактических игр Виды игр Названия игр Задача математического развития Строительные «Построим кукле домик», «Чья башня выше?» Закрепить умение сравнивать предметы по ве­ личине. Повторить названия и признаки геометрических фигур Подвижные «Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет» Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав чисел из двух меньших. Закрепить умение ориентироваться в движении Настольно-пе­ чатные «Собери машину», «Кто где живет?», «Придумай задачу» Повторить названия и свойства геометрических фигур. Закрепить умение определять положение пред­ метов относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать арифме­ тические задачи Словесные «Продолжи предложение», «Назови соседей» Закрепить умение сравнивать предметы по дли­не, ширине, высоте. Повторить последовательность дней недели (частей суток). Закрепить знание числового ряда Сюжетные «Магазин», «Ателье», «Угостим кукол чаем» Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки измерительной деятель­ ности. Закрепить умение устанавливать взаимно-одно­значные соответствия Театрализо­ ванные «Репка», «Теремок», «Веселый счет» Закрепить знание количественного и порядко­ вого счета. Повторить цифры

Слайд 31

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ Цель и значение планирования. Виды планирования. Содержание планирования. Условия, помогающие правильно спланировать работу. Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию дошкольников. Примерное двухнедельное планирование работы по мате­матическому развитию для второй младшей группы детского сада. Планирование конкретного занятия по математике (схе­мы плана и конспекта занятия). Виды учета работы. Вопросы для самоанализа проведенного занятия. Значение самоанализа. Схема анализа показательного занятия.

Слайд 32

Цель планирования Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОО». Значение планирования работы по математическому развитию Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей. Помогает целенаправленно осуществлять работу по мето­дике математического развития. Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз­вития детей. Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус­воить программный материал. Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз­вивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Слайд 33

Виды планирования Перспективное (на месяц, квартал, год). Календарное (по датам). Тематическое (по определенной проблеме). Комплексное (сочетающее разные задачи по различным направлениям). Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

Слайд 34

Содержание планирования работы математическому развитию Занятия по математике. Работа вне занятий (во время других режимных процессов). Связь с занятиями по другим методикам. Индивидуальная работа.

Слайд 35

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников Знание программы математического развития в ДОУ. Знание дидактических принципов обучения. Владение методикой математического развития дошкольников. Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии. Знание возрастных особенностей детей данной группы. Знание индивидуальных особенностей детей своей группы. Учитывание имеющихся знаний у детей. Совместное планирование обоих воспитателей, работаю­щих в одной группе. • Повышение квалификации воспитателя путем изучения передового опыта и современных требований к математи­ческому развитию дошкольников.

Слайд 36

Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2). На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических пред­ставлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени). В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, за­крепление и применение изученного материала, индивидуальная работа.

Слайд 37

Примерная схема конспекта занятия Номер по порядку и название. Литература (автор, название, страницы). Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение). Организация детей (количество детей: группа или подгруп­па; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукру­гом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.). Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, дейст­вия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа). Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по матема­тическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).

Слайд 38

Виды учета работы Анализ занятия. Итог работы за день. Учет работы за месяц, квартал, год. Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе. Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике Выполнены ли программные задачи. Степень усвоения детьми программных задач. Какие дети и в чем затруднялись, почему? Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему? Над чем еще надо работать.

Слайд 39

Примерная схема анализа показательного занятия Фамилия, имя, отчество воспитателя. Название или тема занятия. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии). Анализ организации занятия (сбор детей, их расположе­ние, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюр­призного момента, проблемной ситуации и др.). Анализ содержания занятия: формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП; соответствие программе; соответствие возрасту и уровню развития детей; дозировка материала; сочетание задач из разных разделов; сочетание нового и старого. Анализ хода занятия : структура (названия и последовательность частей); длительность занятия и частей; оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.); оценка работы детей (практические и умственные дей­ствия, речевая работа). Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, кон­цовка). Оценка используемого наглядного материала: виды; количество; соответствие возрасту и уровню развития детей; соответствие программной задаче; эстетичность и гигиеничность; удобство размещения; эффективность применения. 9. Анализ, примененных методов и приемов. 10. Общие выводы: положительные; отрицательные.

Слайд 40

Домашняя контрольная работа: 1.Выполнить практические работа №1, №2, №3 на листах формата А4,в соответствии с техническими требованиями к рефератам 2.Подготовить методическую копилку 3. Подготовить реферат на тему (по выбору студента)

Слайд 41

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Этапы формирования количественных представлений («Этапы счетной деятельности» по А.М . Леушиной ) Дочисловая деятельность Счетная деятельность Вычислительная деятельность

Слайд 42

Содержание количественных представлений дошкольников Дочисловая деятельность Работа со множествами: видеть и называть существенные признаки предметов; видеть множество целиком; выделять элементы множества; называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указы­вая характеристическое свойство множества и перечисляя все элементы множества); составлять множество из отдельных элементов и из под­множеств; делить множество на классы; упорядочивать элементы множества; сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соот­ветствия); создавать равночисленные множества; объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).

