Рабочая программа МДК. 03.03 Эргономика
рабочая программа

межов геннадий иванович
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа междисциплинарного курса является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01   Дизайн.

Программа междисциплинарного курса может быть использована в образовании студентов, обучающихся по специальности СПО 54.02.01   Дизайн (по отраслям).

Программа междисциплинарного курса Эргономика, является частью рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. Контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу, примерной ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01  Дизайн (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа междисциплинарного курса

03. 03. Эргономика

для специальности

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

г. Алексеевка

 2019

Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 54.02.01  Дизайн (по отраслям). При разработке рабочей программы учтены требования Профессионального стандарта Дизайнер детской игровой среды и продукции утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации   от «18» ноября 2014 г. №892н:

Одобрено

на заседании Педагогического совета

Протокол № ___  от _______20__ г.

Председатель_______

Утверждаю:

Директор ОГАПОУ «Алексеевский колледж»

_________

Приказ № _____________

от  ___________  20______г.

Принято

предметно - цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин и  профессиональных модулей по специальности 54.02.01 Дизайн

Протокол №  ___   от   _____ 20__ г.

Председатель________

Разработчик: _________ Г.И. Межов -  преподаватель

                                           ОГАПОУ «Алексеевский колледж»

                                             

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

13

                           

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 

03.03. Эргономика

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа междисциплинарного курса является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01   Дизайн.

Программа междисциплинарного курса может быть использована в образовании студентов, обучающихся по специальности СПО 54.02.01   Дизайн.

Программа междисциплинарного курса Эргономика, является частью рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. Контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу, примерной ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01  Дизайн (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).

  1.  Место МДК в структуре ППССЗ

Данный МДК входит в раздел «Профессиональные модули». Программа междисциплинарного курса является частью рабочей программы профессионального модуля 03 «Контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу».

При проведении занятий по междисциплинарному курсу используются различные формы обучения: лекции, конференции, ознакомительные экскурсии. При проведении занятий по междисциплинарному курсу используются различные формы обучения: лекции, практические занятия, ознакомительные экскурсии на выставки художественного творчества.

  1. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

уметь: 

- применять на практике основные методы и методики эргономических исследований при создании дизайн-проектов простых вещей;  

- разрабатывать концепцию проекта;

- ориентироваться в различных видах эргономических систем (визуальных, информационных, системах управления), создавать и применять различные конструкции в соответствии с эргономическими требованиями;

- выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта;

- реализовывать творческие идеи в макете;

-создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования;

- грамотно проводить эргономический анализ средовых ситуаций и компонентов среды при организации рабочего места дизайнера и подбора профессионального инструмента;

- грамотно формировать проектные концепции дизайна с учётом эргономических требований и норм;

- профессионально и грамотно применять знания об эргономике при создании проектов и  гармонизации средового пространства обитания человека в окружающем мире;

- грамотно объединять особенности образа жизни человека и стиля предметной среды с социальной перспективой развития современного общества (на основе социально психологического фактора);

- последовательно выполнять творческую работу (от фор эскиза до его воплощения в различных материалах)

знать: 

- основные сведения о предмете эргономики, её целях и задачах как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и организационных предметно-пространственных системах;

- основные сведения об  эргономических факторах, применяемых при проектировании простых вещей;

- основные сведения о методах эргономических исследований  в эргономике, их развитие  и использование в проектировании вещи имеющих простое  устройство;

- основные сведения об особенностях проектирования эргономических систем разного класса и ранга; об эргономике: в быту, на производстве, в городской среде;

- основные сведения об основных формах эргономического анализа средовых ситуаций и компонентов среды при организации рабочего места и подбора профессионального инструмента дизайнера;

- основные этапы создания проекта простой традиционной вещи (с соблюдением эргономических требований к ней и технологии художественно-промышленного производства;

-теоретические основы композиционного построения в графическом и в объемно-пространственном дизайне;

-законы формообразования;

-систематизирующие методы формообразования (модульность и комбинаторику);

-преобразующие методы формообразования (стилизацию и трансформацию);

-законы создания цветовой гармонии;

-технологию изготовления изделия;

Профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции, которые актуализируются при изучении МДК:

ПК 3.1. Контролировать промышленную продукцию и предметно-пространственные комплексы на предмет соответствия требованиям стандартизации и сертификации.

ПК 3.2. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских решений при изготовлении и доводке опытных образцов промышленной продукции, воплощением предметно-пространственных комплексов.

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.        Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  1. Количество часов на освоение  рабочей программы междисциплинарного курса:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  - 51 час, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося -  34 часа, в том числе практических занятий 0 часов, теоретических занятий 34 часа; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося - 15 часов, консультации 2 часа.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

2.1. Объем МДК и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

34

в том числе:

лекционные занятия

34

лабораторные занятия

*

практические занятия

*

контрольные работы

*

Внеаудиторная  (самостоятельная)  учебная работа  обучающегося (всего)

15

Сообщение

1

Изучение вопроса

6

Практические задания

8

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Экзамен комплексный

Экзамен квалификационный

4 сем.

4 сем.

2.2. Тематический план и содержание МДК. 03.03. Эргономика

Наименование разделов междисциплинарного курса (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

МДК  03.03 Эргономика

51

Раздел 1. Основы эргономики

Тема 1.1.

Понятие  Эргономика

Содержание учебного материала

21

1

Предмет Эргономика, задачи предмета

2

1,3

2

Основные понятия эргономики

2

1,3

3

Факторы, определяющие эргономические требования.

2

1,3

4

Антропометрические требования к изделиям

2

1,3

5

Психологические и психофизические факторы

2

1,3

6

Факторы окружающей среды. Освещение в интерьере. Цвет в средовых объектах

2

1,3

7

Методы эргономических исследований. Эргономика мебели

2

1,3

Лабораторные работы        

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

7

1

Работа с литературой, конспектирование темы «Освещённость».

1

2

 Наблюдение характерных приёмов влияния на зрительное восприятие

размеров помещения.

1

3

Работа с антропометрическими данными.

1

4

Работа с антропометрическими данными.

1

5

 Зарисовка мебели с учётом эргономики

1

6

Зарисовка мебели с учётом эргономики

1

7

Консультация

1

Раздел 2. Эргодизайн при проектировании

Тема 2.1.

Эргодизайн и проектирование

Содержание учебного материала

15

1

Типология средовых объектов и элементов их наполнения. Основные   задачи   эргономического    обеспечения   дизайн-проектирования

2

1,3

2

Эргономическая программа проектирования среды обитания

2

1,3

3

Проектирование рабочего места. Правила работы за компьютером

2

1,3

4

Проектирование рабочего места дизайнера

2

1,3

5

Проектирование учебной мебели

2

1,3

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

5

1

Работа с опорным конспектом, учебной литературой.

1

2

Поэтапная работа с разделами Эргономической программы

проектирования среды.

1

3

Зарисовки предметов быта

1

4

Выполнить чертеж рабочего места дизайнера, используя метод плоских манекенов.

1

5

Консультация

1

Раздел 3. Эргономические аспекты восприятия и проектирования среды

Тема 3.1.

Эргономика  основных

видов среды

Содержание учебного материала

15

1

Средства и системы визуальной информации. Типы визуальной среды.

2

1,3

2

Оборудование живой среды. Функциональное зонирование. Понятие комфорта

2

1,3

3

Оборудование городской среды

2

1,3

4

Эскиз комплексного «сквозного»  решения оформления визуальной среды (малой архитектурной формы).

2

1,3

5

Программа эргономического исследования визуального объекта

2

1,3

Лабораторные работы

*

*

Практические занятия обучающихся

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

5

1

Работа с опорным конспектом по теме «Оборудование живой среды»

1

2

Работа с литературой

1

3

Составление карты комплексного формирования среды на рабочем месте

( студента, рабочего любой специальности на выбор)

1

4

Зарисовки рабочего места студента в различных мастерских

1

5

Зарисовки рабочего места студента в различных мастерских

1

Всего

51

3.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО  КУРСА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы МДК предполагает наличие учебного кабинета «Дизайн» и лаборатории компьютерного дизайна, макетирования графических работ;

Оборудование учебного кабинета лабораторий и рабочих мест:

учебно-методический комплекс дисциплины, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, учебная литература, схемы, раздаточный материал, инструкционные карты для проведения практических занятий, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

1.Технологическое оборудование:

-наглядные пособия, учебные таблицы;

-образцы учебных и дипломных проектов студентов;

-изделия промышленного дизайна;

-образцы проектной документации;

-комплект учебно-методических пособий;

-комплект наглядных пособий (методический фонд);

-видеоматериалы;

2. Информационные технологии в профессиональной деятельности:

- Компьютеры

- Программное обеспечение общего и профессионального назначения

- Фотоаппарат цифровой

- Принтер

- Сканер

- Проектор мультимедийный портативный переносной

- Экран настенный

- Доска аудиторная для написания мелом и фломастером

3.Перечень материалов на электронных носителях:

-Программа МДК.03.03. Эргономика

- Календарно - тематическое планирование

МДК.03.03. Эргономика

-Учебные лекции – конспекты

-Методические пособия: «презентации к темам курса», практикумы.  

