план школы школьной библиотеки
календарно-тематическое планирование

Лемдясова Зульфия Аснавиевна
Основные цели, задачи, функции, формирование книжного фонда, комплектование, массовая работа, книги - юбиляры 2019 -2020 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл помощь коллегам60.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

                                                                                                              Утверждаю

        директор школы

        _______ Ю.А.Насонова

        Приказ №                        

        План работы

        школьной библиотеки

           на 2019- 2020 учебный год

                 

               slide0002_image065

                     

                             

                                      Библиотекарь:  Лемдясова З.А.

                             

                                                                   2019

Настоящий план работы составлен на основе статей следующих документов Закона « Об образовании», Закона «О библиотечном деле», «Положении о библиотеке МОБУ СОШ с.Николаевка»

I. Вводная часть

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,

ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Миссия библиотеки.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение

для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.

Основные цели библиотеки:

1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.

 2.Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация

комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным

ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.

3.Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.

4.Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.

5.Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.

6.Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.

Задачи библиотеки:

   Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.

   Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

   Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

   Обеспечение   возможности   наиболее   полного   и    быстрого   доступа    к документам.

   Оказание методической консультационной помощи  педагогам,  родителям, учащимся в получении информации.

   Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя.

   Проведение    внеклассной    работы    на    базе    источников    информации, имеющихся в библиотеке.

   Развитие содержательного общения  между  пользователями,  воспитание культуры общения.

Основные функции библиотеки:

1.Аккумулирующая - библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит и библиотечно-информационные ресурсы.

2.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

3.Методическая - библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.

4.Учебная - библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.

5.Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

6.Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

7.Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

8. Координирующая - библиотека согласовывает свою деятельность с, другими библиотеками, для более полного удовлетворения.

Основные контрольные показатели.

№ П/П

ПОКАЗАТЕЛИ

ОТЧЁТ ЗА 2010-2017

ПЛАН 2018-2019

1

Число читателей

80

70

2

В том числе детей

75

86

3

Книговыдача

100

90

4

Количество посещений

950

900

5

Ср. читаемость

7

8

6

Ср. посещаемость

6

6

7

Обращаемость

7

7

8

Книгообеспеченность

95%

96%

9

Объём библиотечного фонда

Объём учебного фонда

Объём художественного фонда

Электронное пособие

7590

3950

369,064

3116

41

II.Формирование книжного фонда

                                  Содержание работы

  Сроки

1

 Изучение состава фонда и анализ его использования:

- регулярно изучать состояние читательского спроса с целью формирования библиотечного фонда

В т. г.

2

 Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации:

- работа с перспективными б/ф изданиями (каталоги, тем. планы издательств).

В т. г.

3

Комплектование фонда (в том числе периодическими изданиями):

- прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (в том числе в дар библиотеке)

- оформление подписки на периодику, контроль доставки.

В т. г

4

Изъятие и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным актам и изъятие карточек из каталога.

В т. г.

5

 Выдача документов читателям библиотеки в соответствии с положением о библиотеке, обеспечение свободного доступа к информации.

В т. г.

6

 Расстановка документов в фонде в соответствии с таблицами ББК.

В т. г.

7

 Оформление фонда (полочные, буквенные разделители, индексы), эстетика оформления (выдержать единый стиль и цветовую гамму).

 Регулярно следить за правильностью расстановки фонда.

В т. г.

8

Работа по сохранности фонда:

- организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности,

- систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий,

- обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного книгам в установленном порядке,

- организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива,

- обеспечение режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда,

- организация санитарных дней (15 числа каждого месяца).  

В т. г.

9

 Оформление накладных и их своевременная сдача в бухгалтерию.

В т. г.

10

 Провести инвентаризацию книг в библиотеке во время работы с программой MAPK_SQL.

В т. г.

11

 Обеспечить работу читального зала.

В т. г.

Комплектование фонда учебной литературы:

1.

Составление бланка заказа на учебники с учётом их требования на следующий учебный год

Сентябрь

2.

Осуществление контроля над выполнением заказа

Октябрь

3.

Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки

В течение года

4.

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)

Ноябрь, Май

5.

Списание учебного фонда с учётом ветхости и смены учебных программ

Февраль

6.

Пополнение и редактирование картотеки

В течение года

7.

Ведение тетради выдачи учебников

Май- Сентябрь

2.Работа с фондом художественной литературы

1.

Изучение состава фонда и анализ его использования

Декабрь

2.

Своевременный приём, техническая обработка и регистрация новых поступлений

В течение года

3.

Списание недостающих изданий, оформление актов замены утери

Май

Работа с фондом:

1.

Оформление фонта

Постоянно в течение года

2.

Соблюдение правил расстановки фонда на стеллажах

Постоянно в течение года

3.

Проверка правильности расстановки

Постоянно в течение года

III. Справочно – библиографическая работа

Наименование

Отчёт 2017-2018

План 2018-2019

Библиотечные уроки

5

2

1.Пропоганда библиотечно-библиографических знаний.

2. Справочно-библиографическое информационное обслуживание

Наименование

Отчёт 2017-2018

План 2018-2019

Обзор новой литературы

5

4

1.

Вести пополнение картотек газетно-журнальных статей на основе выписанной периодики

В течение года

2.

Провести библиотечные занятия с учащимися:

1 -3 классы

2- 4 классы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

2

2

1

1

1

1

1

3.

Проведение обзоров новой литературы

В течение года

4.

Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации

Постоянно в течение года

3. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА)

                                 Содержание работы

  Сроки

1

Пополнение и редактирование алфавитного и систематического каталогов

В т. г.

2

Пополнение и редактирование картотек:

 - газетно-журнальных статей

 - цитат

 - картотеки персоналий

 - внеклассное чтение

 - фантастика

 - краеведение

 - репродукции художников

 - праздники

 - картотека авторов

В т. г

3

Систематически перерабатывать и пополнять рекомендательные списки литературы и папки-накопители вторичного материала «В помощь школьным предметам»

В т. г

4

Продолжить вести учет выполненных справок

В т. г

5

6

Формирование информационной культуры:

 - знакомство с правилами пользования библиотекой (1-е, 5-е, 10-е);

 -знакомство пользователей с расстановкой фонда;

 - регулярно информировать руководителей детского чтения о новинках.

Организация проведения ББЗ  (План прилагается)

В т. г

В 1.г.

4. Работа по сохранности фонда

1.

Обеспеченье мер по возмещению ущерба, причинённого читателем

Постоянно в течение года

2.

Организация работ по мелкому ремонту и переплёту изданий с привлечением учащихся

Постоянно в течение года

3.

Составление списков должников

1 раз в учебный год

4.

Поведение санитарного дня

1 раз в неделю

5.

Систематический контроль за своевременный возврат в библиотеку выданных книг

Постоянно в течение года

6.

Списание ветхой художественной литературы

Январь

5. Комплектование фонда периодики

1.

Комплектование фонда периодики в соответствии с образовательной программой

2 раза в год

2.

Оформление подписки на первое полугодие календарного года

Октябрь

3.

Контроль доставки

Постоянно в течение года

4.

Оформление подписки на 2 полугодие календарного года

Апрель

IV. Организация обслуживания читателей, пропаганда литературы и массовых мероприятий (работа с читателями)

  1.  Работа с читателями.

                                 Содержание работы

Сроки

1

 Рекомендательные беседы при выборе и сдаче книг и консультации у книжных полок.

В т.г.

2

 Беседы о прочитанном.

В т. г

3

 Беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку.

В т. г

4

Выставка-обзор « Внимание,  новые книги »

В т.г

5

 Оформить плакат « Лучшие  читатели нашей библиотеки»

1четверть

     Обслуживание читателей:

                                   Содержание работы

Сроки

1

 Привлечение в библиотеку читателей:

- оформить распорядок работы библиотеки,

- сверить списки уч-ся по классам,

- результаты анализа чтения уч-ся довести до учителей (на педсовете) и родителей (на родительском собрании),

- провести обзоры новых книг и журналов по классам,

- подбор литературы для написания докладов и рефератов,

- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям,

- работа с задолжниками,

-организовать запись в библиотеку первоклассников.

                                         Для этого:

а) Оформить выставку книг « Для тех, кто учится читать»

б)Провести посвящение в читатели, « Прощание с азбукой»

в) Провести обзоры детских книг и новых поступлений.

- подготовить и провести «Неделю детской книги».

Авг.

Сент.

В т. г.

В т. г.

В т. г.

В т. г.

В т. г.

январь

Март

Апрель

2

 Руководство чтением:

- провести беседы:

     - о правилах библиотеки

     - выбор книг

     - правила обращения с книгой

     - правила пользования книгой с выставки,

- регулярно проводить рекомендательные беседы о прочитанном при обмене книг читателями,

- регулярно изучать интересы читателей.

-оформить плакат « Лучшие читатели нашей библиотеки».

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

1четверть

               

2. Индивидуальная работа с читателями

1.

Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

2.

Обслуживание читателе по абонементу: учащихся, учителей, тех.персонал, родителей

Постоянно

3.

Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг, правилах работы библиотеки

Постоянно

4.

Беседы о прочитанном

Постоянно

5.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступившие в библиотеку

По мере поступления

6.

Изучение и анализ читательских формуляров

В течение года

3.Индивидуальная работа с педагогическим коллективом

1.

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе

По мере поступления

2.

Оказание методической помощи в подготовке и проведение уроков

По мере обращения учителей

Работа с библиотечным активом:

                        Содержание работы

Сроки

-выделить актив читателей

- провести занятия по работе с фондом,

- обработка книг,

- принимать активное участие в проведении рейдов по сохранности учебников,

- привлекать актив к массовой работе,

- работа с задолжниками,

сентябрь

В т.г.

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

Работа с родителями:

                              Содержание работы

Сроки

-  Выступление на родительских собраниях и при индивидуальной беседе информировать родителей о пользовании б-кой их детьми,

- подготовить информацию для родителей о новых учебниках и новых поступлениях в фонд библиотеки,

- оформить выставку книг и публикаций «Родителями быть не просто»,

- организовать цикл выставок книг к родительским собраниям (по темам собраний)

- оформить стенд «Примите наши советы», «О семейном чтении»,

- книжная выставка: «  Семейная педагогика»  

В т.г.

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

   Работа с педагогическим коллективом:

                                  Содержание работы

Сроки

- Совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

- обзоры новых поступлений по предметам на МО;

- информация классных руководителей о чтении детей;

- информация о новых программах и учебниках;

- стенд: « Внимание новые книги»

               - Уроки выбора профессии. «Сделай свой выбор».

-подбор материала по правовому воспитанию

- подбор книг в помощь проведению предметных недель, общешкольных и классных мероприятий;

- помощь в подборе книг при работе над методической темой школы, для подготовки педсоветов, заседаний методических объединений.

Май

В т.г.  

В т.г.  

В т.г.  

Сент.

В т.г.

В т.г.

В. т.г.

В т.г.

                     

Профессиональное развитие библиотекаря.

                                  Содержание работы

Сроки

1

 Посещение семинаров МО, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, использование опыта лучших школьных библиотекарей.

В т.г.

2

 Работа по самообразованию по теме: «Руководство чтением учащихся».

В т.г.

3

 Изучать методические периодические издания по работе библиотеки. Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.

В т.г.

5

 Продолжить работу по программе АИБС MAPK-SQL.

Сент.

6

 Повысить качество библиотечно-информационных услуг на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и медиатеки.

В т.г.

План работы с учебным фондом

                           Содержание работы

Сроки

1

 Составить совместно с учителями-предметниками заказ на учебники с учетом их требований и оформить его.

Май

2

 Согласовать и утвердить бланк-заказ администрацией школы.

Май

3

 Контроль за выполнением сделанного заказа.

В т.г.

4

 Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки, занесение в электронный каталог.

В т.г.

5

 Оформление отчетных документов.

В т.г.

6

 Прием и выдача учебников учителям-предметникам.

