Эссе педагога дополнительного образования
статья

Джалалова Ирина Ахметкиреевна

Материал к аттестации. Эссе педагога дополнительного образования на тему "Дополнительное образования: настоящее и будущее!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx13.04 КБ

Предварительный просмотр:

Спортсмены возникают, вырастая
Из тренера, как ветви из ствола.
Час грянул! Чемпион на пьедестале!
А тренеру негромкая хвала.

К нему подходят, руку жмут до хруста:
"А твой-то, твой!
Спортменище! Орёл!"
А тренер головой кивает грустно –
Как будто потерял – не приобрел...

Как будто помогал ему Всевышний...
Как будто не исполнилась мечта...
И кажется обыденной, привычной
Невиданная эта высота...

Его питомец замер, задыхаясь
В сиянье золоченого венца...
Вновь тренеру – терпя и чертыхаясь –
Вести по жизни нового юнца.

Вновь чувствовать, что в молодость вернулся,
Шептать неулыбающимся ртом:
"Ты выиграешь! Только не волнуйся!"
И знать, что под рукою валидол...

(Р.Рождественский)

Эссе « Дополнительное образование: из настоящего в будущее».

Миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, педагог должен дать ребенку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дополнительного образования является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого саморазвития.  Для эффективного решения поставленной целевой задачи организована  педагогическая деятельность на системной основе. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: добровольность, синтез, познание и рекреация, а также взаимодействие и сотворчество. 

В работе выделяю ряд существенных направлений образовательного процесса: 

- необходимость и обязательность форсированности у детей положительной мотивации к творческой деятельности; 

- формирование  новых знаний при решении конкретных практических задач; 

- обогащение чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности.

- формирование трудовых умений и навыков без принуждения. 

   Каждое занятие в объединении не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Представленный в программе материал является актуальным, поскольку является вариативным, комплексным. Основная линия программы – спортивно-туристическая направленность – выступает важнейшим средством развития физической и психической культуры личности ребенка, способом самовыражения творческого мировосприятия через занятия спортом. Программа туристического клуба направлена еще и на познание природы родного края, на обучение навыкам выживания и адаптации в условиях окружающей среды. Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходится вносить корректировки в содержание образовательной программы. 

      Для эффективного решения поставленной целевой задачи я организую свою педагогическую деятельность на системной основе. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: систематичность, добровольность, синтез, познание и рекреация, а также взаимодействие и сотворчество. 

В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса: 

- необходимо и обязательно сформировать у детей положительную мотивацию к творческой деятельности; 

- дать новые знания при решении конкретных практических задач; 

- обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности;

- выработать потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

  Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые  использую в работе: 

- принимать ребенка таким, каков он ест. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И поэтому моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у воспитанника потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием; 

- быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это значит – увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если победу не над другими, то над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей; 

- быть примером для детей в воспитании любви к физической культуре и спорту. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих воспитанниках и желание помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Умение сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить. В своей работе  использую педагогическую технологию саморазвития личности, которая предполагает творческое воспитание личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. А так же технологию игрового обучения, которая помогает развивать творческую личность в процессе игры.

   Пройдя курсы повышения квалификации в Петрозаводском АНО ДПО «Инновационном образовательном центре повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»» по теме «Создание рабочей программы по предмету с учетом требований ФГОС» активнее стала применять метод проектной деятельности.

  На начальном этапе обучения,  использую в педагогической практике объяснительно – иллюстративный метод, а так же с учетом возраста игровой метод построения занятий (ребята осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки через иллюстрацию и игру). Это позволяет добиться технологической точности в изготовлении изделия. Позже на моих занятиях происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль (ребята пробуют самостоятельное составление композиций).  На всех этапах этого метода я осуществляю консультативную помощь воспитанникам. Применяется так же метод проектной деятельности (в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы обучающихся). При подготовке проектов применяется технология сотрудничества, которая позволяет всем участникам научиться работать совместно и самостоятельно.

На занятиях метод проектов реализуется с помощью различных средств, в том числе и с использованием новых информационных технологий. На второй и третей ступени обучения все чаще используется соревновательный метод построения занятий (чем больше учащиеся умеют, тем чаще им хочется демонстрировать свои умения и проводить сравнительную характеристику своей работы с другими ребятами).

    Метод информационных технологий  считаю наиболее показательным в своем опыте. Моей целью при организации такой деятельности является приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формировать и вычленять проблему исследования, производить и описывать задание, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги. Данный метод позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, применять полученные ими знания, умения, навыки на практике. Исследовательская деятельность способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. 

   В работе с детьми использую следующие инновационные технологии:

  Компьютерные технологии:

    - использование фото и видео материалов для демонстрации новых элементов;

- использование в образовательном процессе мультимедийных средств;

    - создание и ведение обучающимися банка данных «Мои творческие достижения» (библиотека достижений, участие в конкурсах и массовых мероприятиях с приложением фотографий и т.д.);

Интернет – технологии:

 - исследование сети Интернет с целью подбора материалов по основным российским и зарубежным источникам (центрам ДПИ, российским и международным фестивалям и конкурсам, публикациям…);

    - поиск детских клубных организаций данного направления, переписка и обмен творческими   идеями;

    - выполнение итоговых работ по заданной теме (компьютерная верстка, поиск информации в сети Интернет, подбор материалов по теме, подготовка докладов в виде презентаций).

  Результатом включения в образовательный процесс ИКТ становится то, что традиционные направления физкультуры и спорта получают интересное развитие и становятся более актуальными для молодёжи.

