Рационалистическая метафизика в XVII веке
материал

Сахончик Татьяна Владимировна

Реферат: Рационалистическая метафизика в XVII веке

и лист сжатия информации для чтения.

     Рационализм - направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Начал складывать в результате развития математики и естествознания.  Исходит из идеи естественного порядка. Утверждает определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Рационализм пытается решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и закономерный характер. Утверждает, что научное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.

Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах, оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Рационалистическая метафизика в XVII веке. …………………………………………4

  1.      Рене Декарт (1596-1650). Декарт излагает основы своей метафизики как учения о наиболее общих принципов бытия и знания……………………………………………...4

  1. Бэнедикт Спиноза. Пантеизм. Метод построения системы. Атрибуты модусы субстанции. Детерминизм. Свобода как осознанная необходимость……  ……………5

  1. Готфрид-Вильгельм Лейбниц. Субстанция – монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Действительность и закон достаточного основания……………………………………………………………………6

  1. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Сенсуализм. Учение о первичных и вторичных качествах.  Либерализм. Свобода. Плюрализм. Вопросы права. Дж. Беркли. Субъективный идеализм. Д. Юм. Гносеологический скептицизм….8

Заключение…………………………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………………………...13

Введение

Семнадцатый век - период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Томаса Гоббса, Готфрида Вильгельма Лейбница. Громадное влияние на формирование философской картины мира оказали открытия, составившие содержание научной революции XVI - XVII вв., в результате которых возникло новое естествознание. Среди этих открытий прежде всего следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником и подведение твердого фундамента под астрономию, обоснование новых методов научного исследования Галилео Галилеем, основоположником научного естествознания. Значение его творчества заключается в изучении универсального механического движения, которое можно описать математически. Галилей утверждал, что философия природы написана на языке математики. Работами Галилея начинается эпоха экспериментального естествознания.

Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. Такие мыслители, как Р. Декарт и Г.В. Лейбниц, были не только философами, но и крупнейшими учеными своего времени. Но философия, в противоположность экспериментальному, эмпирическому (опытному) естествознанию продолжает строить метафизические, умозрительные системы, которые приобретают в 17 веке новый характер - рационалистичность, стремление математически стройно и логически последовательно обосновать новое знание.

Актуальность темы исследования — это проблема постижения внутреннего мира человека, возможность истинного познания его души или механизмов взаимодействия разума и страстей, а также размышления о возможности управления собственными аффектами, привлекали внимание многих мыслителей на протяжении столетий.

Суть исследуемой проблемы

Наука и научное познание; природа и её субстанциальная основа, общество и государство.

Цель заключается в том, чтобы дать сравнительный анализ философской проблемы соотношения человеческих страстей и разума в рациональной метафизике XVII столетия (Декарт, Спиноза, Лейбниц); определение места и роли науки в культуре и обществе; методы научного познания.

В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод - путь познания. Проблема метода - проблема основ познания и критериев истины. Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие. Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Рационализм и Сенсуализм берут свое начало в античной философии, эмпиризм - принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки.

     Рационализм - направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Начал складывать в результате развития математики и естествознания.  Исходит из идеи естественного порядка. Утверждает определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Рационализм пытается решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и закономерный характер. Утверждает, что научное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.

Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах, оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.

Глава 1. Рационалистическая метафизика в XVII веке.

  1. Рене Декарт (1596-1650). Декарт излагает основы своей метафизики как учения о наиболее общих принципов бытия и знания.

Начинается метафизика нового времени с Рене Декарта (1596-1650). Сама философская система Декарта представляет собой яркий образец рационалистического метода познания, поскольку все философские утверждения выводятся им рационально - дедуктивным путем из единственного основоположения, из мыслящего субъекта. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе). Положение "мыслю, следовательно, существую" представляет собой соединение двух соответствующих идей: "Я мыслю" и "Я существую". Из положения "Я мыслю" следует, что "Я" есть нечто мыслящее, нечто духовное, или душа в терминологии Р. Декарта. Душа представляет собой некую непротяженную сущность или субстанцию Собственная душа человека является первым предметом его познания. В душе содержатся идеи, одни из которых приобретены человеком в ходе его жизни, другие же являются врожденными. Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых - идея Бога (другие - идеи чисел и фигур), не приобретенные, а врожденные. А поскольку человек обладает идеей Бога, то предмет этой идеи существует.

 Декарт обосновал метод “картезианского сомнения”: сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Одно в чем можно не сомневаться - сам факт существования. - “Мыслю, следовательно, существую”. Это выражение отражает существо теории познания. Этот принцип делает мысль более достоверной, чем материю, и свое сознание - более достоверным, чем сознание других.

  В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения. Положение “Мыслю, следовательно, существую” - первопричина исходной интеллектуальной интуиции, из которой выводятся все знания о мире. Далее на основе дедукции разум выводит из интуитивных воззрений необходимые следствия.

 Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Прежде всего Декарт разделял Бог и сотворенный им мир. Субстанцией является только Бог. При этом сотворенный мир делится на два рода субстанций - духовные и материальные. Декарт допускал три субстанции - Бога, дух и материю.

Духовная субстанция обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Эти идей - воплощение естественного света разума. К врожденным идеям, прежде всего, относится идея Бога как существа все совершенного, а также математические и др. научные идеи. Духовные субстанции неделимы. Сущность духовного начала - умозрение. Материальная субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут - протяженность. Все в природе подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической наука - механики. Из природы Декарт изгоняет понятие цели.

Материальные и духовные начала равны.

 Метафизика Декарта - это дуализм субстанций (духовной и материальной). На ней основывается два учения - материалистическая физика, как учение о протяженной субстанции и идеалистическая психология, как идея о субстанции мыслящей. Связующее звено между ними - БОГ, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов.

 Декарт расщепляет всю действительность на объект и субъект:

Субъект - носитель познаватель действия,

объект - то, на что направлено действие.

 Субъектом является мыслящая субстанция - “Я”.

 Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.

  1. Б. Спиноза. Пантеизм. Метод построения системы. Атрибуты модусы субстанции. Детерминизм. Свобода как осознанная необходимость.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ-рационалист, считал себя учеником Декарта, взял от последнего многие понятия своей философии, прежде всего, представление о двух началах – мышлении и протяжении. Но, в отличие от Р. Декарта, он мыслил не как дуалист, а как философ-монист. (Монист - человек, придерживающийся взгляда на окружающий мир как на нечто единое, целое, в основе которого лежит какое-нибудь одно начало.)

     Рационализм Спинозы проявляется в представленной им трактовке процесса познания. Чувственное представление - низший род знания. Достоверное знание возможно на стадии рассудка или разума - второй вид познания. Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями, которые отражают объективные свойства самих вещей (прежде всего - математические понятия). На их формирование опыт не оказывает влияния, они априорны. Вершиной достоверного знания является интуиция, которая связана с дедуктивным способом познания.

     Интуиция - форма целостного знания, постигающего всю мировую связь причин и следствий.

     Творческая суть человеческого духа проявляется тогда, когда она действует из собственных глубин. Именно тогда он рождает верховную идею - идею актуальной бесконечности. Эта идея кладет начало всем другим идеям и составляет самый глубокий фундамент достоверного знания. Эта идея тождественна идее Бога, который есть последняя основа бытия и истинности. С этой точки зрения существование Бога более необходимо, чем существование самого многообразного мира. Все в мире управляется абсолютной необходимостью. Человеческая воля неспособна что-либо изменить, так как душа - не субстанция, то есть не самостоятельна.

     Создал моническое учение о единой субстанции, которую называл богом или природой. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя, самосуществующей и само познающей. Именуя ее богом или природой, подчеркивает, что это иной бог, чем в теологии. Он не есть личность и не творец природы. Это - безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего.

