Мои публикации
статья

Буянтуева Виктория Ринчиновна

СтатьяРеализация системно-деятельностного и    компетентностного  подхода в условиях сельской школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного и    компетентностного  подхода

в условиях сельской школы.  

                     Буянтуева В.Р.

                                                                                                учитель начальных     классов

Аннотация. В статье представлен  как  реализуется  системно-деятельностный  и    компетентностный  подход  в начальном образовании в условиях сельской школы, каков результат и какие прблемы. Даны основные понятия системно- деятельностного подхода  и проанализированы фрагменты практической части уроков.

  Ключевые слова: системно-деятельностный и компетентностный  подход, ФГОС. ЗУН, УУД, прием, этап.

    Глобальные изменения, которые происходят сегодня в России, позитивно влияют на вопросы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Сегодня обществу, государству нужна такая личность, которая не просто усваивала бы знания и воспроизводила их, а имела бы индивидуально-неповторимое мышление, отличалась бы активностью в познании.

      Каждый наш ученик индивидуален, то и касается учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего,  пришлось тем учителям  кто работал по системе Занкова   или, по крайней мере использовал системно-деятельностный подход. Мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой. Дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными  и тогда мы научим этому детей. Поэтому в моей педагогической практике все началось с личностной «перестройки» .

  Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.  

           В книге «Руководство к образованию немецких учителей» Адольф Дистверг писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение … Потому самодеятельность- средство и одновременно результат образования» [2,249]

В основу  новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

 Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность»    

Цель системно – деятельностного подхода:воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом -  быть хозяином своей деятельности:

  •  ставить цели;
  •  решать задачи;
  • отвечать за результаты

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов: принцип деятельности (ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам), принцип непрерывности, принцип целостности(обобщенного системного представления о мире), принцип минимакса (зона ближайшего развития возрастной группы),принцип психологической комфортности,принцип вариативности (принятию решений в ситуациях выбора),принцип творчества ( приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности)

   Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.

Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода строится в  соответствии с целями. Эти уроки распределяются в четыре группы: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.

     В своей статье хочу затронуть практическую часть урока «открытия» нового знания. Как работаю над каждым этапом урока и какой результат работы.   Как я применяю практические приемы деятельности на каждом этапе урока. Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

      1.На этапе мотивации (организационный момент) необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу», «надо», «могу». Положительный результат дает такие приемы как, психологическая установка на урок: улыбаемся друг другу, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и. т. д. Начинаю с исходной мотивации: мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили еще одну важную сторону этой темы. А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо например в таких ситуациях…Иногда начинаем урок с эпиграфа, беру различные пословицы: Ученье –свет, неученье –тьма, hураhан далай - hураагYй балай и задаю вопросы: Чем похожи эти пословицы и чем различаются?

    2.На этапе актуализации и пробного учебного действия необходимо, чтобы учащиеся воспроизвели и зафиксировали ЗУН активизировали мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и. т. д.), попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание, зафиксировали возникшее затруднение. Продолжительность этапа не должна превышать 5-7 минут, количество заданий не должно быть большим Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Возникновение проблемной ситуации

Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий  диалоги; мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.

Например: по теме «Табличное сложение»

Найдите значения выражений: 6 + 3, 6 + 4, 10 + 6, 9 + 6 (последнее выражение не сходное с предыдущими).

- Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

При нахождении значения выражения 9+6 учащиеся испытывают затруднение (возникает проблемная ситуация).

- Нет, не смогли.

- Здесь надо сложить два числа, сумма которых больше 10. Мы такие задания еще не выполняли. (Осознание противоречия.)

- Сложение двух чисел, сумма которых больше 10. (Учебная проблема как тема урока.)

       3. Этап выявления места и причины затруднения. Учащиеся на этом этапе анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривают вслух, что и как делали, фиксируют шаг, на котором возникло затруднение, соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами. Приемы  работы следующее: составление алгоритма, слепая таблица, птичий базар, расшифруй, кластер.

    На этапе построения проекта выхода из затруднения устраняют причину возникшего затруднения т. е. сформировывают, какие знания нужно построить и чему научиться, выбирают способ построения нового знания (как?) и средства (с помощью чего?). На этом этапе применяются приемы: яркое пятно, помощники (повторим, изучим, узнаем, проверим), данный прием дает возможность самим поставить перед собой задачи и находить способы их решения; можно подвести к теме и цели урока через прием «отгадай ребус, загадку,  шараду.. », разрешение парадоксов, тема в виде проблемного вопроса,  работа над понятием, группировка.

   На этапе реализация построенного проекта учащиеся на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезу, фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи. Прибегаю к приемам: мини- рассказ, упрости, проблемный поиск, послушать-сговориться-обсудить, облако мыслей, ромб ассоциаций.

 На этапе первичного закрепления необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги. Здесь интересны приемы: составь меню, аукцион, феномен, чего больше, реклама, учимся сообща.

    Цель этапа самостоятельной работы с самопроверкой интериоризация (переход извне внутрь).Для этого организовываю самостоятельное выполнение учащимся типовых заданий на новый способ действия, создаю (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика, для учащихся, допустивших ошибки, предоставляю возможность выявления причин ошибок и их исправления. Проводятся следующие работы: блиц контрольная, творческий тест, фактологический диктант, цифровой диктант, буквенный диктант, тренировочная контрольная работа, рядом с художником.

   На этапе включения в систему знаний и повторение учащимися выявляется и фиксируется границы применимости нового знания и учу детей использовать его в системе изученных ранее знаний, довожу до автоматизированного навыка, при необходимости организовываю подготовку к изучению следующих разделов курса. Чтобы все это повторить я практикую приемы: своя опора, свои примеры, повторяем с контролем, приведи примеры, составление текста, дай информацию, восстанови текст, назвать одним словом, собери модель и. т. д.

 На этапе рефлексии учебной деятельности организовывается рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Они соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, намечают цели для дальнейшей работы. В конце урока провожу вопрос-итог, пантомима, анкета, азбука, цветные поля, синквейн, толстый и тонкий вопрос. телеграмма, шкатулка. Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Какие же положительные результаты видны:

  • цель урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
  • систематически дети осуществляют рефлексивное действие;
  • используется разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности учащихся;
  • дети учатся работать по правилу и творчески;
  • задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки;
  • оценивается реальное продвижения каждого ученика, поощряются и поддерживается минимальные успехи;
  • учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
  • стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества.

Таким образом, анализ показал в условиях нашей сельской школы возникли проблемы :недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, нет комнаты психологической разгрузки, недостаток помещений для организации внеурочной деятельности, нет возможности привлекать специалистов для организации внеурочных занятий. Для их устранения требуется кадровое обеспечение, сеть интернета.

   Олег Ермолаевич Лебедев писал : «Конечно, создать все перечисленные условия — дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно». [ с.12]  

     

   

Литература:

  1. А. Дистверг Руководство к образованию немецких учителей –М учпедгиз,1956 с.
  2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002.
  3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.:  АПК и ПРО, 2003.
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12
  5. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.,  2005.
  6. uchportal.ru Методические разработки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации

В данном разделе представлены публикации из сборников научно-практических конференций...

Публикации

В данном разделе представлены материалы, опубликованные в сборниках ...

Программа профессионального модуля "ПМ 02. Хранение передача и публикация цифровой информации"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Хранение, передача и публикация цифровой информации...

Тест дифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»

Тестдифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»...

Рабочая программа ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации

Рабочая программа  ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации....

ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации

ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации...

Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we

В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...