Технологии применения активных форм обучения
материал

Пополитов Алексей Юрьевич

выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_avtodela.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей с Хлевное.»

Тема:         Технологии применения активных методов обучения

        

Выполнил:  учитель автодела

МБОУ лицей с Хлевное

Пополитов Алексей Юрьевич

 

2018

 


Технологии применения активных методов обучения

Применительно к педагогическим технологиям  активными методами являются: эвристическая беседа, деловые игры, проблемное обучение.

Эвристическая беседа

Эвристическая беседа (от греческого «эвристика» — отыскание, открытие) — это вопросно-ответная форма (метод) работы мастера с учащимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых фактов, явлений, процессов, правил и т.п.

Мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.

Вместе с тем использование в производственном обучении эвристической беседы при явных ее достоинствах имеет определенные, объективные ограничения:

 - применение беседы как метода обучения требует наличия у учащихся определенного запаса профессиональных знаний, опыта, поэтому ее используют на более поздних этапах учебного процесса

 - коллективная форма общения мастера с учащимися не всегда целесообразна

 - проведение и руководство эвристической беседой требует от мастера определенного педагогического опыта, особой подготовки.

Рациональность технологии проведения эвристической беседы требует соблюдения следующих правил руководства ею:

—         не предлагать учащимся несколько вопросов сразу — это рассеивает их внимание и нередко вызывает растерянность;

—         поощрять стремление учащихся ответить на вопрос по желанию;

—         чаще обращаться к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение;

—        обращать внимание учащихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие основную сущность обсуждаемого; добиваться, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством учащихся;

-         не ограничиваться работой только с активными учащимися, вовлекать в беседу молчаливых, менее активных. Выяснять, почему они молчат — не знают, не слушают ответы товарищей, стесняются, имеют свое отличное от общего мнение. Всегда добиваться, чтобы активными в беседе были все учащиеся группы, бригады;

—         не удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться от учащихся конкретных ответов;

—         задавая наводящие вопросы, ставить их так, чтобы ответы на них заставляли учащихся думать, не наводили сразу на правильный ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;

-         обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах по мере того, как в этом возникает необходимость.

Деловые игры

Деловые игры, как форма (метод) обучения, относятся к широко применяемым в профессиональных учебных заведениях дидактическим играм. Деловые игры представляют имитацию принятия решений, разыгрывания ролей, разрешения конфликтных ситуаций, вынесения оценок результатов деятельности.

Массовое применение этого типа дидактических игр вызвано двумя причинами. Во-первых, применение деловых игр в значительной степени повышает познавательную активность учащихся. Учащиеся получают и усваивают значительно больше чисто прикладной информации, необходимой для грамотного принятия соответствующих решений. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной

Вторая причина «увлеченности» деловыми играми определяется спецификой требований к работнику. Необходим опыт делового общения в различных жизненных и производственных ситуациях с разными людьми

Наиболее характерными ситуациями деловых игр, применяемых в производственном обучении являются: анализ заданных производственных ситуаций и принятие оптимальных решений организация, технология, контроль, экономика, маркетинг и т.п.; определение (диагностика) дефектов обработки, сборки, регулировки, соблюдения технологических режимов работы оборудования.

В деловой игре, как правило, принимают участие:

—        ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели каждой команды и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации участников игры;

—        капитаны, старшие команд: обеспечивают превращение команд в коллективный субъект деятельности, прилагают усилия для созданий в команде творческой атмосферы, обеспечивают активное включение каждого участника игры в творческий процесс в процессе игры;

—        информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации, анализирует ход игры и дает предложения руководителю по оценке ее результатов;

—        игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.

Руководителем игры является или мастер производственного обучения, или мастер совместно с преподавателем специального предмета. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранны: до игры — они инструкторы; в процессе игры — консультанты, при подведении итогов — главные судьи и руководители заключительной дискуссии.

Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:

— этап подготовки — разработка сценария, в содержание которого входят учебная цель, описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры материалы, инструкции, сообщаются правила игры, даются участникам игры необходимые предварительные консультации;

 — этап проведения — групповая (иди бригадная, командная) работа над выполнением игрового задания: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», внутрикомандные и межкомандные дискуссии, защита результатов, работа арбитров;

 — этап анализа — выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита участниками игры своих решений и выводов. В заключение ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки и недостатки, формулирует окончательный итог проведенной игры.

Особой разновидностью деловых игр являются различного рода ролевые игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами.

Проблемное обучение

Применение активных методов в учебном процессе способствует формированию у учащихся продуктивного, творческого мышления.

Проблемная ситуация — это непременное условие, своеобразный пусковой механизм такого мышления.

На этой основе строится технология проблемного обучения, сущность которого в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение познавательных задач (проблем), выдвигаемых в форме вопроса, задания, задачи. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию.

Проблемой является вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но учащийся обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения

Необходимо производить целесообразный отбор реальных учебных и учебно-производственных ситуаций, сталкивать учащихся с ними, побуждая их к открытию нового.

Проблемное обучение не означает непрерывного процесса решения проблем; не всякий учебный материал содержит проблемное задание и не всякое проблемное задание можно (или нужно) представлять в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. При организации проблемного обучения всегда следует руководствоваться принципом целесообразности.

Пути создания проблемной ситуации разнообразны:

В содержании п/о много моментов и ситуаций, обладающих «естественной проблемностью», которые широко могут быть использованы при организации проблемного построения учебного процесса. Например, изучается операция — правка металла. Учащиеся уже знают, что правку полосы или прутка производят ударами или нажатием пресса на выпуклую их часть. Переходя к правке листового металла с выпуклостью, мастер просит их подумать и предложить способ правки покоробленных листов. По аналогии с правкой прутка учащиеся считают, что удары молотком следует наносить по выпуклостям. Когда попробовали — не получилось. Почему? Создалась проблемная ситуация.

Проблемную ситуацию можно создать, поставив учащихся перед необходимостью выбрать правильное решение из ряда возможных, известных им. Из «Специальной технологии» учащиеся знают, что увеличение скорости резания способствует уменьшению шероховатости и повышению точности обработки, повышению производительности труда; чем тверже обрабатываемый материал, тем меньше должна быть скорость резания; при прочих равных условиях наибольшие скорости резания можно применять при использовании резцов с твердосплавными пластинами; производительность токарной обработки повышается при увеличении поперечного сечения стружки, что достигается увеличением или подачи, или глубины резания.

Предлагая задания на выбор оптимальных режимов резания , обеспечивающих заданную шероховатость и точность обработки, высокую производительность труда и т.д. мастер может создать самые разнообразные проблемные ситуации, требующие выбора учащимися наиболее рационального решения из возможных известных им.

В процессе обучения проблемные ситуации можно создать, поставив учащихся в условия, требующие практического использования имеющихся у них знаний и умений в новых непривычных условиях, что не только повышает мобильность их мышления, но зачастую служит средством приобретения новых знаний и умений. Подобные проблемные ситуации могут быть созданы, например, при рассмотрении полезного использования трения, известного учащимся, как вредное нежелательное явление, в различных устройствах, узлах машин и механизмов и их деталях (резьбовые соединения, муфты сцепления, фрикционные передачи, клиновые соединения и т.п.).

Из других способов создания проблемных ситуаций следует ответить и такие, как:

—        предложение учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, наладчика, контролера, экономиста, продавца, менеджера и т.п.);

—        постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений и т.п.;

—        постановка несложной исследовательской задачи с заранее предлагаемыми условиями решения;

—        предложение учащимся задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и т.п.

Проблемное обучение даст ожидаемый эффект только при умелом руководстве учебным процессом со стороны мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Современные образовательные технологии – доводы в пользу активных форм обучения

Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся. Использование активных форм обучения как раз этому и способствует, когда каждый челове...

ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...