Методическая разработка «Внедрение современных технологий в МБУ ДО ДШИ»
методическая разработка

Меренков Виктор Иванович

 

Методическая разработка

«Внедрение современных технологий в МБУ ДО ДШИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pedagogicheskie_tehnologii.docx28.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Внедрение современных технологий в МБУ ДО ДШИ»


Разработал: преподаватель МБУ ДО ДШИ

Меренков Виктор Иванович

2017 год

Тема методической разработки:

«Внедрение современных технологий в МБУ ДО ДШИ»

Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям школы искусств, музыкальным руководителям ОУ, педагогам дополнительного образования.

Место хранения материала:  

методический кабинет МБУ ДО ДШИ.

        Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на инструменте и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким преподавателем. Их обучение больше подходит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи педагога.

        В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.

        Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между преподавателем и воспитанником, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно - досуговым.         Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей. Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным образовательным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу, так как отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

        В связи с этим мною была проведена большая подготовительная работа по изучению современных образовательных технологий, представлена всесторонняя и актуальная информация о новых педагогических технологиях. Данная тема освещалась на совещаниях при директоре, педагогических советах, МО, мастер – классах.

        Понятие технологии в образовании.

        Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

        Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

        В настоящее время, увы, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями. Не секрет, что большинство педагогов дополнительного образования не обладают достаточными навыками работы с компьютером, мультимедиа и Интернетом, поэтому решалась проблема преодоления технологической  беспомощности, прежде всего самих педагогов, так как информационно – коммуникационная технология сегодня занимает ведущее место в работе экспериментальной площадки. Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение.         Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Современные технологии в дополнительном образовании являются эффективным средством в образовательном процессе, который создает перспективы в развитии инновационных управлений общего и профессионального образования. Актуальностью этого является постоянное обновление содержания данных технологий, которые позволяют осуществлять престиж. Применение современных технологий позволяет преподавателям и детям принимать более активное участие в различных конкурсах районного, областного, всероссийского уровней. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

        В нашей школе искусств применяются следующие современные технологии: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии, поектные технологии, креативные технологии, игровые технологи, имитационные, исполнение ролей; «деловой театр», технологии личностно-ориентированного образования, этнопедагогические технологии (Этносольфеджио), коллективные и групповые способы обучения, тренинги, проблемное обучение технологии «Развитие критического мышления».

Технологии проблемного обучения

        Высокий уровень напряженности мышления обучающихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока обучающиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Преподаватель организует работу обучающихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д. Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение частично поискового метода.

        На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности обучающихся:

  • работа над текстом произведения;
  • анализ эпизода или целого произведения;
  • анализ образа героя (если имеется);
  • составление плана к своему развернутому ответу.

Практический пример:

        Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить «Воображаемое интервью с И.С.Бахом»

- Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

- О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки? - Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил? - Где вы получили образование? - Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами? - Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано? И т.д.

Технология эффективных уроков

        Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

        К нетрадиционным технологиям урока относятся:

интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

  • уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»;
  • уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
  • уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника;
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
  • перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт,

инсценировка, «посиделки», «клуб знатоков» и др.

        Практически все названные виды уроков используются нами в ДМШ.

Практический пример:

        Упражнение «Дуэль» - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, «дуэлянты» отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

Метод проектов

        Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов:

        Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.

1.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

2.Самостоятельная деятельность обучающихся.

3.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

4.Использование исследовательских методов.

        Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д.).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология РКМЧП (разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит).

        В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, над предметной.

        Задача научить обучающихся:

  • выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от  несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

        Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучающегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст»  трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

Теория поэтапного формирования умственных действий.

Авторы: Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог. Талызина Нина Федоровна - академик РАО, Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

1.Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

2.Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

3.Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

4.Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

5.В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

6.Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

Дифференцированное обучение

        В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности обучающихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

        Способы внутренней дифференциации:

  • содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается - содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные - задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);
  • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; - предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

Выводы.

         Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от преподавателя высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ученик как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Анализ работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и современных технологий позволяет повысить уровень музыкального развития учащихся. Учащиеся школы постоянно участвуют и завоевывают высокие призовые места на муниципальных, региональных всероссийских музыкальных конкурсах.

        Применяя педагогические технологии на уроках в ДШИ  приводит к  улучшению качества обучения, достижению высоких показателей успеваемости, привития обучающимся высокого музыкального вкуса, музыкальной культуры, национальных традиций и патриотизма. Что в свою очередь приводит повышению  уровеня выпускников поступивших в высшие и средние музыкальные учебные заведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Современные лекарственные средства"

       Основными целями данного пособия являются:1.     Закрепление знания  студентами  профессиональной терминологией по теме «Лекарственные п...

Работа ПЦК естествознания и физвоспитания по развитию инновационной образовательно – профессиональной среды как фактора внедрения современных технологий обучения учителя новой школы

Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства является одним из главных направлений в образовательной политике нашего колледжа....

Проект внедрения современных технологий в образовательный процесс.

Проект внедрения технологий в образовательный процесс....

Методическая разработка "Применение современных образовательных технологий «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

В работе представлен материал по способам применение современных образовательных технологий, в частности «ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»на примере Конспекта занятия с использованием ...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Методическая разработка внедрения стандартов WRS в урок производственного обучения по теме " Выполнение декоративных покрытий"

Урок производственного обучения по теме " Выполнение декоративных покрытий" по стандартам WSR...

Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе: проблемное обучение, ролевая деловая игра"

В работе представлен конспект занятия по теме «Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП»  - Делов...