:"Единство и взаимосвязь принципов обучения и воспитания"
статья

 В данной работе мы рассмотрим отдельно принципы обучения и воспитания и на анализе этого обоснуем единство и взаимосвязь принципов обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН

(ФКП образовательное учреждение № 262)

РЕФЕРАТ

Тема:"Единство и взаимосвязь принципов обучения и воспитания"

                                          Кемерово 2020

Введение

                Что такое принцип? Principium (лат.)-основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из закономерностей. Принципы целостного педагогического процесса- это система исходных требований и правил, выполнение которых обеспечивает достижение основных целей школы. Принцип-это знание о педагогической деятельности, о том, как организовать учебно-воспитательный процесс (как правильно поставить взаимосвязанные цели обучения, воспитания и развития; какое содержание образования отобрать для этих целей, какие методы и формы обучения и воспитания выбрать). Характеризуя сущность принципов познания и преобразования действительности, Ф. Энгельс писал, что "они не исходный пункт исследования, а его заключительный результат, эти принципы не применяются к природе и человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории".

                    Принцип-это предписание, как действовать для достижения поставленных целей. Он включает знание о закономерностях и противоречиях  педагогического процесса, требования и правила их выполнения и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано: закономерности-противоречия -требования -правила -условия.

                     Требование- это условие, выполнение которого обеспечивает реализацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким должен быть  учебно-воспитательный процесс.

                       Правило отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы выполнить требование.

                       Что входит в систему принципов целостного педагогического процесса? В педагогической теории до недавнего времени принципы делились на принципы обучения и воспитания и рассматривались отдельно.

                     В данной работе мы рассмотрим отдельно принципы обучения и воспитания и на анализе этого обоснуем единство и взаимосвязь принципов обучения и воспитания.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

                 Принципы воспитания, основополагающие идеи или целостные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и  требования  к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения ,Большое число принципов воспитания объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

                 Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд принципов воспитания, которые могут рассматриваться как принципы  организации  социального опыта человека, и образования, и индивидуальной помощи воспитуемым.

                  Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я. А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теории свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л. Н. Толстого, а в 20 веке в гуманистических психологии и  педагогики. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект- объектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Именно воспитание определяет то, что человек успешно позитивные (а не асоциальные или антисоциальные) нормы и ценности, создаёт условия для эффективной реализации себя как субъекта  социализации, помогает ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нём, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации. Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой на развитие чувства собственного достоинства, ответственности: на формирование демократического и гуманистического взглядов. принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 веке Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в, особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. У человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом,  а также  природоохранное и ресурсосберегающее мышление и по- ведение.

                       Принцип культуросообразности воспитания. Идеи о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж.Локка, К. Гельвеци и И. Песталоцци.Принцип, сформулированный в 19 веке Ф. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими  ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание должно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом , помогать человеку приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нём самом и в окружающем его мире, находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Однако реализация этого принципа существенно осложняется в связи с тем, что общечеловеческие ценности культуры и ценности конкретных социумов не только не идентичны, но могут довольно существенно различаться. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур- одно из условий эффективности воспитания.

                         Принцип незавершимости воспитания. Принцип  вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями(а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке всегда есть нечто незавершённое и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других. реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

                           Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например конфессиональная  педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика- социального воспитания.

                          Принцип вариативности  социального воспитания. В совре- менных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывая этнические особенности и местные условия; используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации  личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях. Необходимо создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять интересы и потребности личности и общества.

                        Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив- важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой  с середины 19 века. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом- для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

                        Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Идея о том, что  задачей воспитания является развитие человека, зародилась в античности. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности в создании условий для развития личности, исходя из её приоритетов перед группой и коллективом.

                     Принцип диалогичности социального воспитания. Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получила своё несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в педагогических работах новейшего времени. Тенденция последних десятилетий рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс позволяет сформулировать этот принцип как важнейший для педагогики. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в  большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится Эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми. Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми, что обусловлено различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует искренности и взаимного уважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основные принципы обучения (дидактика)"

Презентация "Основные принципы обучения" содержит материал, который поможет студенту  построить свой ответ на экзамене. Разделы слайд-презентации: принципы педагогического процесса, основные...

Доклад "Реализация принципов обучения на уроках спецдисциплин"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум»        МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБ...

Принципы обучения с использованием активных методов

В статье обобщены подходы к современному понятию активных методов обучения, систематизированы основные принципы обучения с использованием таковых методов....

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У РЕБЁНКА

В размещенной консультации родители могут узнать, что необходимо учитывать, занимаясь с ребёнком дома, по развитию речи....

Основные принципы обучения.

Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие ч...