Учебно-методическое сопровождение МДК "Теория и методика математического развития"
учебно-методический материал по теме

Сашнева Ольга Александровна

Собраны сказки, раскрывающие отношения "длинный- короткий", "узкий-широкий", "высокий-низкий"

игры на пространственное ориентирование, игры на ориентировку на себе

Развивающие игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказки для дошкольников о разных величинах

«Маленький – большой»

В большом, мрачном лесу, в маленькой, тёмной избушке под большим дубовым столом сидели мышонок, ежонок, зайчонок и медвежонок и боялись. Снаружи в дверь кто – то скрёбся когтями и громко сопел.

- Мишка! – стуча зубами, прошептал мышонок. – Поди, погляди, кто там.

- Ну да, «погляди»! Нашли большого дурака! Я ещё малеьнкий!

- Какой же ты маленький? - удивился зайчонок. – Ты же больше всех!

- Ростом и весом, может быть, и больше, а возрастом – нет. Мне ещё и года нет! А вот ёж, хоть и маленький, а уже большой. Ему больше года. Пусть он и идёт.

- Подумаешь – год! – сердито фыркнул ежонок. – Тот, кто там скребётся, не будет спрашивать: «А сколько вам лет, коротышка?», а сразу цап зубами, ам-ам – и всё. Так что иди всё же ты, медвежонок. Он тебя не сразу съест.

- Ага! Смешного мало. А если он меня и вправду съест? Для вас это просто маленькая неприятность, а для меня – большое горе.

- Что же нам делать? – всхлипнул зайчонок. – Мы прожили такую маленькую жизнь, и вдруг такое большое несчастье – этот скребун.

Две большие слезы зайки упали на маленький, чёрный нос ежа.

- Ладно, не бойтесь, - сказал ежонок, - я придумал маленькую хитрость. Мы его сейчас самого напугаем – больше не сунется! Зайчонок, залезай на медвежонка. Так….А теперь я влезу к тебе на плечи и накроемся белой простынёй. Мышка! Отворяй дверь и визжи что есть мочи: «Спасайся кто можееее-е-е-ет! Большое приведение идёт!»

Мышонок распахнул дверь и только хотел завизжать, как увидел на пороге маленького бельчонка.

- Спасите, - прошептал он, - я потерялся….

- Вот так большая дружба победила страх! – громко сказал ежонок и бодро спрыгнул вниз.

Низкий - высокий

На низком диване, на высоких подушках, закрыв глаза, лежал медвежонок и рассказывал:

- Ну, иду я к малиннику и вижу: высоченный столб с проводами стоит, а на нем страшная чёрная табличка, а на табличке череп с костями и белые буквы: «Не влезай! Убьёт!». Я отошёл осторожно, поглядел. Никого на столбе нет. Кто убьёт – то? Ну, полез поглядеть.

- Ну, зачем, зачем?- воскликнул зайчонок.

- «Зачем, зачем»…. А чего она пугает? «Убьёт»! Боялись мы его! Ну, залез, а там никого, только провода гудят. Ну я их и потрогал. И тут меня кто-то каааак шибанул со всей силы, и я кааааак навернулся вниз…

- А к-к-кто это был? – заикаясь спросил зайчонок.

- Высокое электрическое напряжение, - казал умный ежонок.

- А низкое напряжение бывает? – спросил мышонок.

- Конечно, бывает! – воскликнул лисёнок. – Это когда провода не на столбах, а на земле лежат.

- Ну, ты и выдумал! – изумился ежонок. – Низкое напряжение - это когда ток слабый, а высокое - когда ток сильный. Ну – ка, медвежонок, вынимай термометр. Температура у тебя нормальная.

- Даже низкая, - вставил лисёнок. – Вот у меня однажды такая высокая температура была, что когда я доставал градусник из – под мышки – все лапы обжег!

- А вот у меня температура повышается, если я вижу, что кто – то совершает низкий поступок, - сказал зайчонок. – Украдёт что – нибудь или маленького до крови укусит.

- А если я на дереве кого – нибудь укушу, это будет высокий поступок? – хитро прищурился лисёнок.

- Ну да ладно, мне понятно, - слезая с дивана, сказал медвежонок, - высокий столб можно измерить метром, температуру – термометром. А вот как измерить низкий поступок этого высокого напряжения, которое меня с высоты об землю шарахнуло?

