Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Метрология и стандартизация для специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
рабочая программа

 

            Рабочая программа ОП. 03 Метрология и стандартизациразработана на основе ФГОС СПО по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, укрупненной группы 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 351 от 18.04.2014 г. и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер №32610 от 06.06.2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabp_metr_ekologi.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03Метрология и стандартизация

для специальности

20.02.01Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Славянск-на-Кубани

2017


РАССМОТРЕНА

цикловой методической комиссией агро-технологических дисциплин и рекомендована к утверждению

Протокол №___от__________20_____ г.

Председатель цикловой методической  комиссии

_____________ /____________________/

И.О.Фамилия

УТВЕРЖДЕНА

Директор

ГБПОУ КК ССХТ

_____________ Е.В. Дмитриев

«_____»___________ 20___г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

протокол №__ от «__» _________20____ г.

        Рабочая программа ОП. 03Метрология и стандартизациразработана на основе ФГОС СПО по специальности 20.02.01Рациональное использование природохозяйственных комплексов, укрупненной группы 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 351 от 18.04.2014 г. и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер №32610 от 06.06.2014 г.

Разработчик:

Светлана Викторовна Галимова, преподаватель ГБПОУ КК ССХТ.

        

Рецензенты:

Павленко Наталья Васильевна, руководитель экоаналитической  лаборатории (ЭАЛ), начальник Славянского отдела Центра лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу (ЮФО)

Ирина Сергеевна Самарина, инженер-эколог АО «Сад-Гигант»        

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03Метрология и стандартизация

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» укрупненной группы специальностей 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области подготовки специалистов технического профиля, руководителей среднего звена, при повышении квалификации и переподготовке.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу как общепрофессиональная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы. Данный курс предполагает изучение законодательной  и прикладной базы объектов стандартизации, сертификации и подтверждения качества продукции и услуг. Учебная дисциплина предусматривает изучение базовых принципов метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. Программа отражает современные требования к компетенциям специалистов среднего звена, направлена на повышение коммуникативных способностей учащихся, развитие лидерского потенциала, умение работать с нормативно-технической документацией.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- пользоваться системой стандартов в целях сертификации видов деятельности в природопользовании и охране окружающей среды;

знать:

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации;

- основные положения систем общетехнических и организационно-методических стандартов;

- объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии и стандартизации;

- правовые основы, основные понятия и определения в области стандартизации и подтверждения соответствия;

- метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор;

- принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;

- порядок и правила подтверждения соответствия.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося152часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102часа;

самостоятельной работы обучающегося50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

152

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

102

в том числе:

     лабораторные  работы

     практические занятия

50

     контрольные работы

     курсовая работа не предусмотрена

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.03 Метрология и стандартизация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

Введение. Цели, задачи и структура дисциплины

Содержание учебного материала:

Введение.Структура дисциплины в виде блок- схемы. Ключевые понятия дисциплины: метрология, стандартизацияи сертификация. Значение этих видов деятельности в народном хозяйстве. Межпредметные связи сдругими учебными дисциплинами.

2

1

Раздел 1.

Основы метрологии

48

Тема 1.1

Основные положения в области метрологии.

Содержание учебного материала:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Основные направления деятельности, функции, задачи.

Метрология и ее составляющие. История развития метрологии. Основные понятия и определения. Цели и задачи метрологии. Государственная метрологическая служба. Метрологическая служба на предприятии. Государственный контроль и надзор в области метрологического обеспечения.

2

1, 2

Практические занятия:

ПЗ № 1 Анализ структуры закона «Об обеспечении единства измерений».

2

2

Самостоятельная работа:

Деятельность международных организаций по метрологии (реферат).

2

3

Тема 1.2

Объекты метрологии

Содержание учебного материала:

Структурные элементы метрологии.Метрология: основные понятия. Краткая история метрологии. Цели и задачи.  Разделы  метрологии: законодательная, теоретическая и практическая. Принципыметрологии. Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства.Применение знаний основ метрологии в коммерческой  деятельности. Метрологическое обеспечениепрофессиональной деятельности.Объекты метрологии.Связи основных элементов измерений.

2

1,2

Самостоятельная работа:

2

2

Тема 1.3

Основы теории измерений.

Содержание учебного материала:

Основы  теории  измерений. Измерение- основа  метрологической  деятельности. Основной постулат метрологии:  уравнение  и аксиома.  Факторы,  влияющие  на  результаты  измерений. Точность методов и результатов измерений.

Шкалы измерений: определение. Виды шкал измерений,  применение,  характеристики.

2

1,2

Самостоятельная работа:

2

2

Тема 1.4

Физические величины и единицы их измерений

Содержание учебного материала:

Величины физические и нефизические.

Качественные и количественные  характеристики измеряемых величин: размер и размерность. Значенияизмеряемых величин: истинные, действительные, фактические.

Международная система СИ единиц физических величин. Единицы физических величин: понятие. Основные, дополнительные, производные, внесистемные единицы, допускаемые к применению наравнес единицами СИ, единицы прошлых лет. Кратные и дольные единицы измерений. Международная система единиц физических величин (СИ), ее применение в России.

2

1, 2

Практические занятия:

ПЗ № 2 Изучение единиц физических величин объектов метрологии.

ПЗ № 3 Приведение несистемных величин измерения в соответствие с действующими.стандартами и международной системой единиц СИ.

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Система СИ (реферат)

2

3

Тема 1.5

Виды и методы  измерений

Содержание учебного материала:

Виды измерений. Измерение - основа  метрологической  деятельности:  определение. Классификация измерений по способу получения информации, по характеру изменения измеряемой величины, по количеству измерительной информации. Характеристики отдельных видов.

Методы измерений: понятие. Классификация  методов  по способу получения значений, по приемам результатов измерений и в зависимости от средств измерений. Преимущества и недостатки разных методов.   Выбор методов измерений.

2

1,2

Самостоятельная работа:

2

2

Тема 1.6

Средства измерений

Содержание учебного материала:

Средства измерений:  определение, классификация, назначение, характеристики. Меры, приборы, преобразователи, устройства и системы, инструменты. Регистрация средств измерений вГосударственном Реестре. Сертификация средств измерений. Средства измерений по техническим устройствам, применяемые в перерабатывающей промышленности.

2

1, 2

Практические занятия:

ПЗ № 4 Ознакомление с характеристиками весоизмерительной техники.

ПЗ № 5 Измерение параметров объектов метрологии с помощью специальных измерительных средств.

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Государственный контроль и надзор в области метрологического обеспечения (блок-схема).

2

3

Тема 1.7

Универсальные и специальные средства измерения

Содержание учебного материала:

Простейшие средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус. Нониусы, их назначение и устройство.

Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента. Чтение показаний, правила измерений.

Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный допуск и его связь с погрешностью инструмента. Допустимая погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности.

Измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры.

2

1,2

Практические занятия:

ПЗ № 6 Измерение параметров деталей машин с помощью штангенинструментов, микрометра и специальных измерительных средств.

2

2

Тема 1.8

Погрешности измерений. Систематические, случайные, грубые погрешности

Содержание учебного материала:

Понятие о погрешности измерений. Истинное значение физической величины. Погрешность результата измерения. Классификация систематических погрешностей. Общие сведения о случайных погрешностях. Общие сведения о грубых погрешностях. Методы обнаружения и исключения погрешностей.

2

1,2

Практические занятия:

ПЗ № 7 Определение погрешностей измерений.

2

2

Самостоятельная работа:

Государственный контроль и надзор в области метрологического обеспечения (реферат).

2

3

Тема 1.9

Государственная система обеспечения единства измерений

Содержание учебного материала:

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - функции, цели   и задачи. Правовая, техническая и организационная подсистемы ГСИ. Правовые основы обеспечения единства измерений. Федеральные законы и   организационно – методические документы.  

Государственная метрологическая служба (ГМС) и иные государственные службы обеспечения единства измерений.  Государственный метрологический контроль (ГМК) и Государственный метрологический надзор (ГМН): понятие, назначение, сферы распространения,  характеристики видов.  Ответственность за нарушение метрологических правил. Права  и  обязанности Государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Знаки, применяемые, в метрологии.

Международные и региональные организации  по  метрологии  МБМВ,  МКМВ.  МОЗМ,  ИСО,  КООМЕТ  и  др.  Цели,  задачи, структура.

2

1, 2

Самостоятельная работа:

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов (блок-схема).

2

3

Раздел 2.

Основы стандартизации

68

Тема 2.1 Методологические основы стандартизации.

Содержание учебного материала:

Закон о техническом регулировании. Структура закона. Основные положения.

История развития стандартизации. Понятия и определения.

2

1,2

Практические занятия:

ПЗ № 8 Анализ структуры закона «О техническом регулировании».