Сент.-май

7

 Информировать учителей и учащихся о новых поступлениях учебников.

В т.г.

8

 Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.

В т.г.

9

 Проводить работу по сохранности учебного фонда:

- рейды по классам по проверке учебного фонда,

- мелкий ремонт.

1 раз в четверть

В т.г.

10

 Работа с резервным фондом учебников: ведение его учета, размещение на хранение, передача в другие школы.

В т.г.

11

 Изучение и анализ использования учебного фонда.

В т.г.

12

 Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Министерством образования России.

В т.г.

13

 Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы и электронного каталога.

В т.г.

14

 Расстановка новых изданий в фонде.

В т.г.

15

 Оформление накладных на учебники и своевременная передача в бухгалтерию.

В т.г.

             

График проведения ББЗ на 2019-2020 учебный год

Кл.

                           Содержание работы

Сроки

1кл

1

Знакомство с библиотекой. Запись в библиотеку.

Ш/б

2

Правила обращения с книгой. Правила поведения в библиотеке.

Ш/б

3

Простейший ремонт книги. Изготовление закладки.

У/рис

Ш/б

2кл

1

Выбор книги в библиотеке. Открытый фонд. Порядок расстановки книг на полках. Полочные разделители. Поиск знакомых книг. Поиск книг на заданную тему.

Ш/б

2

Структура книги. Титульный лист. Оглавление. Содержание книги, ее назначение. Иллюстрации в книге.

Ш/б

У/рис

3

Культура чтения. Условия чтения. Правила обращения с книгой. Гигиена чтения. Ремонт книги и сохранение книги.

Ш/б

У/труд

3кл

1

Научно-познавательная литература для младших школьников. Писатели-ученые, инженеры, исследователи, путешественники.

Ш/б

2

Справочная литература. Энциклопедии. Справочники. Словари. Их структура и назначение.

Ш/б

3

Ремонт учебников и их сохранность.

Ш/б

У/труд

4кл

1

Понятие о газете и журнале. Детские газеты и журналы. Как подписаться на периодические издания. Как выпустить газету.

Ш/б

У/рис

2

Справочный аппарат библиотеки.

Ш/б

5кл

1

О книге и библиотеке

Ш/б

2

Структура книги

Ш/б

3

Оформление книги

У/рис.

4

Выбор книги в библиотеке

Ш/б

5

Периодические издания

Ш/б

6

Записи о прочитанном (дневник чтения, отзывы о книге)

У/лит.

6кл

1

Выбор книг по б/ф. указателям

Ш/б

2

Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники

Ш/б

7кл

1

СБА библиотеки

ЦДБ

2

Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении

Ш/б

8кл

1

Книги по естественным наукам и технике для старших подростков

Ш/б

9кл

1

Использование различных типов библиотечных пособий при выборе литературы

Ш/б

2

Методы самостоятельной работы с литературой

У/лит.

                                                 

      2.Массовая работа

1.

Оформление и обзор книжной выставки «Книги — юбиляры 2019-2020 года».

Сентябрь-май

Библиотекарь

2.

3 –День солидарности в борьбе с терроризмом

Сентябрь

Библиотекарь

3.

8 –Международный день грамотности

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией. Беседа

Сентябрь

Библиотекарь

4.

29 -115 лет со дня рождения писателя Николая Алексеевича Островского. Выставка книг.

Сентябрь

Библиотекарь

5.

21 -125 лет со дня рождения писателя и поэта Сайфи Кудаша, чтение стихов

Сентябрь

Библиотекарь

6.

Праздничный концерт ко Дню Республики Башкортостан

11 октября

Уч. Баш яз.

7.

Выставка к Международному дню школьных библиотек

26 октября

Библиотекарь

8.

Выставка -      205 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова

15 октября

Библиотекарь

9.

Открытый урок -100 лет со дня рождения поэта, писателя и драматурга Мустая Карима

20 октября

Библиотекарь

10.

«Когда мы едины, мы непобедимы»  Дню народного единства.

Выставка – Синичкин день (День помощи зимующим птицам)

12 ноября

Библиотекарь

11.