     Бог - субстанция мира, первая причина всех вещей и самого себя.

     Характеристики Бога - единственности, цельность, вневременности, простота.

     Бог - субстанция, порождающая или производящая природу. Но взаимоотношения между этими двумя природами исключают понятие творения, а только порождение.

     В основе мира - одна субстанция, которая содержит в себе решающие свойства, способные объяснить все многообразие мира и возможности его познания.

     Для объяснения этих процессов Спиноза использует понятия Атрибуты и Модусы.

     Атрибуты - определяющие свойства субстанции, их может быть бесконечное количество. Спиноза выделяет два - протяженность (материальность, суть вещи) и мышление.

     Модус - единичное проявление субстанции. В качестве наиболее общих модусов протяженность выступают - движение и покой.

     Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция, которую он обычно называл Богом или, реже, Природой. У Бога как субстанции имеются два атрибута: мышление и протяжение.

     Протяжение – пространственная категория, означающая, что нечто материальное имеет какие-то размеры и отделено от чего-то другого каким-то расстоянием. Спиноза говорил и о том, что субстанция может иметь бесконечное количество атрибутов, но он знает только два.

     Мышление: познавательная сторона всех явлений природы существует не менее объективно, чем эти самые предметы и явления. Происходит отождествление связей материальных, идеальных, логических и вещественных.

     Осмысляя мир через призму субстанции, атрибутов (мышления, протяжения), модусов (видоизменений атрибутов) Спиноза выстраивает определенную иерархию понятий-категорий, которую можно назвать категориальной картиной мира. Он проанализировал многие философские понятия, возродив этим аристотелевскую традицию категориального анализа.

     От Спинозы ведет свое происхождение знаменитая формула: «свобода - познанная необходимость» (у него она звучит так: свобода есть познание «с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи»). Гегель по-своему осмыслил эту формулу, потом в марксизме она была основной в определении понятия свободы. Негативный момент учения Спинозы о свободе: оно в значительной мере фаталистично; согласно ему, жизнь человека предопределена; человек должен осознать это и без сопротивления следовать своему предназначению.

     В «Богословско-политическом трактате» Спиноза подверг тщательному анализу-критике Библию, показал, что в ней немало противоречий, критиковал представление о Боге как личном существе.

     Через эту критику Библии его называли князем атеистов. Он, конечно, не был стопроцентным атеистом. Его позиция - пантеизм, он отождествлял Бога и природу.

     Философия Спинозы несла свет разума, была жизнеутверждающей. «Человек свободный, - писал он, - ни о чем так мало не думает, как о смерти; и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». Это его высказывание противоречило тому, что писали по этому вопросу Платон и христианские философы-богословы.

  1. Г. В. Лейбниц. Субстанция – монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Действительность и закон достаточного основания.