2

2

Самостоятельная работа:

2

2

Тема 2.2 Цели и задачи стандартизации

Содержание учебного материала:

Виды стандартизации. Цели и задачи.

Методы и средства стандартизации. Принципы стандартизации. Взаимосвязь принципов и методов стандартизации. Понятие об экономической эффективности стандартизации.

2

1, 2

Самостоятельная работа:

Правовые основы стандартизации (реферат).

2

3

Тема 2.3 Государственная система стандартизации России

Содержание учебного материала:

Системы  стандартизации. Государственная система стандартизации Российской Федерации  (ГСС РФ).

Основные принципы ГСС в России. Финансирование ГСС. Концепция национальной системы стандартизации и её совершенствование.

Межгосударственная система стандартизации (МГСС): понятие, цели, задачи, объекты, основныепринципы, нормативные документы. Виды межгосударственных стандартов, их назначение и применение. Порядок разработки, принятия, внесений изменений и отмены межгосударственныхстандартов         Межотраслевые системы стандартизации: назначение, виды, задачи.

Основополагающие стандарты – названия, обозначения,область применения. Стандарты на продукцию и услуги, на работы (процессы) и на методы контроля, применяемые в отрасли – назначение, применение, характеристики, требования.

2

1, 2

Самостоятельная работа:

Порядок разработки, утверждения, внесения изменений и отмены национальных стандартов (блок-схема).

2

3

Тема 2.4 Международная стандартизация

Содержание учебного материала:

Международная стандартизация. Международная организация по стандартизации. Цели. Задачи. Структура. Международная электротехническая комиссия.

Международные стандарты. Порядок разработки и принятия международных стандартов. Назначение международных стандартов. Особенности применения международных стандартов в России.Региональные организации по стандартизации. Межгосударственный совет по стандартизации

2

1,2

Самостоятельная работа:

Национальные организации по стандартизации зарубежных государств (презентация).

2

3

Тема 2.5

Средства стандартизации – нормативные документы

Содержание учебного материала:

Средства стандартизации – нормативные документы (НД) в области стандартизации.

Виды  НД: регламенты, технические регламенты, стандарты, общероссийские классификаторы, технические  условия.

Технические регламенты: определение, назначение, виды, структура. Порядок разработки, принятия, изменения, отмены.

Стандарты: понятие, категории, виды. Классификационные признаки. Алгоритм разработки и  утверждения национальных стандартов. Требования к структуре и содержанию стандартов разных видов. Порядок разработки, обновления и отмены государственных стандартов. Применение стандартов национальных, отраслевых и предприятий.

Информация о нормативной документации по стандартизации.

Технические условия: определение, назначение, виды. Порядок разработки, принятия, учета и применения.

Общероссийские классификаторы: назначение, виды. Требования к структуре кодирования объектов стандартизации.

2

1, 2

Практические занятия:

ПЗ № 9 Изучение стандартов различных категорий и видов.

ПЗ № 10 Оформление технологической и технической документации в соответствии с действующей нормативной базой.

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Правовые основы стандартизации (реферат).

2

3

Тема 2.6

Стандарты в области охраны природы

Содержание учебного материала:

Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения.

2

1, 2

Практические занятия:

ПЗ № 11 Изучение ГОСТ в области охраны природы  гидросферы.

ПЗ № 12 Изучение ГОСТ в области охраны природы  атмосферы.

ПЗ № 13 Изучение ГОСТ  в области охраны природы почвы.

ПЗ № 14 Изучение ГОСТ  в области охраны природы рекультивации земель.

ПЗ № 15 Изучение ГОСТ  в области охраны и защиты лесов.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Составление экологического паспорта природопользователя. Основные положения. Типовые формы.

4

3

Тема 2.7

Стандарты в области экологического менеджмента

Содержание учебного материала:

Система экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. Экологические этикетки и декларации.

2

1,2

Практические занятия:

ПЗ № 16 Изучение стандартов экологического менеджмента по управлению окружающей средой.

ПЗ № 17 Изучение стандартов экологического менеджмента по оценке жизненного цикла.

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Анализ риска экологических систем (доклад).

2

3

Тема 2.8

Стандарты в области ресурсосбережения

Содержание учебного материала:

Ресурсосбережение. Основные положения. Порядок установления показателей и документации на продукцию. Обращение с отходами. Промышленное производство.

2

1,2

Практические занятия:

ПЗ № 18 Изучение стандартов в области ресурсосбережения по обращению с отходами.