Международный день толерантности. Беседа.

16 ноября

Библиотекарь

12.

«Загляните в мамины глаза...» выставка  --поэзия ко

Дню Матери.

   24 ноября

Библиотекарь

13.

Библиотечный урок «Чудо, имя которому книга. Первое знакомство со структурой книг. Расстановка книг на полках. 4 класс.

    Ноябрь

Библиотекарь

14.

«Зимние забавы» - выставка рисунков, иллюстраций о зиме

декабрь

Библиотекарь

15.

«С законом на «Ты» - беседа ко Дню прав человека

и Конституции.

10 декабря

Библиотекарь

16.

Библиотечный урок «На приёме у доктора «Нервистраничкина». Правила и умения обращения с книгой». 1 класс.

декабрь

Библиотекарь

17.

.Классный час «За страницами школьных учебников». (справочная литература, энциклопедии, научная литература) –7  класс.

декабрь

Библиотекарь

18.

Чтение стихотворений поэтессы Факии Тугузбаевой.

Январь

Библиотекарь

19.

Выставка – 225 лет со дня рождения поэта, драматурга Александра Сергеевича Грибоедов

15 января

Библиотекарь

20.

Беседа - 160 лет со дня рождения писателя, драматурга Антона Павловича Чехова.

29 января

Библиотекарь

21.

Библиотечный урок «Поиск информации в различных источниках» 7 кл.

февраль

Библиотекарь

22.

«Литературные герои А.С.Пушкина»Книжная выставка

 февраль

Библиотекарь

23.

Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто» ко дню победы в Сталинградской битве.

февраль

Библиотекарь

24.

Беседа с показом презентации «Юные герои » (8 февраля

-день  памяти юного героя-антифашиста.

февраль

Библиотекарь

25.

«Дыхание весны» - поэтическая выставка.

март

Библиотекарь

26.

«Самые красивые, добрые, милые» - выставка –поэзия к 8 Марта.

март

Библиотекарь

27.

Выставка книг и просмотр фильма – к 115 летию со дня рождения писательницы Хадии Давлетшиной.

5 марта

Библиотекарь

28.

Конкурс стихов о цветах. (посвященный к Международному дню леса).

март

Библиотекарь

29.

«Великий сказочник» - литературная игра по сказкам Х.К.

Андерсена ( 115 лет со дня рождения).

Книжные выставки: «Мои любимые книги»

     апрель

Библиотекарь

30.

«275 лет Д.И.Фонвизину (1745-1792гг)» - книжная выставка

апрель

Библиотекарь

31.

Книжная выставка «Покорители космоса»

апрель

Библиотекарь

32.

75 лет победы в Великой Отечественной войне: - «Годы великого мужества» - классный час - презентация- «Война. Народ. Победа» - книжная выставка.

 май

Библиотекарь

33.

«Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки» познавательная игровая программа

 май

Библиотекарь

34.

Проверка читательских формуляров.

Сдача учебников.

 май

Библиотекарь

.Книги-юбиляры 2019 г.

Книги-юбиляры 2020 г.

420 лет (1600) – Шекспир У. «Двенадцатая ночь, или Что угодно»

415 лет (1605) – Сервантес М. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

230 лет (1790) – Радищев А. «Путешествие из Петербурга в Москву»

205 лет (1815) – Гофман Э. Т. А. «Золотой горшок»

205 лет (1815) – Гримм Я. и В. «Детские и семейные сказки» (Обработка народных сказок. Часть II)

200 лет (1820) – Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»

200 лет (1820) – Скотт В. «Айвенго»

195 лет (1825) – Гофман Э. Т. А. «Последние рассказы»

190 лет (1830) – Бестужев (Марлинский) А. «Испытание»

190 лет (1830) – Пушкин А.С. «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

185 лет (1835) – Андерсен Х.-К. «Сказки, рассказанные детям» («Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка»)

185 лет (1835) – Бальзак О. «Отец Горио»

185 лет (1835) – Гоголь Н. «Миргород», «Тарас Бульба», «Вий»

185 лет (1835) – Лермонтов М. «Маскарад»

