«Основы исследовательской и проектной деятельности». педагог ДО Вора Е.В.
материал

Вора Екатерина Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

«Основы исследовательской и проектной деятельности»

Подготовил: педагог ОДО: Вора Е.В.

28.01.2020 г.

Содержание:                                                                                                           

Введение.                                                                                                                                                                                                                                

Основная часть:   

Глава 1.    Основные нормативно-правовые документы:                                                                                                   

1.1. Теоретические основы организации исследовательской

 и проектной деятельности.

1.1а. Тест

Глава 2.   Дидактика и методика организации исследовательской          

 и проектной деятельности.                                                          

2.1. Статья Леонтовича А.В. «Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся».  Школьные технологии.    

2.1 а. Описание форм урочных занятий исследовательского характера:  

2.1б. Подбор методических приемов для организации этапов урока.       

2.1.в. Подходы к оцениванию урочного занятия с элементами исследования.

 

Заключение

 

Литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

«Основы исследовательской и проектной деятельности»

Подготовил: педагог ОДО: Вора Е.В.

28.01.2020 г.

Содержание:                                                                                                          

Введение.                                                                                                                                                                                                                                

Основная часть:  

Глава 1.    Основные нормативно-правовые документы:                                                                                                   

1.1. Теоретические основы организации исследовательской

 и проектной деятельности.

1.1а. Тест

Глава 2.   Дидактика и методика организации исследовательской          

 и проектной деятельности.                                                          

2.1. Статья Леонтовича А.В. «Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся».  Школьные технологии.    

2.1 а. Описание форм урочных занятий исследовательского характера:  

2.1б. Подбор методических приемов для организации этапов урока.        

2.1.в. Подходы к оцениванию урочного занятия с элементами исследования.

Заключение

Литература

  «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой    поисковой исследовательской работе»

А. Н. Колмогоров.

      Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Хочу затронуть вопросы  о  формах организации обучения, образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде.

     Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
    Очень важно научить ребёнка умению самостоятельно работать с информацией. Чтобы развить эту способность нужны специальные педагогические технологии. Использование таких методик помогут обучающимся стать самостоятельным, повысить свою успеваемость, развить творческий потенциал, социализироваться в обществе – стать успешным. Когда ребёнок сам добывает информацию, а учитель лишь направляет его, то эти умения, способы действия и знания лучше усваиваются детьми. То, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

     О таких оптимальных технологиях говорится пока ещё в действующем ФГОС. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. И ответственность учителя существенно возрастает -  «не научить» ребёнка на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи;
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения;
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
  • Эффективно использовать знания в  реальной жизни;
  • Компьютерная грамотность.

     Таких результатов можно достичь, используя проектно-исследовательские и поисковые методы обучения.

     В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного  общего образования возрастает актуальность  применения педагогических средств,  методов, технологий, которые  позволяют формировать метапредметные  и личностные образовательные результаты.

      Почему же сегодня именно этой технологии уделяется пристальное внимание?  Потому что при его изучении каждый думающий учитель неизбежно должен задать себе вопрос: каковы реальные цели каждого участника классно-урочного процесса? И целью должно стать создание условий для развития личности   не только ученика, но и личности учителя, его профессиональных компетенций. А какие условия и как их создавать – вот это до сих пор вопрос, на который образовательная система не даёт однозначного ответа.

Глава 1.    Основные нормативно-правовые документы:

1.1. Теоретические основы организации исследовательской

 и проектной деятельности.  Читаем ПООП  "с карандашом"

       Существует мнение, что учебно-исследовательская и проектная деятельность максимально направлены на развитие школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки. Так ли это? 

Да, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности - один из путей формирования УУД.  ФГОС НОО   (2.1.4. стр 122 используйте  сочетание клавиш Ctrl + F, в небольшое окошко ввести ключевые слова для поиска).

       Обращаю внимание на то, что актуальные тексты ПООП опубликованы на сайте ФГОС реестр, эти тексты отличаются от используемых ранее печатных вариантов 2011+2012 гг. Изменения были приняты по результатам общепрофессионального обсуждения. Новые версии ПООП были одобрены 8 апреля 2015 года.  http://fgosreestr.ru/ (реестр ПООП).

         ФГОС нового поколения нацеливает Российскую школу на формирование у учащихся умения учиться.  В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное освоение предметных знаний и умений, но и развитие универсальных учебных действий. А ещё он предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласна с тем, что учебно-исследовательская и проектная деятельность направлена на развитие школьников и формирования УУД. В ФГОС НОО в пункте 2.1.4. сказано, что такая деятельность направлена на развитие не только предметных, но и метапредметных умений. Важно, что именно в такой деятельности ребёнок становится субъектом образовательного процесса.  Психологическая наука рассматривает человека в трёх аспектах: как индивида, как личность и как субъекта. Индивидные качества обычно определяются природой и генетикой. Личностные качества проявляются в отношении к миру и его «содержимому»: предметам, явлениям, людям, социальному окружению; человек как личность ко всему подходит «со своей меркой». А вот субъектные качества проявляются в деятельности, в активном преобразовании всего того, что окружает человека: вещей, явлений, отношений с родными и близкими людьми.

Проектная деятельность может быть организована, как в урочное, так и во внеурочное время. В пункте 3.1. ПООП НОО указано, что образовательная организация имеет право выбора деятельности по каждому предмету).

Это действительно так, поскольку основная ценность проектно-исследовательской деятельности в школе состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Сформированное у обучающихся умение решать проектные задачи работает не только на перспективу, но и способствует более высокому уровню освоения программ всех учебных предметов школы.

        Только в процессе проектной деятельности происходит формирование универсальных учебных действий.  Мы должны детей учить самостоятельно добывать знания и применять их на практике.    

Этот метод помогает и  нам педагогам в решении  непростых задач:

не передать знания и не научить (как раньше), а организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученик сам научится получать знания. Учить надо не только на образцах и талонах, но  и на ошибках, которые создают проблемные ситуации, разрешение которых побуждает ученика к активным действиям. Акцент делается не просто на деятельность, а на активность самого субъекта  в этой деятельности.  Ну и, конечно, создавать мотивацию – предлагать интересный, познавательный материал. Больше свободы действий! Где школьники могут научиться сотрудничеству, планированию, например, как не в этой деятельности? Необходимо создавать условия – модели  социальной и будущей профессиональной  деятельности, где ребенок будет учиться жить, формировать  те качества личности, которые ему потребуются в жизни, и которые, кстати, заложены в описании портрета выпускника основной  школы  (п.2.1.5 ПООП).

Я работаю с детьми с ОВЗ, которым  труднее всех влиться во взрослую жизнь, и  мои любимые творческие задания, которые я предлагаю ученикам   6-9 классов для решения:  1) Имея  на руках некоторую сумму денег, пойди в магазин и выясни, сможешь ли  купить определенный  набор продуктов (с учетом, что можно покупать в разных магазинах).  

2) Посчитай, в какую сумму обойдется ремонт твоей комнаты (или класса). 3)  Подсчитай, какую сумму надо заплатить за электроэнергию за текущий месяц вашей семье.    

Если ученик не справляется с такими практико-ориентированными задачами, это уже серьезный сигнал.  А далее выстраивание коррекционной работы.  Научить сотрудничать, взаимодействовать, планировать можно только в исследовательской и проектной деятельности. Я бы еще добавила в этот список и развитие презентационных умений.  Это один из "западающих" моментов у школьников. Обязательно должен быть результат (продукт) и выход с ним куда-либо. Презентацию работы, выступление можно для начала обкатывать в младших классах, чтобы прошло стеснение, боязнь, отточить речь.  Детей надо учить выступать.  А потом уже выходить на более серьезный уровень, конференцию, например. 

      Учебно - исследовательская и проектная деятельность будут хорошо работать в начальной школе в том случае, если ребенок в дошкольном возрасте хотя бы иногда сталкивался с такими методами обучения. Тогда он более активно будет включаться в работу на уроках.  Ту же буковку или звук они должны найти (как в сказке), обыграть, тогда они точно запомнят (большинство детей) какая буква должна писаться. У ребенка формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать.

     Подводя итог по теоретическим основам, хочу сказать, что в образовательном учреждении востребованы именно методы проектов и исследований, а вместе с ним и другие активные методы обучения. Именно такие методы становятся фундаментом современных образовательных технологий.

Поэтому исследовательская деятельность относится к образовательным технологиям, позволяющим эффективно достигать личностных и метапредметных результатов.

         Мнение, что учебно-исследовательская и проектная деятельность максимально направлены на развитие школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки подтверждается полностью.

        Предлагаю ответить на несколько вопросов теста по итогам главы 1 "Теоретические основы организации исследовательской и проектной деятельности» и набрать 9 баллов.

1.1а.   Тест:

1. Верно ли, что образовательная организация разрабатывает собственное положение об оценке образовательных достижений учащихся?

   а) Да                       б) Нет

2. Наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов является наиболее адекватной формой оценки ... 

                  а) сформированности регулятивных, коммуникативных и      познавательных учебных действий;

                  б) читательской грамотности;

                  в) ИКТ-компетентности.

3. Укажите структурные компоненты учебной деятельности:

               (а) мотивы (мотивация);

                б) целеполагание;

                в) учебные действия и операции;

                г) контроль;

                д) оценка.

4. Оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов - могут быть составляющими портфеля достижений выпускника:

                 а) начальной школы;

                 б) основной школы;

                 в) как начальной, так и основной школы

5. Что является важнейшим индикатором развития личности учащегося?  

а) предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты;

б) развитие УУД;

в) ключевые компетенции.

6. С чем по своему масштабу соотносятся УУД?

                   а) с учебным предметом;

                   б) с учебной деятельностью;

                   в) с жизнедеятельностью человека;

                   г) с профессиональным ростом.

7. УУД является инструментом развития исследовательских умений, поскольку развиваются умения

                       а) ставить цели;

                       б) планировать деятельность;

                       в) осуществлять совместную деятельность;

                       г) действовать по образцу;

                       д) анализировать информацию.

8. Чем проект отличается от других видов работ?

                      а) четкие временные рамки;

                      б) непрерывная деятельность;

                      в) осязаемый продукт.

9. Какой элемент не содержится в подходе "Шесть П проекта" 

                            а) проблема;                                    д) продукт;

                            б) потребности;                                е) презентация;

                            в) планирование;                              ж) портфолио.

                            г) поиск информации;

Глава 2.   Дидактика и методика организации исследовательской

 и проектной деятельности.

                            «Именно исследовательская деятельность, как никакая другая, является основой для передачи опыта от старшего поколения к младшему»    

  А. В. Леонтович

      В последнее время идет увеличение доли активных методов обучения, которые позволяют проникать в сущность изучаемых проблем. Успех исследовательской и проектной деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных приемов организации, а также умелым управлением этой деятельностью со стороны учителя. Все это относится к дидактическим и методическим приёмам.

       Деятельностный подход в обучении предполагает, что важно обращать внимание не только на результат выполненного задания,  но и на сам процесс выполнения

       Ученые выделяют следующие основные умения, связанные с проведением исследования:

  1. Отбирать содержание.
  2. Структурировать содержание.
  3. Рефлексировать.
  4. Концептуально мыслить.

2.1.   Статья Леонтовича А.В. «Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся». 

Важность включения в обучение учащихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж.Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович А. В. Обухов и др.).

        По мнению А. В. Леонтовича, главная цель и результат образования – развитие субъектности, при этом постановка рефлексии – необходимое средство организованного обучения. Т.е. очень важно, научиться быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать.

  1. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся Школьные технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа 

А.В.Леонтович )

  1. Леонтович А.В. Вовлечение в научное проектирование. Видео запись выступления на мастер-классе (июнь 2011 г.) [Электронный ресурс].

        Статья А.В. Леонтовича серьёзная и не проста для чтения.  А.В. Леонтович выделил в статье 9 форм организации исследовательской деятельности. Для себя я отметила 3 наиболее приемлемые формы: 

- проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам;

- реализация общешкольных проектов; 

-  проведение научно-практических конференций и конкурсов.

