Методические рекомендации по организации самостоятельной деятельности над исследовательской работой
методическая разработка

Ольга Николаевна Поступинская

Содержатся виды самостоятельной деятельности над исследовательской работой и критерии их оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский промышленно-экономический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Учебная дисциплина

Основы проектной деятельности

по  профессии  18.01.02 Лаборант-эколог

2018

СОГЛАСОВАНО

на заседании предметно-цикловой комиссии                                                          

Протокол №____ от "___"____________20__  г.

Председатель ПЦК:  ________________Т.Н. Восквицова

        

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

____________Т.Г. Лазакович

Содержание

Пояснительная записка

1.Общие положения о самостоятельной  работе студентов                                                  

2.Перечень внеаудиторных самостоятельных работ и объемы времени

3.Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов

4.Список литературы и источников

Приложения

Пояснительная записка

Данное пособие разработано на основании рабочей учебной программы дисциплины Основы проектной деятельности, при освоении профессий и специальностей СПО, как дополнительной учебной дисциплины для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Цель данного пособия: содействие формированию специальной профессиональной компетенции в области приобретения навыков проектной и исследовательской деятельности, обеспечивающей базовый уровень профессиональной квалификации.

Задачи самостоятельной работы студента:

- развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

- освоение содержания дисциплины;

- углубление содержания и осознание основных понятий дисциплины и действий;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий для эффективной подготовки к зачету.

Изучение дисциплины осуществляется по выполнению самостоятельных работ, в которых последовательно закрепляются знания, умения и навыки:

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности позитивной роли исследовательской и проектной деятельности в жизни современного общества, необходимости толерантного отношения к окружающему кругу людей, научному сообществу, бережного отношения к окружающей среде и своей Родине;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания, реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов, участие в научно-практических конференциях), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение исследовательских и проектных работ).

1.Общие положения о самостоятельной  работе студентов

В процессе изучения географии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массовой информации, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы:

- самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины;

- подготовка к лекционным занятиям;

- подготовка к зачёту, к устным или письменным опросам;

- выполнение домашних заданий по закреплению тем;

- выполнение домашних заданий по решению типичных задач;

- составление и оформление докладов по отдельным темам программы;

- участие в научных конференциях.

Данная методическая разработка содержит методические указания студенту по выполнению самостоятельных работ, критерии оценки и список основной и дополнительной литературы. Работы должны быть выполнены студентами самостоятельно.

Основной целью данного учебного пособия является содействие формированию основных общих компетенций студентов:

в направлении личностного развития:

- формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к творчеству;

в  метапредметном направлении:

- развитие целеполагания, планирования, выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; 

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

извлечение необходимой информации;

- планирование  сотрудничества   в поиске и сборе информации; 

-  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  языка;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой  познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

в предметном направлении:

- отработка навыков научно-исследовательской, аналитической и проектной работы;

- выделение основных этапов создания проекта;

-  представления о научных методах, используемых при создании проекта;

- изучение способов анализа и обобщения полученной информации;

- получение представления об обще логических методах и научных подходах;

- получение представления о процедуре защиты индивидуального проекта.

2. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ и объемы времени для студентов

Вид и содержание внеаудиторных самостоятельных работ

Количество часов

1

Тема 1.1. Требования к проекту

1

1.Работа с учебной литературой;

2. Характеристика понятий «исследовательская и проектная деятельность».

2

Тема 1.2. Этапы работы над индивидуальным проектом

8

1. Определить цель проекта

2.  Составить промежуточный отчет.

3.  Поиск информации в Интернете, работа с литературой.

4.  Работа с текстовыми источниками информации, отбор необходимой информации.

3

Тема 2.1. Общие требования к оформлению текста

2

  1. Составить план выполнения индивидуального проекта.
  2. Определение задач работы.
  3. Изучение литературных источников.
  4. Проведение предпроектного исследования.

4

Тема 2.2. Общие требования к созданию презентации

8

1. Планирование выполнения индивидуального проекта.

2. Определение задач работы.

3.Изучение литературных источников.

4.  Создать презентацию

5. Оформить доклад с презентацией.

5

Тема 2.3. Требования к защите проекта

4

1. Создать презентацию

2. Оформить выступление

3. Подготовиться к защите работы

                                                                                                Итого:

23

3. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа №1 

Тема 1.1. Требования к проекту

Цель: умение составлять текст на основе отобранной информации из учебной литературы

Инструкция:

1.Работа с учебной литературой – отобрать и проанализировать найденную информацию (приложения).