Готфрид-Вильгельм  Лейбниц (1646-1716) немецкий  ученый и философ  был придворным историографом и дипломатом.
     Старался  соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление, изобрел счетную машину.
     Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление.
     Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых  могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.
     То, что вещи обладают собственным действием, приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следовательно, число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада.
     Монада - духовная единица бытия, духовный атом.
     В своем произведении "Монадология" он объявил материальные явления  проявлением неделимых, простых  духовных единиц - монад. Неделимая  монада не имеет протяженности и  не находится в пространстве, так  как пространство бесконечно делимо.
     Монада - это нематериальный, духовный центр деятельной силы.
Монады  вечны и неуничтожимы, они не могут  возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада - это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число. Деятельность, движение - свойство монады.
     Бесчисленное множество монад  отражает не связано между собой причиной и следствием, они "не имеют окон”. И, хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что Бог дал ей такую природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Как субстанции монады независимы друг от друга, они не изолированы, в каждой монаде отражается вся совокупность монад. Сущность монады - деятельность, а не протяженность. Эту деятельность нельзя объяснить с помощью механической причины, она выражается в смене внутренних состояний. Лейбниц называл их душами - когда у них чувство, духами - когда у них есть разум. Низшие монады - минералы, затем растения, животные, человек, высшие - бог. Вся природа одушевлена.
     Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить  одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий, и их цель. Душа - это цель тела, то, к чему оно стремится.
     Взаимодействие  души и тела монады - это Богом "предустановленная гармония". Лейбниц ввел понятие предусмотренной гармонии. Мир - живой и одушевленный, в каждом веществе – бесконечное множество живых существ - монад. Монада - и душа, и тело. Душа - цель тела, но цель внутренняя, то, к чему стремиться тело. По отношению к этой внутренней цели - тело - средство души. Отношения между душой и телом - отношения "предустановленной гармонии”.
     Учение  о монадах отразилось на теории о  познании.
     «Перцепция»- бессознательное состояние монады.
     «Апперцепция» - сознание собственного состояния, рефлексия.
     Проявление  рефлексии означает переход к познанию. Эта способность свойственна не всем монадам, а только душам.  Для познания необходимы чувства. Всеобщность и необходимость - достояние ума, а не ощущений. В уме нет ничего, чего бы ни было ранее в ощущениях, кроме самого ума. Врожденные идеи, существующие в уме, - задатки знания.
     Для монад всегда характерна множественность  состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним. Монада - это микрокосм, бесконечно малый мир.
     Монады  Лейбниц подразделял на три категории:

монады жизни
монады души

монады духа.

     Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы:

из монад-жизней возникает неорганическая природа;
из монад-душ - животные;
из монад-духов формируются люди.

     Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Он отрицает в развитии скачки, разрывы постепенностей. В философии Г. Лейбница рациональной основе обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. В работе "Новые опыты о человеческом разуме" он критикует тезис Локка о том, что нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума.
     Учение  о двух видах истины - истины факта  и метафизические истины (вечные). Вечные истины отыскиваются с помощью разума, не нуждаются в оправдании при помощи опыта.  Истины факта открываются только посредством опыта, не могут быть доказаны на основе только логических выводов.
     Все истины он делит на группы:

необходимые (истины разума: понятия субстанции, бытия, причины, действия, тождества, принципы логики, математики, морали)
случайные (истины факта).

     Центр понятие теории Лейбница - понятие о “малых перцепциях”, о бесконечно малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда:

чревато будущим,
обременено всем ее прошлым.

     Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.  

  1. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Сенсуализм. Учение о первичных и вторичных качествах.  Либерализм. Свобода. Плюрализм. Вопросы права. Дж. Беркли. Субъективный идеализм. Д. Юм. Гносеологический скептицизм.

     Эмпиризм – учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.
     Родоначальник эмпиризма Френсис Бэкон (1561-1626), считая задачей философии, создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более углубленному созерцанию природы. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений. Разрабатывая свой метод, Бэкон, прежде всего, останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске.
     Он  называет эти препятствия идолами  и выделяет четыре вида идолов:

Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания чувств с реальными объектами.
Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Решение: самокритичная оценка своих способностей.
Идол площади - Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая оценка соответствия терминов определяемых ими вещей.
Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они ни были сформулированы.

     По Бэкону всякое познание и изобретение должно опираться на опыт, от изучения единичных фактов к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить два случая индукции:

Полная; неполная индукция.

     В науке приходится прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе, не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом, индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Бэкон не отрицает теорию и дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов:

Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.
Опыты "
светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.

     Основным принципом метода Бэкона является единство теории и практики. Основное отличие философии Бэкона от античной философии. В античной философии происходит идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем.
     Джон  ЛОКК (1632-1704) английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре философии Локка - теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластичной философии.
     Первым  в наиболее общем виде сформулировал  задачу исследования  происхождения  и объема человеческого знания. Всесторонне  обосновал положение об опытном  происхождении всякого знания.
     Категорически отвергает существующую теорию о  врожденных идеях. Говорит, что те или иные идеи принимаются не по причине своей врожденности, а вследствие своей полезности. Отвечая на вопрос, каков источник этих идей, Л. формулирует основной принцип эмпиризма - все знание основывается на опыте. 
     Различает два вида опыта:

внешний (совокупность определений)
внутренний (наблюдения ума над своей внутренней деятельностью).

     Источником внешнего является материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе возникают простые идеи, имеющие  реальное содержание.
     Внешний опыт или рефлексия - деятельность ума, когда он занимается переработкой приобретенных  идей.  Деятельность ума протекает только на основе чувственных данных, возникающих раньше идей рефлексии. Душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.
     Но  при получении идей рефлексии  наш ум на пассивен, а активен, строит из простых идей другие. Внешний опыт - основание для всего последующего знания.
     По  способам образования и формирования идеи делятся на простые и сложные. Простые содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на составляющие элементы. Сложные идеи образуются из простых идей в результате самодеятельности ума.
     В соответствии с характером образования  различает три вида сложных идей:

идеи модусов или эмпирических субстанций, либо зависят от первичных основании или имеют их свойства;
идеи отношения, состоящих в сопоставлении идей;
идеи субстанции, т.е. носитель простых идей не имеющий самостоятельного существования.

     Второе положение эмпиризма послужило основанием для физики: это теория о первичных и вторичных качествах. Первичные - неотделимые от тела (плотность, протяженность, движение и покой, число). Вторичные - цвета, запахи, звуки и т.п. Первичные качества исконно присущи телам и неизменны, а вторичные существуют только в восприятиях субъекта.
     Главный представитель эмпиризма. Исследует происхождение, достоверность и объем человеческого знания, основы и степень веры с т. зрения психологии и теории познания. Этим он хотел побудить человека не заниматься вещами, которые выше его способности понимания. Отрицает врожденность идей, какими бы они ни были, теоретическими или практическими. Сознание сначала чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание - "идеи". Опыт же не является ни восприятием, ни самонаблюдением. Опыт различен у каждого индивида и народа, следовательно, безусловно само различие высших принципов.
     Основной  труд: "Опыт о человеческом разуме".
     Джордж  БЕРКЛИ (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой человеческой реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Локку - абстракция. Беркли пытается всеми доступными средствами доказать, что ум человека не способен к образованию описанной Локком абстракции.
     Считает, что внешний мир не существует вне зависимости от восприятия и  мышления. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои "идеи" (ощущения), он пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и может порождать идеи. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Критика понятия материи с позиций номинализма (учение о том, что общие понятия - это только названия единичных предметов, не отражающие их свойств и качеств) как внутренне противоречивого и бесполезного для познания. Отрицает мировоззренческое значение науки. Бытие вещей состоит в том, что они воспринимаются, вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего Я. В 19 в. на Беркли ориентировались эмпириокритицисты и прагматисты.
     Основной  труд: "Трактат о началах человеческого  знания".
     ЮМ  Давид. (1711 - 1776) скептик, агностик. издал «Трактат о чел. Природе», «Опыты нравственные и политические». Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единственным предметом достоверным знания считает объекты математики. Все другие объекты исследований касаются только фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта. Опыт, однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. В религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с человеческим разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.
     Основой всего процесса познания является опыт. Юм исключает из понятия опыт объект, существование материального мира вещей, независимых от нашего сознания. Утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятии. То, что стоит за этими образами и восприятиями не поддается рациональному обоснованию. 
     Люди в силу природного инстинкта или предрасположенности готовы верит своим чувствам. Юм видит задачу философии в постижении субъективного мира человека, его образов, восприятия, определение тех отношений, которые складываются между ними в человеческом сознании.
     Юм  осмысливает опыт как процесс. Основными элементами его являются восприятия(перцепции), которые состоят их двух форм познания:

Впечатлений идей.

