Доклад к педагогическим чтениям на тему: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»
методическая разработка

Матюхов Дмитрий Николаевич

Данный материал был представлен к первому этапу педагогических чтений, который проходил в филиале № 7 ФКП образовательного учреждения № 79 в октябре 2022 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орел-УИС(ч-б)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 79
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 79)

Филиал № 7

Доклад к педагогическим чтениям на тему:

«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке

как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Преподаватель: Матюхов Дмитрий Николаевич

пос. Социалистический, 2022 г.

Приоритетным направлением работы каждой образовательной организации является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение дисциплины и освоение выбранной профессии (специальности). Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках.

В настоящее время имеются различные трактовки понятия «педагогическая технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый результат.

Современные педагогические технологии в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования направлены на развитие системы подготовки рабочих кадров. Сегодня образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС СПО указывают на реальные виды деятельности.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса.

Поэтому педагоги задумываются над вопросом «чему и как учить?», а также ищут все новые методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели. В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении; способствующих развитию творческих способностей обучающихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь достижения цели».

Методика профессионального обучения – это педагогический инструментарий, предназначенный для управления процессом усвоения системных профессиональных знаний в данной области деятельности на основе совместного эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся с учетом их возрастных особенностей, умственных возможностей, а также технического, психолого-педагогического и эргономического обеспечения. Наибольшую, практическую актуальность имеют методы обучения, которые взаимосвязаны с другими категориями дидактики (целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами).

В развитии интереса к предмету при преподавании профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на занятии. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов учащихся особое место принадлежит разнообразию методики проведения урока. Основным активизирующим моментом при этом является положительный эмоциональный настрой на получение новых знаний и умений учащимися при переходе на новый вид деятельности.

Современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.

На уроках я использую различные формы: беседы, ролевые игры, это позволяет учащимся проявить себя, развивать у них любознательность, расширить кругозор, наблюдательность, активность, самостоятельность. При подготовке уроков использую дополнительную литературу, сообщения средств массовой информации, наглядные пособия, карточки, тесты, информационные технологии.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения. Я на своих уроках активно внедряю следующие как традиционные, так и современные образовательные технологии: дифференцированного, личностно - ориентированного, проблемного и развивающего обучения, информационных и коммуникационных технологий. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества образования.

Технология дифференцированного обучения. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности учащихся, их индивидуальные способности. Актуальность дифференциации заключается в том, что в филиале училища обучаются осужденные, имеющие одну и более судимостей, отсюда и разная подготовка и разные индивидуальные способности.

Технология личностно – ориентированного обучения. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к обучению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю их успехи, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи.

Индивидуальную работу с одаренными учащимися организую разными способами: разноуровневое тестирование, выполнение индивидуальных заданий на уроках, стимулирование поиска различных дополнительных заданий при выполнении самостоятельной работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету. Умение самостоятельно работать - это то, чему учащийся должен научиться в Образовательном учреждении.

Информационно – коммуникационная технология. Очень актуальны на сегодняшний день информационные технологии. Компьютеры, электронные материалы, учебники, энциклопедии позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути ее решения, находят эффективные приемы и средства самостоятельной работы. Учащиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с разными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и умственных восприятий и переработке внешней информации учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.  

Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность «конструировать» свои уроки теоретического и лабораторно-практического обучения определять их оптимальное содержание, формы и методики обучения.

На уроках я использую интерактивные средства в следующих вариантах:

- подбор текстового и графического материала по теме урока;

- создание презентации;

- создание наглядного раздаточного материала;

- работа с ОМС-модулями;

- демонстрация электронных плакатов.         

Компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле. Интерактивная доска дает возможность обучающимся манипулировать различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д., что позволяет усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга. Результатом использования данной технологии является формирование информационно-коммуникационной компетенции и повышение объема и глубины понимания усваиваемого материала.

Технология проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Данная технология активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала, сформировать стойкую учебную мотивацию.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Нельзя выделить, что какая-то из выше представленных технологий обучения лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Но для себя могу отметить, что только новые технологии и их «смеси» помогут провести урок по ФГОС и достичь поставленной цели: подготовить к самостоятельной жизни квалифицированного профессионального специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»...

Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Педагогические чтения "Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров"...

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбу...

Презентация Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

     Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситьс...

Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Доклад на педагогические чтения.Современные реалии требуют от образовательного процесса постоянного совершенствования. Сегодня происходит масштабная смена ценностных приоритетов, в том чис...

«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

laquo;Эффективные технологии, формы и методыработы на уроке как ресурс качественной подготовкирабочих кадров»...