Узкий - широкий

На широкой, заросшей ромашками поляне за длинным узким столом сидели лисёнок, мышонок, медвежонок, ежонок и обсуждали широкий круг вопросов. Ну, например: если есть такие толстяки, которые поперёк себя шире (конечно же, речь шла не о медвежонке, а о других толстяках, то, наверное, где-то водятся и такие доходяги, которые поперёк себя уже?

Ещё обсуждали, почему у одних людей глаза узкие, а у других нет, и отчего на солнце у всех зрачки становятся узенькими – узенькими, как щёлочки, а в темноте они расширяются.

Потом лисёнок, широко расставив в стороны лапы, рассказывал, какой ширины в городе носят брюки, а вот узенькие, как дудочка, носят одни деревенские.

- А вот я чего знаю, вы такого в жизни не слышали! – крикнул медвежонок. -Мне один старенький медведь сказал. Если, говорит, кто-то широколобый, значит – очень умный, - он ласково погладил себя по большой голове, - а если кто – то узколобый, значит он глупый.

Все с удивлением уставились на самого узколобого, но почему то самого умного ёжика.

- Но бывает и наоборот, - ехидно сказал лисёнок.

Теперь все уставились на бедного медвежонка.

- А давайте чай пить, - сказал ежонок.

- Давайте! – обрадовался медвежонок. - Только без воды, с одним сахаром.

- У меня как раз дома много сахара, - сказал мышонок. – Медвежонок, беги, принеси.

Медвежонок торопливо убежал, но очень скоро вернулся.

- Я в твою узенькую дверцу даже лапу не смог просунуть, - отдуваясь, сказал он.

- Давайте я сбегаю! – заторопился лисёнок, который так хотел попробовать чая без воды.

Однако и он вернулся вскоре ни с чем.

- И правда, мышонок, дверка у тебя слишком узенькая.

- Для вас с медведем, - пробурчал ежонок и пошёл сам.

Его не было долго – долго. Так долго, что все пошли его искать.

Ежонок торчал в мышиной двери, беспомощно дёргал лапами и сердито фыркал:

- Понастроили тут щелей вместо дверей.

- Нет, - откинув назад голову, гордо сказал мышонок, - это очень хорошая, широкая дверь, только не для тех, кто поперёк себя шире, а для изящных существ с узенькой талией!

Короткий – длинный

Мышонок пулей влетел в избушку и юркнул под кровать.

- Что случилось? – испугался зайчонок.

- За мной такая высокая змея гналась! – пискнул мышонок.

- Как это высокая? – удивился ежонок. – Она что, стоя за тобой бегала?

- Не стоя, а лёжа! Какая разница?

- Очень большая. Если ты про змею скажешь, что она высокая, значит, она стоит на хвосте, как палка.

- А низкие змеи бывают?- спросил зайчонок.

- Нет, бывают короткие. Всё, что лежит на земле, называют коротким или длинным, а не высоким и низким. Вот как дерево: пока оно растёт, оно высокое, а как спилят и на землю упадёт, то становится длинным.

- А уши или шея? – ехидно спросил лисёнок. – Ведь они на земле не лежат? Нет. Почему же про них не говорят: «высокие уши» или «низкая шея»?

- Хм. – задумался ежонок. – И правда. Пальцы тоже на земле не лежат, но они бывают короткими и длинными….

- И хвосты по земле не волочатся, - добавил мышонок, - а бывают короткими, как у зайчонка, или длинными, как у обезьяны.

- Наверное, - задумчиво сказал ежонок, - всё, что бывает у живых существ: уши, хвост, шея, пальцы, язык, ноги, руки, - бывает или длинным, или коротким.

- А вот ещё интересно, - оживился медвежонок, - одна и та же вещь может быть и длинной и короткой!

- Как это? – прищурился лисёнок. – Втягивается, что ли, как шея у черепахи?

- Да нет! Я знаю, что у мышонка мама купила ему на вырост длинные- длинные брюки, а если ты их на себя натянешь, они тебе будут коротенькие – коротенькие, по колено.

- Ну, медвежонок! – подпрыгнул от возмущения мышонок. – я тебе одному, как другу, про эти дурацкие штаны рассказал, а у тебя язык длинней, чем у сороки, оказался!



Предварительный просмотр:

Картотека игр на ориентировку

1.Учат ориентироваться на своем теле («на себе» — Я)

2.Учат различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя»

— Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

3.Учат определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).

4.Учат определять собственное положение в пространстве (Я -» П).

5.Учат определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).