2.Выписать в рабочую тетрадь (составить конспект) по теме: Характеристика понятий «исследовательская и проектная деятельность».

Самостоятельная работа №2

Тема 1.2. Этапы работы над индивидуальным проектом

Цель: умение находить и собирать информацию с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет; сравнивать и систематизировать полученные данные и отбирать наиболее значимые; корректировать их.

Инструкция: 1. Определить и сформулировать цель проекта.

Планирование этапов выполнения проекта; определение способов сбора и анализа информации; подбор способов решения, подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); определение способа представления результатов (формы проекта). Поиск информации в Интернете, работа с литературой

2.  Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.); обсуждение методических аспектов и организация работы. Сбор, систематизация и анализ полученных результатов; формулировка выводов структурирование проекта. Составить промежуточный отчет.

3.  Работа с текстовыми источниками информации, отбор необходимой информации.

Самостоятельная работа №3 

Тема 2.1. Общие требования к оформлению текста

Цель: умение составлять  и оформлять текст на основе отобранной информации из учебной литературы и полученных собственно данных.

Инструкция: 1. Систематизировать и обобщать полученные знания и способы учебных действий; корректировать их. 2. Определять задачи и планировать деятельность над проектом. 3. Провести предпроектное исследование. Составить отчет о ходе выполнения – завершить оформление текстового документа исследовательской работы, проекта.  

Самостоятельная работа №4 

Тема 2.2. Общие требования к созданию презентации

Цель: умение составлять  и оформлять демонстрационный материал (презентацию, буклет, видеоролик и др.), на основе полученной информации и отраженной в исследовательской работе.

Инструкция: 1. Создать и оформить демонстрационный материал (презентацию, буклет, видеоролик и др.) к выполненной работе.

  1. Анализ исследовательской деятельности; осмысление полученных данных и способов достижения результата

Самостоятельная работа №5 

Тема 2.3. Требования к защите проекта

Цель: умение составлять  и оформлять доклад (выступление) по исследовательской работе.

Инструкция: 1. Оформить доклад (выступление) с презентацией в соответствии с требованиями (приложения).  2. Оформить выступление (приложение). 3. Подготовиться к защите работы

Приложения

Алгоритм определения главной мысли текста

  1. Определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления и др.)
  2. Систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».
  3. Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.
  4. Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.
  5. Сформулируйте главную мысль текста.

Алгоритм сопоставления

  1. Выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каждого из рассматриваемых объектов.
  2. Определите, насколько черты объектов схожи или различны.
  3. Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и свойств объектов.
  4. Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутренних связей и/или внешних несоответствий между объектами.
  5. Сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.

                                   Алгоритм анализа статистических данных

  1. Изучите представленные статистические данные.
  2. Сделайте выводы о  тенденциях явлений и процессов, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления).
  3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объясните их важнейшие причины, закономерности, возможные последствия, перспективы, значение.

Алгоритм сравнения

  1. Определите (в тексте, на карте, в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения.
  2. Выберите важные для сравнения основания (критерии).
  3. Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов.
  4. Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.
  5. Подведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.

Составление сводной (обобщающей) таблицы

Этот вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля.

Критерии оценки:

- соответствие содержания теме;

- логичность структуры таблицы;

- правильный отбор информации;

- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- работа сдана в срок.

Методические рекомендации по написанию и проработке  конспекта

  1. Внимательно прочти текст.
  2. Выдели главную идею и озаглавь текст.
  3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
  4. Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.
  5. Прочти текст во второй раз.
  1. Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.
  1. Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.
  2. Визуализируй конспект:
  1. Напиши источник конспектирования (название, автор);
  1. раздели страницу на три части в соотношении. Левая часть - это рабочее поле плана, центральная - поле тезисов, правая - поле конспекта.
  2. главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;
  1. каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию); 
  2. в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.

Критерии оценки конспекта:

п/п

Критерии оценивания

       «5»

«4»

«3»

«2»

1

Объём выполненной работы

Оптимален для конспектирования материала

Оптимален для

конспектирования материала

Занижен завышен

Занижен завышен

2

Логическая последовательность и связанность материала

+

Незначительно нарушена

Нарушена

Отсутствует

3

Полнота изложения содержания

+

Не выдержана

Не выдержана

Не выдержана

4

Сохранение основной идеи через весь конспект

+

+

Нарушено

Отсутствует

5

Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи)

+

+

Не достаточно

Не используется

6

Оформление

+

+

Наличие отклонений

Наличие отклонений

7

Орфографический режим (как дополнительный критерий)

+

-

Соблюдается слабо

Нарушены.

Методические рекомендации  по написанию выступления, доклада

1. Основные требования к  докладу


Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.

Научный текст – это:
1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;
2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;
3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;
4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».

В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.
Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:
а) новые неизвестные факты;
б) новые объяснения известных фактов;
в) новые оценки известных фактов.

Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.

Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) аргументы должны быть истинными утверждениями;
б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;
в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;
г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;
д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

2. Специфика выступления (доклада) как устного сообщения.


Поскольку доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.

Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.


Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:
а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;
б) исключить все повторы;
в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;
г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.

Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух. Это предполагает:
а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;
б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;
в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.

Главное: слушателю должна быть понятна логика изложения. С этой целью перед тем, как закончить доклад, желательно очень кратко повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.

В-третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией.
Для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:
а) риторические вопросы;
б) паузы;
в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);
г) жестикуляция;
д) прямое требование внимания.

3. Оформление демонстрационного материала.


В качестве демонстрационного материала в экономической географии  используют графики, диаграммы, таблицы и схемы. График – это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной.

График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей, а также словесные пояснения условных знаков.

Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами.

Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.

При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.

В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.

Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.

Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.

4. Основные критерии оценки доклада.


В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могу выступать:
а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) научная новизна и достоверность полученных результатов;
е) свободное владение материалом;
ж) состав и количество используемых источников и литературы;
з) культура речи, ораторское мастерство;
и) выдержанность регламента.

Подготовка опорного конспекта

Запишите название темы по предмету. Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте конспект в виде простых записей.

Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы. В зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и предложений; схем, таблиц. Также можно использовать рисунки и различные графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на читателя как опорный сигнал.

Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы.
Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).

Составьте опорный конспект в соответствии с требованиями к содержанию записей.

Критерии оценки:

•Полнота изложения материала;
• Последовательность и логичность в отражении темы;
• Лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• Структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
• Расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);
•Наглядность;
• Связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

Система оценивания внеаудиторной самостоятельной работы

Оценка сообщения

Оценка «отлично» ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;
  • содержание работы полностью раскрывает утвержденную тему;
  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
  • в работе использованы современные источники;
  • работа выполнена в установленный срок.

Оценка «хорошо» ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;
  • содержание работы не полностью раскрывает утвержденную тему;
  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
  • в работе использованы современные источники;
  • работа выполнена в установленный срок.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если сообщение отвечает следующим основным требованиям:

  • соответствие содержания теме;
  • содержание работы раскрывает утвержденную тему, допущены незначительные ошибки;
  • выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;
  • в работе использованы современные источники;
  • работа выполнена не в установленный срок.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:

  • содержание не соответствует теме;
  • содержание работы не раскрывает утвержденную тему;
  • выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;
  • работа выполнена не в установленный срок.

Оценка сводной (обобщающей) таблицы и опорного конспекта по теме

Оценка «отлично» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:

  • правильность выбора информации;
  • краткость изложения информации;
  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
  • работа выполнена в установленный срок.

Оценка «хорошо» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:

  • правильность выбора информации, но имеются незначительные ошибки;
  • краткость изложения информации;
  • выполненная работа свидетельствует о знании учебного материала;
  • работа выполнена в установленный срок.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если заполнение таблицы отвечает следующим основным требованиям:

  • правильность выбора информации, но имеются незначительные ошибки;
  • большой объем, много лишней информации;
  • выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании учебного материала;
  • работа выполнена не в установленный срок.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при наличии следующих недостатков:

  • неправильность выбора информации, имеются значительные ошибки;
  • большой объем, много лишней информации;
  • выполненная работа свидетельствует о незнании учебного материала;
  • работа выполнена не в установленный срок.

Критерии оценки качества выполнения индивидуального проекта

Критерии

оценки 

неудовле-ворительно»

«удовлетво-рительно»

«хорошо»

«отлично»

1 Актуальность

содержания

проекта

Содержание

проекта не

актуально,

не отражает

последние

достижения

техники,

науки, экономики.

Цели и задачи неясны (либо они есть, но абсолютно не

согласуются с содержанием)

Актуальность либо вообще

не

сформулиро-вана, либо

сформулиро-вана, но в самых общих чертах –

проблема не

выявлена и

не аргументи-рована. Не

четко сфор-

мулированы

цель, задачи проекта

Обучающий-

ся обосновы-

вает актуаль-

ность проблемы в целом, а не собственной те-

мы. Сформу-

лированы

цель, задачи

проекта.

