Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
учебно-методический материал

Шестерненков Владимир Ильич

Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Орел-УИС(ч-б)

УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

ФИЛИАЛ №5

ДОКЛАД

Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке

                 как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

                                               Выполнил: мастер производственного обучения

                                                                    Шестерненков Владимир Ильич

                                                   

                                                   

г.Донской  2022г.

                                               

Содержание

Введение                                                                                                                        3

Методы и формы профессионального  обучения

1. Методы профессионального обучения                                                                   4

2.Формы профессионального обучения                                                                     9    

Выводы                                                                                                                         11

Список литературы                                                                                                     12

                                                                                             

Введение

Обучение всегда было невероятно сложным процессом, который требует определенного подхода, знаний, умении и навыков. Важно понимать, что при должных усилиях можно сделать невероятные вещи. Эффективность обучения во многом зависит от того, кто обучает, и каким качествами он обладает.

На сегодняшний день в современном мире происходит быстрое устаревание профессиональных навыков, общество постоянно развивается, прогресс идет неумолимо, поэтому способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников и предоставлять им профессиональное обучение является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным обучением и развитием превратилось в последние два десятилетия в ключевой элемент управления современной организацией.

Поэтому встает очевидный вопрос: как обучать, каким образом и что для этого нужно? Большинство ведущих организаций взяло на себя основные функции обучения сотрудников. Многие из них создали постоянно действующие учебные центры, институты и университеты. Руководители организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей, и управляют им соответствующим образом.

На протяжении веков накопился достаточно большой опыт обучения. Многие педагоги исследовали формы обучения, таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования обучающихся.

Объектом исследования в моей работе является процесс обучения, а предметом - формы и методы его организации.

Целью работы является выявление таких форм и методов организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности, обучающихся в традиционных и инновационных системах обучения.

Методы и формы профессионального обучения

1. Методы профессионального обучения

Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат. Человечеством накоплено множество методов деятельности. Но непрерывное усложнение задач и появление новых возможностей требуют постоянного обновления методов их решения.

Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.

Метод обучения - это упорядоченная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод профессионального обучения- это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников.

Классификация методов профессионального обучения:

Методы обучения стоит рассматривать как многомерное образование, так как методы обучения имеют много сторон.

Методы профессионального обучения стоит рассматривать как многомерное образование. Множество методов подразделяют на классификации методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.

В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако современная дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение - чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

Рассмотрим три наиболее популярных классификации, которые пользуются успехов на протяжении последних десятилетий.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (таблица1).

Таблица 1

Модификации методов профессионального обучения

Практический

Опыт, упражнение, учебно-производительный труд

Наглядный

Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся

Словесный

Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут

Работа с книгой

Чтение, изучений, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование

Видео метод

Просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль

 Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

* приобретение знаний

* формирование умений и навыков

* применение знаний

* творческая деятельность;

* закрепление;

* проверка знаний, умений, навыков. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности (ТПД) - это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают обучающиеся, работая по предложенной педагогом схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности обучающихся. В данной классификации выделяются следующие методы:

* объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

* репродуктивный;

* проблемное изложение;

* частично-поисковый (эвристический);

* исследовательский.

Для более детального понимания предлагаю проникнуть в суть данных методов, поэтому перейдем к наиболее распространенной классификации методов обучения, как традиционной. Рассмотрим самые распространенные и интересные составляющие данной классификации:

 Рассказ

Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

 Беседа

Относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

 Лекция

От других методов отличается:

 а) более строгой структурой;

б) логикой изложения учебного материала;

в) обилием сообщаемой информации;

г) системным характером освещения знаний.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%.

 Работа с книгой

Стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода - возможность для обучающего многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.

При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

 Демонстрация

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе «активной демонстрации», приобретающей проблемный или исследовательский характер, внимание обучающихся концентрируется на существенных, а не на случайно обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса.

В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются обучаемыми.

 Видео метод

Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видео метод в качестве отдельного метода обучения.

Видео метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод строится преимущественно на наглядном восприятии информации. Далее перейдем к классификации по типу познавательной деятельности.

1.Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания обучающимся предлагаются в «готовом» виде;

2) педагог организует различными способами восприятие этих знаний;

3) обучающиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

2. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания обучающимся предлагаются в «готовом» виде;

2) педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) обучающиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, -- экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

3. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания обучающимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) Обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

4. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что

1) педагог вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания обучающимся не сообщаются. Обучающиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами обучающиеся;

3) деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии педагогов и обучающихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

5. Если педагог не излагает готовые научные истины (формулировки теорем, их доказательства и т. п.), а в какой-то мере воспроизводит путь открытия этих знаний, то такой метод называют проблемным изложением. По существу, педагог раскрывает перед обучающимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем.

Проблемное изложение, как и исследовательский метод, предъявляет высокие требования к научной подготовке педагога. Он должен не только свободно владеть учебным материалом, но и знать, какими путями шла наука, открывая свои истины.

Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность обучающихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем.

Профессиональное обучение может проходить как в организации, так и за ее пределами. И то, и другое, в чем-то эффективно, а в чем-то оставляет пробелы. Стоит отметить, что в любом случае, неважно, где проходит процесс обучения, важно то, каким образом он осуществляется и кто ответственен за его выполнение. Выбрать правильное место и время- залог успешного начала в процессе профессионального обучения.

2. Формы профессионального обучения

Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать, как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности преподавателя и управляемой учебной деятельности обучающихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

В современных реалиях очень важно понимать каким образом необходимо обучать, в какие сроки и с какой степенью нагрузки. Предлагаю рассмотреть типовые варианты форм обучения.

Выделяют три группы:

А) фронтальные

Б) групповые

В) индивидуальные.

При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всего коллектива, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество обучающихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения весь коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого индивида. Ее результативность повышается, если преподавателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность обучающихся. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего обывателя, поэтому отдельные обучающиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

· Групповая форма обучения

При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп обучающихся. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп обучающихся.

При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп обучающихся.

Кооперированно-групповая форма предполагает деление коллектива на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу обучающихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения обучающихся.

Индивидуальная форма обучения

Индивидуальное обучение обучающихся не предполагает их непосредственного контакта с другими коллегами. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего коллектива или группы заданий. Однако если обучаемый выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если преподаватель уделяет внимание нескольким обучающимся в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализировано-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент семинара и других занятий.

Следует отметить, что в той или иной ситуации необходимо правильно подобрать форму обучения для получения наивысшего результата. Ведь залог успешного преподавания- компетентность преподавателя. Чем выше уровень компетентности и профессиональных навыков, тем больше шанс, что обучаемые получат и усвоят нужную информацию в правильном русле.

Выводы

После проделанной работы хотелось бы отметить, насколько важно правильно выбрать форму и методы обучения. От этого зависит насколько качественным будет образование.

 В современном мире приходится постоянно придумывать что-то новое, искать новые методы обучения, различные подходы к процессу преподавания. Но не стоит забывать, что помимо новшеств, есть хорошо отработанные практики, проверенные временем.

 На мой взгляд, необходимо подходить к данной проблеме системно, используя всевозможные приемы.

Процесс преподавания весьма сложен и требует определенных компетенций, но при должном уровне навыков, все это можно превратить в интересный и увлекательный процесс.  Причем, чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации педагогического процесса, тем он эффективнее. И наоборот, постоянное применение одних и тех же форм работы снижает эффективность воспитания и обучения.

Следует отметить, что лишь сочетание различных форм организации образовательного процесса приносит наилучший результат. Поскольку в современном мире будущее - за высшим образованием, методическая подготовка педагога, мастера производственного обучения должна выйти на новый уровень развития профессионального образования.

Список литературы

1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.

4. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова.

5. Подласый И. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов.

6.Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Доклад к педагогическим чтениям на тему: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Данный материал был представлен к первому этапу педагогических чтений, который проходил в филиале № 7 ФКП образовательного учреждения № 79 в октябре 2022 г....

Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Педагогические чтения "Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров"...

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбу...

Презентация Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

     Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситьс...

Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Доклад на педагогические чтения.Современные реалии требуют от образовательного процесса постоянного совершенствования. Сегодня происходит масштабная смена ценностных приоритетов, в том чис...

«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

laquo;Эффективные технологии, формы и методыработы на уроке как ресурс качественной подготовкирабочих кадров»...