Развитие артистизма у детей
методическая разработка

Мустафаева Гюзель Айратовна

Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения. Главным и основным показателем артистизма является лицо.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Развитие артистизма у детей»

«Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам!»

Эта фраза знакома всем и каждому. О ней не стоит забывать при работе с детьми. Хореография - искусство, любимое детьми. И работать с ними - значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

Просмотры спектаклей в театре, кино-, видео- телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно и важно.

Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.

Искусство танца многогранно и безгранично, станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. Полностью бездарных детей нет: у кого-то лучше получается, кто-то лучше справляется с другим. Нужно выявить эти характерные особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них. Развивать все, но больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям. То есть вступает в силу второй принцип - индивидуальный подход.

Важнейшей задачей является воспитание эмоциональной выразительности исполнения – артистизм. Как же развить артистизм у детей?

Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Как добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

Главным и основным показателем артистизма является лицо. Что же такое наше лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для развития любым мышц необходим тренаж. Для чего?

  1. Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.

  1. Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее. Ярким, красивым выражением лица детей нужно научить - это опять тренировка.

Вывод - тренинг лица необходим.


Программа "Развитие мышц лица"

Разминка

Любая хорошая разминка должна проходить под музыку. Каждое движение исполняется по 16 раз.

1. Нижняя челюсть - одна из самых подвижных частей лица:

- движение из стороны в сторону;

- движение вперед и в себя; оттягивание вниз;

- сжатие зубов;

- зажать челюсти и пошевелить желваками.

2. Губы:

- зажать верхними зубами нижнюю губу;

- зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;

- поджать две губы в ниточку; поцелуй;

- нижней губой постараться дотянуться до носа;

- тоже самое двумя губами;

- в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.

3. Щеки:

- надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две щеки;

- втянуть две щеки.

4. Нос:

- сморщить и расслабить;

- приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаю нюхательный табак).

5. Веки:

- нервный тик;

- моргнуть двумя глазами;

- моргаю поочередно.

6. Глаза - одно из выразительных средств лица:

- закатить вверх и опустить вниз;

- движения из стороны в сторону;

- движения по кругу в одном направлении и в другом;

- скосить и развести.

7. Брови:

- поднятие вверх;

- опускание вниз.

Это основные элементы движений разминки. Они должны проходить по принципу постепенного увеличения темпа и усложнения координации.

Маски

Часто дети не умеют создавать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить.

1. Радость, улыбка - рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.

2. Удивление - нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.

3. Испуг - голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.

4. Плач - этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.

5. Кокетство - голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.

6. Ненависть - губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-подлобья.

Маски учат сперва медленно, проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживаю маску, другую отдыхаю. Постепенно увеличиваю скорость возникновения и исчезновения маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.

Живое лицо

Лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и повороты головы.

Занятия мышцами лица обогащают исполнительское мастерство детей, позволяют перейти к более сложным видам хореографии.  Можете показать не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая роль или образ.

Еще одним хорошим средством развития артистизма являются этюды на изображение животных, помимо артистизма, они развивают фантазию и наблюдательность детей и им они очень нравятся.

Исполнение должно быть  естественным, предполагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям детей, но и учитывать их.

Роль игры в развитии артистизма

Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и, конечно же, артистизма. Раньше игра была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Игра развивала способности человека, сообразительности, наблюдательности, ловкости, все то, что требовалось ему в быту.

По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка до 10 лет. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически. Да и самому ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.  У ребенка всегда есть свой план игры и свой замысел. Тем более, что в игре все условно, все понарошку - действие, роли, место.

Импровизация как средство развития артистизма

Еще одним средством развития артистизма является импровизация

Импровизация (неожиданный, внезапный поворот событий) - сочинение стихов, музыки и т.д. в момент исполнения. При всем разнообразии определений чаще всего употребляются слова - мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки.

Импровизацию в хореографии можно назвать еще и "танцем в настоящем", "сиюминутной хореографией".

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Музыка на занятиях хореографией

Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест. Мы говорим: "Следует научить детей красиво двигаться". Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения - выразительность, ритмичность, четкость, координацию.

Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Именно в течении последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев, они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Подводя итог - хочется надеяться, что выявив все аспекты, влияющие на развитие артистизма у детей, можно добиться желаемого результата.

Занятия должны быть регулярными. При постоянной и целенаправленной работе при развитии артистизма – дети меняются: становятся более раскованными, более яркими и неповторимыми.

Ведь очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние.

Пусть маленький, но это уже успех! Пусть не сразу все получается, но уже зажглась искорка созидания: ведь ошибаться, начинать сначала, помочь самому творить красоту в танце – это замечательно, это процесс творчества.

Артистами не рождаются, ими становятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Развитие творческих способностей детей. «С чего начать?», «К чему прийти?» по предмету специального фортепиано ДМШ и ДШИ.

Данная тема и проблема всегда была мне интересна. Но в последние годы все больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развити...

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Методический доклад "Развитие артистизма в процессе обучения детей в фортепианном классе"

Развитие артистических навыков у обучающихся в классе фортепиано...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР

Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...