Программа профессиональной пробы для учащихся Куртамышского СУВУ по профессии «Парикмахер»
проект

Проект

«Организация и проведение

профессиональных проб по профессии «Парикмахер» как одно из направлений профориентации обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progamma_profproby.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

РАССМОТРЕНО                                              УТВЕРЖДЕНО                                                                

На методическом совете                                  Приказом №___ от «___»_____2018                                                                        

протокол №___ от «__»____2018                   Директор училища  _____________                  

                                                                                                              Т.Н.Менщикова

                                 

Программа профессиональной пробы

для учащихся Куртамышского СУВУ

по профессии «Парикмахер»

Куртамыш 2018

Информационная карта

Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа».

Программа профессиональной пробы для учащихся Куртамышского СУВУ по профессии «Парикмахер».

Авторы-составители:  Усынина Ольга Александровна, мастер производственного обучения, преподаватель высшей квалификационной категории;

Озёрная Светлана Владимировна, мастер производственного обучения, преподаватель.

Область применения программы профессиональной пробы:  сфера бытовых услуг  (парикмахерские услуги).

Аннотация: программа  профессиональной  пробы  знакомит  обучающихся Куртамышского СУВУ с  профессией  «Парикмахер».

В  современном  активно  развивающемся  мире  появление и развитие  новых  технологий,  материалов  требует от профессии «Парикмахер» новых  возможностей их освоения.  Это одна  из  наиболее  востребованных  и хорошо оплачиваемых  сфер деятельности на рынке труда.

Участие  в  профессиональной  пробе  способствует  формированию

у обучающихся  представления  о  специфике  профессии  парикмахера,  получению  начальных  навыков профессиональной деятельности.

В  ходе  профессиональной  пробы  обучающимся  предоставляется возможность  принять  активное  участие  во  всех  технологических работах по обслуживанию клиентов.

Результатом  участия  в  профессиональной  пробе  будет самостоятельное  создание  каждым  обучающимся  несложной причёски с элементом плетения.

Продолжительность программы: программа  рассчитана  на  8  часов  в  группах  численностью 8 – 10 человек (может осуществляться деление группы на подгруппы численностью не менее 4-5 человек).

Количество страниц программы: 13 стр.

Пояснительная записка

Профессия  парикмахера достаточно востребована  на рынке труда, это одна из наиболее интересных и хорошо оплачиваемых сфер деятельности в

современном мире.

Целью  программы профессиональных  проб является  создание  условий  для

профессионального самоопределения старшеклассников посредством

погружения в профессию.

Задачи программы:

  • познакомить  обучающихся  с  профессией «Парикмахер», содержанием и характером труда;
  • формировать  допрофессиональные  знания,  умения  и  навыки,  опыт

практической работы в конкретной профессиональной деятельности;

  • развить и укрепить интерес к будущей профессии;
  • оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;
  • воспитать  готовности  к  самостоятельному,  сознательному  и

обоснованному выбору профессии, помочь воспитанницам утвердиться или

отказаться от выбора данной профессии.

Программа профессиональной пробы по профессии "Парикмахер" представляет собой методическую разработку, включающую комплекс программных, тематических, практико-ориентировочных мероприятий по профессии.

Профессиональная  проба  –  это  испытание,  моделирующее  элементы

конкретного  вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный  вид, способствующая  сознательному,  обоснованному  выбору  профессии.

Профессиональная  проба  помогает  "окунуться"  в  будущую  профессию,

убедиться  в  ее  достоинствах,  определиться  в  недостатках.  Профессиональные пробы  также  являются  возможностью  самовыражения.  В процессе профессиональных  проб  обучающиеся  знакомятся  с  психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для  работы  по  прогнозируемой  профессии   «Парикмахер»,  приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки.

