План-разработка урока по МДК-08.01 "Технология хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий"
план-конспект урока на тему

Гаврилова Светлана Анатольевна

Изготовление цветов из вафельной бумаги для отделки праздничных тортов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Петродворцовый колледж»

План – разработка открытого урока по предмету                                

«Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» 

профессия 260807.01 Повар, кондитер – 3г10 мес обучения

Тема: «Декор для тортов из вафельной бумаги»

                                                   3 курс

Гаврилова С. А.,

преподаватель,

 "Петродворцовый колледж"                                                                                          

Санкт-Петербург 2018г.

Тема урока

№ урока по теме

«Декор для тортов из вафельной бумаги»

Урок № 69

Актуальность использования средств икт

Практические занятия способствуют формированию психологической особенности обучающихся, - а именно Готовность к Дальнейшему развитию.

Формируются навыки и умения практической                                        деятельности.

Цель урока

Научить обучающихся изготавливать декор для тортов из вафельной бумаги.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Научить обучающихся приемам и методам работы с вафельной бумагой.

Развивать умение осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения.

Воспитывать самостоятельность, пробудить интерес к кондитерскому искусству.

Вид используемых на уроке средств икт

Виртуальное путешествие в форме презентации                    «Ремесло, возведенное в ранг искусства»

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Персональный компьютер,                                                мультимедийный проектор и экран

Образовательные ресурсы

Ресурсы интернета

ЭТАП 1

Организационный момент: контроль посещаемости, проверка готовности к уроку, психологическая подготовка обучающихся

Цель

Настроить обучающихся на работу на уроке

Длительность этапа

3 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Проверка готовности к уроку

Функции преподавателя на данном этапе

Организационные, контролирующие

ЭТАП 2

Введение в тему: «Декор для тортов из вафельной бумаги»

Цель

Стимулирование и мотивация интереса к профессии

Длительность этапа

7 минут

Функции преподавателя на данном этапе

Информирующая, обучающая

Основные виды деятельности преподавателя

Показ приемов работы при изготовлении цветов из вафельной

бумаги.

Промежуточный контроль

Обобщение сведений, обучающиеся узнают тему урока: «Декор для тортов из вафельной бумаги»

ЭТАП 3

Виртуальное путешествие                                                            «Ремесло, возведенное в ранг искусства»

Цель

Ознакомить обучающихся с профессией «кондитер», пробудить положительное отношение к специалистам предприятий кондитерского производства

Длительность этапа

13 минут

Основные виды деятельности со средствами икт

Просмотр презентации                                                                  «Ремесло, возведенное в ранг искусства» с видеофрагментами

Форма организации деятельности учащихся

Групповая

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор действий

Основные виды деятельности преподавателя

Показ, разъяснение

ЭТАП 4

Самостоятельная практическая работа:                                     «Изготовление отдельных элементов цветка из вафельной бумаги»

Цель

Развитие художественного вкуса.

Формирование навыков и умений в изготовлении цветов из вафельной бумаги.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид деятельности

Практическая работа в группах

Форма организации деятельности учащихся

Групповая

Функции преподавателя на данном этапе

Организация работы обучающихся

Основные виды деятельности преподавателя

Консультация обучающихся

Промежуточный контроль

Этапы самостоятельной работы

ЭТАП 5

Подведение итогов, рефлексия учащихся

Цель

Дать анализ и оценить успешность достижения

целей и задач урока

Длительность этапа

7 минут

Основной вид деятельности

Написание «синквейнов»

Форма организации деятельности учащихся

Групповая

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль и оценка результатов

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов урока

Виртуальное путешествие  «Ремесло, возведенное в ранг искусства»

Идея: учебная экскурсия в прошлое, настоящее и будущее профессии кондитер.

Актуальность и практическое применение: путешествие помогает подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий кондитерского производства, осуществляется межпредметная интеграция (история, изобразительное искусство).

Цели и задачи экскурсии:

  • Ознакомить обучающихся с профессией кондитера, историей профессии, содержанием и условиями труда, современным технологическим оборудованием;
  • Развитие самостоятельности и творческих способностей, воспитание эстетического вкуса;
  • Побудить положительное отношение к специалистам предприятий кондитерского производства.

Содержание экскурсии:

                                        История возникновения профессии

      Трудно достоверно установить время возникновения кондитерского ремесла. Возможно, первыми кондитерами были индейцы майя, открывшие удивительные свойства шоколада, или жители древней Индии, познавшие вкус сахара и готовившие из него сладкие палочки.  Известно, что во время археологических раскопок в Египте найдены «конфеты», изготовленные вручную из фиников. В более поздние времена, при дворах королевских особ и высшей знати в Европе, кондитеры развили свое ремесло до высшего уровня, и продолжают совершенствовать его в наши дни.                                             Кондитерскими принято называть пищевые изделия, главным отличительным свойством которых является сладкий вкус. Иначе говоря, кондитерские изделия — это специально изготовленные человеком сладости. Термин же «сладости» имеет более широкий смысл и, кроме кондитерских изделий, охватывает также природные пищевые продукты сладкого вкуса, главным из которых является мед. Именно мед занимает первое место в истории употребления сладостей народами Европы и Древней Руси. С медом связывают и начало истории изготовления сладостей (кондитерских изделий), так как с сахаром европейцы познакомились лишь во время похода Александра Македонского в Древнюю Индию (IV век до н.э.). Воинов Александра Македонского очень удивил неведомый им белый твердый продукт, обладающий приятным сладким вкусом. Этот продукт древние индийцы получали из тростника, который специально для этого выращивали. Ученые утверждают, что в Индию тростник был ввезен с острова Новая Гвинея еще в период неолита, т.е. более чем 5 тысяч лет до нашей эры. Древние индийцы ввели его в культуру земледелия и со временем (в IV веке до н.э.) научились получать из сока тростника кристаллический сахар. На санскрите его называли «саркара» или «саккара». Из этого и родилось привычное нам слово «сахар». Первоначально же знакомившиеся с тростниковым сахаром люди чаще всего называли его по привычке медом: римляне — «медом из тростника», китайцы — «каменным медом». Исключением оказались египтяне — они называли тростниковый сахар «индийской солью».                                        На Руси тростниковый сахар появился в составе других заморских товаров в XIII веке (упоминание о нем датируется 1273 годом). Долгое время сахар был роскошью и употреблялся как самостоятельная сладость.                                                                Основным кондитерским изделием Древней Руси являлся медовый пряник. В свое время пряник настолько вошел в русский быт, что стал не только лакомством, но и обязательным участником обрядов и ритуалов. Можно предположить, что пряник был символом приятной, «сладкой» жизни. Пряники дарили по различным торжественным поводам в знак уважения и любви. При этом степень уважения и любви достаточно часто отождествляли с размером пряника. Иные пряники-подарки были столь велики, что для их доставки требовалось двое саней. Если преподносились другие подарки, то их клали на пряник. Отсюда и возникло выражение «класть на пряник», что означает «делать подарки». На свадьбу пекли особый пряник, который резали на куски и раздавали гостям в конце свадебного пира. Это означало, что гостям пора расходиться по домам, отчего такой пряник прозвали «разгонным». В XVII—XIX веках пряничное дело превратилось в значимую отрасль народного (кустарного) промысла. Лишь в XIX веке производство пряников начало сдавать свои позиции из-за появления новых видов мучных кондитерских изделий из западноевропейских стран. Так, наплыв в Россию французских эмигрантов, бежавших от французской революции, привёл к появлению теперь уже привычных нам пирожных «эклер», что в переводе с французского означает «проблеск», «молния», «безе» — «поцелуй», «буше» — «шарик». В то же время в России возникло и стало активно развиваться собственное производство сахара из свеклы. Первый свеклосахарный завод был пущен в России в 1802 году (в Тульской области). Появление собственного, более дешевого сахара активизировало и развитие перерабатывающей его отрасли — производства кондитерских изделий как мучных (тортов, пирожных, печенья, вафель и др.), так и сахарных (карамели, конфет и др.). Предшественниками сахарных кондитерских изделий на Руси можно считать засахаренные в меду фрукты и ягоды, которые называли «сухим» или «киевским» вареньем. Более привычное нам название этих сладостей — «цукаты» пришло из немецкого языка и закрепилось в русском языке в ХVII веке. Вслед за цукатами появились мелкие шарообразные изделия из сахара, названные «драже», что в переводе с французского означает «лакомство». Из французского языка пришло к нам и слово «карамель» (французское название сахарного тростника). А вот слово «мармелад» имеет португальские корни, хотя и оно пришло к нам из Франции. Слово же «шоколад» родом из Древней Мексики. Название этого всеми любимого кондитерского изделия происходит от ацтекского названия напитка на основе семян плодов дерева какао. Напиток был жгучим (из-за содержания в нем перца), горьким на вкус и назывался «чоколатль», что в переводе с ацтекского означает «горькая вода». Первыми познакомились с этим напитком испанские конкистадоры, захватившие в 1519 году древнюю столицу Мексики город Теночтитлан. Острый, горький «чоколатль» им не понравился. Зато понравился его царский вариант, приготовленный из обжаренных семян какао, растертых с молодыми зернами кукурузы, с добавлением меда и ванили. Царский вариант «чоколатля» восхитил испанцев не только вкусом, но и своим тонизирующим действием. Рецепт царского «чоколатля», а также семена какао, названные испанцами по внешнему виду «бобами», предводитель завоевателей Кортес преподнес в дар королю Испании. Какао-бобы и рецепт напитка со временем (в XVII веке) попали во Францию и Англию. Причем только напитком шоколад оставался вплоть до XIX века. Технология производства шоколада плиточного («шоколада для жевания») была разработана и усовершенствована в XIX веке усилиями швейцарцев, голландцев, англичан и шведов.         Но вернемся к нашему знакомству с историей кондитерского производства в России. Начиная с XIX века, из ремесленного, кустарного кондитерское производство активно превращается в промышленное, фабричное. Этому, как уже отмечалось, способствовало появление в России собственного промышленного производства сахара из свеклы. Определенную положительную роль сыграло и открытие представителем Российской академии наук Кирхгофом способа получения крахмальной патоки. В 1840 году в России появляется кондитерская фабрика торгового дома «Иванов Н.Д. и сыновья». В 1843 году открывается кондитерская фабрика семьи Абрикосовых — талантливых русских кондитеров. Основатель династии Абрикосовых Степан Николаев увлекся кондитерским ремеслом еще будучи крепостным. После смерти своего барина он в 1804 году приехал в Москву, где вместе со своими сыновьями организовал кустарный промысел по изготовлению варенья и конфет. Особенно славилась изготавливаемая им абрикосовая, яблочная и рябиновая пастила, за великолепное качество которой Николай Степанов и получил прозвище «Абрикос». Впоследствии это прозвище стало основой официальной фамилии семьи. Фабрику фабрично-торгового товарищества «А.И. Абрикосов и сыновья» мы сегодня знаем под названием «Кондитерский концерн Бабаевский». Приведенные примеры успешного отечественного предпринимательства в сфере кондитерской промышленности тех времен являются, однако, скорее исключением, чем правилом. Большинство кондитерских фабрик в России второй половины XIX и начала XX века было построено и принадлежало иностранцам. Так, первые места в производстве кондитерских изделий в те времена принадлежали фабрике «Эйнем, товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных изделий» (ныне кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и фабрике «Сиу и К°» (ныне фабрика «Большевик»). Общее производство кондитерских изделий в России к 1914 году достигло 109 тыс. тонн.

После Октябрьской революции крупные кондитерские фабрики были национализированы. Во время гражданской войны кондитерская промышленность пришла в упадок. Её восстановление и обновление началось в 1922 году. Десять лет спустя, в 1932 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт кондитерской промышленности. Его сотрудники занялись активным изучением процессов, лежащих в основе технологии кондитерских изделий различных видов, а также разработкой механизированных и автоматизированных способов их реализации. В результате восстановления и обновления кондитерской промышленности производство кондитерских изделий в предвоенном 1940 году достигло 790 тыс. тонн. В период Великой Отечественной войны значительная часть кондитерских предприятий была разрушена. Вновь потребовалось их восстановление и обновление. Производство кондитерских изделий в послевоенные годы постепенно достигло довоенного уровня и со временем превзошло его. Так, в 1960 году объём произведенных кондитерской промышленностью изделий составил уже 1,75 млн тонн, а в 1985 году — 4,3 млн тонн. Начавшийся после 1985 года переход на рыночные отношения привел к ослаблению позиций отечественной кондитерской промышленности, увеличению доли импортируемых кондитерских изделий. Последовал спад производства: так, в 1998 году выработка кондитерских изделий по сравнению с 1990 годом сократилась вдвое. В конце 90-х годов прошлого века ситуация начала изменяться в лучшую сторону — наметился некоторый рост производства кондитерских изделий, снизилась доля импортируемой продукции. Перед отечественной кондитерской промышленностью вновь стоят задачи возрождения и обновления, решать которые предстоит как действующим, так и будущим поколениям инженеров.                                                                                                                               Кондитерские изделия, представленные сегодня на российском рынке, отличаются большим разнообразием, высокой пищевой ценностью и отличными вкусовыми качествами, что во многом обусловлено модернизацией кондитерских предприятий. По мнению маркетологов и самих производителей, спрос на традиционные кондитерские изделие несколько снизился, так как современные потребители стали предъявлять повышенные требования к разнообразию и оригинальности кондитерской продукции. Из продуктов для ежедневного пользования кондитерские изделия постепенно переходят в категорию премиум-класса, что особенно характерно для столицы и крупных городов. В последние годы наблюдается увеличение доли фасованной продукции, на которой специализируются крупные производители кондитерских изделий. Фасованные изделия ориентированы, в основном, на столичных потребителей, тогда как развесные продолжают оставаться более востребованными в регионах. На поставках дорогой фасованной продукции, рассчитанной на населения с высоким уровнем дохода, стали специализироваться не только зарубежные, но и отечественные производители. Как считают аналитики, доля кондитерских изделий эконом-класса, несмотря на свою доступную цену, будет сокращаться из года в год. По этой причине многие производители кондитерских изделий делают ставку на обновление ассортимента и поиски новых дизайнерских решений в оформления своих товаров для повышения их потребительской привлекательности. Еще одной заметной тенденцией на российском рынке кондитерских изделий является повышение спроса на продукцию для здорового питания. Для активизации спроса некоторые производители представляют свою продукцию как малокалорийную, однако сам состав кондитерских изделий этому утверждению не соответствует. При этом на рынок стали поступать кондитерские изделия, производимые с использованием специальных ингредиентов, которые повышают питательность и полезность этих изделий, не увеличивая их калорийности. Данная тенденция характерна для всего мирового рынка кондитерских изделий, и в России в ближайшие годы также ожидается увеличение выпуска полезных для здоровья продуктов, производимых без консервантов и искусственных добавок. Таким образом, для сегодняшнего кондитерского рынка России характерна ведущая роль крупных предприятий, выпускающих брендовые изделия. В ближайшие годы будет сохраняться спрос на кондитерские изделия премиум-класса и увеличение объема производства фасованной продукции. Известно, что в современном мире потребительский спрос во многом формирует реклама тех или иных кондитерских изделий, на что производители тратят огромные деньги. Естественно, если кондитерские изделия не будут соответствовать критериям качества и уровню своего позиционирования, то их фактическое потребление будет снижаться. На сегодняшний день Россия занимает четвертое место в мире по производству кондитерских изделий, а изготовление этой продукции оценивается у нас как одно из наиболее перспективных экономических направлений.
В наши дни кондитерская отрасль переживает период подъёма, активно осваивает новые технологии и наработки из смежных областей кулинарии. Российские специалисты, базируясь на достижениях советского периода, возрождают национальные традиции.…             Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. Кондитер — специалист, обладающий знаниями, навыками приготовления кондитерских изделий и технологией данного процесса. Кондитер должен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству. Лучшие творения специалистов этого профиля по праву сравнивают с произведениями искусства.

Правила написания эссе.

  • Объем эссе не должен превышать 1-2 страниц.
  • Необходимо писать коротко и ясно.
  • От участника олимпиады  требуется проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать его собственную позицию по определенным проблемам, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
  • Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:
  • введение (суть и обоснование выбора выбранной темы),
  • основная часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала),
  • заключение (обобщения и выводы).

Во введении  важно правильно сформулировать вопрос, на который автор  собирается найти ответ в ходе своего исследования.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

Основная часть содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

 В основной части каждый из параграфов должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,
постоянство — изменчивость.

В заключении показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

  • При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

Используемая литература и интернет - ресурсы:

  • Л.С. Кузнецова, М.Ю. Сиданова  - «Технология производства мучных кондитерских изделий» Москва Издательский центр «Академия» - 2014г.
  • Н.И. Дубровская – «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» рабочая тетрадь в двух частях. Москва Издательский центр «Академия» - 2014г.
  • Н.Г. Бутейкис, А.А. Жукова -  «Технология приготовления мучных кондитерских изделий»  Москва Издательский центр «Академия» - 2014г.

Дополнительная литература:

  • Т.Б.Цыганова -  «Технология хлебопекарного производства»  Москва ПрофОбрИздат 2001г.

      5)Интернет - источник:

http://www.novostioede.ru/article/istorija_razvitija_konditerskogo_proizvodstva/

Правила написания эссе - http://rdfo.ru/?menu=Essay 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по предмету "«Технология хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий»

План- разработка открытого урока по теме "Приготовление бисквитного теста и изделий из него"...

Тема по профессиональному модулю ПМ.08. "Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий" по профессии начального профессионального образования 260807.01 «Повар, кондитер»

Умелый мастер хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу учащихся на уроке, правильно распределяет...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий профессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделийпрофессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерс...

Разработка планов уроков по учебной практике УП.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий

Методическая разработка планов уроков по учебной практики УП.08 предназначена для мастеров производственного обучения по профессии НПО «Повар, кондитер»....

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения дифференцированного зачета по учебной практике по ПМ 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий», ПМ 09 «Приготовление сложных десертов»

Комплект контрольно-измерительных материалов включает в себя пояснительную записку, перечень заданий и подробные инструкционные карты-эталоны для выполнения заданий. КИМ могут быть использованы для пр...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по производственной практике ПМ 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» ПП 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий»

ОТКРЫТЫЙ УРОКпо производственной практике   ПМ 08«Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий»ПП 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских издел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» МДК 08.01. «Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» 260807.01 профессия « Повар. Кондитер»

рабочая Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПМ 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий» МДК 08.01. «Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондит...