Методическая разработка практического занятия "Диаграмма состояния "железо-цементит"
методическая разработка

Голубина Марина Анатольевна

Методическая разработка практического занятия "Диаграмма состояния "железо-цементит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_met-_metodichka_-_kopiya.docx286.18 КБ

Предварительный просмотр:

Новый точечный рисунок (2)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

                                                           ОТКРЫТОГО УРОКА

по учебной дисциплине Материаловедение»

 специальность 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобиля

                                                          Практическое занятие

«Диаграмма состояния «железо – цементит».

Разработчик:  Голубина М.А.

2020 г.

Учебная дисциплина «Материаловедение»

Тема: Диаграммы состояния металлов и сплавов 

Тема занятия: Диаграмма состояния «железо – цементит».

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования практических умений и навыков.

Вид занятия: практическое занятие.

Время: 90 минут.

Цель занятия:  Изучить диаграмму фазового равновесия железоуглеродистых сплавов.

Задачи занятия:

  Обучающие:  

- мотивация обучающихся к изучению материаловедения, как одной из базовых профессиональных учебных дисциплин при освоении специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»;

  • изучение диаграммы состояния «железо-цементит»;
  • закрепление понятия об основных железоуглеродистых сплавах: сталях и чугунах
  • изучение структуры сталей и чугунов в равновесном состоянии.

Развивающие:  

  • развитие познавательного интереса, логического мышления  
  • развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации действий.

  Воспитательные:  

  • пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ
  • способствовать развитию самостоятельности студентов

  Дидактические:

  • осмыслить и закрепить теоретический материал,
  • сформировать умения применять полученные знания на практике,
  • реализовать единства интеллектуальной и практической деятельности,
  • развивать выработку при решении поставленных задач самостоятельность, ответственность, точность, творческую инициативу

В ходе освоения темы практического занятия студент должен:

знать: -   принципы построения диаграмм состояния;

            -   основные компоненты, фазы и структурные составляющие системы;

       -   фазовый состав сплавов на разных участках диаграммы «железо-цементит»;

             -   классификацию сталей и чугунов по содержанию в них углерода

уметь: -  проводить исследования и испытания металлов.

           В ходе занятия у студентов формируются профессиональные компетенции,   соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Применяемые педагогические технологии: личностно ориентированная, групповая, тестовая, информационно – коммуникативная, игровая

Учебно-методическое и информационно-техническое оснащение:

  1. Компьютер, мультимедиапроектор,  экран;
  2. Электронные носители с тематической информацией
  3. Наглядное пособие диаграммы состояния «железо-цементит»
  4. 4.       Методические рекомендации по выполнению практического задания.
  5. 5.       Вариант практического задания в виде одноразовой рабочей тетради для  
  6.            индивидуального использования
  7. 6.       Набор учебной, технической и справочной литературы.

   

                                                    Литература:

1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.: ИЦ Академия, 2014

2. Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3. Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка): учебное пособ. для нач. проф. образов./ А.М. Адаскин, В.М. Зуев. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с. - (Профессиональное образование).

                                              Структура занятия:  

  1. Организационная часть  ……………………………….. 5 мин.
  2. Актуализация знаний и умений студентов ………….  15 мин.  

3.   Методические рекомендации по выполнению

и оформлению задания.………………………………… 5 мин.

4.   Выполнение практического задания   ………………… 40 мин.

5.   Взаимопроверка выполненных работ  ………………... 20 мин.

6.   Подведение итогов работы  ……………………………  5 мин.

                                                 Ход занятия.

  1. Организационная часть:    
  • контроль посещаемости и готовности студентов к занятию
  • сообщение темы и постановка целей урока
  • объяснение хода и последовательности проведения занятия.
  1. Актуализация знаний и умений студентов:    

Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса.

Студентам предлагается ответить на вопросы по темам: 1.1.Структура и свойства материалов. 1.2.Формирование структуры литых материалов. 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов:

Вопрос 1. Назвать основные типы кристаллических решеток и дать характеристику их элементарных ячеек.

Вопрос 2. Перечислить основные свойства металлов и сплавов. 

Вопрос 3. Дать определение кристаллизации металлов (первичной и вторичной).

Вопрос 4. Назвать основные компоненты, фазы и структурные составляющие системы «железо-углерод»

Вопрос 5. Обозначить принципы построения диаграмм состояния и их назначение.

3. Методические рекомендации по выполнению и оформлению задания:

          Для выполнения практического задания студенты распределяются на статические пары. Каждому студенту выдается одноразовая рабочая тетрадь для индивидуального использования (приложение 2).

Работа содержит 12 разноплановых заданий, каждое условно помечено знаками в зависимости от уровня изучения дисциплины.  Преподаватель определяет критерии оценки заданий различной сложности:  

    o простое задание                                -  1 балл

  ⮚ задание повышенной сложности   -  2 балла

Критерии оценки выполненной работы:

на оценку «отлично» студент должен набрать 11-12 баллов;

на оценку «хорошо» студент должен набрать  9-10 баллов;

на оценку «удовлетворительно» студент должен набрать 6–8 баллов;

студент, набравший 5 и менее баллов, получает оценку «неудовлетворительно».

Студентам предлагается последовательность выполнения  практического задания:

  1. Внимательно изучить теоретическое обоснование (приложение 1).
  2. Выполнить задания практического занятия в индивидуальной рабочей тетради.
  3. Провести самопроверку выполненного задания.
  4.  Сдать оформленную работу на взаимопроверку напарнику.

        4.  Выполнение практической работы.

   Для выполнения практического задания студентам выдается одноразовая рабочая тетрадь для индивидуального использования

   При выполнении практической работы студентам предлагается пользоваться

различными литературными источниками (см. список литературы).                                      

      5.   Взаимопроверка выполненных работ.

После выполнения практического задания осуществляется  взаимопроверка  результатов работы напарником по выше указанным критериям оценки..  

      6. Подведение итогов работы  

  • обсуждение отдельных работ или анализ и оценка работ
  • теоретические выводы по результатам практической работы
  • объявление оценок за выполненную практическую работу осуществляется после проверки работ преподавателем.

В итоге, каждый студент за практическое занятие получает две оценки: за выполнение работы и за проверку работы напарника..

Приложение 1.

Практическое занятие №2.

Тема: «Диаграмма состояния «железо – цементит».

Теоретическое обоснование

Диаграммы фазового равновесия, или диаграммы состояния, в удобной графической форме показывают фазовый состав сплава в зависимости от температуры и концентрации. Диаграммы состояния строят для условий равновесия или условий, достаточно близких к ним.

Диаграммы  железо—углерод являются фундаментом науки о стали и чугуне. Углерод с железом образует устойчивое химическое соединение цементит или может находиться в сплаве в свободном состоянии в виде графита. Соответственно существуют две диаграммы состояния сплавов железа—углерод: цементитная и графитная.                  

                             

Рис.4. Диаграмма состояния

«железо-цементит».

       

       На рис. 4   приведен упрощенный вид  цементитной диаграммы. Наибольшее количество углерода по диаграмме (6,67%) соответствует массовому содержанию углерода в химическом соединении — цементите. Следовательно, компонентами, составляющими сплавы этой системы, будут, с одной стороны, чистое железо Fe, с другой — цементит Fe3C.

Превращение из жидкого состояния в твердое  (первичная кристаллизация).   Линия ACD — ликвидус, а линия AECF — солидус. Выше линии АС сплавы системы находятся в жидком  состоянии (Ж). По линии АС из жидкого раствора начинают выпадать кристаллы твердого раствора углерода в γ-железе, называемого аустенитом (А); следовательно, в области АСЕ будет  находиться смесь двух фаз — жидкого раствора (Ж) и аустенита (А). По линии CD из жидкого раствора начинают выпадать кристаллы цементита (Ц); в области диаграммы CFD находится смесь  двух фаз — жидкого раствора (Ж) и цементита (Ц). В точке С  при массовом содержании С 4,3 % и температуре 1147 °С происходит одновременно кристаллизация аустенита и цементита и образуется их тонкая механическая смесь эвтектика, называемая в этой системе ледебуритом (Л). Ледебурит присутствует во всех сплавах с массовым содержанием С от 2,14 до 6,67%. Эти сплавы относятся к группе чугуна.

Точка Е соответствует предельному насыщению железа углеродом (2,14 %). Сплавы, лежащие левее этой точки, после полного затвердевания представляют один аустенит. Эти сплавы относятся к группе стали.

 Превращения в твердом состоянии  (вторичная кристаллизация). Линии GSE, PSK и CPQ показывают, что в сплавах системы в твердом состоянии происходят изменения структуры. Превращения в твердом состоянии происходят вследствие перехода железа из одной модификации в другую, а также в связи с изменением растворимости углерода в железе.

В области диаграммы AGSE находится аустенит (А). При охлаждении сплава аустенит распадается с выделением по линии GS феррита (Ф) — твердого раствора углерода в α-железе, a по линии SE — цементита. Этот цементит, выпадающий из твердого раствора, называется вторичным (ЦII) в отличие от первичного цементита (Ц1), выпадающего из жидкого раствора. В области диаграммы GSP находится смесь двух фаз — феррита (Ф) и распадающегося аустенита (А), а в области SEe1 — смесь вторичного цементита и распадающегося аустенита. В точке S при массовом содержании углерода 0,8 % и при температуре 727 °С весь аустенит распадается и одновременно кристаллизуется тонкая механическая смесь феррита и цементита — э в т е к т о и д (т. е. подобный эвтектике), который в этой системе называется перлитом (П). Сталь, содержащая 0 8 % С, называется эвтектоидной, менее 0,8 % — доэвтектоидной, от 0,8 до 2,14 % С — заэвтектоидной.

При охлаждении сплавов по линии PSK происходит распад аустенита, оставшегося в любом сплаве системы, с образованием перлита; поэтому линия PSK называется линией перлитного (эвтектоидного) превращения.

   Чтобы систематизировать полученную информацию, сравним между собой превращения в точках С и S диаграммы (рис. 4), Можно отметить следующее:

  1. выше точки С находится жидкий раствор, выше точки S — твердый раствор — аустенит;
  2. в точке С сходятся ветви АС и CD, которые указывают на начало выделения кристаллов из жидкого раствора (первичной кристаллизации); в точке S сходятся ветви GS и SE, указывающие на начало выделения кристаллов из твердого раствора (вторичной кристаллизации);
  3. в точке С жидкий раствор, содержащий 4,3 % С, кристаллизуется с образованием эвтектики — ледебурита; в точке S твердый раствор, содержащий 0,8 % С, перекристаллизуется с образованием эвтектоида — перлита; на уровне точки С лежит прямая EF эвтектического (ледебуритного) превращения, на уровне точки S — прямая РК эвтектоидного (перлитного) превращения.  

   Необходимо обратить внимание на то, что при медленном охлаждении в каждый  момент кристаллизации состав самих кристаллов выравнивается путем диффузии.  При быстром охлаждении состав внутри кристалла выравниваться не успевает и внутренние части кристалла содержат больше  тугоплавкого компонента, чем внешние.  Это явление называют внутрикристаллической ликвацией.

                                                         Приложение 2.

                                                                 Задание

к практическое занятию №2.

Тема: «Диаграмма состояния «железо – цементит».

o 2.1. Заштрихуйте на диаграмме участки первичной кристаллизации сплавов.  

                          Рис. 1. Диаграмма «Fe-Fe3

o 2.2. Подпишите название следующих линий диаграммы (рис.1):

ACD- ______________________________            AECF- _____________________________

 2.3. Подпишите обозначение фаз диаграммы (рис.1):

А-_______________________________;             Ж- ______________________________;

Ф- _______________________________;            П- ______________________________;

Л- _______________________________;             Fe3C (Ц) - ________________________.

o 2.4. Укажите на диаграмме точки эвтектического превращения ( __ ) и эвтектоидного превращения  ( ___ ) .

o 2.5. Укажите минимальную температуру существования аустенита: ______________

o 2.6.  На диаграмме продолжите одну из линий 1, 2, 3 (сверху), которая, по вашему мнению, разделяет сталь от чугуна, а также укажите значение концентрации углерода по данной линии разграничения _______%С (рис.2).

 Рис.2.

2.7.  Соедините стрелками линии диаграммы, соответствующие выделению  

                первичного, вторичного и третичного цементита  (рис.1).

                                               Ц (I)                       линия SE  

                                   Ц (II)                      линия PQ

                                               Ц (III)                    линия CD

o   2.8.  В чем отличие α-железа и γ-железа? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

⮚  2.9. Назвать сплав  железа с углеродом, содержащий 1,0%С  и дать характеристику структуры сплава ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

o    2.10. Определите термин: _______________________ - это твердый раствор внедрения  

               углерода в α-железе

2.11. Назвать сплав  железа с углеродом, содержащий 3,5%С  и дать характеристику структуры сплава ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

o     2.12.  Дайте определение: ледебурит – это _________________________________________

_____________________________________________________________

Задание выполнил:  __________________________________________

                                                                         ФИО студента

Работу проверил: _________________________    Оценка:  ___________________

                                                              ФИО студента

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

(баллы)

           

            Оценка за работу:         ____________________________

                                                                                  преподаватель

          Оценка за проверку:  __________________________

                                                                                 преподаватель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"

Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....

Методическая разработка практического занятия "Сахарный диабет"

Предназначена для проведения практического занятия по учебной дисциплине "Терапия", радел эндокринология, тема: "Сахарный диабет"...

Методическая разработка практического занятия для студента "Теория пределов"

Метолдическая разработка практического занятия по математике для студента "Теория пределов"...

Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"

Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"...

Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"

Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...