Отличительная  особенность  проектирования  профессиональных  проб

заключается в том, что они дают старшеклассникам:

•   Первичный опыт профессиональной деятельности (без вывода на реальное

производство);

•   Умение анализировать свои знания, способности и умения с точки зрения

максимальной выгоды (и для профессии, и для себя);

•   Возможность  ответственно  и  осмысленно  принять  решение  о  своем

профессиональном будущем.

Особо  значимой  является  проблема  приобретения  обучающимися

адекватных  представлений  о  профессиональной  деятельности,  избираемой

профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности  и  умения  включаться  в  общественный  производительный  труд  и социальные  отношения  трудового  коллектива.  Ориентация  на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как  неотъемлемая  часть  всего  учебно-воспитательного  процесса  при обязательном  дополнении  его  информационной  и  консультативной  работой, практической  деятельностью  для  развития  склонностей  и  способностей обучающихся к труду.

Помощь  обучающимся  в  правильном  выборе  профессии  предполагает

необходимость  специальной  организации  их  деятельности,  включающей

получение  знаний  о  мире  профессионального  труда  (анализ  профессиональной деятельности)  с  последующим  соотнесением  знаний  о  себе  со  знаниями,  о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Профессиональная  проба  завершается  демонстрацией  самостоятельно

созданной  несложной причёски с элементом плетения  и подведением итогов,  с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками  овладели  обучающиеся  и  какие  сложности  они  испытывали  при выполнении профессиональной пробы.

На  этапе  моделирования  профессиональной  деятельности  профессиональная  проба  разделяется на несколько этапов.

Каждый  этап  содержит  специфические  особенности  

профессиональной  деятельности,  демонстрирует  стадии  создания  завершенного элемента продукта трудовой деятельности.

Все этапы  взаимосвязаны  и  в  совокупности  достаточно  полно

характеризуют  содержание  деятельности  представителя  изучаемой  профессии, включая ситуации для проявления ПВК.

Этапы   отличаются  по  целям, характеру,  условиям, формам организации и способам выполнения работы.

Подготовительный этапПри выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности парикмахера в сфере услуг, ознакомиться с организацией рабочего места парикмахера, этапах подготовительных работ, правилах выполнения парикмахерских услуг.

Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.   

Практический этап. Этот этап профессиональной пробы состоит из трех последовательно выполняемых частей, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности парикмахера. Результативность выполнения каждой части оценивается преподавателем или мастером производственного обучения отдельно. После выполнения частей пробы преподаватель или мастер п/о подводит итог и дает общую оценку работы учащихся. Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен преподавателем или мастером п/о или учащимися. При этом необязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать. По мере выполнения пробы преподаватель или мастер п/о заполняет протокол.

Заключительный этап (рефлексивный). Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.

Тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Знакомство с профессией «Парикмахер», специфика  профессиональной  деятельности.

2

2

Укладка волос электрощипцами

2

3

Накручивание волос на коклюшки

1

4

Выполнение несложной причёски с элементом плетения

2

5

Итоговое занятие (рефлексия)

1

Итого:

8

Содержание профессиональной пробы

Выполнение пробы направлено на диагностику профессионально важных качеств.

 Занятие №1. Знакомство с профессией «Парикмахер», специфика  профессиональной  деятельности.

Историческое развитие парикмахерского искусства.

Сведения  о  конкретных  видах  профессиональной  деятельности,

характеристика  и содержание  видов и приёмов труда, а также о передовых технологиях.

Медицинские противопоказания для работы в данной профессии.

Техника  безопасности на производстве,  средства  индивидуальной

защиты. Ознакомление с инструментами, приспособлениями, и парикмахерским оборудованием.

Технологический

Ситуативный

Функциональный

 Занятие №2.     Укладка волос электрощипцами.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

1 уровень:

Освоить приемы работы электрощипцами.

Приготовить электрощипцы для укладки волос.

Выполняют накручивание коротких волос на электрощипцы.

2 уровень:

Освоить приемы работы электрощипцами.

Приготовить электрощипцы для укладки волос.

Разделяют голову на зоны.

Разделяют зоны на пряди.

Выполняют накручивание длинных волос на электрощипцы.

3 уровень:

Освоить приемы работы конусными электрощипцами.

Приготовить электрощипцы для укладки волос.

Разделяют голову на зоны.

Разделяют зоны на пряди.

Выполняют накручивание прядей волос на конусные электрощипцы.

 Занятие №3.     Накручивание  волос на коклюшки.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

1 уровень:

Освоить приём накручивания волос на  коклюшки классическим способом.

Приготовить инструменты (коклюшки, расчёска), приспособления (резинки, бумага для завивки, зажимы).

Разделяют волосы проборами.

Выполняют накручивание коротких волос на коклюшки.

2 уровень:

Освоить приём накручивания волос на  коклюшки классическим способом.

Приготовить инструменты (коклюшки, расчёска), приспособления (резинки, бумага для завивки, зажимы).

Разделяют волосы проборами.

Выполняют накручивание длинных волос на коклюшки.

3 уровень:

Освоить приём накручивания волос на  коклюшки спиральным способом.

Приготовить инструменты (коклюшки, расчёска), приспособления (резинки, бумага для завивки, зажимы).

Разделяют волосы проборами.

Выполняют накручивание прядей волос на коклюшки.

 Занятие №4.   Выполнение несложной причёски с элементом плетения.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

1 уровень:

Освоить приёмы деления головы на зоны,

разделения зоны на пряди,

плетение кос,

вытягивание прядей,

фиксация косы.

Использования средств для стайлинга.

Разделить голову на зоны. Разделить зоны на пряди. Выполнить плетение косы, вытянуть пряди и зафиксировать плетение.

Разделяют голову на зоны.

Разделяют зоны на пряди.

Выполняют плетение косы, вытягивают пряди и фиксируют плетение с использованием средств стайлинга.

2 уровень:

Освоить приёмы деления головы на зоны,

разделения зоны на пряди,

плетение кос,

вытягивание прядей,

фиксация косы.

Использования средств для стайлинга.

Разделить голову на зоны. Разделить зоны на пряди. Выполнить плетение многопрядной  косы, вытянуть пряди и зафиксировать плетение.

Разделяют голову на зоны.

Разделяют зоны на пряди.

Выполняют многопрядное плетение косы, вытягивают пряди и фиксируют плетение с использованием средств стайлинга.

3 уровень:

Освоить приёмы деления головы на зоны,

разделения зоны на пряди,

плетение кос,

вытягивание прядей,

фиксация косы.

Использования средств для стайлинга.

Разделить голову на зоны. Разделить зоны на пряди. Выполнить плетение двойной косы, вытянуть пряди и зафиксировать плетение.

Разделяют голову на зоны.

Разделяют зоны на пряди.

Выполняют плетение двойной косы, вытягивают пряди и фиксируют плетение с использованием средств стайлинга.

 Занятие №5.   Итоговое занятие (рефлексия).                                    Демонстрация  самостоятельно  выполненной причёски. Подведение итогов.

Рефлексия приобретенного практического опыта.

Методические рекомендации

Реализация  программы  предполагает  выполнение практических заданий по основным профессиональным модулям  в соответствии  с  ФГОС, а также  подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и  самостоятельности.  При  этом  учитываются  интересы,  склонности,  способности, ПВК  личности  обучающегося,  а  также  возрастные  психолого-педагогические  и валеологические особенности развития подростков.

Выполнение  практических  заданий  в  ходе  профессиональной  пробы

осуществляется  поэтапно.  Каждый  этап  практического  занятия  предполагает выполнение  обучающимся  заданий,  требующих  овладения  начальными профессиональными  умениями  и  навыками,  результатом  чего  является  получение самостоятельно выполненного задания (причёска с элементом плетения).

Показатели качества выполнения практических заданий пробы:

  • самостоятельность;
  • соответствие конечного результата целям задания;
  • аккуратность;
  • стремление выполнить условия и требования практического задания;
  • проявление общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
  • рефлексия результатов собственной деятельности.

В  процессе  реализации  программы  профессиональной  пробы  должное

внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся.

Критерии оценивания результатов каждого занятия:

Низкий уровень (0 – неудовлетворительно)

С заданием обучающийся не справился

Средний уровень (1 – удовлетворительно)

Задание выполняется с участием мастера производственного обучения

Уровень выше среднего (2 – хорошо)

Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения

Высокий  уровень (3 – отлично)

Задание выполняется самостоятельно.

Критерии оценки:

1. Уровень освоения базовых теоретических знаний, связанных с характером выполняемой профессиональной деятельности:

0 – неудовлетворительно;

1 – удовлетворительно;

2 – хорошо;

3 – отлично.

2. Уровень сформированности практических умений и навыков, необходимых для данной сферы профессиональной деятельности:

0 – навыки и умения практически отсутствуют;

1 – низкий уровень сформированности умений и навыков;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

3. Качество выполняемой деятельности (прилежание, аккуратность, соответствие конечного изделия целям задания и т.п.):

0 – качество не удовлетворяет принятым нормам;

1 – качество на низком уровне;

2 – средний уровень качества;

3 – высокий уровень.

4. Интерес к данной сфере выполняемой профессиональной деятельности:

0 – нулевой уровень интереса;

1 – низкий уровень интереса;

2 – средний;

3 – высокий.

5. Самостоятельность при выполнении профессиональной деятельности:

0 – несамостоятелен и не старается воспользоваться помощью;

1 – прибегает к помощи педагога;

2 – прибегает к помощи товарищей;

3 – самостоятелен.

6. Активность (стремление выполнить условия и требования, предъявляемые к данной

профессиональной деятельности):

0 – нулевой уровень активности;

1 – низкий уровень;

2 – средний;

3 – высокий.

7. Творчество (оригинальность принятия решения в процессе выполнения профессиональных задач):

0 – нулевой уровень творчества;

1 – низкий уровень;

2 – средний;

3  – высокий.

8. Профессионально важные качества (специфические способности, умения, необходимые для данной сферы деятельности):

за каждое присутствующее профессиональное качество – 1 балл.

Профессия «Парикмахер»

Дневник профессионального самоопределения.

ФИ обучающегося ________________________________________________

Задание:

Замечания и рекомендации мастера

Оценка за выполнение

Укладка волос электрощипцами

Накручивание волос на коклюшки

Выполнение несложной причёски с элементом плетения

Ведомость прохождения профессиональной пробы

Профессия «Парикмахер»

Количество часов по программе  - 8

Период прохождения программы с «___» ______20___ по «___»______20__.

№ п/п

ФИО

обучающейся

Критерии

ПВК

Итоговая оценка профессиональной пробы

Теоретические  знания

Уровень практических умений

Качество выполненной работы

Интерес к данной профессии

Самостоятельность

Активность  

Творчество

Глазомер

Мелкая моторика

Координация движений рук

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Руководитель профессиональной пробы (мастер п/о) _______________/________________/

                                                                                           _______________/________________/

Дата составления:

Материально-техническое

обеспечение программы профессиональной пробы

№ п\п

Наименование

Кол-во ед.

Оборудование

1

Рабочее место

6

2

Учебная голова

6

Инструменты

3

Расческа с остроконечной ручкой

6

4

Коклюшки

30

5

Щипцы для волос

6

Приспособления

6

Зажимы для волос

12

7

Распылитель

6

8

Резинки для волос

набор

9

Бумага для завивки

набор

Средства индивидуальной защиты

10

Спецодежда (фартук)

6

11

Тапочки (кожзам)

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии 16399 Официант

Образовательная программа предназначена  для  профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии  16399  Официант на базе среднего (полного) общего образова...

Образовательная программа для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии 12901 Кондитер

Образовательная программа предназначена для  профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии  12901  Кондитер на базе среднего (полного) общего образования....

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...