     При этом под восприятием подразумевается всякое содержание сознания независимо от источника его формирования. 
     Впечатления - перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и охватывают все ощущения.
     Под идеями подразумеваются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.
     Юм  делит все впечатления на “впечатления ощущения” (причина появления неизвестна) и “впечатления рефлексии” (возникают в результате действия на ум некоторых ощущений).
     Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в иди с помощью способности памяти и воображения. Вся творческая сила ума сводится к способностям соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый внешними чувствами или опытом. 

Вопрос о связи между идеями формулируется как проблема ассоциаций, которые бывают трех типов:

по сходству,

по смежности в пространстве и времени,

по причинности.

Все типы ассоциаций или принципы не являются врожденными свойствами человека, а получены из опыта.

Заключение.

Рационализм- направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Начал складывать в результате развития математики и естествознания. Исходит из идеи естественного порядка. Утверждает определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Рационализм пытается решить вопрос: Как знание, полученные в процессе познавательной деятельности человека приобретает объективный, всеобщий и закономерный характер. Утверждает, что научное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.

Для философов-рационалистов характерным было рассматривать человеческие аффекты не с позиции стремления избавления от них как от чего-то греховного, низменного, нарушающего чистоту души, а с позиции отношения к ним как к неотъемлемой части внутреннего мира человека.

Успехи в области познания окружающего мира, осуществленные в XVII столетии путем применения рациональной методологии, вызывали определенный оптимизм у мыслителей в плане признания возможности осуществления познания внутреннего мира человека адекватного познанию мира материального.

Признание существования в человеческой душе исключительно духовных страстей привело рационалистов к мысли о возможности совмещения переживания человеком страсти наивысшего порядка и процесса истинного познания. По их мнению, истинное познание обязательно должно сопровождаться интеллектуальной радостью и только при наличии данного условия можно быть уверенным, что познание является действительно истинным.

Философы-рационалисты не признавали абсолютной власти человека над собственными аффектами. Они не видели в человеке способности их подавлять, устранять и т.д., но они допускали возможность того, что разум человека может и должен руководить их движением и направлением.

Учение о человеческой душе, о возможности ее истинного познания, о ее структуре и особенностях является одним из краеугольных камней рациональной метафизики XVII столетия. Именно это учение, ключевые положения и методы которого, послужили основой рационалистической психологии как науки, заложило фундамент в тот образ, в каком перед нами предстает современный человек.

В своем учении о природе Бога Спиноза раскрывает природу Бога (как субстанции) и его свойства – атрибуты. К последним относится:

то, что он необходимо существует;

то, что он един;

то, что он существует и действует только по причине, заключенной в нем самом;

то, что он составляет свободную причину всех вещей, причем причину имманентную;

то, что все существует в Боге и зависит от него;

то, что без него ничего не может существовать, не быть представлено;

то, что все предопределено, причем не из свободы божественной воли, а из абсолютной природы Бога, т.е. его абсолютного могущества.

Логическим следствием из атрибутов Бога он считает существование модуса.  Данные модусы суть бесконечные воплощение исходной станции-Бога и составляют чувственный мир.

Человека Спиноза рассматривает как один и модусов, который обладает повышенным содержанием разума, и единственный из модусов, может достигать определенной свободы путём осознания необходимости собственного поведения. Стремление к антропоцентризму, свойственное человеку, может привести к ошибочному восприятию действительности и возникновения суеверия. К каким явлениям Спиноза относит все господствовавшие в то время религии, считая их необоснованными плодами человеческого воображения. Он выступает за развитие особой религии, которая была бы порождением мудрости, то есть разума, приложенного к пониманию природы Бога.

Эмпиризм-в основе познания лежит только опыт " нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте (чувствах)"; основатель Бэкон, продолжили Гоббс, Джон Локк.

