Доклад на тему: «Композиция в работах учащихся ДШИ»
учебно-методический материал

Пятаченко Дилара Асраровна

Одна из задач обучения в ДХШ – возможность ее продолжения в профильных учебных заведениях. Малыши непосредственны и эмоциональны, но по мере взросления требуют более углубленных, с опорой на профессионализм знаний. Процесс психологического развития детей разного возраста представляет собой, по словам В.С.Кузина, “непрерывный переход, “скачки” количественных накоплений в качественные”. Этот период занимает особое место в развитии личности школьника, потому что он означает переход от одной эпохи развития к другой – от детства к взрослости. Формируются основы творческого мышления, которое проходит свою первую стадию – анализу всего окружающего, критического его осмысления.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Композиция в работах учащихся ДШИ»

Подготовил: преподаватель  изо

Пятаченко Д.А.

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Леонардо да Винчи

Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармониза-

ции всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то

есть всех тех, кто занимается творчеством.

Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закла-

дываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует.

 А что композиция значит для ребенка, у которого совсем мало опыта в искусстве или вовсе нет?  Сам по себе предмет «композиция» является одним из самых сложных (мы говорим об уроке композиции конкретно), хотя по часам, отведенным на этот урок, это самый короткий урок. В композиции надо не только передать построение предметов или природу, правильно нарисовать человека или окружающий мир, важно раскрыть содержание темы, идею, которую ты хочешь передать зрителю, эмоции. Хорошая работа заставляет думать, сопереживать, вызывает ответные эмоции. Это очень сложные задачи для ученика.

Существуют законы композиции, средства, способствующие созданию гармоничных композиций, различные приемы, использование которых поможет в дальнейшем доработать произведения, упорядочить их структуру, понять значимость классического наследия. Но все это никогда не сможет заменить творческое «я». Творческая мысль, озарение, конечно, первичны. Затем появляется произведение, а уже потом — теоретическое обоснование, «школа».

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.(Советский энциклопедический словарь)

Одна из задач обучения в ДХШ – возможность ее продолжения в профильных учебных заведениях. Малыши непосредственны и эмоциональны, но по мере взросления требуют более углубленных, с опорой на профессионализм знаний.

Процесс психологического развития детей разного возраста представляет собой, по словам В.С.Кузина, “непрерывный переход, “скачки” количественных накоплений в качественные”. Этот период занимает особое место в развитии личности школьника, потому что он означает переход от одной эпохи развития к другой – от детства к взрослости. Формируются основы творческого мышления, которое проходит свою первую стадию – анализу всего окружающего, критического его осмысления.

Средний школьный возраст совпадает с периодом обучения в средних классах (4-7) и определяется педагогами и психологами как “трудный”, “переходный”, “критический”, “неуправляемый” и т.д. Возраст детей 6-7 го класса нашей художественной  школы  13-15 лет как раз приходится на один из скачков, когда они любознательны, стремятся к анализу действительности, проявляют зачатки исследовательского мышления и одновременно склонны к быстрой смене настроения, повышенной чувствительностью, раздражительностью. Они способны концентрировать внимание достаточно долгое время, планомерно закончить работу на листе формата А3–А2, однако нуждаются в переключении внимания с длительных заданий на более короткие, что обусловлено высоким уровнем реактивности и повышенной утомляемостью. Поэтому в преподавании предмета “станковая композиция” необходимо чередовать короткие задания с длительными, цветовые с графическими, а также менять форматы бумаги и художественные материалы. В подростковом возрасте начинает развиваться логическая память, которая переходит от простого заучивания к выстраиванию связей между мыслительными объектами по аналогии, сходству или смежности. Подростки легко справляются с конкретно поставленной задачей, но их инициативность находится на более низком уровне, чем у младших школьников. Проще говоря, школьники младшего возраста знают, что нарисовать, но не знают, как, а школьники среднего звена знают, что как-либо нарисовать, но не знают что. Поэтому, задания предлагаемые ученикам должны быть конкретными, но оставлять свободу для творчества. В целях экономии времени, максимальный формат бумаги при их выполнении А-5, а для итогового задания А-4. В зависимости от композиции формат может быть квадратным, либо горизонтально или вертикально вытянут. Материалы: карандаш, ластик, перо, кисть, тушь.

Упражнения систематизируют знания о предмете, помогают в работе над композицией, которая служит базой для создания любого художественного произведения.

Здесь представлена методическая разработка блока уроков преподавателя Орешкиной Татьяны Александровны, предназначена она для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, ориентирована на группу детей среднего школьного возраста 14-15 лет, Разработка апробирована (все представленные в разработке рисунки выполнены учащимися) в отделении ИЗО Кайерканской Детской Школы Искусств.

