Программа "Природа в изобразительном творчестве детей"
методическая разработка

Шмонова Татьяна Николаевна

Программа создана для реализации в творческом коллективе "Радуга" по приобщению детей к красоте природы и ее сохранению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа в изобразительном творчестве детей» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева)

Творческая деятельность рассчитана на учащихся 5-х классов

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа (1  год).

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся  средствами прикладной направленности.

Задачи:

 - научить слушать,  видеть,  понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Отличительные особенности данной программы:

связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;

содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;

на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;

единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

        Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки,  украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

        Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем.

Календарно-тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

Характеристика основной деятельности ученика.

1.

Живопись

8

Праздник знакомства

1

03.09

Заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи.

Экскурсия на природу

1

10.09

Классификация объектов природы

Моделирование сюжетов будущих творческих работ

1

17.09

Классификация объектов природы

Выполнение набросков с натуры

1

24.09

Выполнение набросков с натуры

Классификация основных цветов, их сравнение и различие.

1

01.10

Сравнение и различение основных цветов

Рисование листьев деревьев

1

08.10

Рисование по памяти и представлению осенних листьев.

Анализ приёма получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев

1

15.10

Освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна» без использования палитры. Изображение деревьев.

Рисование цвета

1

22.10

Контраст тёплых и холодных цветов,эмоциональное изменение цвета от характера его насыщения

2.

Графика

6

Типы линий

1

29.10

Изображение фактуры шерсти животных. Анализ особенностей выполнения различных видов линий.

Сравнение, классификация и анализ выполненных работ.

1

12.11

Моделирование творческой выставки.

Сравнение оттенков одного штриха.

1

19.11

Работа карандашом разной твёрдости.

Работа фломастером

1

26.11

Исследование особенностей работы фломастером.

Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ

1

03.12

Сравнение,классификация и анализ выполненных работ.

Выставка творческих работ

1

10.12

Моделирование творческой выставки

3.

Скульптура

4

Трёхмерное изображение

1

17.12

Исследование особенностей данного жанра искусства.

Материалы. инструменты необходимые для работы. Анализ приёмов работы инструментами.

1

24.12

Сравнение действий. Приёмы работы.

Лепка с натуры, Выполнение творческих работ

1

14.01

Передача фактуры шерсти животного. Учить видеть в природных материалах образы животных.

Моделирование композиции.

1

21.01

Анализ выполненных работ « Овощи и фрукты»,сравнение приёмов выполнения.

4.

Аппликация

5

 п/

Возможности творчества с бумагой

1

28.01

Исследование свойств бумаги, особенностей её разновидностей. Пробы выполнения заданий. Моделирование правил .

Виды аппликаций

1

04.02

Технология выполнения аппликаций. Экскурсия в МВЦ.

Анализ и сравнение техник аппликации.

1

11.02

Моделирование порядка выполнения аппликаций.

Выполнение творческих работ, цветная бумага.

1

18.02

Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги

Сюжетная аппликация

1

25.02

Выполнение творческих работ.

5.

Бумажная пластика

5

Введение. Виды бумаги.

1

03.03

Образцы бумаги. Экскурсия в МВЦ.

Материалы, инструменты необходимые для работы

1

Исследование приёмов работы различными инструментами, классификация приёмов.Работа в творческих группах.

Выполнение творческих работ по рисунку.

1

10.03

Моделирование сюжетной работы « Мой любимый уголок парка возле школы» Анализ приёмов работы.

Путешествие в страну мастеров

1

17.03

Экскурсия в парк. Исследование природного материала.

Выставка творческих работ

1

24.03

Создание композиции из еловых шишек,веток,коры.

6.

Работа с природным материалами.

2

04.04

Моделирование композиций из природного материала.

Методы работы с природными материалами

1

14.04

Анализ выполненных работ.Подготовка Презентации. Тема» Организация и обсуждение детских работ».

Создание композиции из листьев, цветов.(комнатные растения)

1

21.04

Подведение итогов года. Выставка                           « Праздник творчества»

Всего:

33

п        

Тема        

Количество часов

1        

Живопись        

8

2        

Графика        

6

3        

Скульптура        

4

4        

Аппликация        

5

5        

Бумажная пластика        

5

6        

Работа с природными материалами        

4

7        

Организация и обсуждение детских работ        

1

8        

ИТОГО        

33

Содержание курса, характеристика деятельности учащихся

1.        Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2.        Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание,  складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6.        Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7.        Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,

изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Календарно-тематический план

Содержание рабочей программы

Тема: «Живопись» (8 часов)

Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи.

Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.

Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры.

Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.

Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.

Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав.

Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет».

Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Графика» (6 часов)

Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.

Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.

Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.

Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.

Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Скульптура» (4 часа)

Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.

Занятие 17. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином.

Занятие 18.  Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.

Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.  

Тема: «Аппликация» (4 часа)

Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»

Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.

Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.

Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Тема: «Бумажная пластика» (5 часов)

Занятие 24. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.

Занятие 25.Упражнение в  сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».

Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.

Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)

Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).

Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».

Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)

        Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:

Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Личностные  результаты:

В ценностно-эстетической  форме – эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям); толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.

В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение  применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности.

В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов  для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания  красивых  вещей,  или их  украшения.

Метапредметные  результаты – видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в  обсуждении содержания  и  выразительных  средств произведений  искусства. Активное  использование  языка ИЗО и различных  художественных  материалов  для  освоения  содержания  разных  учебных предметов. Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  художественно – творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла.

Средства контроля

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.

Методическое обеспечение

Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 10-11лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Формы и методы работы:

На занятиях используются  методы:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).

Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).

Эвристические (методика ТРИЗ).

Ведущие формы организации занятий:

Групповые (творческие мастерские).

Индивидуальные (самостоятельная работа).

Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

 В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

 Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

просторный оборудованный кабинет;

предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

оборудование: ножницы, лекало, резцы.  

шкаф для хранения изделий, материалов;

коробки для хранения остатков бумаги, ткани.

2. Методическое обеспечение:

пополнение периодической литературы и книг по темам;

дидактический материал;

наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);

методическая литература:  журналы, книги по технологии,  учебные  пособия для детей.

3. Наличие кадровых работников:

учитель начальных классов.

4. Организационно-педагогические условия:

сотрудничество с другими коллективами;

организация комплексных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества

Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...

Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.

Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам русской матрешки. ...

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».

Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества.  Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...

Реализация ФГОСТ в развитии художественно – изобразительного творчества детей дошкольного возраста

В настоящее время не вызывает сомнений необходимость изменения системы образования в области развития детского изобразительного творчества. Образовательный процесс сейчас приобретает новые качественны...

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации раскрыты: виды детской  изобразительной деятельности, задача воспитания и развития  дошкольника в изобразительной деятельности, влияние детской изобразительной деятельности на ...

Сценарий церемонии награждения участников районной выставки детского изобразительного творчества «Бессмертный подвиг Ленинграда»

Церемония награждения участников выставки изобразительного творчества "Бессмертный подвиг Ленинграда"дети от 8 до 18 лет...