  Применение ИКТ в  моей работе объективно обосновано, т.к. работа с воспитанником должна быть разнообразной, эмоционально приятной, динамичной, не утомительной. В связи с этим были разработаны (и продолжают разрабатываться) разнообразные развивающие задания с использованием средств ИКТ, которые использую в своей работе. В своей практической деятельности стараюсь использовать компьютерные презентации в качестве наглядного материала, а так же как средство визуального и опосредованного контроля. В работе туристического клуба используется инновационное направление туризма – фрироуп. Фрироуп существует и как отдельный вид спорта, молодой и молодежный. Элементы фрироупа очень интересны для изучения, развивают силу, ловкость, координацию движений. Учащиеся осваивают их с удовольствием.

       Постоянно занимаюсь самообразованием, изучаю опыт работы методического объединения, читаю публикации газеты «Первое сентября», «Технология» на сайте http HYPERLINK "http://1september.ru/"://1 HYPERLINK "http://1september.ru/"september HYPERLINK "http://1september.ru/". HYPERLINK "http://1september.ru/"ru, являюсь участником разнообразных видеоконференций, систематически знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилкой учителей.

       Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, семинарах, посещаю занятия своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу.

Изучаю материал в сети творческих учителей, в социальной сети работников образования, обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе.

 

 Своим накопленным опытом делюсь с коллегами в виде выступлений на МО, публикаций на образовательном сайте СМИ.

    В объединении есть ребята, которые выделяются яркими, очевидными достижениями в области физической культуры и спорта.  Их необходимо вовлекать в различные соревнования, творческие  конкурсы, проекты.  Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; на занятии они требуют особого подхода, особой системы обучения. Такие дети участвуют во всероссийских и международных конкурсах и выставках, где занимают призовые места, отмечаются  дипломами, грамотами и благодарностями. С целью обучения, развития и поддержки одаренного ребенка реализуется индивидуальная образовательная программа.  

Задачи:

- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности одаренного ребенка;

- произвести отбор методов и приемов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества ребенка;

- поддерживать талантливого ребенка в реализации его образовательных потребностей и интересов.

  В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.

   При комплектации детей первого года обучения обратила внимание на то, что дети отличались пассивностью, чувствовали себя скованно, неуверенно. Проведя входную диагностику,  убедилась, что лишь 17% ребят имеют высокий уровень мотивации обучения.  Поняла, что необходимо найти такой способ, который «разбудит» в учениках желание показать себя, раскрыть свой творческий потенциал, даст толчок к развитию в них инициативности. Перепробовав многие традиционные средства,  остановилась на инновационной технологии «портфолио» в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента личностного развития, творческой индивидуальности и активности.

    Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности. Исходя из особенностей детского коллектива,    использовала процесс создания портфолио для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей, опираясь на мотивационную функцию портфолио.

 Качественный результат обучения зависит от разработанной педагогом образовательной программы. На протяжении нескольких лет работаю по программам студии спортивной акробатики и туристического клуба «Истоки», которые составлены с учетом требований ФГОС и на основании ЕВСК и регламента по спортивному туризму.

Результатом совместной работы педагога и воспитанников является участие в конкурсах, фестивалях и соревнованиях. Это способствует развитию творческих коммуникативных способностей.

Не стоит забывать так же что самым главным богатством современного человека является здоровье. В своей педагогической деятельности использую здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления физического и психического здоровья личности ребенка. И главной целью своей работы считаю укрепление здоровья учащихся и повышение уровня их физической подготовленности.

 Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам: содействие развитию здоровой творческой личности, приобщение детей к культуре тела и духа через систематические занятия физической культурой и спортом.

 Познавательный материал в программе не перегружает детей, а создает условия для творческого самовыражения и развития их конструктивной деятельности. 

 Для эффективного освоения содержания программы предлагаю постепенность получения знаний и навыков и метод дедукции что позволяет сохранить интерес у воспитанников к занятиям длительное время, формировать профессиональную ориентацию. Учитываю возрастные особенности воспитанников. Существует преемственность, логическая взаимосвязь в содержании теоретического и практического материала. 

В работе с детьми  вариативно использую комплекс методов: беседа, рассказ, диалог, импровизация, равноправный духовный контакт, соревнование, игра, создание проблемных воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.

 Воспитанники объединения активно принимают участие в конкурсах различного уровня.  

     Ребенок учиться воспринимать не только готовые продукты эстетической деятельности, но и развить творческие способности. Через периодические издания методической литературы, Интернет-ресурсы знакомлюсь с педагогическими новинками, освещающими образование, изучаю новые книги по ДПИ и потом использую их в своей работе. Принимаю участие в работе методических объединений, посещаю открытые занятия своих коллег и сама делюсь педагогическим опытом на мастер-классах. Когда ребенок видит перед собой умного, грамотного, успешного, оптимистического, любящего свое дело наставника, то вероятность успеха возрастает. Стиль и манеры педагога, внешний вид, умение вести себя тоже играют большую роль в воспитании учащихся.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношение между людьми. Но неизменной остается роль педагога не только как учителя, но и как наставника, помогающего ответить на многие жизненные вопросы. Педагог-это не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом и, прежде всего, перед обучающимися. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. 

Считаю, что слагаемые педагогического успеха – это самоотверженность, трудолюбие, профессионализм, влюбленность в свое дело. Главное в моей работе не только мои профессиональные знания, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение раскрыть их творческий потенциал. Быть не только наставником, но и другом. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Пособия и рекомендации для педагогов дополнительного образования

Материалы подготовлены для  занятий в системе дополнительного образования...

Методическая разработка открытого занятия "А мы ходим-походим колядовщички" руководителя коллектива "Народная песня", педагога дополнительного образования Кисловой И.А.

Документ представляет собой разработку педагогом открытого занятия для своего коллектива "Народная песня", состоящего из детей начальных и средних классов общеобразовательной школы. Направленность кол...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования....