Обучение аудированию на уроках иностранного языка.
методическая разработка

Дугаева Наталья Ивановна

Обучение аудированию на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_teme_audirovanie.pptx620.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение а удированию на уроках иностранного языка. ( Из опыта применения лингафонного кабинета в обучении аудированию ) Выполнила Дугаева Наталья Ивановна, преподаватель иностранных языков город Новосибирск

Слайд 2

Содержание: 1 . Аудирование как цель и средство обучения. 2 . Основные трудности при аудировании . 3 . Механизмы аудирования . 4 . Развитие навыков аудирования . 5 . Возможности лингафонного кабинета в обучении аудированию . 6. Вывод.

Слайд 3

1.Аудирование как цель и как средство обучения. « Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух» Аудирование является как целью, так и средством обучения. На практике эти две функции тесно взаимосвязаны .

Слайд 4

Аудирование как цель обучения . Научить понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения . Аудирование является самостоятельным видом речевой деятельности, когда человек слушает и воспринимает : -различные объявления, -новости радио и телевидения, -лекции, -рассказы собеседников, -выступления актеров, -собеседника по телефонному разговору и т.д

Слайд 5

Аудирование как средство обучения. Аудирование является средством обучения , так как при прослушивании текстов и работе с аудиотекстами одновременно отрабатываются основные языковые и речевые знания, умения и навыки : -лексические, -грамматические, -фонетические .

Слайд 6

2. Основные трудности аудирования . Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности . Во-первых , оно характеризуется одноразовостью предъявления. Во-вторых , слушающий не может приспособить речь говорящего к своему уровню восприятия и понимания. В-третьих, существует целый ряд препятствующих пониманию речи объективных трудностей : - Условия аудирования (внешние шумы, помехи, плохая акустика); - Индивидуальные особенности речи (дикция, тембр, паузы, нарушения артикуляции, возрастные особенности, диалекты); - Языковые особенности материала ( незнакомые слова, устойчивые выражения, разговорные лексические единицы, термины, аббревиатуры).

Слайд 7

3. Механизмы аудирования . Выделяют 4 основных механизма аудирования : речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования . Речевой слух – обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Происходит узнавание знакомых образов в речевом потоке. Память - единицу речи необходимо удержать в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней. Вероятностное прогнозирование – порождение гипотез, предвосхищение хода событий, контекста, проявление компенсаторных умений . Механизм артикулирования - при аудировании происходит внутреннее проговаривание, т.е. артикулирование . Чем лучше отработан механизм артикулирования , тем выше уровень аудирования .

Слайд 8

4. Развитие навыков аудирования . Различают коммуникативное и учебное аудирование . Коммуникативное аудирование - является целью обучения и представляет собой сложное умение понимать речь на слух при ее одноразовом воспроизведении. Учебное аудирование является средством достижения этой цели. В зависимости от конкретных учебных задач существует 2 вида аудирования : с полным пониманием и с пониманием основного содержания аудиотекста .

Слайд 9

Факторы успешности обучения аудированию : Правильный темп, мотивация, смысловая организация аудиотекста , длительность звучания, учет уровня подготовленности обучающихся, количество прослушиваний, формы контроля .

Слайд 10

Этапы работы над аудиотекстом : 1. Предварительный инструктаж и предваряющее задание (перед прослушиванием ); 2. Процесс восприятия аудиосообщения ( во время прослушивания); 3. Задания, контролирующие понимание прослушанного аудиоматериала (после прослушивания).

Слайд 11

Этап перед прослушиванием . Предварительная инструкция создает мотивацию, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку заданий, разъясняет пути его выполнения, указывает на возможные трудности и определяет формы проверки понимания. Наиболее типичные задания для этого этапа работы с текстом: 1.Обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания; 2. П редположение по заголовку/новым словам; 3. В ведение в проблематику текста.

Слайд 12

Этап прослушивания текста . При формировании навыков аудирования прослушиваний может быть несколько, и при этом для сохранения мотивации задания должны быть разнообразными: 1.Прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях; 2. П рослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений; 3. П рослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались; 4. З акончить следующие предложения; 5. П рослушать текст и сказать, что в нем говорилось о…; 6. Н айти русский/английский эквиваленты слов .

Слайд 13

Этап после прослушивания. Прослушав текст и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Контроль понимания может проводиться как на иностранном языке, так и на родном, традиционным путем либо с помощью тестов. Виды тестового контроля: - альтернативный тест ( да-нет, верно-неверно); - тест множественного выбора (из 3-4 утверждений); - тест дополнения, восстановления.

Слайд 14

5 . Возможности лингафонного кабинета в обучении аудированию . Регистрировать присутствующих на уроке. Обращаться ко всему классу «Громкая связь». Обращаться к отдельному ученику. Подключаться к любому учащемуся с целью контроля его самостоятельной работы. Прослушивать текст с главного пульта. Переключать систему в режим самостоятельной работы учащихся. Организовать работу в парах. Организовать работу в группах «Конференция». Имитировать разговор по телефону. Записывать монологи и диалоги на «Дорожку студента ».

Слайд 15

Применение технических средств позволяет : 1. Восполнять отсутствие естественной иноязычной среды; 2. Осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающегося; 3. Создавать лучшие условия для контроля; 4. Обеспечивать ускоренное формирование навыков слухового самоконтроля; 5. Максимально использовать аналитические и имитационные способности обучающихся; 6. Определять качественные показатели речи обучающихся в записи; 7. Выполнять многие активные виды упражнений, включая говорение, со всеми студентами одновременно .

Слайд 16

Условия эффективности обучения аудированию : 1.Использование звукотехнических средств обучения; 2. Организация самостоятельного прослушивания обучающимися дома и в лингафонном кабинете; 3.Использование возможностей иноязычного общения с носителями языка; 4. Просмотр фильмов, прослушивание песен на иностранном языке.

Слайд 17

6. Вывод : Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе высока . Возможности лингафонного кабинета дают большие преимущества, позволяющие методически грамотно построить работу над таким важнейшим видом деятельности как аудирование и получить желаемый результат.

Слайд 18

Источники: 1.Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций / Е.А. Опарина; Ряз.гос.пед . ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2005. 2.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2006. 3. Н.Д.Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам . Пособие для учителя АРКТИ. Москва, 2004.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Обучение профессиональной лексике на уроках иностранного языка

Текст выступления на областном методическом объединении преподавателей иностранного языка в СПО...

Обобщение опыта по теме "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка с помощь применения игровых технологий"

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению иностранного языка, а именно английского, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И при изу...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

В данной статье авторы акцентируют внимание на то, что для всех обучающихся профессиональных образовательных организаций английский язык специальности – это серьезный фундамент для будущей произ...