Методическая разработка "Формирование социальных компетенций для обучающихся с ОВЗ"
методическая разработка по теме

Целью методической разработки является формирование психологических условий, способствующих освоению обучающимися социальных компетенций, приобретению нового положительного опыта для личного развития в процессе общения в коллективе учебной группы. Методическая разработка состоит из трех разделов: пояснительная записка, учебно- тематическое планирование и ожидаемый результат. Блок состоит из пяти занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка.75.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ

«Колледж «ПетроСтройСервис

Педагог – психолог Моисеева О.А.

Методическая разработка занятий по формированию социальных компетенций для обучающихся с ОВЗ (выпускников коррекционных школ VIII вида).

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход  подростков из школьной системы обучения в учреждение начального профессионального образования в той или иной степени сопряжен для учащихся с переживанием фрустрации с необходимостью включения новых механизмов социальной адаптации, с формированием новых «рисунков» поведения. Это обусловлено с одной стороны  - отличиями методов  и программ профессионального образования от школьных, так и  с другой стороны – особенностями подростковой психофизиологии. На первом этапе крайне важным является: поведение психолого - медико – педагогического сопровождения, с учетом как возрастных, так и индивидуальных психофизиологических особенностей подростков; организация и проведение тестирований, тренинговых занятий и ролевых игр.

У некоторых подростков, поступающих в колледж, наблюдаются достаточно стойкое делинкветное поведение, которое, чаще всего, сформировалось и закрепилось в условиях семейно – педагогической запущенности. Такие подростки требуют индивидуального психологического сопровождения на протяжении всего периода обучения, иногда – психиатрического наблюдения.

Надо отметить, что часть подростков, даже без значительных нарушений поведения, начинает обучения с низкой, либо с несформированной учебной мотивацией. Это явление полиэтилогично: причинами может быть заниженная самооценка на фоне длительного периода не успешности в школе, проявления психического инфантилизма, личной незрелости, отсутствие поддерживающего социального, в том числе семейного окружения, индивидуальные психические особенности (волевое недоразвитие, особенности мышления).

В подростковом периоде происходит становление системы ценностей, проходя через этап переосмысления. А иногда и ломки социальных стереотипов. Важно в этот период поддерживать подростков, чтобы их иерархия ценностей носила социально – приемлемый характер для последующей успешной личностной реализации и социальной адаптации. Поддержка реализуется как благодаря адекватным педагогическим подходам и психологическому сопровождению, так и на фоне культурно – массовой и воспитательной работы.

Для расширения диапазона социально приемливого поведения обучающихся отделения «Социальной реабилитации и адаптации подростков с ОВЗ», снятия эмоционального напряжения, повышения уровня самооценки, снижения уровня тревожности, развития коммуникативных навыков – очень важно проведение целевых тематических занятий, которые в дальнейшем помогут подросткам правильно ориентироваться в социуме. Принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки, решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Цель  занятий.

Формирование психологических условий, способствующих освоению обучающимися социальных компетенций, приобретению нового положительного опыта для личностного развития в процессе общения в коллективе учебной группы.

Задачи:

1.Освоение и развитие коммуникативных навыков;

2.Развитие эмоциональной сферы;

3.Повышение уровня самооценки, мотивация на преодоление трудностей в общении;

4.Привитие навыков толерантного отношения к окружающим.

Адресат занятий.

Временная продолжительность занятий и условия реализации.

Пять тематических занятий. Каждое продолжительностью 1-2 часа. Занятия проводятся в изолированном помещении с использованием бумаги, цветных карандашей. Мелков, фломастеров, ватмана, ТСО.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего (часов)

Практические занятия

Теоретические занятия

1

Групповая диагностика. Человек в мире людей. Какой я? Какими меня видят другие? Круг общения. Виды и способы общения.

2

1

1

2

Комплексы и борьба с ними. Застенчивость, неуверенность в себе. Самооценка, эмоции и чувства.

2

1

1

3

Конструктивное и деструктивное поведение в конфликте. Посредничество.

2

1

1

4

Толерантность и интолерантность. Ксенофобия и экстремизм.

2

1

1

5

Здоровый образ жизни. Вредные привычки и способы борьбы с ними. Досуг.

2

1

1

ИТОГО

10 часов

5

5

Посредством упражнений и ролевых игр формируются навыки конструктивного взаимодействия, выявляются возможности и средства коммуникации и передачи, переживаемых эмоций, обсуждаются вопросы, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе конфликта.

Психологические упражнения способствуют созданию позитивного эмоционального единства группы, обеспечивают познавательный и физический «раогрев» ее участников.

Вводная часть и завершение занимают по четверти времени занятия. Собственно работе уделено около половины времени.

Вводная часть включает в себя вопросы о состоянии участников и 1-2 разминочных упражнений. На первом занятии вводная часть более расширена, т. к. необходимо разъяснить участникам правила работы и в чем она будет заключаться (именно первое занятие имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения в работу).

В основной части занятия проводятся не только упражнения, ролевые и деловые  игры, но и беседы. Все происходящее в группе, становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован участниками и группой в целом. Все упражнения обсуждаются и анализируются.

Завершение занятия – это подведение итогов и настрой на обычные дела. Можно предложить участникам свой опыт, полученный в результат занятий. Подведение итогов может быть вербальным и чисто игровым.

Тема 1. Групповая диагностика. Человек в мире людей. Какой я? Каким меня видят другие? Круг общения. Виды и способы общения.

Содержание занятия:

Знакомство. Создание условий для самовыражения и сплоченности членов группы. Раскрытие представлений о личностных и возрастных особенностях; самопонимание и уверенности в себе. Грани личности. Сильные и слабые стороны характера. Адекватные формы отреагирования на внешние воздействия.

Формы работы:

- Беседа «Правило работы группы».

- Обсуждение «Декларация моей самооценки».

- Упражнение «Я – икс…», «Список черт характера», «Преобразование».

- Деловая игра по сказке «Гадкий утенок».

- Дискуссия.

Тема 2. Комплексы и борьба с ними. Застенчивость, неуверенность в себе. Самооценка, эмоции и чувства.

Содержание занятия:

Рефлексия прошедшей недели (самое радостное событие, самое неприятное). Разминка: игра «Кто лишний». Диагностика самооценки и уровня притязаний. Закомплексованность в общении. Способы преодоления застенчивости. Эмоции и чувства. Симпатия и антипатия.

Формы работы:

- Упражнения на преодоление застенчивости, «Изобрази состояние».

- Игра «Кто кого переглядит», «Оживи сфинкса».

- Практическая работа «Польза и вред эмоций».

Тема 3. Конструктивное и деструктивное поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Посредничество.

Содержание занятия:

Рефлексия прошедшей недели (само радостное событие, самое неприятное). Разминка: упражнение «Мостик». Причины возникновения конфликтов. Конструктивное и деструктивное поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Посредничество.

Форма работы:

- Тестирование (тактика поведения в конфликте).

- Упражнение: ролевая модель в конфликт.

- Обсуждение занятия.

Тема 4. Толерантность и интолерантность. Ксенофобия и экстремизм.

Содержание занятия:

Рефлексия прошедшей недели (самое радостное событие, самое неприятное). Обсуждение понятий темы занятия. Тест на определение уровня толерантности участников.

Форма работы:

- Игра «Кошка, которая гуляет…»

- Просмотр видеопрезентации. Обсуждение.

- Упражнение «Выбор попутчика».

- Подведение итогов занятия.

Тема 5. Здоровый образ жизни. Вредные привычки и способы борьбы сними. Досуг.

Содержание занятия:

Рефлекия прошедшей недели (самое радостное событие, самое неприятное). Здоровый образ жизни – что это? Соблазн, вредные привычки, зависимости. Правда и мифы о ПВА. Способы противостояния зависимостям. Твой досуг.

Форма работы:

- Разминка, игра «передай другому».

- Игры по теме: «Запретный плод», «Телефон доверия».

- Упражнение «Придумай сценарий вечеринки».

- Подведение итогов занятия. Мнения участников. Пожелания и предложения.

III. Ожидаемый результат.

Занятия направлены на развитие всех сторон человеческой личности: ощущений, чувств, мыслей и поступков (когнитивная, эмоциональная, коммуникативная сферы). Они активизируют собственные возможности личности, развивают уверенность в себе через принятие, понимание собственной индивидуальности, помогают преодолеть неуверенность и страх. На протяжении занятий подростки осваивают:

- Повышение коммуникативной компетенции;

- Тенденции к снижению уровня агрессивности;

- Развитие навыков рефлексии;

- Развитие эмпатии;

- Позитивные изменения в поведении дома и в колледже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"

В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...

Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная ко...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человечески...

Презентация на тему: «Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся».

Презентация к выступлению на заседании Областного совета по научно- методической и инновационной деятельности системе СПО по внедрению технологии формирования толерантности по методике «vid...

Статья в журнале /Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего

Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего / Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - ...

Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"

Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных  образовательных учреждений"...