Доклад на МО "Групповая и парная работа на уроках".
методическая разработка

Елена Михайловна Прохорова

Доклад на МО учителей предметников по теме: "Групповая и парная работа на уроке". для детей с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokla_na_mo_grupov.rabota.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на МО учителей предметников

по теме: «Групповая и парная работа на уроке».

Составила учитель первой категории – Прохорова Е.М.

Групповая и парная форма работы на уроках математики  

 “Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли” В.А. Сухомлинский

Эти слова очень актуальны и в наше время. И не секрет, что в последние годы все заметнее проявляется спад интереса учащихся к учебе и в целом к школе. И наша задача - поднять интерес к обучению.

 Как научить ребят сотрудничать в ходе поставленной задачи? Какие методы и приёмы работы необходимо использовать учителю для этого на уроке?

Одним из основных требований нового стандарта образования является необходимость системно-деятельностного подхода к обучению. Выбор активных форм работы, таких, которые будут способствовать как лучшему усвоению учебного материала, так и формированию БУД, занимает основное место в процессе подготовки учителя к уроку. Такой активной формой является, в частности, парная и групповая работа, которую можно применять на уроках усвоения нового материала, и на уроках отработки навыков, и при обобщении тем, и при проведении занятий в рамках проектной деятельности. Всем известно, какую большую подготовительную работу при этом должен проделать учитель, чтобы урок был успешным. К сожалению, многие наши учебники, при всей своей фундаментальности, весьма однообразны в предлагаемых заданиях. Поэтому, планируя парную или групповую работу на уроке приходится привлекать дополнительный материал, печатать задания, выбирать приемлемые для такой формы работы различные коррекционно- развивающие упражнения.

Космически развивающемуся нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству! Это запрос общества. Одним из способов выполнения этого заказа является внедрение в преподавание уроков, интерактивных технологий обучения, которые приводят к более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса; формированию более дружественной, доброжелательной обстановки в классе; повышению самооценки и коммуникационной компетентности школьников.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению” {1}

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность.

 Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем в виду дать каждому ребенку:

- взаимообогащение,

- воспитание коммуникативной культуры учащихся,

- воспитание культурных навыков общения, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей

- приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт.

– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результаты по данному им заданию.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

 Итак: результаты применения групповой формы работы :

  • растет самокритичность ребенка,
  • растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
  • возрастает сплоченность класса,
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, дети учатся согласовывать свои действия,
  • учатся делать выводы по предметному содержанию,

при этом у них формируется терминологическая речь.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить “готовые” правила работы в группе.

Примерные правила могут быть следующими:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. (Просмотр слайдов)
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы. И начинать ее необходимо с начальных классов.

 В классе всегда есть дети, которые хотят работать индивидуально, но и они вносят свой вклад в общую работу. Трудное задании всегда легче выполнять вместе. А если работать группой - тогда любое задание по плечу. Так, например, на одном из уроков математики учащиеся закрепляли приёмы вычитания.

Некоторым детям вычитание даётся с трудом, т.к. приёмы вычислений разные. Они их путают. А в группе такая работа даёт хороший результат.

Ведь в процессе вычислений дети делятся друг с другом своими знаниями. Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов.

С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений также использую групповую работу. Для этого применяю, например, игры: “математическая эстафета”. Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 2 команды. Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписываются на доске и заготавливаются на каждую команду отдельно, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

 Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ.

На уроках математики велика роль текстовых задач. Решая их, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, таких процессов познавательной деятельности как сравнение, обобщение. При обучении решению задач целесообразно использовать групповую форму работы с помощью рабочей карты, в которой изложен план действий.

Далее ученикам раздаётся карта, на которой расписан процесс решения задачи группой, в которой чётко указана деятельность каждого. В ходе такой работы более слабые дети тянутся за более сильным. У слабых учеников появляется уверенность в себе и своих силах. Завершить урок можно, применив такие методы, как игра. Например, “Ромашка”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на лепестках. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ученики усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь позволяет учителю скорректировать последующую работу.

Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Идёт развитие коммуникативных компетенций; развитие умения слушать и слышать товарищей. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

 Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:

- трудности комплектования групп и организации работы в них;

- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;

- некоторые дети отмалчиваются, теряются;

- необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель

- объективность оценки за работу иногда нарушается.

 Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: “В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх”.

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Интерактивная технология понимается как форма обучения, где знания добываются в совместной деятельности через диалог,  учащихся между собой и учителем (диалог внутри группы – интераактивное общение; полилог – между группами – интерактивное общение).

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение.( На примере урока русского языка)

В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе можно использовать такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

 Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Ребятам раздают карточки на изученное орфографическое правило со словарным диктантом с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают

«Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой.

С пятого класса можно начинать работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).

На уроках математики можно организовать игру «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – практикумами.

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Главное в этом для учителя – не злоупотреблять парной и групповой работой, научиться дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и фронтальной работой.

При использовании в процессе урока парной или групповой работы самое главное научить детей взаимодействовать друг с другом, уметь общаться, применять полученные знания, быть терпимыми и толерантными по отношению к друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

ДОКЛАД «Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»

Данный доклад рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов образовательных учреждений в рамках обмена опытом...

Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства....

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...

Педагогические чтения. Доклад на тему: Планирование воспитательной работы - Основа успешной работы классного руководителя"

Доклад описывает значимость планирования воспитательной работы. Из каких разделов должен состоять план и какие цели должен ставить перед собой классный руководитель. Также, как дополнительный наглядны...

доклад "МСетоды и приемы самостоятельной работы на уроках междисциплинарного куса"

      Цели образования предполагают не только формирование специалиста, отвечающего требованиям     потребности рынка труда, но и   формирование лич...

Доклад к педагогическим чтениям на тему: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Данный материал был представлен к первому этапу педагогических чтений, который проходил в филиале № 7 ФКП образовательного учреждения № 79 в октябре 2022 г....