Интерактивные технологии в профессиональном образовании
статья

Белобородова Марина Валерьевна

Применение интерактивныз технологий  в профессиональном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_statya_statya_office_word_2.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии в профессиональном образовании

        Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Одно из направлений - это использование преподавателем на уроках интерактивных технологий.

         Технология интерактивного обучения химическим дисциплинам направлена на формирование специальных профессиональных компетенций будущего технолога, специалиста среднего звена. Цель преподавателя – сформировать у выпускника колледжа ключевые, базовые и специальные компетентности, с учетом дальнейшей профессиональной деятельности. Задачу овладения студентами необходимыми компетенциями помогает решать технология интерактивного обучения химическим дисциплинам. В большом многообразии форм и методов интерактивного обучения модно выделить дидактический блок, который выполняет функцию организации усвоения содержания образования.

        В основе дидактики выделяют три этапа в обучении:

Первый этап включает ознакомление со средой обучения.

Второй этап – это освоение знаний и умений.

Третий этап – это овладение компетенциями.

        Первый этап дидактического блока интерактивного обучения – это ознакомление студента колледжа  с образовательной средой обучения и с содержанием учебного материала создание мотивации к обучению и благоприятной психологической атмосферы. Рассмотрим формы и методы обучения химии в группах колледжа, где студенты осваивают профессию технолог продукции общественного питания. При изучении тем «Дисперсные системы», «Адсорбция и адсорбционные свойства дисперсных систем», «Коллоидные растворы»,  «Качественный и количественный анализ вещества», «Углеводы» широко используется интерактивная доска. В кабинете химии интерактивная доска модели  SMART Board появилась в 2009 году, в рамках национального проекта «Образование». Она стала хорошим помощником на уроке. Например, при проведении  игры-соревнования по теме «Дисперсные системы. Адсорбция и адсорбционные свойства дисперсных систем»  студенты отвечают на вопрос о том,  при каких условиях в повседневной  жизни мы встречаемся с терминами «сорбция», «адсорбция», «адсорбент»? Они вспоминают бытовые поглотители запахов, осушители обуви, действие противогаза, очистку сточных вод, адсорбционный гетерогенный катализ, приводят примеры дисперсных систем, классифицируют их.

        Используя  межпредметные  связи, студенты выступают с сообщениями об  образовании  пыли, дыма, тумана (физика), цемента, строительного раствора, пасты,  природных минералов  (материаловедение), студня, желе, геля (технология), воды, солей и осадков, получении коллоидных растворов (аналитическая химия). Преподаватель, используя различные возможности интерактивной доски: может перемещать объекты, создавать изображения, работать с цветом, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области, демонстрировать видеофрагменты, видеолекции по «Физической химии и Коллоидной химии», демонстрационный химический эксперимент. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, СD-ROM, мультимедийные файлы и Интернет-ресурсы зададут уроку хороший темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, сохранять записи для будущих занятий, при этом привлекая к процессу студентов, которые могут самостоятельно работать небольшими группами: выступать с докладами или презентацией Power Point.

        Первоначальная ориентация в предметном поле предполагает знакомство с учебной  лабораторией по физической и коллоидной  химии. В рамках образовательного проекта у нас появилась возможность оснастить химическую лабораторию всеми необходимыми приборами и оборудованием. В ходе ознакомительного этапа мы рекомендуем студентам учебники и методическую литературу по «Физической и Коллоидной химии», а также методическую литературу по выполнению практических и лабораторных работ, отпечатанную в минитипографии нашего колледжа.

        Диагностика готовности студента к обучению и усвоению химических дисциплин проводится путем фронтального тестирования в компьютерном или «бумажном» вариантах. По дисциплинам естественнонаучного цикла преподавателями нашего колледжа разработаны контрольно-измерительные материалы, в том числе по всем разделам химии.

        На втором этапе обучения происходит освоение знаний и умений, понимания химических процессов и терминов. Основой такой дисциплины как «Физическая химия», «Коллоидная химия»  и «Аналитическая химия», «Общая и органическая химия» являются академические знания-факты и теории химической науки. На этой стадии важно поддерживать постоянной обратную связь (студент-преподаватель), которая призвана активизировать умственную и учебную деятельность студента, включать студенческую молодежь в образовательный процесс. Это можно реализовать в формах интерактивной лекции и интерактивных  практическо-лабораторных занятий. Интерактивная лекция, учитывая современные педагогические, информационные и интерактивные методы обучения, может строиться так:

1.Подготовка к началу занятия;

2.Объяснения целей занятия;

3.Введение в новую тему или задание;

4.Развитие темы при участии студентов;

5. Обсуждение результатов и итогов занятия.

        В ходе интерактивной лекции используются приемы прямого обращения преподавателя к студенту, возможно приглашение кого-либо из студентов к доске (для записи уравнения реакции, составления схемы). Интерактивная доска в ходе такого занятия – ценный инструмент для обучения всей группы студентов. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал живо, увлекательно, позволяет представить информацию с помощью различных  мультимедийных ресурсов, преподаватели и студенты могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Интердоска может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложном понятии, позволяет студентам взаимодействовать с новым материалом, а также является ценным инструментом при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию, передвигать объекты, создавая новые закономерности и связи. В результате, сортируя полученную информацию, студенты в ходе изучения темы сами приходят к правильному выводу – развивается индуктивное мышление.

        На интерактивных практических занятиях использую в своей работе со студентами метод коллективного решения задач на основе анализа ситуации. Сначала разбирается стандартный метод решения задачи, выявляется алгоритм деятельности, после чего студентам предлагается решить задачу самостоятельно. Лабораторный учебный эксперимент способствует не только изучению материала, но и закреплению навыков работы в лаборатории. Выполнение эксперимента сопровождается обсуждению его деталей, (условие образования осадков, правила растворения и т.д.). Это способствует усвоению содержания учебного материала, вырабатывает способность выстраивать структурно-логические связи.

        Основная задача – максимально выстраивать самостоятельную работу студента в виде решения задач разного типа, устных докладов, подготовок к лабораторным и контрольным работам. Самостоятельная работа студента требует привлечения дополнительной литературы и других источников информации (Интернет-ресурс, научных статей, значений физических величин). Например, технолог продукции общественного питания должен уметь осуществлять контроль качества пищевых продуктов, определять срок годности и качества продукта, содержание вредных веществ. Для правильной оценки качества студент должен уметь производить аналитический анализ пробы продукта, знать его химические свойства и характеристики, предельно-допустимые концентрации веществ, знать основные методы анализа и специфику анализа основных объектов природного происхождения, владеть методикой проведения аналитических измерений; владеть практическими навыками выполнения анализа простейших объектов. Таким образом, студент должен знать материал и владеть им по всем основным темам курса учебной  дисциплины «Химия». Так при выполнении практической работы на определение белков, углеводов в молочных продуктах, необходимо знать материал по следующим темам: «Растворы», «Свойства растворов», «Теория электролитической диссоциации», «Смеси и способы их разделения», владеть навыками выполнения качественного анализа, знаниями  по органической химии: химических свойств и качественные реакции на  белки и углеводы. Дисциплинами «Физическая и коллоидная химия», «Аналитическая химия» предусматривается изучение связи между химическими и сопровождающими их физико-химическими явлениями, структурой, строением и свойствами  веществ, составляющих основу  контроля качества пищевых продуктов.

         В первую очередь студент должен определить цель своей работы. Далее выстроить структурно-логические связи. Определить последовательность (ход работы). Подготовить необходимое оборудование и реактивы. Провести химический эксперимент и оформить результаты в тетрадь.

        Практическая работа студентом ведется по конкретизированному  заданию преподавателя. Мотивацией  к успешному выполнению служит фактор осознания значимости полученных умений в дальнейшей профессиональной деятельности. В результате, полученные навыки и умения сформируют профессиональные компетентности будущего выпускника – технолога продукции общественного питания и пригодятся молодому человеку на рабочем месте – на предприятии общественного питания или на работе в исследовательской лаборатории.

        Как при помощи технологий интерактивного обучения подготовить высококвалифицированного специалиста, владеющего базовыми, ключевыми компетенциями?

        Это использование контрольно-измерительных материалов в виде тестовых заданий, интерактивных карт, при помощи которых можно научиться  применять полученные знания для решения различного рода задач, в том числе и производственного характера.

        Выполнение практических и тестовых заданий способствует формированию профессиональных компетентностей.

        Видеоматериалы обеспечивают наглядность  химических веществ, демонстрируют правильность и порядок выполнения практической работы.

Интерактивные задания на упорядочивание позволяют выстроить логические связи и правильно выбрать метод анализа и его последовательность. Содержание практической работы по  качественному и систематическому  анализу смеси веществ заранее можно представить в интерактивном исполнении и предложить студенту как вариант оформления результатов практической работы. Оснащение химической лаборатории, создание индивидуального рабочего места в лабораторном классе, работа на лабораторном оборудовании формирует умения и навыки практической деятельности – практические компетентности.

Студенту можно предложить экспресс-тестирование - вопросы, ответы на которые требуют анализа, сравнения. По результатам тестирования студент может оценить успешность своей учебной деятельности.

Интерактивное оборудование позволяет осуществлять разбор допущенных ошибок, проводить анализ полученных результатов предметно и эффективно в режиме он-лайн по рабочей тетради студента.

