Адаптация к школе
презентация урока для интерактивной доски на тему

Галкина Наталья Игоревна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Адаптация ребенка к школеУровни адаптации ребенка к школеДезадаптация ребенка к школеПричины дезадаптации ребенка в школе Особенности адаптации первоклассников к школе Особенности адаптации первоклассников к школеНарушения адаптации к школе у первоклассникаАдаптация первоклассника к школеПомощь первокласснику в адаптации к школеКак помочь ребенку адаптироваться к школе

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у первоклассника при адаптации к школе? Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

К физиологической адаптации относят несколько этапов:

  • «Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия. 
  • Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:

  • Недостаточность подготовки ребенка к школе;
  • Длительная депривация;
  • Соматическая слабость ребенка;
  • Нарушение формирования отдельных психических функций;
  • Нарушение познавательных процессов;
  • Нарушение формирования школьных навыков;
  • Двигательные нарушения;
  • Эмоциональные расстройства;
  • Общительность и социализация.

Особенности и уровни адаптации к школе первоклассника.

У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:

  • Высокий уровень адаптации.
    Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.
  • Средний уровень адаптации.
    Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень адаптации.
    Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации

Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.  

Наиболее типичные проявления:

Расстройства психики:

  • Нарушение сна;
  • Плохой аппетит;
  • Усталость;
  • Неадекватное поведение;
  • Головные боли;
  • Тошнота;
  • Нарушение темпа речи и т.п.

Астенические состояния:

  • Снижение массы тела;
  • Бледность;
  • Синяки под глазами;
  • Низкая работоспособность;
  • Повышенная утомляемость и т.д.
  • Снижение сопротивляемости организма к окружающему миру: ребенок часто болеет.
  • Снижение учебной мотивации и самооценки.
  • Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.

Невротические расстройства:

  • Энурез;
  • Заикание;
  • Неврозы навязчивых состояний и т.п.

Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только родители, но и учителя. Если ребенок не может адаптироваться даже с помощью родителей, необходимо обратиться за помощь к специалисту в школе, классному руководителю. В данном случае, детскому психологу.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей

  • Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.
  • Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Если ребенок справляется без расписания, не нужно настаивать на его составлении. Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности. В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.
  • Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.
  • Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.
  • Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем или специалистами школы.
  • Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Слайд 2

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. (Битянова М.Р.) Не у всех детей процесс адаптации проходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».

Слайд 3

Цель: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи : 1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников 2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД. 3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формирование произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД. 4. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогом 5. Развитие познавательных психических процессов 6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива 7. Профилактика школьной дезадаптации.

Слайд 4

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе. Формы и методы работы : является групповое занятие с элементами психологического тренинга, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, продуктивно - творческая деятельность. Программа включает в себя 26 занятий в группе (в классе), продолжительность 40 минут, 2 раза в неделю, в течении 4 месяцев.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ: Планируемый результат : благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД. -сохранение физического, психического и социального здоровья детей; -удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов -установление контакта с обучающимися, с учителем -удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем -формирование адекватного поведения -овладение навыками учебной деятельности -степень самостоятельности ребенка при выполнении заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого, лишь после попыток выполнить задание самому

Слайд 7

ПОКАЗАТЕЛИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ . Физиологический уровень : повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушение сна и аппетита, появление вредных привычек, дрожание пальцев, говорения с самим собой, заикание и тд. Познавательный уровень: проявляющийся в неуспешности обучения по программе, ребенок хронически не справляется со школьной программой. Эмоциональный уровень : Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Соц-психологический уровень : упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувство неуверенности, заметная уединенность, лживость и тд. Поведенческий уровень: проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятие школьных правил.

Слайд 8

Оценка эффективности реализации программы Для определения уровня социально- психологической адаптации ребенка к школьному обучению применяется методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе», (Чирков В.И, Соколова О.Л, Сорокина О.В.) Диагностика сформированности УУД вкл. в себя: Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички», «Сапожки» Цукерман Г.А. Регулятивные УУД: Методика «Графический диктант», Эльконин Д.Б., Мет. «Бусинки» Личностные УУД: Беседа о школе, Нежновой Т.А., Тест Лесенка, Щур В.Г., «Домики» Познавательные УУД: Найди букву, 4 лишний, Мет. «Бусинки»

Слайд 9

ЗАНЯТИЕ 1. «ВОДНОЕ. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КЛАСС!» Цель : создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, сплочение коллектива. Ход занятий: Вступление. Ритуал приветствия. Приветствие. «Хорошее настроение» Разминка: Игра «Мяч» В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Основная часть: Упражнение «Цветок общения» На заготовку формата А-4 детям предлагается наклеить свои лепестки. Психолог сообщает, что клей «волшебный» и исполнит любое его пожелание. Как правило, дети желают классу: всем дружить, весело играть, не жадничать, помогать друг другу, нельзя обижать друг друга и тд. Психолог проходит по классу, дети создают открытку. 3. Заключительная часть. Прощание. Упражнение «Доброе животное».

Слайд 10

Психологические условия адаптации ребёнка к школе Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребёнка со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребёнка для его родителей. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьно­му дню. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

Слайд 11

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача . Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. Советы для родителей

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 13

ИНФОРМАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГАЛКИНА НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА ГБОУ ШКОЛА №2093 Г. МОСКВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Трудности адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю»

Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания»Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в период адаптации данной категории детей....

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»...

Адаптация подростков к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате "Навигацкая школа"

Участие педагога-психолога совместно с кадетом 8 "А" класса ГБОУ кадетской школы-интерната "Навигацкая школа - Шемякиным Никитой Борисовичем в VII международной научно-практической конференции "Девиац...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Презентация для родительского собрания. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....

Адаптация первоклассников к школе и пути их решения с родителями

Адаптация- это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям...