Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
учебно-методический материал

Железняк Константин Николаевич

Педагогические чтения "Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

Доклад на педагогические чтения

«Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров».

        Мастер: Железняк К.Н.

г. Донской

Оглавление

Введение.        2

1.        Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.        3

2.        Формы обучения        3

3.        Практическое обучение, его этапы и формы.        5

Пример урока        9

Литература        10


Введение.

Современные реалии требуют от образовательного процесса постоянного совершенствования. Сегодня происходит масштабная смена ценностных приоритетов, в том числе это происходит и в системе профессиональной подготовки. Изменения, происходящие в процессе обучения, направленные на повышение результативности и качества, во многом, а чаще полностью зависят от активизации познавательной активности самих обучающихся. Для стимулирования такой активности необходимо создавать условия как на государственном уровне (повышение престижности образования), так и на уровне самого учебного заведения (напр. корректировка учебных планов, методик, технологий).

То, как преподносится учащимся определенная рамками программы информация, практически всегда зависит от формы, и в большинстве случаев эта форма представлена монологом учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих в общее обсуждение.

Корень проблем низкой эффективности обучения лежит в «традиционных технологиях» - технологиях, построенных на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются.

 Это нужно изменить.


  1. Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

Прежде чем говорить о том, какие технологии, формы и методы лучшим образом использовать для качественной подготовки рабочих кадров, нужно понять, что именно ожидает будущий работодатель от соискателей рабочего места на его предприятии или фирме.

Цели обучения, с точки зрения работодателя и соискателя, существенно отличаются. Работодатель ожидает, что претендент будет обладать профессиональной квалификацией должного уровня и будет готов ее повышать; будет иметь профессиональные знания вне сферы своей профессиональной деятельности, а также будет готов развивать в себе способности в области организации производства и планирования.

На современных производственных площадках преобладают 2 типа обучения: сохраняющее и инновационное. Целью сохраняющего обучения является усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях. Оно совершенствует способность решать те проблемы, которые уже даны. Этот тип обучения предназначен для поддержания уже существующей системы. Но для долговременного выживания, особенно в бурные, неспокойные времена перемен более важен другой тип обучения – инновационный. Целью этого типа является создание ориентации на обновление, поиск проблем и их решений.

При инновационном обучении акцент делается на подготовке организаций к работе в новых ситуациях, что требует прогноза, каким будет окружение, которого ещё не существует. Инновационное обучение имеет дело с нарождающимися проблемами – проблемами, которые могут оказаться уникальными, так что не будет возможности учиться методом проб и ошибок, проблемами, решение которых еще не известно, и проблемами, сама формулировка которых может вызывать споры и сомнения.

Итак, имея понимание того, что ожидает будущий работодатель от соискателя, педагог находит новые решения и подбирает необходимые формы и методы работы на уроке.

  1. Формы обучения

Форма обучения – это совокупность приёмов и методов, используемых преподавателем в целях лучшего понимания и усвоения слушателями учебного материала. В то время как метод обучения – это способ воздействия на слушателей для достижения поставленных в каждом конкретном случае целей занятия.

Формы и методы обучения существуют разные, всё зависит от поставленных целей. Если важно передать слушателям знания, то больше всего для этого подойдёт лекция, лекция-беседа, групповая дискуссия, занятие, построенное в форме вопросов и ответов. Если необходимо научить каким-либо навыкам, то это можно сделать с помощью тренингов, практикумов, деловых и ролевых игр, разбора практических ситуаций. Здесь будут уместны индивидуальная и групповая работа.

Часто в педагогике разделяют методы, ориентированные на преподавателя и ориентированные на слушателей. Такое разделение помогает в рациональном выборе метода. Это связано с тем, что в действительности регулярная смена формы обучения так же важна, как и сам выбор такой формы.

В России наиболее традиционны такие формы обучения как лекция и лекция-беседа. Ими часто пользуются в школах, колледжах и вузах. Очевидно, что такие формы ориентированы в основном на преподавателя, главное преимущество их состоит в том, что информация передаётся, сжато, в большом объёме и в малый промежуток времени. Воспринимать и усваивать информацию, которая предоставляется в таком виде достаточно сложно. Поэтому, если прочитать несколько укороченных лекций, перемежающихся другими формами обучения, то уровень запоминания будет значительно выше.

Лекция, как один из способов обучения, лучше всего применима для вступления, подведения итогов и повторений. Лекцию-беседу целесообразно применять в таких случаях, когда участники располагают разными знаниями и могут использовать на занятии свой практический опыт. В лекции-беседе материал совместно разрабатывается на занятии. Понятно, что это весьма полезная форма обучения, но ее не назовешь легкой. Она требует от преподавателя педагогического мастерства и высокой техники владения методами опроса. Иначе из такой беседы может получиться скучная игра, состоящая из вопросов, на которые не хочется отвечать, и ответов, которые давно всем известны.

В формах, которые ориентированы на слушателей, важна собственная активность участников, которая не дает им выйти из учебной проблемы, заставляет вспоминать свой жизненный опыт, толкает к высказываниям и проговариванию только что услышанного. Так, новые знания, передаваемые преподавателем, становятся частью собственных мыслей участников, их собственными высказываниями, а новая информация оказывается прочно усвоенной.