ПЗ № 19 Изучение стандартов в области ресурсосбережения по использованию отходов.

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Наилучшие доступные ресурсосберегающие технологии (реферат)

2

3

Тема 2.9

Стандарты в области энергосбережения

Содержание учебного материала:

Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.

2

1,2

Практические занятия:

ПЗ № 20 Изучение методов подтверждения показателей энергетической эффективности на базе стандартов в области энергосбережения.

2

2

Самостоятельная работа:

Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения (план-конспект).

2

3

Тема 2.10

Эффективность стандартизации

Содержание учебного материала:Экономическая, техническая, информационная, социальная  эффективность стандартизации. Основные источники эффективности. Направления развития стандартизации в РФ.

2

1, 2

Самостоятельная работа:

Успешный опыт внедрения системы менеджмента качества на российских предприятиях (презентация).

2

3

Раздел 3

Управление качеством и подтверждение соответствия

34

Тема 3.1

Понятие о качестве и уровне качества.

Содержание учебного материала:

Понятие о качестве продукции.  Методы определения показателей качества продукции.

Типовая номенклатура потребительских свойств товара.Группа показателей качества продукции.   Определение показателей и уровень качества продукции.

2

2,1

Самостоятельная работа:

Государственная система аттестации качества (конспект).

2

3

Тема 3.2

Методы оценки качества продукции и услуг

Содержание учебного материала:

Дифференциальный, смешанный  и комплексный методы оценки уровня качества продукции.

Виды контроля качества продукции.Аттестация продукции.

Технологическое обеспечение качества.

Классификация показателей качества. Оценка уровня качества продукции. Измерительный, расчетный, органолептический, регистрационный, традиционный, экспертный, социологический и другие методы.

2

1, 2

Практические занятия:

ПЗ № 21Изучение методов оценки качества.

ПЗ № 22 Определение показателей качества предложенного образца.

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Повышения качества как фактор развития страны (презентация).

2

3

Тема 3.3

 Понятия и терминология в области подтверждения соответствия

Содержание учебного материала:

Цели и задачи подтверждения соответствия. Оценка соответствия. Подтверждение соответствия. Сертификация. Декларирование соответствия. Сертификат соответствия. Знак обращения на рынке. Система сертификации. Аккредитация. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Декларирование соответствия. Схема декларирования (по закону «О техническом регулировании»). Нормативно-правовые основы работ по подтверждению соответствия.

2

1, 2

Самостоятельная работа:

Сходство обязательной и добровольной сертификации.

2

3

Тема 3.4

Добровольное подтверждение соответствия и сертификация

Содержание учебного материала:

Добровольное подтверждение соответствия. Объекты добровольного подтверждения соответствия. Орган по сертификации. Добровольная сертификация. Система и участники добровольной сертификации. Сертификат соответствия. Системы сертификации.

2

1,2

Самостоятельная работа:

Знаки соответствия системы сертификации (графическое изображение).

2

3

Тема 3.5

Обязательное

подтверждение соответствия

Содержание учебного материала:

Обязательное подтверждение соответствия. Формы и схемы обязательного подтверждения. Декларация о соответствии.

2

1,2

Практические занятия:

ПЗ № 23 Заполнение формы сертификата соответствия системы качества.

ПЗ № 24 Заполнение формы декларации о соответствии.

ПЗ № 25 Сравнение целей, объектов, сущностей добровольной и обязательной сертификаций.

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

Отличия обязательной и добровольной сертификации (составление таблицы).

4

3

Тема 3.6

Обеспечение качества подтверждения соответствия

Содержание учебного материала:

Требования к органам по сертификации. Требования к испытательным лабораториям. Российская система аккредитации.

1

1

Дифференцированный зачет

1

Всего

152

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- стулья;

- доска классная;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий:

раздаточные материалы:

Международные организации по стандартизации

ФЗ № 4871-1 от 27.04.93г. «Об обеспечении единства измерений»

ФЗ  № 184 от 27.12.2002г. «О техническом регулировании»

ФЗ №  242 от 18.07.2011 «О защите прав потребителей»

- Конституция Российской Федерации,

- Трудовой Кодекс РФ,

- Основополагающие стандарты,

- Стандарты на продукцию, процессы, услуги,

- Стандарты предприятий,

- Формы и бланки документов,

- Действующие нормативы по охране окружающей среды.

