Рабочая программа
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа "Краски радуги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района Санкт-Петербурга»
«РАЗРАБОТАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
(наименование отделения) директор Центра
_______________К.К. Лежнев
Приказ №__от_____ 20 года
«ОДОБРЕНО»
Педагогическим советом Центра
Протокол №__ от 20 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
« Краски радуги»
Категория и возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Балаева Кристина Сергеевна, педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья, а также Специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, световосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.
Распоряжением комитета по образованию 01.03.2017№617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петерюбурга».
Программа составлена для детей с ограниченными возможностями, на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; пр. «Радуга», «Детство», а также программы Кожохина С.К и Г.Г. Григорьева. Данная литература была изучена и переработана в рамки программы «Краски радуги» с изменениями на основании разных диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, их способностями и развитием.
Программа «Краски радуги» в объеме 36 учебных часов в год (1 час в неделю, 1 год реализации). Расчитан на возраст от 6 до 21 года. Основу программы составляют комбинированные и практические часы. Формы организаций занятий – групповая и индивидуальная. Программа относится к художественной направленности. Режим занятий по программе – 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
Положением о проектировании, принятии, утверждении и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, утвержденным Приказом №01/154 от 04.07.2018 по СПб ГБУ СОН «ЦСРИДИ Московского района».
Цель программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством изготовления поделок по технике аппликация.
Объект коррекционно – развивающего обучения:
Дети с ограниченными возможностями. Диагнозы, при которых данная программа может быть рекомендована: ДЦП, последствия перенесённой нейроинфекции, последствия перенесённого менингоэнцефалта, резидуальная энцефалопатия, синдром Дауна, дети с мышечной патологией, прогрессирующая мышечная дистрофия с аномалией мозга, гидроцефалией, а также для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Срок реализации программы рассчитан на курс реабилитации клиента (6-10 занятий по возрасту). Занятия проходят индивидуально с каждым ребёнком, групповые 2-3 ребёнка на повторной реабилитации. После каждого занятия родители получают консультацию и домашнее задание на отработку определённых приёмов и способов изображения.
Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентров т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего – расширенным и усложнённым смысловым продолжением.
Результативность программы «Краски радуги» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.
- Начальная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка на реабилитацию. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно – ориентированный подход в процессе учебного занятия.
- Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
Актуальность программы: Образовательное и воспитательное значение работы с бумагой огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Конструирование развивает его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.
Занятие по созданию изделий из бумаги воспитывает художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное, учит не только смотреть, но и видеть сюжеты будущих работ. Важно не только научить детей вырезать из бумаги, но использовать их во время праздников, украшать свой дом, дарить друзьям. Дети должны получать радость от творчества, делиться с нею окружающими и использовать полученные знания в жизни.
Обязательным требованием культуры труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструментов, использование отходов.
Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- формированию и развитию творческих способностей обучающихся, выявлению, развитию и поддержке талантов.
2.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
- Дать учащимся сведения о технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов.
- Научить учащихся различным техникам аппликации, экономно расходуя материал.
Развивающие:
1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению аппликации.
3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ.
4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся
должны знать:
- технологию изготовления аппликации;
- основные приемы и техники;
- технологический процесс изготовления аппликаций;
должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на бумагу;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
приобретут навыки:
- наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;
- изготовления поделки по собственному эскизу;
- самостоятельного изготовления шаблонов.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
выставки, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ, портфолио учащихся.
Срок реализации программы: один год.
Формы организаций занятий:
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- индивидуальные;
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приёмов обучения:
Структура учебного занятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются:
- Эмоциональный настрой.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно – двигательных мышц.
- Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.
3.КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
Год обучения | Количество учебных недель | Количество учебных часов в год | Режим занятий |
1 | 50 | 72 | Один раз в неделю по 1 академическому часу. |
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |
Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из «ладошек». | 2 | 3 | 5 | |
Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из ткани. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из крупы и песка «Посыпушки». | 2 | 3 | 5 | |
Обрывная аппликация. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация по технике «Мозаика». | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация по технике «Квилинг». | 2 | 3 | 5 | |
Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. | 2 | 3 | 5 | |
Сказкатерапия | 2 | 3 | 5 | |
Основы мягкой игрушки | 2 | 3 | 5 | |
Основы бисероплетения | 2 | 3 | 5 | |
ИТОГО: | 29 | 43 | 72 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Практика: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.
- Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.
Теория: Организация рабочего места. Работа с шаблонами.
Практика: Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов.
- Аппликация из «ладошек».
Теория: Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».
Практика: Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Изготовление коллективной композиции.
- Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.
Теория: Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.
Практика: Самостоятельное изготовление открыток с элементами оригами, и в технике «Объемная аппликация».
- Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.
Теория: Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации.
Практика: Изготовление аппликации с использованием различных материалов.