6.Учат определять местоположение предметов относительно друг друга (П -► П).

7.Учат двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного

движения (ПДЦ).

8.Учат ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

9.Учат «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах,

планах, схемах.

  1. Учат ориентироваться на своем теле («на себе» — Я)

"Солнышко"

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.                                            

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Догонялки с кулачками.

Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,

Руки быстро поднимаем!

Раз, два, три!

Левая, беги!

На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

"Скульптор"

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино.  Буратино будет показывать  движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

  1. Учат различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя»

— Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

«Добавь слово»

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

- Стол стоит… (называет имя ребенка).

- Позади.

- Полочка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у тебя ближе к окну?

- Правая.

"Что изменилось? "

Ребенок сидит на стуле в центре, с четырех сторон от него стоят стулья на них положить игрушки. Взрослый называет предмет, а ребенок где он находится.. Затем меняем игрушки местами и узнаем, что изменилось?

«Корабль плывет!»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

«Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки ( другой вариант — правым предплечьем) как будто «заводим мотор».

«Левая  повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант – левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.

«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.

«Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую  повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой».  Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых  играх даются простые задания, включающие одно действие, например, « с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

  1. Учат определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).

«Угадай, что где находится!»

В-ль размещает игрушки на 4 стульях, стоящих впереди, сзади, слева и справа от предполагаемого местонахождения ребенка. Вызванный ребенок становится между стульями и называет, что где находится («Впереди меня кукла, а сзади - мишка»). Педагог предлагает ребенку повернуться налево или направо и назвать, что и где теперь находится.

«Что изменилось?»

Выбирается водящий ребенок. Относительно него размещаются другие дети (один — впереди, другой — позади, третий — справа, четвертый — слева). Водящий говорит, кто где стоит относительно него, запоминает расположение детей, закрывает глаза. Дети перестраиваются, водящий открывает глаза и говорит, что изменилось, кто где стоял раньше и стоит теперь (развитие памяти). Аналогично можно организовать игру с игрушками вокруг ребенка.

«Добавь слово»

Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:

— Стол стоит... (Впереди нас.)

— Полка висит... (Сзади нас.)

— Слева от вас... (Окно.)

—Справа от вас... (Цветок.)

Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направлении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопроверкой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление.

  1. Учат определять собственное положение в пространстве (Я -» П).

«Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?»

Вызванный ребенок становится между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него. На стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.) ребенок рассказывает примерно так: «Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки».

«Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки»

Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся («Я сижу под столом»)) и др.

  1. Учат определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).

Воспитатель вызывает 5 детей. Предлагает им встать друг за другом и угадать, кто впереди, кто сзади от них стоит. Ребенок, например, отвечает: «Справа - Лена, а слева - Сережа». Затем вызывает вторую подгруппу.

Со старшей группы учим детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

—Где находится окно относительно вас? (Слева.)

— А относительно меня? (Справа.)

— Почему так? (Вы не так стоите.)

—Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего ответа.

—Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня дверь?

Замечание: после освоения этой ориентировки можем отменить «зеркальный показ» образца выполнения действий.

Замечание: после освоения этой ориентировки можем отменить «зеркальный показ» образца выполнения действий.

  1. Учат определять местоположение предметов относительно друг друга (П -► П).

Со II младшей группы начинаем работу с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:

— Карандаш лежит на столе.

—Кубик упал под стол.

— Ручку достала из стола.

— Мяч выкатился из-под стола.

— Игрушка показалась из-за спины.

—Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пирамидкой.

—Поставь предметы друг за другом.

—Поставь игрушки напротив друг друга.

Замечание: проводится большая словарная работа.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.

После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:

— Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)

—Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика.

—Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расскажи, где стоят кубики относительно красного.

Замечание: после освоения ориентировки относительно другого лица (в старшей группе) дети могут пытаться мысленно ставить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета. Необходимо объяснить им, что этого делать не надо: «У предмета право там, где твоя правая рука, когда ты смотришь на предмет» (исключение куклы, когда играют роль человека).

7.  Учат двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного

движения (ПДЦ).

"Подвижная игра «Стоп»"

Цель: формировать навыки свободной ориентировки в окружающем, умение быстро реагировать на сигнал, действовать сообща.