Слайд 43

Содержание количественных представлений дошкольников Счетная деятельность Владение счетом включает в себя: знание слов-числительных и называние их по порядку; умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное со­ответствие между элементами множества и отрезком нату­рального ряда); выделение итогового числа.

Слайд 44

Содержание количественных представлений дошкольников Счетная деятельность Владение понятием числа включает в себя: понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); понимание количественного и порядкового значения числа;

Слайд 45

Содержание количественных представлений дошкольников Счетная деятельность Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя: знание последовательности чисел (счет в прямом и обрат­ном порядке, называние предыдущего и последующего числа); знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); знание связей между соседними числами (больше, меньше).

Слайд 46

Содержание количественных представлений дошкольников Вычислительная деятельность-это знание связей между соседними числами («больше (мень­ше) на 1»); знание образования соседних чисел ( п ± 1); знание состава чисел из единиц; знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сло­жения и соответствующие случаи вычитания); знание цифр и знаков +, —, =, <, >; умение составлять и решать арифметические задачи.

Слайд 47

Содержание количественных представлений дошкольников Вычислительная деятельность- Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо: владение устной и письменной нумерацией (называние и запись); владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись); владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.).

Слайд 48

Содержание количественных представлений дошкольников Значение развития количественных представлений у дошкольников группировка предметов по признакам вырабатывает умение сравнивать и классифицировать; объяснение выполнения действий обогащает и развивает речь; работа с разнообразным наглядным материалом формирует умение применять усвоенные знания в новых ситуациях; работа с раздаточным материалом развивает мелкую моторику; счет предметов, звуков, движений, счет «на ощупь» развивает различные анализаторы; использование при работе сначала реальных предметов, потом их изображений, затем заменителей и слова развивает все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-об разное, словесно-логическое); изучение составов числа учит анализировать и синтезировать; изучение абстрактных математических понятий (число и др.) учит абстрагироваться; при решении и составлении арифметических задач у детей развивается логическое мышление, умственные способности, мыслительные операции, интенсивно развивается речь; счет, сравнение чисел, арифметические действия и др. становятся доступными детям и используются ими в игровой, бытовой и учебной деятельности; формирование количественных представлений готовит ребенка к успешному изучению математики в школе

Слайд 49

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА) ПЛАН Анализ программных задач. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д ) дидактические игры и упражнения.

Слайд 50

Анализ программных задач Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др. Учить видеть множество и выделять его элементы: а) на ограниченном пространстве; б) в подготовленной обстановке. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одно­го», «немного», «несколько». 3. Учить составлять множества: а) из одинаковых элементов; б) из разных элементов; в) из подмножеств. Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу». МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 51

Анализ программных задач 4. Учить сравнивать множества по количеству: а) на глаз (резко контрастные по количеству); б) путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия): способом наложения; способом приложения; составлением пар; соединением рисунков линиями и др. Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столь­ко — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше». 5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один элемент. Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать поровну?». МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 52

Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» Предварительная работа В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта. На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия « много » (больше трех), « мало » (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 53

Особенности наглядного материала Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 54

Методика обучения Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения. Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос). МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 55

Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения Предварительная работа Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их су­щественные признаки. Им интересно сравнивать группы по ко­личеству, причем они испытывают тягу к составлению равно­численных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравни­вать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел). МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 56

Особенности наглядного материала Игрушки, строительный материал; Конструкторы, объемные геометрические формы; Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.). Наборы картинок и геометрических фигур (демонстраци­онные и раздаточные). Однополосные (для наложения) и двухполосные карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные). Последовательность использования наглядного материала Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 57

Методика обучения Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения , затем — приложения . Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 58

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ) ПЛАН Анализ программных задач. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д ) дидактические игры и упражнения.

Слайд 59

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ) Анализ программных задач Познакомить с приемами счета предметов. Познакомить с приемами счета с помощью различных анализаторов: а) счет по образцу; б) счет по названному числу; в) счет по цифровому изображению; г) счет на слух; д ) счет на ощупь; е) счет движений. 3. Показать принцип построения натурального ряда (л±1): а) образование соседних чисел; б) сравнение соседних чисел («больше», «меньше»). 4. Научить сравнивать множества на основе счета.

Слайд 60

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ) Анализ программных задач Показать абстрактность числа (независимость от качественных признаков предметов и пространственного расположе­ния множества): а) независимость числа от размеров предметов; б) Независимость числа от расстояния между предметами; в) независимость числа от формы расположения предметов; г) независимость числа от направления количественного счета. Познакомить с порядковым счетом. Познакомить с обратным счетом. Познакомить с цифрами .