- Аппликация из ткани.
Теория: Виды тканей.
Практика: Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации. Самостоятельное изготовление аппликации из ткани.
- Аппликация из крупы и песка «Посыпушки».
Теория: Виды круп. Последовательность изготовления аппликации из крупы.
Практика: Изготовление аппликации из крупы и песка.
- Обрывная аппликация.
Теория: Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация.
Практика: Самостоятельное изготовление работы
- Аппликация по технике «Мозаика».
Теория: Мозаика. Возможности использования мозаики.
Практика: Самостоятельное изготовление мозаики. Изготовление коллективной композиции.
- Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация).
Теория: Пластилинография - что это?
Практика: Самостоятельное изготовление обратной аппликации из пластилина.
- Аппликация по технике «Квилинг».
Теория: Что такое «Квилинг»? Техника выполнения квилинга.
Практика: Самостоятельное изготовление аппликации по технике «Квилинг».
- Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.
Теория: Совмещение различных техник в одну аппликацию.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.
- Сказкатерапия.
Теория: Что такое сказкатерапия? История сказок. Значимость сказов в мире.
Практика: Вход в сказку. Коллективное упражнение. Познавательная беседа. Тренинг. Продуктивная игра.
- Основы мягкой игрушки.
Теория: Правила техники безопасности. Ручные швы. Изучение игольницы. Изучение сметочных швов.
Практика: Выкройки. Способы переноса выкройки на ткань. Изготовление объёмных игрушек. Изготовление плоских игрушек.
- Основы бисероплетения.
Теория: История бисера. Организация рабочего места.
Практика: Изготовление плоских изделий на проволоке. Технология выполнения изделия на проволоке с помощью скручивания. Самостоятельное изготовление изделий по схемам. Французское плетение.
- ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для диагностики и оценки уровня развития ребёнка используется «Индивидуальная карта ребенка» ( приложение № 1). Карта заводится индивидуально на каждого ребёнка, в неё вносятся исследуемые навыки. Карта заполняется на каждого ребенка по ходу проведения занятий, в ней же педагог пишет свое заключение и направления работы. Так же по завершении курса занятий в сетке индивидуальных посещений и занятий (Посещение реабилитационных мероприятий ОСП), педагог пишет о результатах проведённой работы и отмечает динамику или её отсутствие за прошедший период работы ( приложение № 2).
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Данная программ может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
- Общие требования к обстановке в кабинете:
- оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы,
- чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета;
- фузкультпаузы.
- Организационное обеспечение:
- кабинет, содержащий ученические столы;
- стол педагога;
- доска;
- выставочный комплекс;
- уголок по охране труда.
- Кадровое обеспечение.
Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умение создавать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;
- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.
- Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты;
- развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры, кроссворды;
- дидактические материалы;
- зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы, слайды;
- литературный ряд: стихи, легенды, высказывания;
- музыкальный ряд: аудиокассеты и диски с подбором мелодии соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий в кружке необходимы следующие материалы:
Перечень оборудования, инструментов и материалов в расчете на группу (15 чел)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Индивидуальная карта развития ребёнка
Ф.И. ребёнка:
Дата рождения:
Диагноз:
Курс реабилитации:
Ф.И.О. законного представителя:
Контактный телефон:
№ | Критерии | «+» - если у ребенка не имеется нарушений и владеет этим; «-» - если ребенок не владеет этим и есть нарушения |
1. | Социальная адаптации ребёнка в обществе, с окружающими людьми (родители, родственники, знакомые и незнакомые люди, дети, педагог, новая обстановка) | |
2. | Понимание обращённой речи, смысла высказываний и выполнении действий по словесной (вербальной) инструкции и по показу (демонстрации) действий, то есть по невербальной инструкции | |
3. | Способность самостоятельно передвигаться | |
4. | ||
5. | Развитие и формирование творческой фантазии | |
6. | Развитие и формирование творческого мышления | |
7. | Развитие и формирование мелкой моторики рук | |
8. | Развитие и формирование клипового мышления | |
9. | Развитие и формирование представлений о цвете предмета | |
10. | Развитие и формирование представлений о форме предмета | |
11. | Развитие и формирование представлений о размере (высота, длина) предмета |
Приложение №2
Посещение реабилитационных мероприятий ОСП
Театральная студия / аппликации (Балаева К.С.)
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Диагноз:
ИПСО №:
Ф.И.О. законного представителя:
Контактный телефон:
№ | Дата проведения занятия | Оказанные услуги | Кол-во занятий | Подпись законного представителя |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 |
Рекомендации:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответственный: __________________________ (_____________________________)
Дата: ______________
- ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
- Митителло К. Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.
- Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва. 2008 г.
- Наталия В.Д.; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»: 2008.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.
Литература для учащихся:
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...