Ход игры

На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружок диаметром два-три шага — место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай!» При этих словах все играющие двигаются по направлению к нему. Как только он произносит «Стоп!», все останавливаются. Водящий быстро оглядывается и возвращает на исходную линию того, кто не успел вовремя остановиться и сделал дополнительное движение. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...». Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Тот, кто возвратился на исходную линию, начинает движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем он скажет «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим, и игра повторяется.

Подвижная игра "Поезд"

Цель: формировать умение быстро реагировать на сигнал, действовать сообща, свободно ориентироваться в окружающем.

Ход игры

Вариант 1.

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны».

Ведущий имитирует гудок паровоза, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления), вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», — говорит ведущий. Ребята постепенно замедляют темп и останавливаются. Ведущий вновь имитирует гудок паровоза, и движение «поезда» возобновляется.

Педагог регулирует темп и продолжительность движения детей.

Рекомендуется использовать в игре пособие, например, когда «поезд» пойдет по «мосту» (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки или между двумя рейками, начерченными линиями, положенными шнурками и т. д.).

"Дидактическая игра «Поставь дорожный знак»"

Цель:учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие — «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие — «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные — «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса — «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал:дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Ход игры:

Детям предлагается:

1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.

2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

  1. Учат ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

Выложи узор.

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры – например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т.д. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой – ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры.

Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате – платочке. Где верх, где низ, где право, где лево.

Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой. Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: «Вверху – красный треугольник. Внизу – желтый треугольник. Справа – где у тебе правая ручка? – синий круг. Слева – зеленый круг. В середине – синий прямоугольник. Получилось? Давай посмотрим».

Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть.

При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур. И тогда мы говорим, например, так: «Вверху – красный треугольник. Он смотрит уголком вверх, а стороной в серединку/в центр».

В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

Найди клад.

В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Как сделать игровое поле для игры?

Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение. Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей 6-7 лет.

.игра для детей. Найди клад. Ориентация в пространстве.

Для первой игры нужно простое игровое поле ( 5 на 5 клеточек). В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле – 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек).

Как играть в игру?

Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое.

Ведущий – взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад.

Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад.

Взрослый говорит, например, такой путь: «Найди солнышко (букву А, цифру 6 и т.п.) нарисованную сверху. Теперь тебе надо пойти вниз – опустись на 3 клетки вниз. Поставь точку. Давай проверим. Если ты нашел клад, то от гриба, нарисованного сбоку, ты отошел на 7 клеточек вправо». Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку – и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из 2-3 шагов, а затем и из 5-6 шагов до клада. И он сможет также стать ведущим и «прятать клад» для Вас.

Диктант.

Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Например: «Возьми зеленый квадрат и положи его в середину. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. В другие два угла положи  желтые прямоугольники» Затем мы смотрим, такой же узор получился или нет.

  1. Учат «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах,планах, схемах.

"Клад ""Клад "

Вместе с детьми составить план группового помещения. Указать на плане знаком место, где спрятан клад. Помочь ребенку, в случае необходимости, в каком направлении следует идти. Также можно использовать различные виды лабиринтов, схем..

«Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу».

Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути»

« Комната для куклы Кати»

Обставить кукле комнату как на рисунке (с использованием игрушечной мебели, плоских изображений предметов, геометрических фигур)

Затем детям предлагают на схеме обозначить стрелками словесные направления движения.

Лабиринты:

- помочь белке найти свое гнездо;

- девочке выйти из леса;

- Хрюше пройти по лабиринту к Степашке…

Лабиринт. Зайчик ищет правильную дорожку к полю, на котором растёт сладкая морковка.

Лабиринт. Белочка бежит забрать лесные орешки, которые она собрала и приготовила, чтобы отнести к себе в дупло. Но она заблудилась. Помоги белочке найти правильную тропинку.

Лабиринт. Медведь ходил на пасеку, набрал полный бочонок душистого меда и возвращается домой. Там ждут его медвежата и медведица. Они тоже хотят сладкого меда. Помоги медведю добраться домой.

Лабиринты представлены переплетением нескольких линий, которые постепенно усложняются. Постепенно используются более сложные лабиринты бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет выбирая ходы, минуя тупики. В процессе развивается настойчивость и умение сосредотачиваться, логически мыслить.

заяц и морковка, лабиринт

Белка и орешки, лабиринт

медведь идёт домой, лабиринт



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр (5) и упражнений (5) для дошкольников по составлению фигур из счетных палочек. (с указанием возраста)

Цель математических игр:

Ребенок упражняется в составлении геометрических фигур на плоскости стола. Ребенок анализирует и обследует фигуры зрительно-осязаемым способом.