На это нацелены такие формы обучения, как работа с партнером и работа в группе, разбор практических ситуаций, видеокурсы, различные упражнения и практикумы (в том числе на тренажерах). Связь обучения с практикой достигается, прежде всего, в процессе тренинга руководителей, специалистов и кандидатов на эти должности.

Самих методов обучения очень много: лекция, семинар, видео обучение, дистанционное обучение, модульное обучение, кейс обучение, тренинг, мозговой штурм, обучение действиям, обучение в рабочих группах, ротация и т.д.

  1. Практическое обучение, его этапы и формы.

Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессионально-техническом учебном заведении занимает практическая подготовка.

Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Практическая подготовка предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение обучающимися определенных видов работ направленных на решение практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Практическую подготовку учащихся подразделяют на 3 этапа:

  • Практическая подготовка в учебных мастерских; 
  • Практическая подготовка в условиях производства; 
  • Производственная практика. 

Каждый этап имеет свои специфические цели и место в учебном процессе, продолжительность их различная в зависимости от специфики профессии; она определяется программой производственного обучения.

Основными задачами учебной практики по профессии является формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта. Она реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии

Содержание деятельности преподавателя по руководству практической подготовкой учащихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения.

Формы обучения:

Под формами практического обучения понимают способы построения учебного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя и структуру занятий.

 Формы организации практического труда учащихся подразделяются на 3 группы:

- Фронтально-групповую,

- Бригадную,

- Индивидуальную.

  • Фронтально – групповая:

Все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цели урока – единая для всей группы. Применяется в основном при фронтальном изучении операции. Позволяет осуществлять фронтальность в обучении. Экономит время и усилия преподавателя. Способствует развитию коллективизма. Не способствует индивидуализации процесса обучения, ориентирована на «среднего» ученика. 

Данную форму я использую в начале обучения при отработке элементарных приемов и  способов владения специальностью (разжигание дуги, ведение электродов и т.п.).

  • Бригадная:

Каждая бригада (звено) выполняет учебно-производственное задание, отличное от других бригад. Применяется при не фронтальном изучении учебных операций и выполнении комплексных работ. 
Позволяет дифференцировать руководство учебно-производственной работой учащихся. Способствует организации взаимопомощи
 и взаимоконтроля учащихся. Усложняется работа мастера по инструктированию и контролю работ учащихся. Затрудняет планирование и материально – техническую подготовку занятий. 

Эту форму обучения я как мастер производственного обучения использую для разделения труда при подготовке и выполнении нескольких операций. В то время, пока одна группа обучающихся выполняет задачи по подготовке заготовок под сварку, другая непосредственно выполняет сварочные работы, а третья может производить зачистку готовых изделий и осуществлять контроль качества сварных швов.

  • Индивидуальная: 

Учащиеся выполняют различные по содержанию работы. Применяется в основном при выполнении работ комплексного характера. 
Позволяет максимально учитывать индивидуальные различия учащихся, дифференцировать руководство и их деятельность. 

Благодаря этой форме я  совершенствую индивидуальные навыки каждого из обучающихся в процессе освоения ими специальности и технологических особенностей сварочных операций.

Методы практической подготовки – это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности. 

 В процессе практической подготовки преимущественно применяют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений: словесные, наглядные и практические.

  • Словесные: (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.). Данные методы я используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе работы.
  • Наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся и т. п.). Эти методы наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Наглядный метод используется мной при демонстрации трудных приемов, которые обучающимся предстоит освоить по данной теме.
  • Практические (упражнения, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач). Практический метод позволяет ученикам не только оттачивать навыки, но и принимать самостоятельные решения. А мне как мастеру производственного обучения оценить степень мастерства каждого ученика.

Последний вид методов является важнейшим для практического обучения. Практические методы, такие как объяснительно-иллюстративные и репродуктивные, а так же проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский) формируют необходимые умения и навыки учащихся для их использования в будущей профессии.

Так же ученикам необходимо давать специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством преподавателя в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособлений, составление технологической карты и т. п.

В завершении хочу сказать, что грамотный подбор и использование актуальных форм и методов практического обучения является ключом к повышению эффективности обучения.


Пример урока

И в заключении я бы хотел привести пример урока практического применения знаний и умений.

Практическое занятие.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Фронтальная беседа по изученному материалу/Проверка знаний (необходимых в практической деятельности).
  3. Инструктаж по технике безопасности при выполнении сварочных работ.
  4. Выполнение практической работы: практическое применение знаний и учений (чтение чертежей и схем, разбор процесса, самостоятельное выполнение работ).
  5. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.).


Литература

  1. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 406 с.
  2. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. Новосибирск: НГАУ, 2008. 166 с.
  3. Волошина В.А. “Гуманитарное знание в системе подготовки инженера”. Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции 18-19 октября 2018 года. М., 2018. С. 53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы работы на уроках вокала.

Уроки вокала - это обязательное творчество. Какими методами можно активировать деятельность учащихся......

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»...

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбу...

Презентация Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

     Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситьс...

Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Доклад на педагогические чтения.Современные реалии требуют от образовательного процесса постоянного совершенствования. Сегодня происходит масштабная смена ценностных приоритетов, в том чис...

«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

laquo;Эффективные технологии, формы и методыработы на уроке как ресурс качественной подготовкирабочих кадров»...