Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.
материал

Валуев Юрий Николаевич

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.

Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

          Многие преподаватели, мастера п/о ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения и закрепления нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnyy_tehnologii_formy_i_metody.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Орел-УИС(ч-б)

       

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

                           ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

                        (ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79)

ДОКЛАД

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

Разработал: мастер п/о   Валуев Ю.Н.

        

Тула 2022 г.

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

Педагогическая технология:

а) это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели;

б) это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств.

        Форма – (от лат. forma — внешний вид, оболочка) - это способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

        Метод (от лат. metodos — путь, способ) - это путь достижения (реализации) цели и задач обучения; это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и педагога в процессе обучения. 

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».

Когда ученик занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Вопрос: Как вы думаете, почему учащийся не хочет учиться?

(не сформирован познавательный интерес; низкое качество урока: шаблон, однообразие, формализм, скука).

На ум сразу приходит традиционный урок с опросом, объяснением нового материала и его закреплением.

Понятно, что активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.

Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

          Многие преподаватели, мастера п/о ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения и закрепления нового материала.

        

Специфика проведения урока производственного обучения заключается в следующем:

- в отличие от уроков теоретического обучения урок п/о продолжается 6 часов;

- обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе создания ими материальных ценностей;

- преобладающую часть времени на уроке производственного обучения учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична;

- мастер осуществляет лишь общее руководство деятельностью учащихся;

- на уроке производственного обучения необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим;

- формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы как с сильными, так и со слабыми учащимися.

В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между педагогом и учащимися с целью приобщения учащихся к определенным знаниям и ценностям; формирования у них предметных и профессиональных компетенций.

         С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы (или 3 метода) взаимодействия педагогов и учащихся.

Схема 1 Пассивная форма

Схема 2 Активная форма                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

   Схема 3 Интерактивная форма

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        

           Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Связь участников образовательного процесса осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы:  

- относительно легкая подготовка к уроку;

- возможность преподнести довольно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие педагоги предпочитают пассивный метод остальным методам.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Если на схеме 1 основным действующим лицом и менеджером урока был педагог, то здесь участники образовательного процесса находятся в равных правах. Уроки по схеме 1 предполагают авторитарный стиль взаимодействия.  Активные уроки опираются на демократический стиль.

            Признаки активных методов обучения

-  активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

- длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение                               всего учебного процесса;

-  самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

-  мотивированность к обучению.

           

  Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые.

         Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

           Интерактивный метод (схема 3) («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Педагог также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых учащийся изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

         Задачи интерактивных методов обучения

- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

-  Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

-  Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов.

-  Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

     В процессе обучения педагог может выбирать как один  метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Например: На уроке учебной практики я использую метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач.  Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

       Группа делится на две подгруппы. Я предлагаю первой подгруппе дать как можно больше вариантов решения задачи: Как устранить скрип старых деревянных полов перед настилом нового напольного покрытия? Подгруппа в течении10 мин предлагает свой варианты, я пишу предложения на доске. Далее предлагаю второй подгруппе в течении 10 мин обсудить и выбрать с их точки зрения самый эффективный вариант решения задачи. После обсуждения, включаю видеофильм где на практике показано решение задачи профессиональными рабочими. А это интерактивный метод с применением видеоматериалов.

       Постоянно работаю над повышением результативности уроков. На уроках учебной практики применяю различный дидактический материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний.

       В своей работе я использую  варианты работы в малых группах – разгадывание кроссвордов, проведение викторин.

       Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Нельзя сказать, что какой-то из выше представленных методов обучения лучше, а другой хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только этот и никакой больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Но для себя могу отметить, что только новые технологии и их «смеси» помогут провести урок по ФГОС и достичь поставленной цели: подготовить к самостоятельной жизни квалифицированного профессионального специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»...

Доклад к педагогическим чтениям на тему: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Данный материал был представлен к первому этапу педагогических чтений, который проходил в филиале № 7 ФКП образовательного учреждения № 79 в октябре 2022 г....

Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Педагогические чтения "Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров"...

Презентация Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.

     Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситьс...

Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров

Доклад на педагогические чтения.Современные реалии требуют от образовательного процесса постоянного совершенствования. Сегодня происходит масштабная смена ценностных приоритетов, в том чис...

«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

laquo;Эффективные технологии, формы и методыработы на уроке как ресурс качественной подготовкирабочих кадров»...