1 задание. Силуэт как средство художественного выражения

“Всем известен линейный, контурный рисунок. Так вот, если его залить внутри ровным цветом, получится силуэт – плоскостное однотонное изображение. Казалось бы, силуэту свойственно двухмерное измерение, но мы очень часто воспринимаем его в трёхмерном изображении. Талантливый мастер умеет передать не только форму и объём, но и нюансы движения, психологического настроя и даже “красочность” изображения”. В.Жиряков, художник.

При объяснении вниманию детям предлагаются рисунки (формат А-4) в виде бесформенных чёрных пятен, которые выглядят, как тестовые пятна психологов (на самом деле это рисунки или наброски залитые тушью по контуру в виде пятна).

 http://festival.1september.ru/articles/621360/img1.jpg

В игровой форме каждый из учеников должен ответить на вопрос: “Что изображено на рисунке?” (ответы фиксируются устно или записываются). В процессе показа выдвигается множество версий. Затем, к удивлению детей, они видят первоначальные рисунки

http://festival.1september.ru/articles/621360/img2.jpg

  1. “Индюк”. Работа студента.
  2. В. А. Фаворский. Лежащий олень. 1933 г. М. М. Пришвин. “Жень-Шень”.
  3. “Мадам”. Работа студента.

В ходе беседы, после показа, выдвинут вывод: “Силуэт предмета не может быть случайным, он должен оставлять за собой понимание о предмете”, “Детали в силуэте играют важную роль”.

Следующий этап занятия - выполнение практического задания. На выбор детям предлагаются несколько специально подобранных предметов, разных по степени сложности (объёмных и легко узнаваемых), например,  книгу, рюкзак и пр. Задачей является выбор наиболее выразительного ракурса предмета, вычленение характерных деталей и их прорисовка.

http://festival.1september.ru/articles/621360/img3.jpg

В конце занятия, судьями решающими узнаваем ли предмет, помимо преподавателя могут быть и случайные зрители, например, дети из других классов.

2 задание. Равновесие в композиции

Законы равновесия определяются тремя источниками: натурой, её законами и свойствами (форма предмета, его цвет, положение в пространстве), законами зрительного восприятия натуры (целостность – композиционность виденья) и, наконец, законами картинной плоскости, её формата, предполагающими цельное изображение на плоскости. В данном задании мы используем ограниченные средства выражения, поэтому цвет исключаем.

На выбор учащимся предлагается несколько, выразительных по силуэту, предметов быта, поставленных на “уровне глаз” на светлом фоне (предметы тёмные по тону, фон светлый). Для большей наглядности можно подсветить предметы софитом до образования силуэта, либо поставить на фоне окна, но так чтобы свет не раздражал глаза. Учащиеся выбирают 2-3 предмета, отличных по размеру, массе, пропорциям, насыщенностью деталями и делают быстрые линейные наброски. Задачей является поиск удачного эскиза, вписанного в формат, который далее завершают более точной прорисовкой деталей и заливкой силуэта.

http://festival.1september.ru/articles/621360/img4.jpg

3 задание. Ритм в композиции

В отличие от орнаментального ритма, ритм в станковой композиции не носит математического характера. Важно понимание того, что повторение и чередование масс, форм, расстояний, насыщенностью деталями, направлений движения и пр. не должны восприниматься буквально. В этом случае вместо станковой композиции получится декоративный орнамент. Человек существо живое. На примере медицинской кардиограммы дети могут проследить, что хоть удары человеческого сердца повторяются, однако скачки ударов всегда происходят с разной силой, а время между ними не всегда одинаковое.

Учащимся предлагается выполнить композицию на тему: “Вялящаяся рыба”, “Сохнущие, в пучках, травы”, “Грибы, нанизанные на нитку”, “Шапки на вешалке”, “Обувь”, “Развешанное для просушки бельё” и пр. по выбору. Задача: выразительно использовать плоскость листа. Найти ритмичное расположение предметов. Сочинить уравновешенную композицию.

http://festival.1september.ru/articles/621360/img5.jpg

4 задание. Образ человека

Любая станковая композиция должна нести зрителю мысль или информацию, которую художник задумал. В композициях с людьми этому помогает решение образа конкретного человека. Зрительно характер складывается из набора видимых признаков. А точнее: при его изображении, пола, возраста, телосложения, причёски, одежды, рода занятия или профессии, позы или движения, выражения лица и пр. Например, это может быть увлёкшийся игрой пианист, поэт в момент вдохновения, сгорбившаяся старушка, элегантная дама и пр. Для большей выразительности возможны преувеличения некоторых деталей. Пианисту можно умышленно удлинить пальцы, поэт может стоять в нарочито мечтательной позе и пр. Задачей при изображении является донесение до зрителя выразительного человеческого характера.