Математические Задания:

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек

6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

9. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).

10. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).

11.  Составить квадрат и треугольник маленького размера

12. Составить маленький и большой квадраты

13. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Задаём вопросы:

Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур.

Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек

Игры и упражнения с цветными счетными палочками:

 Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением.

Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения.

Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Младший возраст

Дошкольникам этого возраста взамен счётным палочкам, можно предложить карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети собирают из палочек несложные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, изображения несложных предметов (забор, гриб, ёлочка). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-294643-1423121941.jpg

Средний дошкольный возраст.

Изображения, предлагаемые детям усложняются, состоят из двух-трёх частей. Это может быть рыбка, бабочка, самолёт. Лучше выдавать цветные счётные палочки. Перед выполнением обсуждается как составить предлагаемую фигуру. Анализируются и рассматриваются фигуры детей.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-294643-1423121981.jpg

Старший дошкольный возраст.

Предлагаемые фигуры усложняются, они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети в состоянии выполнять самостоятельные задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются четкие движения рук и пальцев. Обязательное условие анализ результатов деятельности. В этом возрасте задавать задания из определенного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию.

Подготовка дошкольников шестилетнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Руки становятся более ловкими, дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображений, придумывают и выкладывают различные фигуры: люди, фигуры, растения, машины.

Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включать в упражнение можно выкладывание изученных букв, что формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-294643-1423122040.jpg

2. Задания (не менее 5 вариантов) дошкольникам для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку (математические диктанты).

« Квадратик»

Лучше начать с самого простого:

- одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

«Кораблик»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-397486-1449461600.jpg

«Машина»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-397486-1449461581.jpg

« Дерево»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-397486-1449461592.jpg

« Ботинок»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-397486-1449461633.jpg

«Слон»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-397486-1449461610.jpg



Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр (не менее 5) для дошкольников на ориентировку

«Принеси предмет» (ориентироваться в пространстве)

Цель: Научить детей придерживаться указанного воспитателем направления; изменять направление соответственно заданию; не наталкиваться друг на друга; ориентироваться в пространстве; выполнять в процессе игры несложные задания воспитателя.

Материал: любой предмет или игрушка.

Ход игры: Воспитатель даёт задание пойти и взять предмет (заранее приготовлен и лежит на определённом месте, а потом принести его ей.

«Прятки» (ориентироваться в пространстве)

Цель: Научить детей играть по правилам игры:

1. Прятаться только на участке (в группе)

2. Водящему не разрешается подсматривать

3. Водящий идёт искать только после определённых слов.

Материал: предметы за которые можно спрятаться.

Ход игры: Воспитатель выбирает водящего по считалочке. Водящий закрывает глаза и говорит вслух слова«1,2,3,4,5, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Пока он произносит слова, все остальные прячутся на отведённой им площадке (группе).

«Дай кролику морковку» (ориентировка в пространстве)

Цель: Учить ориентироваться в пространстве.

Материал: Игрушка кролик, морковка.

Ход игры: Дети сидят на скамейках. Одному дают в руки морковку, которую он должен дать кролику-игрушке. Ребёнок становится на расстоянии 3 метра от кролика, ему завязывают глаза, и он должен подойти и поднести морковку к мордочке кролика. Лучше брать более смелых детей.

«Жмурки» (ориентировка в пространстве)

Цель: Учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих.

Материал: Небольшое ограниченное пространство (веранда, зал). Косынка.

Ход игры: Воспитатель одному из детей завязывает глаза, а другие тихо стоят или тихо бегают на ограниченном месте, «жмурка» пытается поймать детей. Кого поймал, тот и«жмурка».

«Жмурки с колокольчиком» (ориентировка в пространстве)

Цель: Учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих. Реагировать на звук колокольчика.

Материал: Ограниченное место, косынка, колокольчики.

Ход игры: Одному из детей завязывают глаза, остальным дают колокольчики или одному.«Жмурка» должен поймать малыша.

«Найди где спрятано»(ориентировка в пространстве)

Цель: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.

Материал: Любой предмет, который можно спрятать.

Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто издетей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит«Пора!». Дети начинают искать предмет.

«Найди и промолчи» (ориентировка в пространстве)

Цель: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Материал: Любой предмет, который можно спрятать.

Ход игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

«Найди зайку»(ориентировка в пространстве)

Цель: Учить детей соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.