Актуаль-

ность проек-

та обоснова-

на анализом

состояния

науки, техники, экономики. Сформулиро-ваны цель, задачи проекта.

2. Самостоятель-ность в работе над проектом

Большая

часть содержа-ния проекта взята из одного источника, ли-

бо заимствова-

на из сети

Интернет.

Авторский

текст почти

(или полностью) отсутствует.

Самостоятель-ные выводы либо отсутству-ют, либо при-

сутствуют только формаль-но. Обучаю-

щийся недоста-точно хорошо ориентируется в

тематике, утает-ся в изложении

содержания.

Обучающий-

ся делает вы-

воды. Выво-

ды иногда

расплывчаты

и не связаны

с содержани-

ем проекта.

Обучающий-

ся делает самостоятель-

ные выводы,

четко, обосно-ванно и конкрет-но выражает

свое мнение

по поводу основ-ных аспектов содержания

проекта.

3. Логика

Содержание

и тема проекта плохо согласуются

между собой

Содержание

и тема проекта не всегда согласуются между

собой. Некоторые части

проекта не

соответствуют его целям и задачам

Содержание

проекта и ее

частей, в целом соответствуют теме, но имеются небольшие

отклонения.

Логика изложе-ния присутст-вует –

одно положение вытекает

из другого.

Содержание,

проекта как в

целом, так и

его частей

связано с те-

мой. Тема

сформулирована конкретно, от-

ражает направ-ленность проекта.

4. Сроки

Проект не

сдан

При работе

над проектом сроки его выполнения не соблюдались.

Проект сдан

с большим

опозданием

При работе

над проектом

сроки его вы-

полнения со-

блюдались.

Проект сдан в

срок, либо с

небольшим

опозданием

При работе

над проектом

сроки его

выполнения

соблюдались.

Проект сдан

в срок

5. Содержание

пояснительной

записки

Пояснительная записка

выполнена с

грубыми

ошибками,

ее содержа-

ние не соответствует

теме проекта

Пояснительная записка

выполнена с

ошибками

не всегда в соответствии с требованиями

задания на проект

В содержании

пояснительной записки

имеются не-

значительные

ошибки и от-

клонения от

требований

задания.

Пояснительная записка выпол-нена без ошибок,

ее содержание полностью соот-

ветствует

требованиям задания

Приложение 3

Критерии оценки защиты индивидуального проекта

Критерии

оценки 

неудовле-ворительно»

«удовлетво-рительно»

«хорошо»

«отлично»

1. Защита

индивидуаль-ного проекта

Обучающийся

совсем не ориен-тируется в

содержании

проекта, не

смог ответить

ни на один во-

прос. Не ис-

пользует про-

дукт проектной деятельности

Обучающийся, в целом, владеет

содержанием проекта,

но при этом

затрудняется

в ответах на

вопросы членов комиссии: допускает неточности и

ошибки при

объяснении

основных

положений и

результатов

проекта.

Обучающийся слабо ориенти-руется в поня-

тиях, терминах, которые исполь-зованы в проек-

те. Не исполь-зует при защите продукт проект-

ной деятельнос-ти

Обучающийся достаточно

уверенно

владеет со-

держанием

проекта, в ос-

новном, ответил на поставлен-ные вопросы, но

допускает не-

значительные

неточности при ответах.

Использует

при защите

продукт проектной дея-

тельности.

Обучающийся уверенно

владеет содержа-нием проекта, высказывает

свою точку

зрения, опираясь на соответст-вующие теорети-

ческие положе-ния, грамотно и содержатель-

но отвечает на

поставленные вопросы.

Использует

при защите

продукт проект-ной деятельнос-ти

Список литературы

Основные источники

  1. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
  2. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
  3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2015.
  4. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
  5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2014.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
  7. Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.

Дополнительные источники:

  1. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2015
  2. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2014.

Интернет-ресурсы.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011 (работаем по новым стандартам)
  2. Проектная        деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-192с. - (работаем по новым стандартам).
  3. Информационное пространство fgos.seminfo
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

Интернет-ресурсы:

  1. http://eor.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных

ресурсов

  1. http://school-collection.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов «Метод интервалов»

Методические рекомендациидля организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов «Метод интервалов»...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Этапы интегра

laquo;Этапы интеграции навыков игры на музыкальном инструменте (синтезаторе) с навыками в других видах музыкальной деятельности (вокал, хоровое дирижирование) в рамках работы с детским хоровым коллек...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Алгоритмы раб

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по МДК 02.03 Оптимизация процессов транспортировки и про-ведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логи

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по МДК 02.03 Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов по специа...