Как научить детей говорить правильно
методическая разработка

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта: 1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо? - Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас. - Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему? » после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда: Не оставляйте детские вопросы без ответа! Не обрывайте их! Не отнекивайтесь! Не обходите молчанием! Не отвечайте вопросом на вопрос! Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика! - Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит? 1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни. 2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему. 3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству. Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. » И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива». 2. Сугубо «речевой» аспект, касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком. Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш сначала будет произносить имя отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать. Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении. Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений, (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно. Речевые навыки детей 5-6 лет. В этом возрасте ребенок активно употребляет все части речи; -использует антонимы, синонимы, многозначные слова; -умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище); -образовывает прилагательные от существительных (море - морской); -подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня); -правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука р); -изменяет интонацию, темп речи в зависимости от ситуации; подбирает слова на заданный звук, - находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце); - делит слова на слоги; -составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев. Советы родителям. Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить: 1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д. 2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. 3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, -разберите новые (сложные, непонятные) слова, встретившиеся в тексте, -попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. - потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!! 4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не Отвлекаясь. Игры для развития речи детей «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; « Чем отличаются предметы?» Чашка и стакан Яблоко и груша Помидор и тыква Тарелка и миска Кофта и свитер «Что общее?» У двух предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); слон, собака (животные). У трех предметов: мяч, солнце, шар — ... тарелка, ваза, чашка — ... лист, трава, крокодил — ... "Подбери словечко" В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно). «Волшебные очки» Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие. Мяч передай — слово называй игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку. Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше. Встречу слово на дороге – разобью его на слоги Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом. Животные и детеныши Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. у тигра — тигренок у кошки — котенок у льва — львенок у собаки — щенок у оленя — олененок у коровы — теленок у лисы — лисенок у лошади — жеребенок Кто как разговаривает? Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». корова — мычит тигр — рычит змея — шипит комар — пищит собака — лает волк — воет и т. д. У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д. Подскажи словечко Ведущий, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить: Сорока стрекочет. Сова летает, а кролик? Петух кукарекает, а курица? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а лиса? Лягушка квакает, а кошка? Чей домик? Бросая мяч, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Кто живет в дупле? — белка Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др. Кто живет в будке? — собака Кто живет в норе? — лиса Кто живет в берлоге? — медведь Скажи ласково Ведущий, бросая мяч ребенку, называет стол — столик, ключ — ключик шапка — шапочка, белка — белочка книга — книжечка, ложка — ложечка кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д. Кто как передвигается? Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д. Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д. Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д. Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д. Кто чем занимается? Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. строитель — строит повар — варит, готовит художник — рисует врач — лечит парикмахер — стрижет учитель — учит маляр — красит и т. д. Из чего сделано? Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные». рукавички из меха — меховые тазик из меди — медный медвежонок из плюша — плюшевый стакан из стекла — стеклянный и т. д. «Назови любимые игрушки» «Каких животных ты знаешь?» «Скажи по-другому» «Опиши свою одежду» Поиграйте с детьми! Рекомендации родителям ● Верьте в силы ребенка! ● Обучайте в игре! ● Умейте выслушать ребенка. ● Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки – это кладезь мудростей, в них дети ч...

«Как родители могут помочь в развитии речи и формировании правильного произношения детей»

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения...

10 слов , которые нельзя говорить детям

Для воспитателей и родителей...

Проект: Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22427668","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ПРАВИЛЬНОМУ УХОДУ И ПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИЕЙ"

Пациенты с анемией крайне нуждаются в консультативной помощи, которая может и должна оказываться медицинской сестрой. Консультация должна включать в себя сведения об этиологии, патогенеза, диагностики...

Консультация для родителей "Как научиться отказывать ребёнку и говорить "нет"

Научиться говорить «нет» детям — это целая наука. Потому что важно не только «сказать-отрезать» и сдержать свое слово, но и донести до малыша – почему нельзя....