Как научить детей говорить правильно
методическая разработка

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта: 1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо? - Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас. - Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему? » после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда: Не оставляйте детские вопросы без ответа! Не обрывайте их! Не отнекивайтесь! Не обходите молчанием! Не отвечайте вопросом на вопрос! Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика! - Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит? 1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни. 2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему. 3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству. Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. » И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива». 2. Сугубо «речевой» аспект, касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком. Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш сначала будет произносить имя отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать. Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении. Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений, (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно. Речевые навыки детей 5-6 лет. В этом возрасте ребенок активно употребляет все части речи; -использует антонимы, синонимы, многозначные слова; -умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище); -образовывает прилагательные от существительных (море - морской); -подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня); -правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука р); -изменяет интонацию, темп речи в зависимости от ситуации; подбирает слова на заданный звук, - находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце); - делит слова на слоги; -составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев. Советы родителям. Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить: 1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д. 2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. 3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, -разберите новые (сложные, непонятные) слова, встретившиеся в тексте, -попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. - потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!! 4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не Отвлекаясь. Игры для развития речи детей «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; « Чем отличаются предметы?» Чашка и стакан Яблоко и груша Помидор и тыква Тарелка и миска Кофта и свитер «Что общее?» У двух предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); слон, собака (животные). У трех предметов: мяч, солнце, шар — ... тарелка, ваза, чашка — ... лист, трава, крокодил — ... "Подбери словечко" В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно). «Волшебные очки» Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие. Мяч передай — слово называй игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку. Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше. Встречу слово на дороге – разобью его на слоги Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом. Животные и детеныши Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. у тигра — тигренок у кошки — котенок у льва — львенок у собаки — щенок у оленя — олененок у коровы — теленок у лисы — лисенок у лошади — жеребенок Кто как разговаривает? Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». корова — мычит тигр — рычит змея — шипит комар — пищит собака — лает волк — воет и т. д. У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д. Подскажи словечко Ведущий, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить: Сорока стрекочет. Сова летает, а кролик? Петух кукарекает, а курица? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а лиса? Лягушка квакает, а кошка? Чей домик? Бросая мяч, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Кто живет в дупле? — белка Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др. Кто живет в будке? — собака Кто живет в норе? — лиса Кто живет в берлоге? — медведь Скажи ласково Ведущий, бросая мяч ребенку, называет стол — столик, ключ — ключик шапка — шапочка, белка — белочка книга — книжечка, ложка — ложечка кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д. Кто как передвигается? Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д. Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д. Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д. Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д. Кто чем занимается? Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. строитель — строит повар — варит, готовит художник — рисует врач — лечит парикмахер — стрижет учитель — учит маляр — красит и т. д. Из чего сделано? Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные». рукавички из меха — меховые тазик из меди — медный медвежонок из плюша — плюшевый стакан из стекла — стеклянный и т. д. «Назови любимые игрушки» «Каких животных ты знаешь?» «Скажи по-другому» «Опиши свою одежду» Поиграйте с детьми! Рекомендации родителям ● Верьте в силы ребенка! ● Обучайте в игре! ● Умейте выслушать ребенка. ● Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22427668","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей "Как научиться отказывать ребёнку и говорить "нет"

Научиться говорить «нет» детям — это целая наука. Потому что важно не только «сказать-отрезать» и сдержать свое слово, но и донести до малыша – почему нельзя....

Консультация " Учите детей говорить правильно !!!"

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая это...

Как педагогу научить детей созданию мероприятий, основам сценарного мастерства и режиссуры

Создание мероприятий — это увлекательное занятие, которое развивает творческие способности, коммуникативные навыки и умение организовывать процессы. Педагоги играют ключевую роль в обучении дете...

Как педагогу научить детей работе со сценическим светом?

Освоение основ сценического света и грамотного обращения с осветительными приборами открывает новые горизонты в мире театрального искусства и музыкальной индустрии. Грамотно подобранное освещение спос...

Как педагогу научить детей работать со сценическим звуком

Сегодня звуковое сопровождение становится неотъемлемой частью любых публичных мероприятий, будь то спектакль, концерт или даже учебное выступление. Чтобы дети могли уверенно ориентироваться в области ...

Буклет "Памятка для родителей "Научите меня говорить!"

Пригодится для молодых логопедов и родителей...