 - лабораторное и учебно-производственное оборудование:

Штангенциркули, микрометры, линейки, транспортиры, калькуляторы.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионно - программным обеспечением и мультимедиа проектор;

- экран проекционный;

- видеофильмы, презентации; телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Аристов, А.И., Метрология, стандартизация и сертификация/ А.И.Аристов, Л.И. Карпов, В.М. Приходько, Т.М. Раковщик – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416с.
  1. Клевлеев, В.М. Метрология. Стандартизация. Сертификация/  В.М. Клевлеев.– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 256с.
  1. Крылова, Т.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии/ Т.Д. Крылова. – М.:ЮНИТИ, 2014г. – 479с.
  1. Леонов, О.А. Метрология, стандартизация и сертификация / В.В.Карпузов, Н.Ж. Шкаруба, Н.Е. Кисенков, под ред. О.А. Леонова. – М.: КолосС, 2013. – 568с.
  1. Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров/ Н.М. Лифиц. - М.: изд. Юрайт, 2009.
  1. Радченко, Л.А. Метрология, стандартизация и сертификация/ Л.А.Радченко. -  М: «Дашков и К°», 2014 г.

Дополнительные источники:

  1. Дубовой, Н.Д., Основы метрологии, стандартизации и сертификации: учебное пособие/ Н.Д. Дубовой, Е.М. Портнов. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.
  1. Димов,Ю.В.Метрология, стандартизация и сертификация/ Ю.В.Димов.– СПб.: Питер, 2010.
  1. Кошевая, И.П.Метрология, стандартизация, сертификация/ И.П. Кошевая. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  1. Козлова, А.В. Стандартизация в перерабатывающей промышленности/ А.В. Козлова. – М.: Мастерство, 2007г.
  1. Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация/ И.М. Лифиц. - М: Юрайт-издательство, 2011 г.
  1. Николаева, М.А. Основы стандартизации/ М.А. Николаева. - М.: ОЦИКРТ, 2014.
  1. Николаева, М.А. Основы метрологии/ М.А. Николаева. - М.: ОИКРТ, 2013.
  1. Николаева, М.А. Оценка и подтверждение соответствия/ М.А. Николаева.- М.: ОЦПКРТ, 2014.
  1. Радкевич, А.М. Метрология, стандартизация и сертификация/ А.М. Радкевич. М: Высшая лига, 2010
  1. Сергеев, А.Т. Метрология, стандартизация и сертификация/ А.Т. Сергеев. М: Логос, 2014 г.
  1. Яблонский, О.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации/ О.П. Яблонский. - Ростов на Дону: Феникс, 2014 г.
  1. Журналы «Стандартизация и качество»

Интернет-ресурсы:

  1. Об обеспечении единства измерений [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ. – Режим доступа:http://base.consultant.ru /cons/cgi/ online.cgi? req=doc; base=LAW;n=182748
  2. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. – Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc;base=LAW;n=178347
  3. О порядке проведения сертификации [Электронный ресурс]: постановление Госстандарта РФ от 21.09.1994 № 15. – Режим доступа:http://www.rospromtest.ru/ content.php?id=40
  4. Помощь по ГОСТам [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www. gosthelp.ru/
  5. Роспромтест. Сертификация продукции и услуг [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.rospromtest.ru/
  6. Стандарты и качество [Электронный ресурс]: сайт журнала. – 2002-2015. – Режим доступа: http://www.ria-stk.ru/
  7. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступаhttp://www.gost. ru/wps/portal/pages/main.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты    обучения

(освоенные умения,  усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

умения

пользоваться системой стандартов в целях сертификации видов деятельности в природопользовании и охране окружающей среды;

Устный опрос

Тестовые задания

Практические занятия

Самостоятельная работа

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

Устный опрос

Практическое занятие

Самостоятельная работа

знания

основные понятия и определения метрологии, стандартизации;

Устный опрос

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Диф.зачет

основные положения систем общетехнических и организационно-методических стандартов;

Устный опрос

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Диф.зачет

объекты, задачи и виды профессиональной деятельности, связанные с реализацией профессиональных функций по метрологии и стандартизации;

Устный опрос

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Диф.зачет

правовые основы, основные понятия и определения в области стандартизации и подтверждения соответствия;

Устный опрос

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Диф.зачет

метрологические службы, обеспечивающие единство измерений, государственный метрологический контроль и надзор;

Устный опрос

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Диф.зачет

принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;

Устный опрос,

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Диф.зачет

порядок и правила подтверждения соответствия.

Устный опрос,

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Диф.зачет