Эмпиризм - направления субъективного идеализма-единственная реальность - идея- существует только в сознании человека- сознание человека является существенной реальностью, вне которого нет ничего. (Джордж Беркли, Девид Юм)

Джон Локк - основатель английского сенсуализма - ощущения единственный источник познания. Выдвинул идею первичных и вторичных качеств: как у Платона: хождение под парусами (чувственное познание); хождение на веслах (понятийное), так у Локка: первично-объективно (движение, непроницаемость, плотность, объём)- свойства, описываемые механикой; вторично-субъективные (запах, вкус, цвет). В отношении человека о первичных качествах дают информацию чувства (по одежке встречают), а духовные качества вторичны; считал мир материалистичен; в основе познания лежит только опыт; сознание - пустое помещение "чистая доска", заполняющееся опытом в жизни; источник опыта - мир; идеал государства - построенное на разделение властей; независимо от Монтескье и после Римского права предложил государственную власть разделить на 3 ветви, что было и сделано.

Дэвид Юм -субъективный идеалист; не отрицал понятия причинности образования мира, но считал необходимо заниматься практическими проблемами общества.

Проблема отношения бытия и духа неразрешима. Сознание человека склонна к идеям. Человек концентрированная идея без идеальной сущности (воспитания, опыта, система ценностей) человек не сможет полноценно воспринять мир; человек состоит из двух идеальных начал: впечатление внешнего опыта - приобретённые знания, опыт; Впечатление внутреннего опыта - аффекты и страсти, играющие большую роль в жизни человека и истории. Считал себя человеком с большой долей скептицизма; был популярен у буржуазии, не был агностиком- отрицание возможности познания мира.

Джордж Беркли (епископ)- субъективный идеалист; считал материализм опасным для богатых и критиковал своих друзей Локк, Бекона и Гоббса, применив "бритву Оккама",  существуют отдельно вещи, отдельно ощущение- материи нет; материализм тупиковая ветвь философии- материалисты не доказывают первичность материи перед идеей; идея первична-  вещь сначала задумывается, потом воплощается, мир задуман Богом; Реально только сознание человека, после смерти исчезает всё; идея самостоятельна и не является отражением мира.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. К трехсотлетию издания книги «Рассуждение о методе» Р. Декарта. «Книга и пролетарская революция», 1937. - №6. - С. 57 -63.
  2. Вартофский М. Природа, число и единичные вещи: мотивация и метод философии Спинозы // Модели. Репрезентация и научное понимание. -М., 1988.-С. 270-296.
  3. Грюнбаум А. Свобода воли и законы человеческого поведения. -«Вопросы философии». 1970. - №6. - С. 99 - 109.
  4. Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т. М., 1989. - Т. 1. - С. 481 -572
  5. Спиноза Б. Этика // Сочинения. В двух томах. СПб., 1999. - Т. 1. -С. 251-478.
  6. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Сочинения. В двух томах. СПб., 1999. - Т. 1. - С. 1 - 91.
  7. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977. - 223 с.
  8. Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом // Сочинения. В двух томах. СПб., 1999. - Т. 1. - С. 93 -169.



Предварительный просмотр:

Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

В эпоху Нового времени необходимо подчеркнуть укрепление союза между наукой и философией. Связанная с этим идея рациональности является стержневым пунктом всех прогрессивных тенденций в философии этого периода. С собственно философской точки зрения идея рациональности означает провозглашение разума в качестве единственно верного средства познания мира. Однако следует отметить, что убежденность в могуществе человеческого разума породила и противоположную тенденцию в философии Нового времени - эмпиризм. Родоначальнику эмпиризма Фрэнсису Бэкону принадлежит известный тезис <Знание-сила>. При этом следует учесть, что Ф. Бэкон имел в виду знание не теоретическое, а эмпирическое. По его мнению, всякое познание должно опираться на опыт, и соответственно, путь познания - от изучения единичных фактов к общим положениям. Основоположник рационализма Рене Декарт как естествоиспытатель понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, по его мнению, решающую роль в происхождении и развитии научно-философского знания играет разум. Только при его помощи человек может получить необходимое ему знание, обладающее достаточной достоверностью. Критерием истины Декарт считал ясность, отчетливость представлений и выводов. Наиболее достоверные суждения содержатся в разуме человека, прежде всего в его самосознании. Отсюда и его знаменитое высказывание: <Я мыслю, следовательно, я существую>. Одна из центральных проблем для философии Нового времени - проблема субстанции. Следует отметить, что она различным образом решалась разными философами. Так, у Декарта она трактуется дуалистически: наряду с духовной субстанцией существует и материальная. Мышление и протяжение выступают атрибутами субстанции и в философии Бенедикта Спинозы. Но в отличие от Декарта Спиноза понимает субстанцию как слияние в едином природы и бога. Здесь важно подчеркнуть диалектическую трактовку субстанции как причины самой себя. Если у Спинозы единичные вещи-видоизменения единой субстанции, то у Готфрид Лейбниц субстанций - монад - бесконечное множество. Каждая из них отражает в себе (сознательно или бессознательно) весь сотворенный богом мир благодаря так называемой предустановленной гармонии. Следует подчеркнуть: в философии Нового времени последовательно проводится мысль о неисчерпаемых возможностях человеческого разума. И эта традиция была развита в эпоху Просвещения. Рассматривая разнообразные взгляды мыслителей европейского Просвещения, следует отметить их не только антисхоластическую, но и антиметафизическую направленность, опору на связь науки с жизнью, с социальной практикой. Помимо гносеологических проблем основные вопросы, которые активно обсуждались в этот период, это противоречие между индивидом и родом, эгоистическими интересами и принципами разума и всеобщей справедливости, чувствами и разумом. Несмотря на то, что и в философских трактатах, и в литературно-художественных произведениях просветители обращали большое внимание на социальную среду, человек (и как эмпирический индивид, и как представитель рода человеческого - человек <вообще>) рассматривался ими абстрактно. Тем не менее убежденность в торжестве <царства разума>, скором (французские просветители) или отдаленном (немецкие), была несомненно прогрессивной для своего времени и оказала влияние на социальные изменении.

Рене Декарт. (1596-1650) - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. Основная черта философии мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от друга первоначально мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной, истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно Я существую”. В учении о бытие он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Движение возникает в результате толчка, первоначальный толчок дал бог. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключая место отвел дедукции. В логической цепи дедукции, следуя за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиция, имеют преимущество сравнительно с рассуждения дедукции. Вооружившись интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом.

Основная цель философа. Бенедикта Спинозы (1632 - 1677). - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, дополнил учением о свободе. Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Человек - часть природы.

Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) придворный историограф и дипломат. Старался соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона дифференциальные и интегральные исчисление, изобрел счетную машину. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физически. свойства тел: их движение, действие, сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Лейбниц к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следовательно число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Понятие развития у Лейбниц очень широкое. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений. Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии. Центр понятие теории Лейбниц - понятие о “малых перцепциях”, т.е о бесконечно. малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XVII ВЕКА

Контрольный тест по истории "История Россия XVII в" предназначен для студентов медицинского колледжа первого года обучения. Тест должен показать насколько студенты усвоили этот раздел. Выяснить какие ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ раздела рабочей программы «История России с древнейших времен до XVII века»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ  раздела рабочей программы«История России с древнейших времен до XVII века»...

«Спасители земли русской. Смутное время» Россия в начале XVII века

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "

План-конспект урока по истории  на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...

Прически Киевской Руси. Прически Московской Руси XIV-XVII веков.

Описани образов: причёска, головные уборы, одежда и украшения Киевской и Московской  Руси...

Методическая разработка преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Голландии XVII века".

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться преподавателями колледжа художественной направленности, уичтелями художественных школ и средней школы на уроках МХК и ИЗО...