-Фото-банк к темам  и разделам  МДК 03.03.

-Примеры и образцы проектных  работ  (интернет - полезный материал)

-Образцы учебных студенческих проектов  по темам МДК 03.03.

-Методические рекомендации к разработке  художественно-конструкторских (дизайнерских)  проектов промышленной продукции,  предметно-пространственных  комплексов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                         

п-п

Наименование

Основные источники:

1.

Эргономика. Учебник и практикум для СПО / Ю.Г. Одегов, М.Н. Кулапов, В.Н. Сидорова .-М.: Юрайт, 2017.- 157 с.

2.

Эргономика в дизайне среды: учеб. пособие / В.Ф. Рунге,  Ю.П. Манусевич. – М.: Архитертура-С, 2016.- 328 с.

3.

Эргономика -Ю.Г.Одегов,  М.Н.Кулапов, В.Н. Сидорова/ учебник и практикум.- М.2017.

Дополнительные источники:

1.

Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов

- М.: Стройиздат, 2006.

2.

Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что - плохо. - М.:  МЦ

«Видеоэкология», 2008

3.

Шимко  В.Т.  Архитектурно-дизайнерское  проектирование.  Основы

теории: Учеб. пособие. - М.: МАрхИ, 2005

4.

Г.Б.Минервин, В.М.Мунипов «О красоте машин и вещей», Изд. «Просвещение», Москва, 205 г.

5.

Олешкевич Л.А., Бондаренко Л.М. и др. Физиология трудовых процессов. Учебно-методическое пособие для студентов.- Мн.- 1996

6.

Сейдлер Д., Бономо П. Руководство по эргономике. М.., 2000

Интернет–ресурсы:

1.

www.rosdesign.com Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика дизайна

2.

www.deforum.ru Российский дизайнерский форум

3.

www.index.ru Дизайн, реклама, фотография в России - новости, работы, проекты

4.

www.kak.ru Журнал о графическом дизайне

5.

www.expert.ru Журнал «Вещь»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, дифференцированного зачета, а также выполнения обучающимися самостоятельной внеаудиторной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

- применять на практике основные методы и методики эргономических исследований при создании дизайн-проектов простых вещей;  

- разрабатывать концепцию проекта;

- ориентироваться в различных видах эргономических систем (визуальных, информационных, системах управления), создавать и применять различные конструкции в соответствии с эргономическими требованиями;

- выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта;

- реализовывать творческие идеи в макете;

-создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования;

- грамотно проводить эргономический анализ средовых ситуаций и компонентов среды при организации рабочего места дизайнера и подбора профессионального инструмента;

- грамотно формировать проектные концепции дизайна с учётом эргономических требований и норм;

- профессионально и грамотно применять знания об эргономике при создании проектов и  гармонизации средового пространства обитания человека в окружающем мире;

- грамотно объединять особенности образа жизни человека и стиля предметной среды с социальной перспективой развития современного общества (на основе социально психологического фактора);

- последовательно выполнять творческую работу (от фор эскиза до его воплощения в различных материалах)

усвоенные знания:

- основные сведения о предмете эргономики, её целях и задачах как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и организационных предметно-пространственных системах;

- основные сведения об  эргономических факторах, применяемых при проектировании простых вещей;

- основные сведения о методах эргономических исследований  в эргономике, их развитие  и использование в проектировании вещи имеющих простое  устройство;

- основные сведения об особенностях проектирования эргономических систем разного класса и ранга; об эргономике: в быту, на производстве, в городской среде;

- основные сведения об основных формах эргономического анализа средовых ситуаций и компонентов среды при организации рабочего места и подбора профессионального инструмента дизайнера;

- основные этапы создания проекта простой традиционной вещи (с соблюдением эргономических требований к ней и технологии художественно-промышленного производства;

-теоретические основы композиционного построения в графическом и в объемно-пространственном дизайне;

-законы формообразования;

-систематизирующие методы формообразования (модульность и комбинаторику);

-преобразующие методы формообразования (стилизацию и трансформацию);

-законы создания цветовой гармонии;

-технологию изготовления изделия;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

-на практических занятиях;

Устный и письменный опрос, выполнение самостоятельной работы, защита практической работы, экзамен

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...