180 лет (1840) – Лермонтов М. «Герой нашего времени», «Мцыри»

175 лет (1845) – Дюма А. «Двадцать лет спустя», «Королева Марго»

175 лет (1845) – Достоевский Ф. «Бедные люди»

175 лет (1845) – Гончаров И. «Обыкновенная история»

175 лет (1845) – Андерсен Х.-К. «Новые сказки» («Соловей», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»)

170 лет (1850) – Островский А. «Свои люди — сочтёмся»

165 лет (1855) – Аксаков С. «Семейная хроника»

165 лет (1855) – Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы»

160 лет (1860) – Тургенев И. «Накануне», «Первая любовь»

160 лет (1860) – Островский А. «Гроза»

155 лет (1865) – Додж М. «Серебряные коньки»

150 лет (1870) – Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы»

150 лет (1870) – Островский А. «Бешеные деньги»

150 лет (1870) – Толстой А. К. «Царь Борис»

150 лет (1870) – Тургенев И. «Степной король Лир»

150 лет (1870) – Тютчев Ф. «Я встретил Вас…»

145 лет (1875) – Верн Ж. «Таинственный остров»

145 лет (1875) – Достоевский Ф. «Подросток»

145 лет (1875) – Стивенсон Р. «Вересковый мёд»

145 лет (1875) – Твен М. «Приключения Тома Сойера»

145 лет (1875) – Толстой Л. Н. «Новая азбука»

140 лет (1880) – Достоевский Ф. «Братья Карамазовы»

140 лет (1880) – Салтыков-Щедрин М. «Господа Головлёвы»

140 лет (1880) – Суриков И. «Зима» (Белый снег пушистый в воздухе кружится…)

135 лет (1885) – Чехов А. «Злоумышленник»

130 лет (1890) – Чехов А. «Хмурые люди»

125 лет (1895) – Горький М. «Челкаш», «Старуха Изергиль»

125 лет (1895) – Киплинг Р. «Книга джунглей»

125 лет (1895) – Куприн А. «Молох»

115 лет (1905) – Куприн А. И. «Поединок»

100 лет (1920) – Баум Л. «Волшебник из страны Оз»

100 лет (1920) – Замятин Е. «Мы»

100 лет (1920) – Лофтинг Х. «Приключения доктора Дулиттла»

95 лет (1925) – Бунин И. «Митькина любовь»

95 лет (1925) – Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»

95 лет (1925) – Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

95 лет (1925) – Чуковский К. «Бармалей», «Доктор Айболит»

95 лет (1925) – Шолохов М. «Нахаленок»

85 лет (1935) – Гайдар А. «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Школа»

85 лет (1935) – Горький А. «Васса Железнова»

85 лет (1935) – Маршак С. «Вот какой рассеянный»

85 лет (1935) – Маяковский В. «Баня», «Во весь голос»

85 лет (1935) – Михалков С. «Дядя Стёпа»

85 лет (1935) – Могилевская С. «Лагерь на льдине»

85 лет (1935) – Платонов А. «Котлован»

85 лет (1935) – Толстой А. Н. «Пётр Первый»

85 лет (1935) – Чуковский К. «Лимпопо»

80 лет (1940) – Благинина Е. «Посидим в тишине»

80 лет (1940) – Гайдар А. «Тимур и его команда»

80 лет (1940) – Хемингуэй Э. «По ком звонит колокол»

75 лет (1945) – Бажов П. «Зелёная кобылка», «Голубая змейка»

75 лет (1945) – Барто А. «Первоклассница»

75 лет (1945) – Ефремов И. «Туманность Андромеды»

75 лет (1945) – Ильина Е. «Четвёртая высота»

75 лет (1945) – Катаев В. «Сын полка»

75 лет (1945) – Пришвин М. «В краю дедушки Мазая»

75 лет (1945) – Твардовский А. «Василий Тёркин»

75 лет (1945) – Фадеев А. «Молодая гвардия»

65 лет (1955) – Воронкова Л. «Старшая сестра»

65 лет (1955) – Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

65 лет (1955) – Михалков С. «Дядя Стёпа-милиционер»

65 лет (1955) – Осеева В. «Васёк Трубачёв и его товарищи»

65 лет (1955) – Сутеев В. «Кто сказал «мяу»?

60 лет (1960) – Думбадзе Н. «Я, бабушка, Илико и Илларион»

60 лет (1960) – Рыбаков А. «Приключения Кроша»

60 лет (1960) – Твардовский А. «За далью даль»

55 лет (1965) – Носов Н. «Незнайка на Луне»

50 лет (1970) – Айтматов Ч. «Белый пароход»

50 лет (1970) – Бондарев Ю. «Горячий снег»

50 лет (1970) – Быков В. «Сотников»

50 лет (1970) – Митяев А. «Книга будущих командиров»

45 лет (1975) – Алексин А. «Третий в пятом ряду»

45 лет (1975) – Коваль Ю. «Недопёсок»

40 лет (1980) – Крапивин В. «Колыбельная для брата»

40 лет (1980) –Айтматов Ч. «И дольше века длится день»

Массовые мероприятия

1.

День Учителя!

Октябрь

2.

Мост дружбы.

Октябрь

3.

Неделя детской книги

Апрель

4.

Всемирный день здоровья

Апрель

Беседы

1.

Чтение заменяет компьютер.

Сентябрь

2.

Знакомство с библиотекой учащихся 1 класса

Октябрь

V. Основные направления массовой работы с читателями

1. Литература о природе Башкортостана

2. Работа с литературой о здоровом образе жизни

3.Работа с художественной литературой

4.Работа с детской литературой

5.Работа с энциклопедиями

VI. Повышение квалификации

Профессиональное развитие работников библиотеки

Содержание работы

Срок исполнения

ответственные

1.

Анализ работы библиотеки за 2018- 2019 учебный год.

Май-июнь

Библиотекарь

2.

План работы библиотеки на 2019-2020 учебный год.

Август

Библиотекарь

3.

Участие в районном МО

Согласно плану

Библиотекарь

4.

Ведение учетной документации школьной библиотеки.

Методические дни.

Библиотекарь

5.

Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.

Постоянно

Библиотекарь

Приказы, письма, инструкции о библиотечном деле.

Использование электронных носителей.

6.

Взаимодействие с библиотеками района.

Постоянно

Библиотекарь

Анализ работы библиотеки за 2018/2019 учебный год

     Библиотечное обслуживание в школе осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом ОУ, Положением о школьной библиотеке. Школьная библиотека играет важнейшую роль в достижении целей образования и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное – в сотрудничестве с учителями-предметниками и другими педагогами – обучение детей навыкам работы с информацией.    Общий фонд библиотеки – 5,522 экз.: 3,116 книг художественной литературы, справочный материал: 58; учебное пособие: 284; электронное пособие: 41. Объем списанных книг: 1,452

В библиотеке выполнялся своевременный учет изданий по суммарной инвентарной книге. Ведется учет учебной литературы в специальном журнале. Выполнялось информирование о новом поступлении в библиотеку. Систематически (1 раз в неделю) ведется пополнение Федерального списка экстремистской литературы, (1 раз в три месяца) ведется проверка библиотечного фонда со списком экстремистской литературы.

Показатели библиотечной статистики за _2018 – 2019_ учебный год.

Кол-во

1.

Контингент читателей

Всего

100

учащихся

из них:

записанных впервые

85

8

учителей и прочих категорий

25

2.

Контингент учащихся

всего

62

1-2 классы

3

3-4 классы

6

5-7 классы

28

8-9классы

5

3.

Посещаемость

75%

Среднее количество

посещений в день

6-7

4.

Книговыдача

всего

100%

1-4 классы

100%

5-7 классы

100%

8-9 классы

100%

5.

Читаемость

45%

6.

Обращаемость

60%

7.

Книгообеспеченность (худ. лит-ра)

85%

8.

Книгообеспеченность (учебники)

95%

  

 В конце каждой четверти проводились рейды по проверке учебников 1-9 классов. Перед проведением рейдов, а также по итогам рейда учащиеся под руководством классных руководителей и воспитателей производили ремонт книг.

Учащиеся в основном были обеспечены учебниками из фонда школьной библиотеки. Дети также пользовались художественной литературой, энциклопедией и словарями. В конце учебного года  по графику проходит сдача учебников по классам.

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Книги в библиотеке расставлены соответственно технологии работы школьной библиотеки: по библиотечной классификации, по возрасту учащихся. Отдельно расположена методическая литература, подписные издания, справочно-библиографические издания.

Изучение читательских интересов осуществляется в процессе индивидуальных бесед с читателями, при проведении различных мероприятий. Учащимся даются рекомендации прочитать ту или иную книгу, соответствующую возрасту и интересам читателя. Для привлечения в библиотеку учащихся начальных классов оборудован специальный уголок с детскими книгами. В библиотеке ребята могут почитать журналы, которые на вынос не выдаются. Проводятся конкурсы рисунков «По страницам любимых книг», «Лесные жители», «Я рисую сказку», где ребята в своих рисунках иллюстрируют фрагменты из своих любимых литературных произведений.

Активные читатели библиотеки – это 1, 2,4,5,6,9 классы. Наиболее активными читателями являются: Кадысев Дмитрий (6 кл.) любит книги о природе, рыболовстве; Котов Игорь читает сказки. Лучшим читателями библиотеки – обучающиеся начальных классов. Они выбирают для чтения произведения по душе и по настроению.

Дети 1 класса пользовались услугами библиотеки в качестве просмотра иллюстрированных детских журналов, читали детские книжки по слогам. Со старшеклассниками проводились занятия по сохранению здорового образа жизни.

Большое внимание уделялось мероприятиям, посвящённым Победе над фашизмом с детьми была проведена дискуссия «Башкортостан в годы войны».

В библиотеке были организованы выставки книг на различные тематики:

  1. К юбилейным датам писателей: «Листая календарь», «Книги – юбиляры».
  2. Выставка «Мой Башкортостан»; книжная выставка о природе «Знай, люби, береги!», где представлены книги о птицах.

Библиотека постоянно оформляет подписные издания. Для педагогов и учащихся школы- есть возможность узнать сельские и районные новости из местных газет. Своевременно оформляется подписка на периодические издания.

В помощь учебному процессу библиотека принимала участие в проведении предметных недель. Собраны интересные факты о вежливости, проведены викторины, конкурс загадок и пословиц.

Работа по самообразованию.

Использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей.

Выводы.

Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2018/2019 учебный год.

Задачи на 2019/2020 учебный год.

Проблемы, выявленные в анализе, ставят перед библиотекой задачи, которые предстоит решать в будущем учебном году:

1. Активизировать читательскую активность в 7-9 классах. Вести более тесную работу с учителями для привлечения учащихся в библиотеку.

2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, оказывать всестороннюю помощь педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся; воспитания у детей читательской культуры.

3. Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда.

4. Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами, имеющимися в библиотеке.

5. Работа с коллективом школы по привлечению детей к чтению.

     Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди обучающихся школы.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок немецкого языка "Час поэзии" совместно со школьной библиотекой

Данную разработку можно использовать на уроке немецкого языка  по теме "Фридрих Шиллер - романтик всея Руси" в 10-11 классах....

Методическая разработка занятия на английском языке к Международному дню школьных библиотек

Продолжительность занятия: 90 минутВозраст детей 13-15 летЦель занятия: - формирование творческих способностей и коммуникативной компетенции детей в области истории и культуры;- умение использовать зн...

Проект: Пушкин в школьной библиотеке: читая, играем; играя, читаем» "Библиоквест "Сказочный экспресс"

. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу.  Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван...

«Деятельность школьных библиотек»

Роль школьной библиотеки в учебном процессе...

Доклад на тему: «Массовая работа в школьной библиотеке»

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, под...

Доклад на тему: «Массовая работа в школьной библиотеке»

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, под...

План работы школьной библиотеки 2018-2019 учебный год

В плане отражены основные мероприятия работы педагога-библиотекаря...