Доклад на методическом объединении "Фонограмма как средство обучения игре на скрипке в ДШИ"
учебно-методический материал по теме

Кузора Татьяна Владимировна

Доклад на методическом объединении "Фонограмма как средство обучения игре на скрипке в ДШИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«ФОНОГРАММА КАК СРЕДСТВО  

ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ

 В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

                              Подготовила: Кузора Т.В.

                              Преподаватель МАУДО «ДШИ»

                           г. Покачи   2018 г.

        На сегодняшний день активно продолжается информатизация музыкального образования, которая имеет место на всех его уровнях, в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Необходимость внедрения информационных технологий в большинство видов музыкально-педагогической деятельности сегодня стала очевидной. Применение информационных технологий актуально сегодня и в дополнительном музыкальном образовании детей на занятиях по исполнительским дисциплинам, в частности при обучении игре на скрипке.

Цель учебного предмета «Специальность. Скрипка» – развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Основные виды деятельности в процессе обучения игре на скрипке – игра произведений соло и в сопровождении фортепиано, а также разучивание специальных упражнений (гамм, арпеджио, этюдов и т.п.). Наиболее полно развитие исполнительских навыков и музыкальных способностей достигается в игре произведений в сопровождении фортепиано, поскольку в данном случае перед учащимся ставятся дополнительные творческие задачи: слушать и слышать аккомпанемент, интонационно, ритмически и динамически согласовывать свою игру с игрой аккомпаниатора. Кроме того, произведения с аккомпанементом как правило позволяют учащемуся более глубоко прочувствовать образ музыкального произведения, выразительные средства музыки. Но проблема состоит в том, что у ребёнка есть возможность заниматься под аккомпанемент фортепиано только в классе, дома ему приходится играть без сопровождения. Ещё одной проблемой является то, что концертмейстер не всегда может присутствовать  на занятии, зачастую ученику приходится играть без сопровождения не только дома, но и в классе.

 Решить эти проблемы может использование специально созданной фонограммы аккомпанемента, которая позволит:

1) на каждом уроке заниматься под аккомпанемент;

2) проигрывать сложные эпизоды под  фонограмму неограниченное количество раз в различных темпах;

3) приблизить занятия дома к занятиям в классе.

Особенно актуально применение фонограмм при обучении игре на скрипке младших  школьников, так как для детей этого возраста необходим постоянный контроль со стороны педагога. Слух ребёнка, в этом возрасте ещё недостаточно окрепший, необходимо развивать разносторонне – не только его мелодическую, но и гармоническую составляющие, что и достигается в процессе игры с сопровождением. Занимаясь под фонограмму, ребёнок будет самостоятельно придерживаться определённого темпа, ему будет легче вспомнить то, что ему говорил на занятии преподаватель.

     По классу скрипки сегодня отсутствуют конкретные методические разработки, позволяющие автоматизировать и, следовательно, оптимизировать некоторые виды работы, в частности работу концертмейстера. Это могут быть мультимедийная хрестоматия с педагогическим репертуаром, содержащая нотные фрагменты и их аудио-иллюстрации, видео-сборники с мастер-классами или иллюстрациями основных технических приёмов, сборники фонограмм аккомпанемента для самостоятельной работы.


 К современным средствам обучения относятся также музыкально-компьютерные технологии, и в том числе фонограммы.

      Фонограмма – это звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи и содержащиеся на аналоговом или цифровом носителе и закодированные в определенном файле

      Фонограмма как средство обучения музыке является записанным аккомпанементом, под который музыкант имеет возможность сам исполнять  

отсутствующую партию. Наибольшее распространение имеют минусовки с отсутствующей партией соло (минус один – minus one). В нашей стране минусовки получили огромную популярность прежде всего у вокалистов.

       Фонограмма является одним из важных средств музыкального образования, которое может быть использовано как для наглядного показа (использование фонограммы «плюс» показывает ученику пример исполнения того или иного произведения), так и для самостоятельной работы (использование фонограммы «минус»).

Применение фонограммы как средства обучения позволяет решить задачи: а) наглядного показа (в качестве слухового образца); б) сопровождения игры аккомпанементом (в случае отсутствия концертмейстера); в) организации самостоятельной работы.

Во время исполнения перед учеником ставятся следующие задачи:

1) точность исполнения в определенном темпе, точность исполнения ритма;

2) соответствие штрихов характеру произведения;

            3) соответствие и сбалансированность динамических оттенков относительно        фонограммы, их выразительность, осмысленность.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками и штрихами. Верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения  с фонограммой.

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств, таких как ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

       Такой вид работы расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность

Таким образом, мы можем констатировать, что возможности фонограмм достаточно разнообразны:

1) прослушивание правильного исполнения сольной партии при использовании фонограммы «плюс»;

2) проигрывание сольной партии под фонограмму «плюс» на стадии разучивания нотного текста;

3) периодическое обращение к фонограмме «плюс» для осуществления самоконтроля в самостоятельной работе дома;

4) проигрывание фонограммы аккомпанемента в различных темпах – для постепенного развития техники игры на музыкальном инструменте, для разучивание технически сложных эпизодов;

5) вычленение куска аккомпанемента для репетиционной работы – для разучивания отдельных частей произведения;

6) смена тональности – для упрощения чтения с листа, а также развития слуха.

Фонограмма является одним из эффективных средств музыкального обучения, которое может быть использовано как для наглядного показа (использование фонограммы «плюс» позволяет показать ученику пример исполнения того или иного произведения), так и для замены отсутствующего концертмейстера (использование фонограммы «минус»), как в классе, так и в самостоятельной работе дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к изучению темы: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников»

Данная тема изучается по предмету «Методика воспитательной работы» в программе подготовки студентов по дисциплине дополнительной подготовки «Воспитатель». Тема: «Игра - одно из средств развития, воспи...

Методическая разработка "Начальный этап обучения игры на аккордеоне"

Методическая разработка " Начальный этап обучения игры на аккордеоне"...

Доклад «Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на гармони»

Доклад «Использование личностно-ориентированного подхода в  обучении игре на гармони»...

Методическая разработка « Эффективность начального обучения игры в гандбол, для воспитания в детях младшего возраста физических качеств.»

Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо ...

Методическое сообщение Интенсивная методика обучения игре на фортепиано Е.Олерской "Ручные пьесы”

Основные направления, новаторство, методы и приемы методики Е.Олерской...

Учебно-методическое пособие «Основные этапы обучения игре на флейте»

В данном пособии освещаются основные этапы обучения игре на флейте, представлен поэтапный метод работы над каждым этапом, начиная от знакомства с инструментом, работой на блокфлейте и до формирования ...