Защита лабораторных и практических работ заключается:

- первое, в презентации полученных результатов, наблюдений, измерений, качественной и количественной оценке данных;

- второе, в оценивании их достоверности и значимости;

-третье, в оценивании приобретенных практических и профессиональных компетенций. Они выражаются в умении оценить и провести анализ качества продуктов питания. Решение задач практической направленности нацелено на развитие базовых профессиональных компетентностей будущих технологов – выпускников нашего колледжа.        В рассмотренном примере интерактивное средство обучения

(доска) реализует один из важных принципов обучения – наглядность.        Нужно отметить важный момент в работе на интерактивном оборудовании – подготовительный этап (подготовка к занятию со студентами). Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. Для этого применяется дополнительное программное обеспечение. Интерактивная доска – это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать на интерактивной доске.

Это дает  вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

1.Презентационное программное обеспечение

2.Текстовые редакторы

3.CD-ROMы

4.Интернет

5.Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

6.Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видеокассеты VHS или цифровые изображения)

7.Звуковые файлы (отрывки, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа будет слышен, если у вас есть громкоговорители

8.Програмное обеспечение для интерактивной доски

9.Програмное обеспечение, относящееся к различным предметам.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки на флип-чатах, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Материалы к уроку можно приготовить заранее. После занятия файлы можно сохранить в общей сети (схема оформления практической работы), чтобы студенты имели доступ.

Мы хотим предложить вашему вниманию интересные идеи, которые помогут вам в работе с интерактивной доской. Рассказать о том, как воздействуют интерактивные средства на результат восприятия учебного материала, в конечном итоге на результативность обучения.

Цвет позволяет преподавателю выделять важные области знаний, связывать общее и показывать их отличие, демонстрировать ход размышлений – это привлекает внимание аудитории, усиливает подачу учебного материала.

На интерактивных досках также можно захватить изображение, что имеет возможность обсуждать результат и добавлять к нему записи (можно зафиксировать результат опыта, который получился в пробирке) и провести его обсуждение.

При работе на интерактивной доске объекты (записи) можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия, отменять или возвращать. Знание, что всегда можно вернуться назад в своих действиях, придает уверенность.

Схему и рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет  фокусировать свое внимание на главных вопросах. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Такой метод можно использовать для сравнения теоретических результатов и полученных результатов экспериментальной работы.

Программное обеспечение компьютера позволяет производить надписи поверх изображений, запускаемых на компьютере. При помощи оборудования  документ-камеры можно проецировать изображение на доску. Это позволяет проводить анализ ошибок в самостоятельной работе студента или демонстрировать химический эксперимент на аудиторию в режиме «он-лайн».

Преимущества для студентов:

-делает занятия интересными и развивает мотивацию;

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе;

- развивает личные и социальные навыки;

- освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

-обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

-студенты начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе, активно обсуждают темы занятий и быстрее запоминают материал.

Интерактивные технологии формируют создание модуля (для модуля «Качественный анализ»). Содержание модуля по этой теме включает:

1).видеофрагменты, которые содержат элементы профессиональной направленности;

2).интерактивные лабораторные работы по теме;

3).видеозаписи демонстрационного эксперимента по химии;

4). интерактивные модели и анимации;

5).интерактивную «Периодическую систему Д.И.Менделеева»  и интерактивную  таблицу  «Растворимости кислот, солей и оснований в воде»;

6).интерактивные карты на выбор одного или несколько вариантов ответа, на упорядочивание, на установление соответствия, классификацию объектов по группам, на перемещение объекта по экрану, на заполнении пропусков в предложении, на ввод численного или строкового ответа и т.д.;

7).анимационные и мультимедийные фрагменты, которые способствуют формированию понятий по аналитической химии;

8). контрольно-измерительные материалы, которые дают ответ на вопрос, чему конкретно научился студент в процессе обучения. Ожидаемые результаты изучения темы в критериях бальной оценки знаний.

         Нововведения  меняют содержание и технологии обучения, имеющие целью повышение их эффективности. В результате студент овладевает компетенциями в предметной области дисциплины. Интерактивные средства обучения расширяют образовательную среду обучения химии, стимулируют интерес преподавателя в использовании новых методов в обучении, создают заинтересованность преподавателя в результатах своей работы. Студенты решают более сложные задачи. Предмет изучается более углубленно, на современном уровне. Этот факт напрямую находит отражение в содержании образовательных программ по химическим дисциплинам. Выпускник нашего колледжа получает в результате обучения современное качественное образование, он социально адаптирован и востребован на рынке труда. Этот факт вызывает чувство гордости за наше образовательное учреждение ГПАОУ СПО ЛО «Сосновоборский политехнический колледж».

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в профессиональном образовании

Инновационные технологии - важная составляющая часть подготовки специалистов высокого уровня...

Информационные технологии в профессиональном образовании

Информатизация создаёт дополнительные возможности для стимулирования у студентов творческого мышления, усиливает значимость их самостоятельной работы, упрощаются контроль и самоконтроль самостоятельно...

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информа...

Образовательные технологии в профессиональном образовании

Статья посвещена современным тенденциям в развитии образовательных технологиях...

Инновационные технологиии в профессиональном образовании

Статья об инновационной деятельности в профессиональном образовании, направленной на введение различных педагогических новшеств...

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...