Материал: игрушка заяц.

Ход игры: Дети сидят на стульях или на травке. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет «Зайку»«Пора искать зайку», - говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать зайку. Тот, кто находит несёт его воспитателю. Затем игра снова повторяется.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие

Игра

Краткое описание игры

 Возможные формы организации работы с

дошкольниками(привести фрагмент работы)

Тамграм

Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Задачи: Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.

Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.

Воспитывать терпение и усидчивость.

Правила игры: В игре необходимо соблюдать следующие правила:

1.При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.

2.Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Начертите на картоне вот такой квадрат и разделите его на части. Для начала попросите ребенка сложить из этих кусочков снова квадрат. Лучше, если ребенок справится с заданием, не глядя на рисунок квадрата. Но если не получается, то, конечно же, можно воспользоваться образцом. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/3913_76618a30634a29fef6b3a096c6c1fb88.jpg


Из этих фигур выкладываются самые разные силуэты. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.
Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составит свой вариант. Подобные занятия полезны при подготовке детей к обучению в школе.
Комок пуха-
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).

http://kladraz.ru/upload/blogs/3913_06a1a88f289f718ce1e4e033c8cfe201.jpg


Хитрая плутовка-
Рыжая головка.
В лесу живет,
В деревне кур крадет (лиса).

http://kladraz.ru/upload/blogs/3913_54fc23411b0642d743207e56299c7e63.jpg


Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна (медведь).

http://kladraz.ru/upload/blogs/3913_1f4589fab4b979f8f95de562601b981a.jpg

Пифагор

В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур - частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Набор к игре представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических, фигур из 2-3 имеющихся.

Рис. 69

Описание игры. Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру-четырехугольник.

Рис. 70

Монгольская  игра

Игра предназначена для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д.

Круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых.

 Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтов все 7 частей , не накладывая одну часть на другую.

Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присоединяя одну часть к другой.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/924/101924313_large_5111852_50_html_6edba84c.png

Цель взрослых: научить детей анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контакт за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества.

Вьетнамская игра

Возраст: 3-5 лет, 5-7 лет, 7 лет и старше

Пол: любой

Головоломки мира, или геометрические конструкторы, относятся к наиболее эффективным игровым пособиям для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д.

Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику - вне зависимости от уровня подготовки ребенка и его склонностей.

http://www.inteltoys.ru/files/catalog/2005/11/144_img2.jpg

Знакомиться с игрой стоит постепенно - вместе с ребенком рассмотрите элементы, сгруппируйте их по размерам, форме, найдите одинаковые. Потом попробуйте их по-разному скомбинировать друг с другом, чтобы понять принцип. Конструирование силуэтных изображений не нужно начинать с приложенных заданий - сначала пусть ребенок самостоятельно попрактикуется, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым вы сразу сориентируете его не на результат - выполнение заданий, а стимулируете и собственную фантазию.

Волшебный круг

Круг из 10 частей: среди которых 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну часть на другую.

Цель: учить анализировать, членить формы составляемого предмета на части, а также искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/923/101923590_large_5111852_50_html_4137879f.png

Игра предназначена для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д.

Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику - вне зависимости от уровня подготовки ребенка и его склонностей.

Пентамимо

Как играть

Белые фигурки-пентаминошки и разлинованный черный квадрат-поле надо распечатать,

вырезать и наклеить на картон.

Правила Игры

Задача игрока – расположить все фигурки на поле, оставив четыре пустые клетки. В простом

варианте фигурки можно переворачивать (отражать зеркально), а пустые клетки – оставлять где

угодно. Усложнение: запрет на перевороты, а пустые клетки на конкретных местах (например, по

углам). Если сделать несколько комплектов, то можно собирать на время.

Еще можно без поля собирать ровные прямоугольники, стараясь, чтобы не было пустот и ничего не торчало.

Распечатайте поле для Игры Пентамино, и приклейте на картон.

Вы можете распечатать фигуры для игры не цветные и раскрасить сами, или распечатайте цветные и аккуратно разрежьте по линиям.

http://4.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TRBiC27ka8I/AAAAAAAAFjY/aujjicSFZiY/s1600/%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE1.jpghttp://4.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TRBh2uG5yCI/AAAAAAAAFjU/3Iv3RX_5YT8/s1600/%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE.JPG

http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TRBiGK_vXWI/AAAAAAAAFjc/Ueu79UQrzKI/s1600/%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE2.jpg

http://4.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TRBiJnwH1_I/AAAAAAAAFjg/Sdqt4PVNEPk/s1600/%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE3.jpg

Колумбово яйцо

Игрушка идет с книжкой, в которой представлено много схем. Игра способствует развитию логического, творческого мышления и речи.

Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо» предназначена для детей 3-8 лет. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей. При этом нужно придерживаться простых правил.

1.      части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу.

2.      в составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора.

Игра имеет четыре уровня сложности.

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/krokodil_tangram1.jpg

Первый уровень сложности

Бабочка:

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/krokodil_tangram3.jpg

Танцующий казак:

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/krokodil_tangram8.jpg

Ракета:

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/krokodil_tangram4.jpg

Второй уровень сложности:

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/krokodil_tangram11.jpg

Третий уровень сложности

Жук:

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/krokodil_tangram15.jpg

Четвертый уровень сложности:

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/krokodil_tangram16.jpg

Своя игра

«Сложи квадрат»

Игра "Сложи квадрат" возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий по складыванию квадратов позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение. 
Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения. 

Уровни сложности

1

2

3

Количество составных частей квадрата

2-3

3-5

4-7

Рекомендуемый возраст

3-4 года

4-5 лет

6-7 лет

Сложи квадрат (№1, стандарт)

В каждом уровне 12 вариантов квадратов на фанерных планшетах. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности, знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, основами алгоритмизации. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на:

1. закрепление представлений о длине

 2. закрепление представлений о ширине

 3. закрепление представлений о высоте

 4. закрепление представлений о толщине

5. на развитие глазомера ребенка

Закрепление представлений о длине

Закрепление представлений о ширине

Закрепление представлений о высоте

Закрепление представлений о толщине

На развитие глазомера ребенка

1.«Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

Варианты:

— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

1.«Сложи дощечки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной ширины, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна - по убывающей ширине, другая - по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

1. «Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

1.«Поставим цветы в вазу» и др.

Замечание: при знакомстве с толщиной основной прием – взять в руку, обхватить руками. Рассматриваем предметы с ярко выраженной толщиной, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:

«толстый - тонкий»;

«толще - тоньше»;

«одинаковые по толщине».

1.Старшая группа

«Сломанная лестница»

Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

2. Вторая младшая группа

«Длинное - короткое»

Цель:  закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание. В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски.                                                                                                                             Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров).   Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая,  т. е. дает название качества величины - длина.                                                                                                            Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их.                                                                                                                                             Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.

2.«Прокати мяч в ворота».

Цель: выявляет умения у детей различать предметы по ширине.

Инструкция к проведению: предложить детям закатить мяч в ворота.

Материал: ворота большие и маленькие, мячи (большой и маленький).

2.Подготовительная к школе группа

«Новогодние елочки»

Цель:  закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины - мерки.

Содержание. Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Давайте мы с вами поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

2.« Обхвати дерево»

«Волшебные карандаши» и др.

Замечание: после изучения всех параметров даем сравнение предметов по двум, затем по трем параметрам одновременно:

«Карандаш толстый и длинный, он - большой» (в средней группе);

«Машина большая, она – длинная, широкая, высокая» (в старшей группе).

Снова рассматриваем величину, но уже как обобщающее понятие.

2.Вариант 1.  «Собери листочки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение.

Ход игры:  Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.

 - « Подул сильный ветер,  и разлетелись листочки.  Давай их соберём».

Вместе с ребенком  сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

3.«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Оборудование: 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

3.«Букет для бабушки».

Цель: учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами (широкий, узкий, шире, уже).

Инструкция к проведению: воспитатель предлагает детям собрать букет для бабушки. Но чтобы это сделать, надо перейти через ручейки. Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручей, а теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек. А теперь давайте перейдем через узкий ручей. Дети рассказывают, через какой ручей было легче перешагнуть, через узкий или широкий.

Материал: два ручейка (картонные полоски) разной ширины, цветы.

3.«Веселые матрешки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины; использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов (самая высокая, высокая, пониже, еще ниже, самая маленькая); сравнивать предметы; обозначать результат сравнения по высоте «одинаковые».

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Содержание. Игра проводится с группой детей (4 человека). По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я – Маша, а я — Глаша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая, какая высокая, какая пониже, какая еще ниже и какая самая маленькая?

3.  «Волшебная коробочка».

Дети садятся на стульчики а воспитатель предлагает каждому ребенку по очереди достать из коробочки по 1 ниточке (ниточки разной толщины). Ребенок должен сказать какую ниточку он достал толстую или тонкую.

3. Занятие: «Книги».

Цель: учить различать предметы по толщине используя приемы наложения и приложения.

Инструкция к проведению: воспитатель показывает детям 2 книжки разной толщины и просит показать сначала самую толстую, затем самую тонкую книги. Затем книжки можно сравнить с помощью метода наложения или приложения.

Материал: 2 книги разной толщины.

3.Вариант 2.  «У кого такой листок?»

Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.

 Ход игры: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы  сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)

4.«Волшебная коробочка»

В коробочке на двух стержнях накручены ленточки – длинная и короткая, их язычки видны из прорезей. Дети, кто быстрее вытягивают ленты, обсуждают результат и его причину;

«Пройди по длинной и короткой дорожке», «Подбери куклам ленточки», «Поезда», «Кто быстрее придет в свой домик»;

«Посадим мишек на скамейку» (Дети рассаживают на длинную скамейку много мишек, на короткую – одного.) и др.

4.«Мостики.

Цель: выявляет умения детей в сравнении предметов по ширине (методом приложения), учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий.

Инструкция к проведению: «Ребята, давайте построим мостик». подобрали дощечки. «Одинаковые ли они по длине? Как проверить?» Затем воспитатель показывает, как проверить: положить дощечки рядом, подравнять их концы. «Давайте сначала положим желтую дощечку! Пусть машина проедет по мостику. Проехала? Теперь положим красную дощечку. А теперь проедет машина? Как вы думаете? Почему? Давайте сравним дощечки по ширине. Какая уже, какая шире?»

Материал: на столе построен мостик из 2 квадратов и 1 желтой дощечки. У педагога еще 1 красная дощечка, которая уже желтой, но равна с ней по длине.

4.«Домики»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование: 5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

Содержание. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало,значит вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)

4. «Построй дорожку для машинки» с конструктором. Давайте мы возьмем с вами по 1 маленькой машинке и по 1 большой. Сначала для маленькой машинки мы построим дорожку. Попробуем прокатить маленькую машинку по этой дорожке – хорошо проезжает, а теперь попробуем прокатить большую машину. Не получается, потому, что для этой машины дорожка – узкая. Что же делать?  (Построить из конструктора широкую дорогу).

4.«Приходите на лужок»

Игровой материал.

Одноцветные пирамидки (с толстыми кольцами) всех имеющихся цветовых тонов. Количество пирамидок должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, потребуется картонный круг диаметром 15—20 см, окрашенный в яркий зеленый цвет.

Правила игры.

Дети повторяют действия, показанные воспитателем.

Выбрав колечко на глаз, ребенок должен проверить правильность своего выбора путем накладывания колечка на образец.

На роль ведущего ребенок назначается воспитателем.

Ведущий может ставить в центр лужка любое по величине колечко, кроме тех, которые уже там были.

5. «Поезд».

Цель: выявляет умения у детей различать предметы по длине.

Инструкция к проведению: предложить детям построить поезд с 5 вагонами и поезд с 3 вагонами. Какой длиннее? Почему?

Материал: тепловоз, вагоны.

5. «Дорога в гости к зайке»

Цель: выявляет умения у детей сравнивать предметы по ширине.

Инструкция к проведению: педагог предлагает детям отправиться в гости к зайке по дорожкам. Затем педагог задает вопрос: «По какой дорожке было удобно идти? Почему?»

Материал: широкая и узкая дорожки разные по длине, выложенные из строительного материала; картинка с изображением зайки.

5. «Провези машину в ворота»

Цель: выявляет умения детей сравнивать предметы по высоте.

Инструкция к проведению: педагог предлагает детям провести машину в ворота, обращая их внимание на высоту и ширину ворот, на размер машины.

Материал: две машины: большая и маленькая, ворота: большие и маленькие.

5. «Одежда».

Цель: учить различать, сравнивать предметы по толщине.

Инструкция к проведению: ребята давайте поможем кукле Маше одеться по погоде, сегодня на улице холодно и надо одеться потеплее. У нее есть 2 свитера один толстый, теплый, а другой тонкий. Давайте поможем. Как вы думаете какай свитер будет теплее толстый или тонкий? (толстый) Кукла Маша сказала спасибо за помощь и пошла гулять.

Материал: 1 кукла, один толстый свитер, другой свитер тонкий.