      В статье подчёркивается то, что тему необходимо выбирать интересную прежде всего учащимся, тем самым иметь возможность достичь лучшего результата. Хотя остается открытым вопрос - как вовлечь в исследовательскую деятельность всех учащихся.

      И меня эта статья вернула в далёкие семидесятые годы. Мои замечательные школьные годы! Я  и не предполагала, что тогда  учась в школе (спустя уже  почти 50 лет),   занималась  проектно-исследовательской работой.

         Что только мы не придумывали с одноклассниками, чем очень удивляли своих любимых учителей.  Сами разрабатывали правила игры «Зарница», которую проводили два раза в год: в мае и январе. Готовили спектакли, распределяли роли, выступали с ними не только в школе, но и перед населением нашего села. И имели колоссальный успех! Многие выпускники выбрали профессию артиста.

       В своём классе двигали парты, расставляли их как нам было удобно, при этом учителя не останавливали нас. На Новый год себе готовили маскарадные костюмы, которые «вынашивали» не один месяц, чертили схемы, кроили и по очереди шили на единственной в школе ножной машинке.

       В школе мы пропадали до 10 часов вечера. Готовили, шили, строгали, мастерили, пели, танцевали, собирали макулатуру и металлолом, помогали одиноким старикам копать картошку.

         Своими силами создали замечательный краеведческий музей старинных вещей. Сколько много интересного от своих родителей, бабушек и прабабушек я узнала о семейном самоваре, который принесла в музей. Жаль, что музей не сохранили нынешние школьники.

        В 5 классе мне поручили подшефный 1 класс.  Еженедельно на общешкольной линейке мы с гордостью показывали «проектные» работы и рассказывали об «исследованиях» (тогда таких слов мы не знали). И как радовались учителя и родители нашим успехам!  И это пионерское поручение определило выбор моей профессии: стать учителем!

      А разве можно забыть парк в центре села: творческая группа работала над проектом, родители в лесу выкапывали деревца, а мы копали ямки для молодых саженцев.  Разве можно всё это забыть!

Вот тогда мы работали по ФГОС!

      Сейчас много пишут, но не делают. А пишут такие «заумные» слова, что не только не понимаешь смысл, но читаешь их по слогам с трудом.

        50% педагогов в нашей школе пытаются понять эту систему и работать по ней.  А вторая половина категорически отказывается от всяких проектно-исследовательских работ и продолжают использовать линейный учебно-воспитательный процесс.  

       Раскрыть творческие способности у детей, развить их, сформировать необходимые социальные навыки без мотивации невозможно! А ребёнок нынешний ничего не хочет!  Какую бы интересную тему ему не подкинь, он её не сделает без учителя. Ещё и бегаешь за ним.  А родители давно отклонились от воспитания и заняты только добыванием денег.

         Что-то не так пошло в образовании. Педагоги, воспитатели не были готовы принять новые стандарты. И материальная база на низком уровне. Как можно работать с детьми, если в классе стоит 1 компьютер, установленный 6 лет назад? Хочется верить, что ФГОС и разрабатывали, опираясь на лучший педагогический опыт. Поэтому не стоит, наверное, противопоставлять былое и настоящее.

      Статья А.В. Леонтовича может служить методическим пособием для всех учителей, которые занимаются или только начинают пробовать себя в совместной с учениками исследовательской деятельностью. Необходимо изучить её на заседаниях ШМО.

2.1а.  Описание форм урочных занятий исследовательского характера:

Специфика учебно-исследовательской деятельности в образовательном упреждении определяет многообразие форм её организации.

Формы организации исследовательской деятельности:

— урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, «мозговой штурм»;

— учебный эксперимент (основные этапы: планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов, формулирование выводов);

— домашнее задание исследовательского характера.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях и (или) в учреждениях дополнительного образования:

— исследовательская практика;

— учебные экспедиции;

— походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности;

— факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;

— участие учащихся в работе ученического научно-исследовательского общества;

— участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.

Урок-лаборатория

Лаборатория — это место, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Урок Эмпирическое познание в изучении естествознания 

Урок изобретательства

Изобретательство - творческий процесс, направленный на разрешение противоречия между необходимостью достижения значимых целей и отсутствием для этого достаточных средств. Результатом изобретательской деятельности является изобретение как способ разрешения названного противоречия. В зависимости от целей создания и сферы использования изобретения могут воплощаться в материальные объекты  и становиться предметами труда   (созданные человеком виды сырья, материалов) или орудиями труда (машины, станки, оборудование), либо первоначально иметь нематериальную природу (новые способы, принципы  хозяйственной и иной деятельности человека ) , не исключающую получение ощутимых, в том числе материальных, результатов.

Урок - творческий отчёт

Творческий отчет – форма представления личного опыта, отражающая целостную систему работы по решению проблем.

На смотр и защиту учащиеся могут представить проект, модель, прибор, стенд, слайды, доклад, экспериментальное исследование, интервью. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы; изложение сути работы, объяснение полученных результатов с опорой на знания, показ практического применения представленного на защиту экспоната.

Урок - удивительное рядом

Открытие интересных свойств, качеств и т.д. в привычных ситуациях, процессах, объектах.

Интегрированный урок 

Идеи: 

Опыты без взрывов. Заглянем в кухонный шкаф 

Урок - рассказ об учёных

Исследование биографии ученого с точки зрения изучаемой в курсе темы. Итогом исследования на уроке является рассказ.

Урок "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка"

Урок - защита исследовательских проектов

Предъявление результатов исследования.

Обсуждение результатов по критериям.

Оценка корректности применения методов, выводов.

Урок-экспертиза

Эксперти́за — исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.

Экспертиза производится для установления интересующих фактов.  

Экспертное исследование оформляется мотивированным заключением эксперта, в котором описывается ход исследования и даются ответы на поставленные вопросы.

Урок "Патент на исследование"

Патент - документ, свидетельствующий право изобретателя на его изобретение.

 Заявка на патент:

-название открытия или изобретения

- описание изобретения, раскрывающее его сущность

- формула изобретения (название изобретения и его важные признаки, уже известные из уровня техники. Отличительная часть содержит признаки, составляющие сущность изобретения, и являющиеся новыми. Каждый пункт формулы представляет собой одно предложение);

- чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

- реферат (является кратким описанием изобретения, включает описание признаков изобретения (формула) и области применения)

Распределение времени по этапам:

- вступительное слово директора НИИ — 2 мин,

- работа в группах —15 мин,

- сообщения — 20—25 мин (в каждое сообщение входят доклад с демонстрацией экспериментальной установки — 2 мин, ответы на вопросы — 2 мин, выступление оппонента—1 мин),

- подведение итогов — 3—8 мин.

Урок открытых мыслей

Разговор с учащимися по определенной проблеме. Главное в уроке:

  • видеть ситуации в зависимости от угла зрения,
  • аргументация своей позиции,
  • привлечение достоверных источников для подбора тезисов, аргументов

Урок «Экология природы, экология души»

Семинар

Обсуждение сообщений, докладов по по результатам выполненных учащимися (индивидуально или в группе) учебных исследований под руководством учителя.

Практические и лабораторные занятия, др.

Лабораторные работы – форма практикума, состоящая в самостоятельном проведении экспериментов, в самостоятельной работе на лабораторном оборудовании, лабораторном стенде, измерительных приборах, тренажерах и др.

Основной метод - наблюдение.

Учебный эксперимент 

Позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Основной метод - эксперимент.

Урок "Транспорт веществ в организме" 

Домашнее задание исследовательского характера

  • наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы, социального мира
  • выявление свойств объектов
  • проведение простых опытов
  • исследования, связанные с жизнью людей, общества
  • исследования, связанные с профессиональной деятельностью людей
  • работа со справочной и дополнительной литературой (работа со словарной статьей, энциклопедиями, художественными произведениями)

Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в течение не более 2-3 недель, в примерных пределах (в общей сложности):

  • в 1 классе – до 1 часа;
  • во 2 классе – до 1,5 часа;
  • в 3-4 классах – до 2 часов;
  • в 5-6 классах – до 2,5 часов;
  • в 7 классе – до 3 часов;
  • в 8-11 классах – до 4 часов.

         Для формирования мотивов учащихся, с опорой на исследования в психологии и педагогике, рекомендуется обратить внимание на следующие позиции:

  • создание ситуации успеха;
  • сочетание индивидуального и дифференцированного подхода;
  • создание атмосферы сотрудничества;
  • принятие любых высказываний;
  • приветствие нестандартных решений;
  • инициирование поиска разных вариантов решений;
  • вовлечение учащихся в процесс оценивания;
  • акцентирование внимания на процесс деятельности;
  • демонстрация личного опыта педагога.

       Хочется особое внимание уделить личному примеру учителя. По словам А.Л. Семенова, именно сам педагог является основным фактором качества образования. 

 Развивать в себе исследовательские качества, демонстрировать их ученикам, увлекать за собой, ставя перед ними значимые, интересные, открытые вопросы - очень важно для современного педагога.

        Какие советы можно дать педагогу для эффективной организации исследовательской деятельности школьников:

  1. Тщательно продумывать темы исследований, формулировать проблемные вопросы, значимые для учеников;
  2. Четко планировать все этапы исследовательской и проектной деятельности, фиксируя отдельные шаги, сроки и промежуточные результаты;
  3. Поощрять ведение дневников, маршрутных листов, карт исследования и т.п;
  4. Направлять поиск информации, создавать условия для аннотирования и аналитики ресурсов, уточнять значимость каждого используемого источника;
  5. Учить защищать свои и не нарушать чужие авторские права;
  6. Использовать критерии оценивания для поддержки, а не только для контроля (формирующее оценивание);
  7. Вовлекать школьников в процесс оценивания;
  8. Обеспечить обратную связь, рефлексию участников;
  9. Нацеливать учеников на разнообразные варианты представления результатов исследования.

2.1б. Подбор методических приемов для организации этапов урока.

          Посмотреть можно здесь:      Методические приёмы

                                                          Использование различных приёмов

2.1.в. Каковы же подходы к оцениванию урочного занятия с элементами исследования

Перейдем к вопросу о критериях оценивания урочных занятий с элементами исследования:

1. Обеспечен уровневый подход к развитию исследовательских умений (на основе этапов формирования групп УУД) 

2. Структура урочного занятия соответствует логике научного исследования

  • Поставлена проблема / вопрос, требующий исследования.
  • Определён план действий.
  • Обеспечена достаточная самостоятельность учащихся.
  • Организована оценка промежуточных и итоговых результатов на основе эталона и / или критериев.
  • Организовано формулирование выводов, соответствующих цели исследования.    

3. Созданы условия для самоорганизации учащихся с необходимой поддержкой в соответствии с уровнем развития исследовательских умений

  • Наводящие вопросы.
  • Шаблоны и / или инструкции (поддерживающие достаточный уровень самостоятельности детей).

ВЫВОД:  В  своей  работе я хотела прежде всего обратить внимание на то, что изучение и освоение учителем новых образовательных технологий  поможет ему не только организовать свою работу, но и даст возможность развивать системное мышление учащихся, что было и остаётся одной из главных задач педагогов школ с тех пор, как она получила свой статус.

    С введением ФГОС эти методы становятся одним из средств организации работы с учащимися. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

       Формирование этих умений происходит в процессе выполнения действий учителя и ученика в совместной работе, т.е. в сотрудничестве. Система действий учителя и учащихся выстраивается по уровням развития проектного мышления.

ПОМНИТЕ!

 Подходите к проведению работы творчески;

Не сдерживайте инициативы детей;

Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций;

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

  Литература:

  1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с. Методика  и организация проектной деятельности в школе.
  2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.- СПб.: КАРО, 2015. -128 с. – (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования)  Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.
  3. КАК проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя   Как проектировать УУД

/ под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. С.10

  1.  Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 272 с.  Критерии эффективности обучения исследовательской деятельности учащихся.
    5. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии.
    6. ФГОС НОО, ФГОС ООО.
  1. Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС.    А.Г.Степаненко  Россия,  Волгоград  Степаненко А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности

Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа  права, экономики и безопасности....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»

Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов  предприятий общественного питания.  Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...

Рабочая программа по спецкурсу "Основы исследовательской и проектной деятельности деятельности"

Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.Основные задач...

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...