В выполнении последующих заданий чёрный силуэт может быть заменён на белый, а также может, в небольших количествах, использоваться линия.

http://festival.1september.ru/articles/621360/img6.jpg

5 задание. Симметрия

Любая симметричная композиция является уравновешенной, но не каждая уравновешенная симметричной. Предлагаемое задание усложнено двумя образами, разными по характеру, взаимодействующими друг с другом: “Разговор межу подругами”, “Покупка на рынке”, “Танец” и пр. Задачей является решение этих образов, их противопоставление, которое решается при помощи симметрии. По-прежнему, при сравнении декоративной и станковой композиций, нужно понимать, что симметрия не должна восприниматься детьми буквально. Зеркальная симметрия должна строиться именно на разнице образов.

http://festival.1september.ru/articles/621360/img7.jpg

6 задание. Статика и динамика

Задача: изобразить движение - “Динамика” или покой - “Статика”. При работе над композицией, преобладание горизонтальных и вертикальных линий создают в работе ощущение покоя, а преобладание диагональных – движения. При выполнении, движение может происходить вокруг центра, от центра, к центру, по диагонали, по спирали и пр. Не стоит усложнять работу над композицией слишком сложным построением динамики, так как необходимо учесть и выполнить так же задачи, изложенные выше, в первых 5-ти заданиях. В выборе темы, ориентируемся на соответствие названия и задачи. Порой невозможно ребёнку изобразить “Бег”, используя статику. Выбранные темы: “Статика”: “Сон”, “Чтение книги” и пр., “Динамика”: “Танец”, “Спорт” и пр. по выбору учащихся.

http://festival.1september.ru/articles/621360/img8.jpg

7 задание. Произвольно-сочинённая композиция, или иллюстрация

Выполняется по памяти и наблюдению с включением силуэтом различных предметов, людей, растений (деревья, растения, травы и пр.), домов, строений и пр. Задача: суммировать полученные на предыдущих уроках знания.

http://festival.1september.ru/articles/621360/img9.jpg

Огромную роль в композиции играет цвет. Цветом можно вытянуть даже очень слабую по строению композицию, а можно и испортить интересную работу. Цветовую композицию можно поделить на несколько направлений по типу воздействия цветом на эмоциональное состояние зрителя.

  1. Передача радости, счастья, веселья – контрастные работы по тону, цвету (тепло – холодно)
  2. Всю работу «залить солнцем» - это может быть, как «выбеленная» композиция, так и очень яркая, теплая.
  3. Передача уюта, комфорта в композиции – это часто теплые по цвету работы. Средние по тону или с маленьким источником освещения.
  4. Холодные, светлые по тону композиции хорошо передают состояние воздуха, хочется дышать полной грудью.
  5. Композиции, передающие тоску, разочарование, трагедию, боль – это темные и серые по тону, холодные композиции. В таких работах должен присутствовать гротеск в цвете

О композиции можно говорить много и долго, но главное -  это постоянный труд в практике и теории. А еще очень важно, чтобы ученик с огромным желанием трудился над своей работой и был доволен результатом.

Используемая литература:

Журнал «Художественная школа» №6 2014г.  Елена Каширская «Цвет в станковой композиции»

«Закрепление композиционных приемов на уроках станковой композиции ДХШ с силуэтом. 3-й класс» Орешкина Татьяна Александровна, преподаватель ИЗО – интернет

Интернет.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проблемы нравственного воспитания учащихся"

Доклад освещает проблемы нравственного воспитания учащихся системы среднего профессионального образования. В работе содержится теоретическая часть, предлагаются основные формы нравственного воспитания...

Доклад на тему "Презентация опыта работы ВПО "Ястреб"

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. ...

Доклад на тему:Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста

В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов. По мнению ряда специалистов, самостоятельная ра...

Доклад по теме: "Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития" выступление на школьном МО

Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития.Автор: Исакова Валентина МихайловнаЭта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения...

Педагогические чтения. Доклад на тему: Планирование воспитательной работы - Основа успешной работы классного руководителя"

Доклад описывает значимость планирования воспитательной работы. Из каких разделов должен состоять план и какие цели должен ставить перед собой классный руководитель. Также, как дополнительный наглядны...

Доклад на тему "Состояние внеаудиторной работы по дисциплинам ЦМК"

В докладе  содержатся указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.  Методические указания составлены в соответствии с рабочим...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКОЙ НА ПРИМЕРЕ OP. 299 К. ЧЕРНИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 г. НАДЫМА»      МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАДНА ТЕМУ: «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕНН...